Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
Ковернинского
муниципального района Нижегородской области
«Скоробогатовская
средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено:
Утверждено:
На педсовете от 15.10.13
г. Приказ от 17.10.13 г.
протокол №
2 № 93/1 – 0
Дополнительная
внеурочная программа
Интегрированного
курса
«УРОКИ
ЗДОРОВЬЯ»
Срок
реализации программы: 4 года
Возраст
учащихся: с 6.5 до 11 лет
Руководитель:
Савзалиева Ирина Файзалиевна
Сухоноска
2011
Пояснительная
записка
На основании
концепции развития дополнительного образования детей в РФ от 04.09.2014 года и
в связи с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 года №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14»
Здоровье
человека – тема для разговоров всех времён и народов, а в 21 веке она
становится первостепенной. Научно-технический прогресс привёл к тому, что
человек всё меньше и меньше понимает, что такое физический труд, а ребёнок и
подавно. Последние десятилетия характеризовались тенденцией к ухудшению
показателей состояния здоровья подрастающего поколения. По мнению
специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Не
секрет, что здоровье детей за годы обучения в школе ухудшается в 5-6 раз,
поэтому забота о здоровье подрастающего поколения требует особого внимания.
Мы, взрослые, не
задумываемся над тем, что на основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие
понимания у ребёнка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически. С раннего
детства необходимо воспитывать в ребёнке уважительное отношение к своему
здоровью. Школа и семья должны помочь ребёнку научится любить себя, своё тело,
своё здоровье. Значимость образования состоит в том,
чтобы помочь детям осознать, что здоровье является главной ценностью, научить
их выбирать здоровый образ жизни.
«Чтобы быть
здоровым, нужны собственные усилия, заменить их нельзя ничем» - считал Н. М.
Амосов. С этим утверждением нельзя не согласится. Опыт показывает, что
развитием своего здоровья, совершенствованием физических возможностей
организма, человек занимается с удовольствием. Разумеется, необходимо помочь
найти каждому обучающемуся свой путь к здоровью.
Актуальность программы.
Актуальность и педагогическая
целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлены
состоянием здоровья школьников. Наметившаяся во всём мире тенденция новых
подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых
образовательно-оздоровительных программ, начиная с младшего школьного возраста
(и ранее), поскольку именно в этот период у ребёнка закладывается основные
навыки по формированию здорового образа жизни.
Несомненно,
родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической
культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления
преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у младших
школьников необходима совместная работа педагогов и родителей.
Цель программы:
Данная программа имеет своей целью раскрыть детям
основы здорового образа жизни, позволяющие эффективно решать одну из самых
актуальных задач современного образования – формирование здорового образа жизни
младших школьников.
Учиться
быть здоровым душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания
и умения в согласии с законами природы.
Задачи
Образовательные:
·
обучение детей профилактическим методикам
– оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для
профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж;
·
обучение детей простейшим навыкам
оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
·
привитие детям элементарных гигиенических
навыков (мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле и
т. д.).
Воспитательные:
·
желание быть здоровым душой и телом;
·
стремиться творить своё здоровье, применяя
знания и умение в согласии с законами природы, законами бытия;
·
приобретение навыков самосовершенствования
при получении знаний о том, от чего зависит наше здоровье.
Развивающие:
·
самостоятельное экспериментирование и
поисковая активность детей побуждают их к творческому отношению при выполнении
заданий;
·
обучение любви к себе, к людям, к жизни
развивают гармонию с собой и с миром;
·
формирование позиции признания ценности
здоровья, сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков
по гигиенической культуре.
Особенности построения курса.
Программа
ориентирована не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и
становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации
усвоенных ребёнком знаний и представлений в его реальном поведении. Педагог
учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности своего организма,
психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную
деятельность, формировать своё здоровье.
Методика работы
строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком,
делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую
активность, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.
Задания содержат познавательный материал, соответствующий возрастным
особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные
минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.),
необходимые для развития навыков ребёнка.
Содержание
занятий
Наполнены
сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Игра на занятии позволяет
сохранить специфику младшего школьного возраста.
Наряду с
теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры
и упражнения, тренинги. Один из разделов посвящён профилактике заболеваний у
детей младшего школьного возраста и оказание доврачебной помощи.
Беседы
включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строение человека. Паспорта
здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье,
и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
Оздоровительные
минутки включают не только физические упражнения, но и «этюды для души» например:
«Сотвори солнце в себе». Оздоровительные паузы комбинируются, включая
физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук, или
стоп. Задача оздоровительных пауз – дать знания, выработать умения и навыки,
необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для
красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия.
