Муниципальное
казенное общеобразовательное учреждение
«Богатыревская
средняя общеобразовательная школа»
Горшеченского района Курской области
Дополнительная
общеобразовательная программа
по физике
«Юный физик»
Составитель: учитель
физики Семененкова М.В.
2014г.
Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная программа «Юный физик» разработана для учеников, начинающих
изучение курса физики – 7-8 классов. Особенностью работы по данной программе
является в основном подготовка учащихся к восприятию и осмыслению физических
процессов, изучаемых в старших классах, практического применения знаний, их
связи с наукой и техникой. На занятиях ученики должны убедиться в том, что
практически все явления, окружающие нас и непосредственными участниками
некоторых из них, могут явиться сами ученики, объясняются с точки зрения физики,
основываются на физических законах. Использование физических закономерностей и
явлений пронизывает все стороны человеческой деятельности. И основой
производства и совершенствования быта служат в числе других факторов физические
знания, что физика нужна людям многих профессий.
Календарно-тематический
план программы «Юный физик» рассчитан на 34 учебных часов.
Количество часов в
неделю: 1
Цели программы
1.
Образовательная:
–
развитие умений проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;
-выдвигать гипотезы и строить модели;
- применять полученные знания для объяснения разнообразных физических
явлений и свойств веществ;
-на практике использовать физические знания.
2.
Просветительская:
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе приобретения знаний и умений с использованием различных
источников информации и современных информационных технологий;
-расширение кругозора учащихся.
3.
Воспитательная:
–
воспитание убеждённости в возможности познания законов природы;
-необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;
- уважительного отношения к мнению другого при обсуждении проблем
естественнонаучного содержания;
-чувства ответственности за экологическую обстановку в природе.
Основное
место занимает самостоятельная и творческая работа учащихся - индивидуальная
и групповая, домашний эксперимент и наблюдения, рефлексия.
Программа
«Юный физик» подталкивает ученика к самостоятельному мышлению, логике и
рациональности в рассуждениях, развитию фантазии, а также умению анализировать
наблюдаемую ситуацию и приходить к правильному решению, умению видеть важное и
делать правильные выводы.
Содержание
курса позволяет ученику любого уровня подготовки активно включаться в
учебно-познавательный процесс и максимально проявить свои возможности и
способности.
Ожидаемые результаты обучения:
·
Формирование конкретных практических умений и
навыков на основе знакомства с законами физики.
·
Повышение оценки учащимися собственных знаний по
физике.
·
Повышение познавательного интереса к предмету на
занятиях дополнительного образования.
·
Помочь преодолеть ложные страхи, связанные с
изучением предмета физики, показать, что физика – наука, которая поможет
познать окружающий мир.
Тематическое планирование по программе
«Юный физик»
Номер занятия
|
Название
темы занятия
|
Количество часов
|
-
|
Механические
явления
|
7
|
-
|
Тепловые явления
|
4
|
-
|
Кристаллы
|
1
|
-
|
Давление
|
4
|
-
|
Выталкивающее
действие жидкости и газа
|
2
|
-
|
Световые явления
|
3
|
-
|
Оптические иллюзии
|
1
|
-
|
Электрические
явления
|
2
|
-
|
Магнитные явления
|
4
|
-
|
Физика и химия
|
3
|
-
|
Работа над проектом
|
3
|
-
|
Итого
|
34
|
Календарно-тематическое планирование
Номер заня-тия
|
Тема по программе
|
Количество часов по программе
|
|
|
|
I. Механическое явление
|
7
|
|
1.
|
Инерция
|
1
|
|
2.
|
Инерция
|
1
|
|
3.
|
Центробежная сила
|
1
|
|
4.
|
Равновесие
|
1
|
|
5.
|
Поверхностное натяжение
|
1
|
|
6.
|
Реактивное движение
|
1
|
|
7.
|
Волны на поверхности жидкости
|
1
|
|
|
II.
