Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Яшкульская многопрофильная гимназия»
«Рассмотрено»
Руководитель кафедры
________Бембеева Н.Б.
Протокол №___
от«___»________2014 г.
|
«Согласовано»
Заместитель
директора
по ВР МБОУ «ЯМГ»
________Романенко
Л.В..
«___»__________2014
г.
|
«Утверждаю»
Директор МБОУ «ЯМГ»
_______Очирова Э.Н.
Приказ № ___
от
«___»________2014 г.
|
Дополнительная общеобразовательная программа
кружка растениеводов «Зеленый мир»
возраст
детей – 10 -14 лет
автор-составитель
– руководитель кружка,
учитель биологии
МБОУ «Яшкльская
МГ»
Бембеева
Наталья Буваевна
с. Яшкуль, 2014 г.
Пояснительная записка
Привлечение внимания детей к изучению многообразия
растительного покрова Земли – первый шаг на пути воспитания у подрастающего
поколения чувства личной ответственности за сохранение биологического
разнообразия, которое нарушается при нерациональном использовании природных
богатств.
Актуальность
Кружок растениеводов «Зеленый мир» является компонентом внеурочной
деятельности учащихся 5 - 6 классов, реализуемой в МБОУ «Яшкульская
многопрофильная гимназия» в соответствии с новыми Федеральными государственными
образовательными стандартами основного общего образования, в пилотном режиме с
2013 года.
Практическая значимость
Программа кружка позволяет удовлетворить индивидуальные познавательные
потребности обучающихся, организовать деятельность, направленную на развитие
конкретного ученика, достижение личностных результатов освоения основной
образовательной программы.
Связь с уже существующими по данному
направлению программами
Дополнительная
общеобразовательная программа кружка растениеводов «Зеленый мир» является составной
частью программы внеурочной деятельности учащихся 5 и 6-х классов по биологии.
Цель программы – реализация концепции непрерывного
экологического образования и выход на уровень предпрофильной подготовки по биологии.
Задачи программы:
· создание условий для формирования у
обучающихся научного представления о многообразии живых организмов на примере декоративных
растений;
· ознакомление учащихся с биологическими
особенностями комнатных растений и цветочно-декоративных культур;
·
характеристика основных
мероприятий по уходу за растениями; практических особенностей
сельскохозяйственного труда;
·
организация проектной
деятельности, эколого-просветительская деятельность
· формирование у обучающихся исследовательских
навыков.
Наиболее существенной особенностью программы является
реализация всех организационных форм как проектов, осуществляемых обучающимися
на всех этапах. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний
в программу включены практические работы
Программа кружка сориентирована на формирование
активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными
навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору,
анализу и использованию информации, владеющей основами исследовательской и
проектной деятельности.
Деятельность обучающихся предусматривается в формах: внеаудиторные
занятия – экскурсии и практические работы и аудиторные – индивидуальные и групповые
занятия на базе кабинета биологии.
Возраст детей – 10 - 14 лет (5 – 6 классы),
Психологические особенности
Основная особенность подросткового возраста — начало
перехода от детства к взрослости. В возрасте 10 — 14 лет происходит развитие
познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по
саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим,
формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается
формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие
гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных
качеств личности. На этапе основного общего среднего образования происходит
включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу
которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить
вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и
умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения
понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание,
характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение,
умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения,
структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных
потребностей и развитию познавательных способностей.
Организационно-методические задачи, связанные с дифференциацией и
индивидуализацией обучения решаются на основе целесообразной организации
компонентов (модулей) программы. Единая стратегия и целостность
учебно-воспитательного процесса обеспечивается прохождением учащимися
образовательных маршрутов, имеющих достаточное количество вариантов содержания,
временных периодов, условий, уровня освоения, численного и качественного
состава обучающихся.