На
занятиях используются различные методы и приёмы обучения:
Методы
|
Приёмы
|
Объяснительно-иллюстративные
|
Рассказ,
демонстрация, беседы, экскурсия.
|
Репродуктивные
|
Практическое
занятие, деловая или ролевая игра, викторина, обмен опытом.
|
Эвристические
|
Творческое
задание
|
Оценка
результатов деятельности.
На самих занятиях используются словесные одобрения. На
поставленные вопросы дети могут давать любые ответы, без страха включатся в
обсуждение разных вопросов, учиться отстаивать своё мнение и прислушиваться к
другим.
В конце каждого
года обучения проводятся обобщающие уроки, на которых в игровой и
непринуждённой форме проверяются знания, умения и навыки учащихся по программе.
Несомненно, лучшим
показателем результативности данной программы следует считать снижение уровня
заболеваемости учащихся в течение всего периода обучения.
Учебный
план
Первый
год обучения
№
п/п
|
Содержание
разделов
|
Количество
часов
|
Теория
|
Практика
|
1
|
Я и
школа
|
3
|
1,5
|
1,5
|
2
|
Что
такое здоровье
|
8
|
4
|
4
|
3
|
Мир
вокруг и я
|
10
|
5
|
5
|
4
|
Дыхание
и жизнь
|
8
|
4
|
4
|
5
|
Хотим
быть здоровыми – действуем
|
5
|
2,5
|
2,5
|
6
|
Итого:
|
34
|
17
|
17
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
К
ИНТЕГРИРОВАННОМУ КУРСУ «УРОКИ ЗДОРОВЬЯ» (1 -4 КЛАСС)
Учебно-тематический
план 1 года обучения
№
Урока
|
Разделы
программы
|
Кол-во
часов
|
Теория
|
Практика
|
Я и школа (3 часа)
|
1
|
Знакомство.
Практические
занятия:
Игра «Называй
себя и другого по имени»,
«Вежливые
слова».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
2
|
Как
взаимодействовать и контактировать друг с другом с учителями в стенах школы.
Практические
занятия:
Игры
«Опиши друга», «Испорченный телефон».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
3
|
Мои
интересы и здоровье
Практические
занятия:
Мимические
игры «Ссора», «Встреча».
Обсуждение
проблемной ситуации «Как утешить друга?». Общая беседа на тему «Твои
интересы, мечты и здоровье»
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Что такое здоровье (8 часов)
|
4
|
Здоровье.
От чего оно зависит.
Практические
занятия:
Выполнить
рисунок «Как я понимаю, что такое здоровье».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
5
|
Здоровье
тела и души. Основные факторы здоровья и их взаимосвязь.
Практические
занятия:
Работа в
группах по карточкам.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
6
|
Здоровье
и природа.
Практические
занятия:
Нарисовать
рисунок на тему: здоровье и природа. Игра «Сундучок кладовой природы». Д/З.
рисунок «Я и природа».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
7
|
Здоровье
и общество.
Практические
занятия:
Работа в
группах - озвучивание картинок про вежливость.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
8
|
Образ
жизни и здоровье.
Практические
занятия:
Игра
«Хлопни в ладоши». Работа в группах с карточками «знаки»
|
1
|
0,5
|
0,5
|
9
|
Нездоровье
и болезни. Какие бывают болезни, причины, их вызывающие. Что нужно знать,
чтобы избежать инфекции.
Практические
занятия:
Работа в
группах» Мозговой штурм». Игра – соревнование «Кто больше?». Тест «Твоё
здоровье».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
10
|
Основные
правила личной гигиены: умывание, чистые руки, носовой платок, чистые зубы,
баня, душ.
Практические
занятия:
Конкурс
стихов про личную гигиену. Инсценировка отрывка из сказки «Мойдодыр» К.
Чуковского
|
1
|
0,5
|
0,5
|
11
|
Основные
правила общественной гигиены: чистота жилища, улиц, чистота воды, воздуха и
почвы.
Практические
занятия:
Групповая
игра «Как я поступлю».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Мир вокруг и я. (10 часов)
|
12
|
Как я воспринимаю
этот окружающий мир. Мои чувства, как они возникают. Органы зрения, слуха,
осязания, обоняния и вкуса.
Практические
занятия:
Гимнастика
для глаз. Игра «Полезно вредно».
Самомассаж
ушей.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
13
|
Как
чувствуют другие животные. Нервная система, зачем она человеку.
Практические
занятия:
Беседа
о значении органов чувств.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
14
|
Органы
чувств и здоровья. Гигиена зрения, слуха и других органов чувств.
Практические
занятия:
Проведение
опыта «Воздействие света на зрачок глаза», Самомассаж ушей, Практикум «чистка
зубов», Оздоровительная минутка.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
15
|
Адаптация
к условиям природы. Что такое климат, погода.