Тепловые
явления
|
4
|
|
8.
|
Способы теплопередачи
|
1
|
|
9.
|
Способы теплопередачи
|
1
|
|
10.
|
Примеры
теплопередачи в организме человека
|
1
|
|
11.
|
Занимательные опыты
|
1
|
|
|
III.
Кристаллы
|
1
|
|
12.
|
Кристаллы
|
1
|
|
|
IV.
Давление
|
4
|
|
13.
|
Давление твердых тел
|
1
|
|
14.
|
Давление жидкостей и газов
|
1
|
|
15.
|
Давление жидкостей и газов
|
1
|
|
16.
|
Атмосферное давление
|
1
|
|
|
V.
Выталкивающее
действие жидкости и газа
|
2
|
|
17.
|
Выталкивающее действие жидкости
|
1
|
|
18.
|
Выталкивающее действие газа
|
1
|
|
|
VI.
Световые явления
|
3
|
|
19.
|
Образование тени и полутени
|
1
|
|
20.
|
Отражение света.
|
1
|
|
21.
|
Оптические приборы
|
1
|
|
|
VII.
Оптические иллюзии
|
1
|
|
22.
|
Оптические иллюзии
|
1
|
|
|
VIII.
Электрические явления
|
2
|
|
23.
|
Электризация
|
1
|
|
24.
|
Электрические цепи
|
1
|
|
|
IX.
Магнитные
явления
|
4
|
|
25.
|
Магниты и их взаимодействие
|
1
|
|
26.
|
Биомагнетизм
|
1
|
|
27.
|
Влияние магнитов на жизнь человека
|
1
|
|
28.
|
Фокусы с магнитами
|
1
|
|
|
X. Физика и химия
|
3
|
|
29.
|
Физика на кухне
|
1
|
|
30.
|
Физика на кухне
|
1
|
|
31.
|
Физика на кухне
|
1
|
|
32-34
|
XI.
Работа
над проектом. Защита.
|
3
|
|
|
Итого
|
34
|
|
Используемая литература:
1.
Блудов М.И. «Беседы по физике»,
Москва, Просвещение, 1983 г.
2.
Горев Л.А. «Занимательные опыты по физике», Москва, Наука,1982 г.
3.
Игнатьев Е.И. «В царстве смекалки», Москва, Просвещение, 1990 г.
4.
Перельман Я.И. «Занимательные задачи и опыты»,
Москва, Наука, 1986 г.
5.
Соурц К.Э. «Необыкновенная физика обыкновенных явлений», Москва,
Наука, 1994 г.
6.
Чалдаева С.А. «Физика и человек», Москва,
Просвещение, 1990 г.
7.
Гулиа, Н. В. Удивительная физика: о чем
умолчали учебники. - М., 2003.
8.
З.Дягилев, Ф.
М. Из истории физики
и жизни ее творцов. - М., 1986.
9.
Рабиза, Ф. В. Простые опыты: забавная физика для
детей. - М., 1997.
10.
Физика: великие открытия / Популярная
школьная энциклопедия. - М.,2001.
11.
Джим Уиз
"Занимательная химия, физика, биология".
Приложение №
1
к программе «Юный физик»
Работа над проектами. Защита проектов.
План подготовки к работе над
проектом:
1.
Создание рабочей группы (ученики объединяются по
несколько человек для работы по одной теме);
2.
Распределение функциональной деятельности в группе
(ученики распределяют обязанности для работы в группе);
3.
Планирование ( учащиеся составляют план
деятельности);
4.
Определение формы отчета выполненной работы
(рекомендуемая форма презентации в режиме MS PowerPoint).
Деятельность групп:
1.
Индивидуальная работа с источниками;
2.
Групповая работа (обсуждение);
3.
Консультации с учителем;
4.
Демонстрация результата работы;
5.
Собственная оценка выполненной работы.
Рефлексия:
1.
Какие трудности возникли при подготовке и
выполнении работы?
2.
Какими способами были преодолены эти трудности?
3.
Что полезного было взято из процесса подготовки и
выполнения работы?
4.
Понравился ли данный метод проектной деятельности
при изучении выбранной темы?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.