Структура программно-методического
комплекса
1.Образовательный уровень –основное общее образование
2.Предметная область – Естествознание
3.Ориентация содержания – практическая
4.Характер освоения – развивающий
5.Цели и задачи – образовательные, воспитательные
6.Квалификация педагога – первая категория
7.Количество учащихся в группе – 12
8.Продолжительность учебного часа – 45 мин.
10.Учебный период - 144 часа
11.Количество занятий в неделю – 2
12.Количество часов в занятии – 2
Уровень
результатов работы по программе
Программа предусматривает вовлечение учащихся в разнообразную
деятельность, которая способствует преобразованию знаний в компетенции и
убеждения. Уделяется внимание ситуациям, раскрывающим универсальные и
утилитарные ценности, принципам и нормам становления нравственных позиций
личности. Программа несет в себе воспитательный потенциал (гуманное отношение
ко всем живым объектам, природному окружению, активное участие в
природосберегающей деятельности).
Обучение и воспитание в процессе деятельности будет
способствовать развитию эмоциональной сферы детей, их способности к
сопереживанию, состраданию; настойчивости и воли в достижении положительного
преобразования и улучшения состояния окружающей природной среды.
Планируемые результаты (УУД)
При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных
результатов:
·
знание основных принципов
и правил отношения к живой природе;
·
сформированность
познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы и ее
охрану; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым
объектам;
·
воспитание ответственного
отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды
Метапредметными результатами освоения данной программы являются:
·
умение работать с разными
источниками информации; систематизировать информацию, понимать информацию,
представленную в различной форме;
·
овладение составляющими
исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать,
проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать,
защищать свои идеи;
·
способность выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к
живой природе, здоровью своему и окружающих;
·
умение слушать и вступать
в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и
взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать
свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения учащимися программы кружка являются:
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
·
выделение существенных
признаков живых объектов и процессов их жизнедеятельности
·
приведение доказательств
взаимосвязи растений и экологического состояния окружающей среды; необходимости
защиты растительного мира;
·
объяснение роли биологии в
практической деятельности людей; роли растений в жизни человека; значения
растительного разнообразия;
·
сравнение биологических
объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
·
выявление приспособлений
растений к среде обитания;
·
овладение методами
биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов;
постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
·
знание основных правил
поведения в природе;
·
анализ и оценка
последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
·
знание и соблюдение правил
работы в кабинете биологии;
·
соблюдение правил работы с
биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы,
микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
·
освоение приемов
выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
·
овладение умением
оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
·
Система
отслеживания и оценивания результатов обучения детей
- участие в конкурсах, учебно-исследовательских конференциях, школьном и
муниципальном этапе Всероссийской биологической олимпиады.
1 год обучения
Содержание образования модуля «Комнатное цветоводство»
№
|
Перечень тем
|
Теория
|
Практика
|
Всего
|
1.
|
Вводное занятие
Организация занятий, охрана труда и техника безопасности
|
1
|
1
|
2
|
2.
|
Понятие о комнатных растениях и их особенностях
|
4
|
6
|
10
|
3.
|
Основные правила содержания комнатных растений
|
5
|
7
|
12
|
4.
|
Обзор флоры
комнатных растений различных географических районов
|
3
|
6
|
9
|
5.
|
Размножение
комнатных растений
|
2
|
6
|
8
|
6.
|
Сроки вегетации и покоя для различных комнатных растений
|
3
|
5
|
8
|
7.
|
Краткие сведения о систематике растений
|
5
|
8
|
13
|
8.
|
Выставка растений, выращенных кружковцами в школе и дома
|
2
|
5
|
7
|
9.
|
Заключительное занятие
|
2
|
1
|
3
|
|
Итого
|
27
|
45
|
72
|
Краткое содержание тем
1.Вводное занятие.
Обзор растительности Земли, зон обитания комнатных растений в
разных частях света. Применение растений в хозяйственных и медицинских целях, для
озеленения жилых и общественных помещений. Влияние хозяйственной деятельности,
угроза исчезновения многих видов редких комнатных растений. Методы охраны
растений, борьбы с браконьерством. История коллекционирования растений в
России.