Практические
занятия:
Игра по
рисункам «Погода, одежда и здоровье». Д/З. природа в день моего рождения.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
16
|
Закаливание
организма. Спорт. Игры на свежем воздухе.
Практические
занятия:
Классная
выставка «Мы дружим с физкультурой и спортом». Игра «Эрудит».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
17
|
Как
играть на улице, во дворе. Основные правила дорожного движения. Ты и
транспорт.
Практические
занятия:
Игра
«Валеологичечский светофор». Практикум Пешеходный переход.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
18
|
Купание.
Правило безопасности на водоёмах зимой, и летом. Как при этом не попасть в
беду. Как оказать первую помощь.
Практические
занятия:
Отрывок
из стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа милиционер», Подвижные игры «Море
волнуется», «Гуси лебеди».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
19
|
Я и мой
организм. Как я устроен. Что такое правильная осанка?
Практические
занятия:
Практическая
работа: «Где находится твоё сердце?»
|
1
|
0,5
|
0,5
|
20
|
Мой мозг
и моя душа. Я - личность. Основные качества личности (эмоции, душевные
качества, деловые качества).
Практические
занятия:
Практическое
задание: «Задумай слово», «Сравниваем друг друга».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
21
|
Какой я
сейчас? Каким стану? Мои решения. Моя будущая жизнь.
Практические
занятия:
Групповая
работа, Тест: «Какой я сейчас, каким я стану?»
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Дыхание и жизнь. (8 часов)
|
22
|
Дыхание
– основное свойство всего живого. Чем мы дышим.
Практические
занятия:
Мозговой
штурм (по группам) «Чем отличается живое от неживого», Практическая работа
общая «Сколько времени можно не дышать».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
23
|
Как мы
дышим, как дышат животные и растения.
Практические
занятия:
Работа в
группе «Надувание и сдувание шарика». Д/З. Нарисуй любимое растение.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
24
|
Чистый
воздух – это здоровье. Режим и правило дыхания.
Практические
занятия:
Работа в
группах: решение проблемной ситуации. Демонстрация опыта с пылью и влажной
тканью.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
25
|
Как
дышат мальчики и девочки. Дыхательные упражнения. Правильно ли мы дышим.
Практические
занятия:
Дыхательная
гимнастика. Самоанализ своего вдоха и выдоха.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
26
|
Какие опасности
угрожают дыханию? Как уметь помочь человеку в беде, если он потерял сознание.
Способы искусственного дыхания.
Практические
занятия:
Практическое
задание: обучение искусственному дыханию на кукле.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
27
|
Чистый
воздух и инфекционные болезни.
Практические
занятия:
Групповая
работа по анализу состояние чистоты воздуха (по картинкам)
|
1
|
0,5
|
0,5
|
28
|
Почему
вредна пыль дома и на улице. Проветривание помещения. Гигиена жилища (влажная
уборка).
Практические
занятия:
Проведение
практического занятия «Как увидеть пыль». Групповая работа «Проект по борьбе
с пылью».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
29
|
Как
сохранить чистый воздух в природе. Лёгкие и чистота.
Практические
занятия:
Выставка
растений посаженных учениками. Игра «Посадка картофеля».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Хотим быть здоровыми – действуем. (5 часов)
|
30
|
Знаешь,
как быть здоровым, расскажи своим близким.
Практические
занятия:
Работа в
группах над письмом. Анализ писем в жюри.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
31
|
Помоги
другим советом, добрым делом, своими знаниями. Как нужно это делать.
Практические
занятия:
Работа в
группах над проблемной ситуаций (см. приложение).
|
1
|
0,5
|
0,5
|
32
|
Правило
общения с товарищами, друзьями, взрослыми.
Практические
занятия:
Работа в
группах по решению проблемных ситуаций (см. приложение).
|
1
|
0,5
|
0,5
|
33
|
Знакомые
и незнакомые люди. Как себя вести среди людей. Стоит ли очень доверять
незнакомым людям? Что такое осторожность?
Практические
занятия:
Беседа
«Очень подозрительный тип», Основные правила личной безопасности.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
34
|
Итоговый
урок. Как вести себя и взаимодействовать на «Уроках здоровья».
Практические
занятия:
Утренник
«Я здоровье берегу – сам себе я помогу».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Ожидаемые
результаты и способы их проверки
К
концу 1 года обучения учащиеся должны
Знать:
• Как правильно надо мыть руки и лицо;
• как заботится о глазах и как ухаживать
за ушами, зубами, руками и ногами, знать правило ухода за кожей и о том, как
следует питаться, о пользе сна и о правилах поведения в школе и дома;
• о вреде курения и о пользе физических
упражнений и закаливания;
• правило безопасности поведения на воде.
