Луцык Владимир Петрович,
учитель физической культуры
I квалификационная категория,
стаж работы 25лет.
МБОУ гимназия №2 г.Сургут.
Дозирование физических нагрузок школьников на уроках физической культуры.
Занятия физической культурой должны носить оздоровительную, развивающую и воспитательную направленность.
В процессе занятий необходимо осуществлять контроль, самоконтроль и врачебный контроль над состоянием своего организма, своей физической подготовленности и строго соблюдать правила безопасности во время занятий физической культурой и спортом.
Особого внимания требует дозирование физической нагрузки на уроке. Оно должно быть дифференцированным, потому что от этого в первую очередь зависит решение оздоровительной задачи и достижение эффекта повышения физической подготовленности учеников. Для того чтобы более или менее точно определить нагрузку на уроке, надо учитывать состояние здоровья и функциональные возможности всех учеников, их физическую подготовленность, индивидуальные особенности, а также степень предшествующих нагрузок при изучении ранее пройденного материала. В ходе урока нагрузку можно регулировать изменением числа повторений, темпа движений, величины отягощений, продолжительности выполнения заданий, связанных с интенсивными упражнениями. Одним из наиболее доступных методов контроля величины нагрузки может служить наблюдение за частотой сердечных сокращений (ЧСС).
Верхняя граница ЧСС после интенсивной нагрузки для учащихся основной медицинской группы – 170-180 ударов в минуту. Мне важно контролировать частоту пульса, особенно у тех, кто пропускал по болезни, у кого недостаточный уровень физической подготовленности, а также у школьников, отнесенных к подготовительной медицинской группе.
Нужно быть внимательным и к проявлению внешних признаков утомления учащихся. При средней степени утомления дыхание у них учащается, снижается интенсивность мышечных усилий, падает скорость движения, нарушается в небольшой степени координация движений. При значительной степени утомления чрезмерно усиливается дыхание, проявляются такие признаки, как побледнение лица, скованность движений и вялость во всем теле, резко нарушается координация движений. При первых признаках сильного утомления, я обязан дать ученику отдых или полностью отключить его от выполнения упражнения.
Одно из важных условий правильного регулирования нагрузки—дифференцированный подход к учащимся. Иначе говоря, при прохождении одинакового для всего класса программного материала, я в ходе урока видоизменяю и уточняю задание применительно к особенностям отдельных групп учеников. Например, когда школьники выполняют задания по бегу, то следует варьировать его различную скорость и продолжительность для мальчиков и девочек, а также в зависимости от хорошей, удовлетворительной и слабой подготовленности учеников; при освоении техники двигательных, действий нужно видоизменять объем и характер подводящих упражнений, исходя из способностей учеников.
Дифференцированный подход особенно важен в отношении к школьникам, отнесённым по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, а также тем, кто пропускал занятия по болезни. Эти дети в большей степени, чем другие, требуют к себе пристального внимания, которое должно проявляться в соблюдении доступности, постепенности и последовательности при выборе упражнений, в дозировке нагрузки и т. п.
Следуя всем этим методическим рекомендациям, я не должен забывать ещё об одной весьма существенной особенности современного урока. Она заключается в комплексном прохождении и освоении материала программы. Иначе говоря, четыре ее компонента, относящихся к изучению теоретических сведений, овладению двигательными действиями, умениями и навыками самостоятельных занятий, развитию двигательных качеств, должны составлять единый процесс. На основе оздоровительной и воспитательной направленности урока эта особенность современного урока отражена в структуре учебной программы.
Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Основная часть тренировки составляет 70 – 80% всего времени занятия. Остальные 20 – 30% деятельности делятся между разминкой и заключительной частью, во время которой интенсивность выполнения физических упражнений последовательно снимается.
Каждое занятие должно начинаться с разминки и подготовке организма к предстоящей работе. Увеличивать нагрузку следует постепенно, упражнения должны воздействовать на основные группы мышц рук, ног, туловища. Начинают занятия с упражнений требующих точности движений, повышенной скорости, ловкости и лишь затем приступают к упражнениям, которые требую максимальной силы и выносливости. В конце занятий нужен постепенный переход к относительно спокойному состоянию организма. Физические упражнения не должны вызывать значительного утомления.
Систематические занятия физкультурой приводят к адаптации человеческого организма к выполняемой физической работе. В основе адаптации лежат изменения мышечных тканей и различных органов в результате тренировок. Все эти изменения определяют тренировочные эффекты. Они проявляются в улучшении разнообразных функций организма и повышении физической подготовленности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.