Правила техники безопасности и охрана труда.
Демонстрация комнатных растений, иллюстраций материала из
книг.
Практическая работа. Знакомство с комнатными растениями в
кабинете биологии, анализ их состояния.
2.Понятие о комнатных растениях и их особенностях.
Климатические особенности географических районов произрастания
комнатных растений. Возникновение у растений приспособлений к среде обитания.
Биологические особенности комнатных растений различных зон обитания.
Практическая работа. Знакомство с различными приспособлениями
комнатных растений. Осенние работы, подготовка растений к зимовке. Создание
фондовой коллекции комнатных растений.
3. Основные правила содержания комнатных растений.
Требования к условиям содержания комнатных растений в жилых
помещениях, классах и оранжереях. Основные правила культуры: состав и свойства земляных
смесей, посуда, дренаж, правила полива и содержания зимой и летом, температурный
режим, опрыскивание, борьба с вредителями. Методы внесения удобрений и сроки
удобрения различных культур.
Практическая работа. Расстановка растений. Уход за комнатными
растениями. Ведение журнала наблюдений за развитием растений. Выполнение
заданий по уходу и пересадке. Составление альбома с рисунками и фотографиями,
отражающими этапы развития растений.
4.Обзор флоры комнатных растений различных географических
районов.
Флористические области: Африка, Южная Америка, Азия. Влияние
условий среды обитания на рост и развитие растений. Растения пустыни и
луковичные растения. Особенности строения суккулентов и склерофитов. Понятие
об эфемерах и эфемероидах. Растения тропиков и субтропиков
Практическая работа. Экологические группы растений. Создание
условий для содержания растений различных экологических групп (свет,
температура, влажность, питание). Уход за суккулентами. Уход за растениями
тропиков. Поддержание микроклимата: строгий температурный режим, искусственное
увлажнение воздуха. Мысленная экскурсия в ботанический сад и в ботанический
музей.
5.Размножение комнатных растений.
Способы размножения. Методы и приемы вегетативного размножения.
Оптимальные сроки и правила черенкования растений. Приготовление субстрата для укоренения
черенков суккулентных растений. Особенности размножения кактусов. Листовые и
стеблевые черенки. Размножение делением куста, отпрысками и отводками.
Практическая работа. Освоение и правила техники черенкования и
укоренение черенков и деток в воде и в почвенной смеси. Наблюдения за ростом и развитием
растений.
6.Сроки вегетации и покоя для различных комнатных растений.
Сравнение климата местного района с климатом, где возникли и
сформировались комнатные растения. Создание благоприятных условий для растений,
требующих много света, тепла, питания и влаги в период роста и цветения.
Содержание летом при t 27-40С, зимой при t +5, +12С,
своевременное прекращение полива луковичных и суккулентных растений.
7.Краткие сведения о систематике растений.
Карл Линней, бинарная номенклатура комнатных растений. Определение
вида растений. Фамильное, родовое и видовое название растения. Знакомство с
комнатными растениями различных семейств.
Практическая работа. Паспортизация комнатных растений школы, составление
справочной картотеки, этикеток. Работа с книгой (справочники по комнатным
растениям). Подготовка компьютерной презентации.
Демонстрация растений, выращенных членами кружка.
Практическая деятельность
· Знакомство с комнатными растениями кабинета
биологии, анализ их состояния.
· Выявление приспособлений комнатных растений к
среде обитания. Осенние работы, подготовка растений к зимовке. Создание
фондовой коллекции комнатных растений школы.
· Расстановка растений в холлах и рекреациях
школы. Уход за комнатными растениями. Ведение журнала наблюдений за ростом и развитием
растений. Выполнение заданий по уходу и пересадке. Составление альбома с
рисунками и фотографиями, отражающими этапы развития растений.
· Создание условий для содержания растений
различных экологических групп.
· Освоение правил и техники черенкования и
укоренения черенков в воде и в почвенной смеси. Наблюдения за развитием
растений.