Уметь:
• Правильно мыть руки и лицо, делать
гимнастику для глаз, содержать в чистоте и защищать уши, зубы, руки, ноги и кожу
от повреждений;
• Контролировать своё поведение в школе и
дома;
• Уметь укреплять мышцы, выполнять
закаливающие процедуры, соблюдать правило безопасного поведения на воде, играть
в подвижные игры на чистом воздухе.
Способ проверки:
Наблюдение за внешним видом. Поведение детей по приходу в школу, во время
перемен, при посещении ими столовой, на уроках физкультуры; опрос на занятиях
после пройденной темы.
Учебный
план
Второй
год обучения
№
п/п
|
Содержание
разделов
|
Количество
часов
|
Теория
|
Практика
|
1
|
Ещё
раз вспомним, что такое здоровье
|
2
|
1
|
1
|
2
|
Питание
и жизнь
|
12
|
6
|
6
|
3
|
Движение
и жизнь
|
8
|
4
|
4
|
4
|
Развитие
и жизнь
|
10
|
5
|
5
|
5
|
Хотим
быть здоровыми - действуем
|
2
|
1
|
1
|
6
|
Итого:
|
34
|
17
|
17
|
Учебно-тематический
план 2 года обучения
№
Урока
|
Разделы
программы
|
Кол-во
часов
|
Теория
|
Практика
|
Ещё раз вспомним, что такое здоровье (2 часа)
|
1
|
Что
нужно знать и уметь, чтобы быть здоровым.
Практические
занятия:
Игра «Давай
поговорим». Групповая работа: угроза здоровью и безопасное поведение. Д/з
рисунок «летние каникулы и моё здоровье».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
2
|
Что
такое здоровье, и от чего оно зависит.
Практические
занятия:
Анализ
рисунков на тему здоровье. Занятие-обсуждение рассказа «Куда пойти лечиться».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Питание и жизнь (12 часов)
|
3
|
Зачем мы
едим?
Практические
занятия:
Занятие -
обсуждения высказывания И.П. Павлова о «хлебе пасущем». Д/з написать «Что ты
ел вчера?»
|
1
|
0,5
|
0,5
|
4
|
Кто и
что употребляет в пищу?
Практические
занятия:
Игра
«Что разрушает здоровья». Занятие – обсуждение по стихотворению С. Михалкова
«Про девочку, которая плохо кушала».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
5
|
Значение
питания для человека.
Практические
занятия:
Групповая
работа: обсуждение структуры тела человека различных соединений.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
6
|
Заболевание,
обусловленные неправильным питанием.
Практические
занятия:
Самостоятельная
работа: выписать продукты, в которых есть сахар. Работа в группах:
составление рекомендаций.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
7
|
Разнообразие
в питание. Почему нужно употреблять разнообразные продукта.
Практические
занятия:
Групповая
работа: заполнение таблицы «необходимые вещества в продуктах».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
8
|
Что
такое рацион.
Практические
занят:
Групповая
работа: составление рациона на завтрак, обед и ужин.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
9
|
Основные
правила здорового питания.
Практические
занятия:
Групповая
работа: основные правила питания.
Обсуждение
рассказа «Нехочуха».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
10
|
Твоё
здоровье определяется тем, что ты ешь, или рациональное питание.
Практические
занятия:
Групповая
работа: составить набор продуктов дневного рациона. Игра «Что разрушает
здоровье».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
11
|
Гигиена
продуктов пищи. Свежие и несвежие продукты.
Практические
занятия:
Как
отличить несвежие продукты.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
12
|
Консерванты
и здоровье.
Практические
занятия:
Оздоровительная
минутка.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
13
|
Ядовитые
ягоды и грибы.
Практические
занятия:
Групповая
работа: «разбираем грибы и ягоды».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
14
|
Пищевые
отравления, их признаки и первая помощь в экстренных ситуациях.
Практические
занятия:
Практикум
«Помоги себе сам», «Оздоровительная минутка».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Движение и жизнь (8 часов)
|
15
|
Что даёт
нам возможность двигаться (мышцы, кости, суставы, нервы, мозг).
Практические
занятия:
Беседа о
«командах мозга».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
16
|
Что
нужно двигательной системе для нормальной работы? Как в организме образуется
энергия?
Практические
занятия:
Групповая
работа: Обсуждение вопроса «Можно ли жить, не питаясь?»
|
1
|
0,5
|
0,5
|
17
|
Мышцы и
тренировка. Утренняя зарядка и другие виды физической активности.
Практические
занятия:
Упражнения
с мышцами. Оздоровительная минутка.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
18
|
Подвижные
игры, физкультура, спорт.
Практические
занятия:
Игры в
зале: «Лови-бросай», «Кто дальше», «Угадай что делали».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
19
|
Физическая
работа дома, в саду, на пришкольном участке. Почему это важно?
Практические
занятия:
Групповая
работа: вспомнить пословицы о труде.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
20
|
Физическая
активность – форма и образ жизни, залог долголетия.
Практические
занятия:
Чтение и
обсуждение рассказа Г. Н. Сперанского «Секрет долголетия».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
21
|
Заболевание
двигательной системы.
Практические
занятия:
Упражнения
для исправления неправильной осанки.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
22
|
Травмы,
переломы, мышечные растяжения. Как оказать первую помощь.
Практические
занятия:
Работа в
парах: Правило оказания первой помощи.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Развитие и жизнь (10 часов)
|
23
|
Непрерывность
жизни.
Практические
занятия:
Групповая
работа: Составления схемы родства между учеником.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
24
|
Рождение.
Что значить расти и развиваться?
Практические
занятия:
Работа с
трафаретом детской ладошки.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
25
|
Что
необходимо маленькому ребёнку, чтобы вырасти здоровым.
Практические
занятия:
Чтение
отрывка из сказки Р. Киплинга «Маугли».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
26
|
Резервы
нашего организма.
Практические
занятия:
Составление
проекта по закаливанию организма.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
27
|
Как
чувствовать себя комфортно: самому с собой, с родителями, друзьями,
учителями, другими людьми.
Практические
занятия:
Чтение
сказки Л.Н. Толстого «Белка и волк».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
28
|
Как
правильно разговаривать.
Практические
занятия:
Работа в
парах: составить диалог с родителем, учителем, сверстниками используя
вежливые слова.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
29
|
Задаём
вопросы и отвечаем на них.
Практические
занятия:
Работа в
парах: вопрос ответ.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
30
|
Какие
бывают люди и чего от них ждать.
Практические
занятия:
Нарисовать
рисунок о добре.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
31
|
Как
научиться жить среди различных людей.
Практические
занятия:
Ролевая
игра «Кто сядет на стул?»
|
1
|
0,5
|
0,5
|
32
|
Какие
знания о здоровье ты считаешь наиболее важными.
Практические
занятия:
Заполнение
анкеты «Знание о здоровье».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Хотим быть здоровыми - действуем (2 часа)
|
33
|
Как
помочь другим задуматься о своём здоровье.
Практические
занятия:
Анкетирование.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
34
|
Какими
знаниями о здоровье: ты считаешь такими важными, что их должен знать каждый
Практические
занятия:
Итоговое
занятие: подвижные игры.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
|
|
|
|
|
|
Ожидаемые
результаты и способы их проверки
К
концу 2 года обучения учащиеся должны
Знать:
• О причинах и признаках болезней, что
такое здоровье и от чего оно зависит; понимать
значения выражения «здоровый образ жизни»;
• признаки пищевых отравлений; как
уберечься от порезов, ушибов, переломов; знать, что такое физическая
активность.
Уметь:
• Заботиться о своём здоровье, составлять
и выполнять режим дня, вести здоровый образ жизни; оказать первую помощь при
порезах, ушибах, переломах;
• помочь себе при отравлениях консервами
и ядовитыми грибами и ягодами;
Способ проверки:
Опрос на занятиях после пройденной темы, тестирование в конце года «Оцени себя
сам».
Учебный
план
Третий
год обучения
№
п/п
|
Содержание
разделов
|
Количество
часов
|
Теория
|
Практика
|
1
|
Ещё
раз о здоровье
|
3
|
1,5
|
1,5
|
2
|
Непрерывность
жизни
|
9
|
4,5
|
4,5
|
3
|
Здоровье
и общество
|
19
|
9,5
|
9,5
|
4
|
Хочешь
быть здоровым - действуй
|
3
|
1,5
|
1,5
|
5
|
Итого:
|
34
|
17
|
17
|
Учебно-тематический
план 3 года обучения
№
Урока
|
Разделы
программы
|
Кол-во
часов
|
Теория
|
Практика
|
Ещё раз о здоровье (3 часа)
|
1
|
От чего
зависит твоё здоровье.
Практические
занятия:
Групповая
работа: «Мои каникулы и здоровье».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
2
|
В чём ты
сам можешь помочь себе и другим?
Практические
занятия:
Оказание
первой помощи.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
3
|
Когда
нужно звать на помощь взрослых, когда нужно обращаться к врачу?
|
1
|
1
|
--
|
Непрерывность жизни (9 часов)
|
4
|
Периоды
жизни человека.
Практические
занятия:
Составление
возрастной шкалы жизни.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
5
|
Сколько
живёт человек.
Практические
занятия:
Составление
общей анкеты для опроса пожилых людей.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
6
|
Как
продлить молодость.
Практические
занятия:
Составление
общего «портрета долгожителя».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
7
|
Мужчины
и женщины, мальчики и девочки.
Практические
занятия:
Групповая
работа по заполнению анкеты.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
8
|
Чем
отличаются девочки и мальчики?
Практические
занятия:
Вежливое
обращение с девочками.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
9
|
Как
нужно относиться друг от друга.
Практические
занятия:
Работа с
анкетой.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
10
|
Дружба,
любовь, семья.
Практические
занятия:
Чтение
стихов о любви и их обсуждение.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
11
|
Твоя
семья – настоящая и будущая.
Практические
занятия:
Групповая
работа над текстом о составе семьи.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
12
|
Твоё
отношение к членам семьи.
Практические
занятия:
Игра
«Дерево любви».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Здоровье и общество (19 часов)
|
13
|
Что
такое общество?
Практические
занятия:
Тест на
знание правил поведения в общественных местах.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
14
|
Почему
люди живут вместе?
Практические
занятия:
Мозговой
штурм.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
15
|
Твоё
окружение: семья, друзья, школа, улица.
Практические
занятия:
«Моё окружение».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
16
|
Доброе и
злое в поведении людей.
Практические
занятия:
Анкета
«Исповедь»
|
1
|
0,5
|
0,5
|
17
|
Как
возникают конфликты?
Практические
занятия:
Групповая
работа по карточкам: причины возникновения конфликтов.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
18
|
Как
нужно поступать в случае конфликта?
Практические
занятия:
Групповая
работа по разрешению конфликтов.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
19
|
Что
такое обида?
Практические
занятия:
Мозговой
штурм, какие причины вызывают обиду у человека.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
20
|
Что
делать, если ты кого-то обидел?
Практические
занятия:
Работа в
парах: составить диалог на умение применять различные слова утешения.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
21
|
Как
относиться к обидам, неприятностям, огорчения?
Практические
занятия:
Обсуждение,
какими факторами определяется понятие «здоровье».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
22
|
Страх и
тревога.
Практические
занятия:
Д/З.
написать эссе о своих страхах и тревогах, как с ними бороться.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
23
|
Как
снять напряжение, избавиться от страха?
Практические
занятия:
Обсуждение
домашнего задания (работа в парах).
|
1
|
0,5
|
0,5
|
24
|
Что
такое самовоспитание.
Практические
занятия:
Ролевая игра
в группах по сюжету.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
25
|
Как
правильно принять решение и как предвидеть последствия своих поступков.
Практические
занятия:
Групповая
работа: составление ситуаций.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
26
|
Ты и
взрослые. Всегда ли нужно подрожать взрослым?
Практические
занятия:
Работа в
парах: «Хорошие и плохие поступки взрослых».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
27
|
Дурные привычки.
Практические
занятия:
Групповая
работа: отрицательные и положительные привычки (заполнение таблицы).
|
1
|
0,5
|
0,5
|
28
|
Опасности
взрослого мира. Курение.
Практические
занятия:
Беседа о
пассивном курении.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
29
|
Алкоголь
(Наркотики).
Практические
занятия:
Анализ
беседы С. Михалкова «Непьющий воробей». Игра «Пирамида».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
30
|
Насилие.
Практические
занятия:
Беседа с
классом и обсуждение морального насилия.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
31
|
Как
вредные привычки и опасности взрослого мира могут навредить тебе.
Практические
занятия:
Групповая
работа на тему «Что нужно предпринять, чтобы жизненные планы стали
реальностью». Д/З. написать мини-сочинение.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Хочешь быть здоровым – действуй (3часа)
|
32
|
Что ты
ценишь в жизни больше всего?
Практические
занятия:
Обсуждение
значения термина «жизненные ценности» заполнение таблицы с классом.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
33
|
Умеешь
ли ты владеть своими эмоциями, мыслями, решениями поступками?
Практические
занятия:
Индивидуальная
работа «Решение проблемной ситуации».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
34
|
Как
помочь своему здоровью и здоровью окружающих.
Практические
занятия:
Групповая
работа над проектами. Конкурс.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ожидаемые результаты и способы их
проверки
К
концу 3 года обучения учащиеся должны
Знать:
• понятие «вредные привычки» и методы
работы с ними;
• что такое конфликт и как с ним
бороться;
• как правильно принимать решение;
• что такое добро и зло.
Уметь:
• применять на практике методы борьбы с
вредными привычками;
• выходить из разного рода конфликтов;
• вовремя принимать правильное решение;
• отличать добро от зла.
Способ проверки:
Опрос на занятиях после пройденной темы; подведение итогов.
Учебный
план
Четвёртый
год обучения
№
п/п
|
Содержание
разделов
|
Количество
часов
|
Теория
|
Практика
|
1
|
Познай
себя
|
5
|
2,5
|
2,5
|
2
|
Правило
общения
|
5
|
2,5
|
2,5
|
3
|
Общение
и конфликт
|
8
|
4
|
4
|
4
|
Здоровье
и эмоции
|
4
|
2
|
2
|
5
|
Школа
и здоровье
|
7
|
3,5
|
3,5
|
6
|
Знаешь,
как быть
здоровы,
- действуй!
|
3
|
1,5
|
1,5
|
7
|
Итого:
|
32
|
16
|
16
|
Учебно-тематический
план 4 года обучения
№
Урока
|
Разделы
программы
|
Кол-во
часов
|
Теория
|
Практика
|
Познай себя (5 часов)
|
1
|
Твои
жизненные ценности.
Практические
занятия:
Групповая
работа «Что ты больше всего ценишь в жизни?» Анкетирование.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
2
|
Ты и
твоё здоровье.
Практические
занятия:
Работа с
пословицами. Заполнение анкеты.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
3
|
От чего зависит
твоё здоровье?
Практические
занятия:
Викторина:
«Твоё здоровье – в твоих руках».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
4
|
Что
даётся тебе от рождения.
Практические
занятия:
Работа в
группах: вспомнить определение понятий «рост» и «развитие». Составление
памятки «От чего зависит рост и развитие детей».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
5
|
Что ты
можешь сам сделать для своего здоровья.
Практические
занятия:
Просмотр
мультфильма «Ох и Ах». Характеристика героев. Анкетирование.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Правило общения (5 часов)
|
6
|
Почему
важно уметь общаться с другими людьми.
Практические
занятия:
«Мозговой
штурм» на тему «Почему человеку труднее жить в одиночестве, чем в окружении
других людей?».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
7
|
Общение
и здоровье.
Практические
занятия:
Конкурс
на составление лучшей сказки о компьютере.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
8
|
Основные
правила общения с ровесниками и старшими.
Практические
занятия:
Игра:
«Вредные и полезные советы».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
9
|
Знакомые
и незнакомые люди.
Правило
общения.
Практические
занятия:
Составить:
«Алгоритм осторожности».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
10
|
В каких ситуациях
при общении необходимо соблюдать осторожность?
Практические
занятия:
Работа
в парах: составление диалогов общения с незнакомыми людьми в различных
ситуациях.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Общение и конфликт (8 часов)
|
11
|
Что
такое конфликт?
Практические
занятия:
Работа в
группах: «Продолжи фразу: ‟Конфликт-это …..” ».
Чтение
рассказа Ю. Ермолаева «Лучший друг».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
12
|
Почему
возникают конфликты между людьми?
Практические
занятия:
Игра
«Нападающий и защищающий».
Чтение
сказки «Ёжики».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
13
|
Кто
может стать участником конфликта?
Практические
занятия:
Составление
кластера «Кто может быть участником?» и его обсуждение.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
14
|
Как
найти пути решения конфликтной ситуации?
Практические
занятия:
Ролевая
игра в парах. Психологическая игра «Ослиная шкура».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
15
|
Посредничество.
Практические
занятия:
Разбор
конфликтной ситуации.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
16
|
Как
научиться прощать?
Практические
занятия:
Групповая
работа «Найди способ простить».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
17
|
Можешь
ли ты уступить, пойти на компромисс?
Практические
занятия:
Тест
«Можешь ли ты пойти на компромисс?».
Тренинг
на снятие напряжения, отрицательных эмоций
|
1
|
0,5
|
0,5
|
18
|
Конфликты
и здоровье.
Практические
занятия:
Психологическая
игра «Ласковые ладошки».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Здоровье и эмоции (4 часа)
|
19
|
Твои
эмоции и здоровье.
Практические
занятия:
Игровая
ситуация «Два волшебника».
Д/З.
составить рекомендации для Злого волшебника.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
20
|
Положительные
и отрицательные эмоции.
Оптимизм
и пессимизм.
Практические
занятия:
Игровая
ситуация «Добрый и злой волшебник».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
21
|
Умеешь
ли ты управлять своими эмоциями?
Практические
занятия:
Игра
«Пишущая машинка», «Какой я есть и каким бы я хотел быть?».
Тест
«Умеешь ли ты управлять своими эмоциями».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
22
|
Как
влияют эмоции на общение?
Эмоции и
конфликты.
Практические
занятия:
Тренинг
– игра «Танцы».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Школа и здоровье (7 часов).
|
23
|
Зачем
человеку нужна школа?
Как
научиться учиться.
|
1
|
1
|
--
|
24
|
Почему
мы иногда не любим, ходить в школу?
Практические
занятия:
Работа в
группах: анализ возможных причин, приводящих к неудачам в школе.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
25
|
Как
нужно слушать на уроке.
Внимание
и память.
Практические
занятия:
Игры и
упражнения на развитие внимания и память.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
26
|
Правило
познания и школьные предметы.
Практические
занятия:
Работа в
группах: игра «Юные исследователи».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
27
|
Как
работать с текстом учебника.
|
|
|
|
28
|
Как
готовить домашнее задание.
Практические
занятия:
Построение
и презентация кластеров по теме «Общение».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
29
|
Составление
планов и опорных конспектов.
Практические
занятия:
Индивидуальная
работа: написание опорного конспекта по составленным планам.
Работа в
парах: обмен конспектами и выставление оценки друг другу.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Знаешь, как быть здоровым, - действуй! (3часа)
|
30
|
Как
принимать решения, делать правильный выбор во благо здоровья.
Практические
занятия:
Тест на
сохранение здоровья.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
31
|
Как
действовать, чтобы сберечь здоровье – важнейшую жизненную ценность.
Практические
занятия:
Составление
памятки «Как сохранить и укрепить своё здоровье».
|
1
|
0,5
|
0,5
|
32
|
Что
конкретно ты можешь сделать, чтобы быть здоровым?
Планируем
вместе.
Практические
занятия:
Конкурс
на лучшую идею проекта.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ожидаемые
результаты и способы их проверки
К
концу 4 года обучения учащиеся должны
Знать:
Что такое здоровье, что такое эмоции,
чувства, поступки и стресс; как помочь сохранить себе здоровье; должны знать,
что принимая решение, каждый несёт ответственность за себя и окружающих; почему
некоторые привычки называются вредными (курение, алкоголь, наркотики); что
такое волевое поведение; почему алкоголь опасен для нашего здоровья; почему
наркотики губительны для человека; знать, что взаимопомощь укрепляет здоровье
мальчиков и девочек, а поддержка в семье сохраняет здоровье её членов.
Уметь:
Понимать, какое чувство провоцирует тот
или иной поступок (злость, зависть, гнев, радость). Стараться избегать
стрессов; уметь находить причину и последствия событий, уметь выбирать
правильное для своего здоровья поведение; отвечать за своё решение; уметь противостоять,
если кто-то будет предлагать покурить; заниматься самовоспитанием; уметь
сказать нет, если кто-нибудь будет предлагать попробовать алкоголь или
наркотики. Уметь оказывать помощь своим одноклассникам, поддерживать и помогать
членам своей семьи.
Способ проверки:
Наблюдение непосредственное и целенаправленное
за поведением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время
экскурсий, походов; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы
навыков здорового образа жизни; в конце года проведение праздников: спортивный
праздник «День здоровья».
Дополнительные
обобщающие материалы
Литература для педагога:
1. Богданова
О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Пособие для
учителей. / О.С. Богданова, О. Д. Калинина. – М.: Просвещение, 1982. – 160 с.
2. Богуславская
Н.Е. Весёлый этикет. / Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: АРД
ЛТД, 1998. – 192 с.
3. Виноградов
Н.Ф. Окружающий мир: Учебник для 2-го класса четырёхлетней начальной школы. М.,
1995.
4. Гостюшин
А. В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учащихся 1-4
классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1997.
256 с.
5. Конфликт
и общение: путеводитель по лабиринту регулирование конфликтов. / Под ред. Д.
Шапиро. – Кишинёв: АРС, 1997.
6. Королёва
Т.М. Ослепительная улыбка на всю жизнь: пособие по гигиене подлости рта для
начальной школы. М., 1996 г.
7. Общая
биология: учебник для 10 11 классов с углублённым изучением биологии в школе.
/ Л.В. Высоцкая, С.М. Глаголев, Г.М. Дымшиц и др.; под ред. В.К. Шумного. –
М.: Просвещение, 1995. – 544 с.
8. Плешаков
А.А. Мир вокруг нас: учебник для 1 класса трёхлетней начальной школы М.:
Просвещение, 1995. 160 с.
Литература для учащихся:
1. Анастасова,
Л.П. Жизнь без опасностей. Учись быть самостоятельным: альбом – задачник.
(1-3 класс) / Л.П. Анастасова, Н.В. Иванова, П.В. Ижевский.- М.: Вентана Граф,
1997. 64
с.
2. Вахрушев
А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Мир и человек. Окружающий нас мир: Учебник для
1 класса. М.: Новая школа, 1996. 160 с.
3. Зайцев
Г. Уроки Мойдодыра / под ред. докт. мед. наук Колбанова В.В. СПб.:
Акцидент, 1994.
4. Зайцев
Т.К. Твои первые уроки здоровья. 1995.
5. Пармс
К.А., Либерман Л.Р., Кроун К.В. Путешествия Джуно: Приключения в стране
«Здоровье»: Учебник для 1 класса. 2-е изд. М.:
Просвещение, 1992. 96 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.