· Паспортизация комнатных растений школы.
Составление справочной картотеки, оформление этикеток.
· Выставка комнатных растений, выращенных
членами секции цветоводов. Подготовка и оформление стендов. Подготовка
компьютерной презентации о деятельности кружка растениеводов.
Летние задания: уход за школьной коллекцией комнатных
растений.
2 год обучения
Содержание образования модуля «Декоративное
цветоводство»
№
|
Перечень тем
|
Теория
|
Практика
|
Всего
|
1.
|
Вводное занятие
Организация занятий, охрана труда и техника безопасности
|
1
|
1
|
2
|
2.
|
Декоративные
растения цветника. Биологические особенности однолетников. Многолетники.
|
2
|
2
|
4
|
3.
|
Уход за растениями.
Опыты и наблюдения за цветочно-декоративными растениями.
|
9
|
11
|
20
|
4.
|
Краткие сведения о систематике растений
|
3
|
6
|
9
|
5.
|
Календарь основных работ на пришкольном участке.
Составление проектов оформления клумб и рабаток.
|
2
|
4
|
6
|
6.
|
Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения на пришкольном
участке
|
2
|
9
|
11
|
7.
|
Размножение
цветочно-декоративных культур на пришкольном участке. Вегетативное
размножение многолетников.
|
4
|
6
|
10
|
8.
|
Защита растений от болезней и вредителей.
|
2
|
5
|
7
|
9.
|
Заключительное занятие
|
2
|
1
|
3
|
|
Итого
|
27
|
45
|
72
|
Краткое содержание тем
1.Вводное занятие.
Многообразие цветочно-декоративных культурных растений. Применение
растений в хозяйственных и медицинских целях, для озеленения населенных пунктов.
Методы охраны растений, борьба с сорняками. История выращивания декоративных растений
в России и Калмыкии.
Правила техники безопасности и охрана труда. Демонстрация декоративных
растений, иллюстраций материала из книг, презентаций.
Практическая работа. Знакомство с растениями пришкольного участка,
анализ их состояния.
2.Декоративные растения цветника. Биологические особенности
однолетников. Многолетники. Климатические особенности географических районов
произрастания декоративных растений. Возникновение у растений приспособлений к
среде обитания. Биологические особенности растений различных зон обитания.
Практическая работа. Осенние работы, подготовка растений к
зимовке. Сбор семян однолетников.
3. Уход за растениями. Опыты и наблюдения за
цветочно-декоративными растениями.
Основные правила культуры: состав и свойства земляных смесей, правила
полива, борьба с вредителями. Методы внесения удобрений и сроки удобрения
различных культур.
Практическая работа. Уход за цветочно-декоративными
культурными растениями. Борьба с вредителями и болезнями. Ведение журнала
наблюдений за развитием растений. Выполнение заданий по уходу и пересадке. Опыты
и наблюдения за цветочно-декоративными растениями. Оформление дневника
наблюдений. Составление альбома с рисунками и фотографиями, отражающими этапы
развития растений.
4. Краткие сведения о систематике растений
Карл Линней, бинарная номенклатура растений. Определение вида растений.
Фамильное, родовое и видовое название растения. Знакомство с цветочно-декоративными
культурными растениями различных семейств.
Практическая работа. Паспортизация цветочно-декоративных
культурных растений на пришкольном участке, составление справочной картотеки.
Работа с книгой (справочники по культурным растениям). Подготовка компьютерной
презентации.
5. Календарь основных работ на пришкольном участке. Составление
проектов оформления клумб и рабаток.
Практическая работа. Составление проектов оформления клумб и рабаток
6. Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения на
пришкольном участке.
Почвы и почвенные смеси. Питание растений (воздушное и почвенное).
Важные элементы минерального питания, удобрения.
Практическая работа. Подготовка почвы: рыхление, внесение перегноя.
Составление почвенных смесей
7. Размножение комнатных растений.
Способы размножения. Сроки и приемы посева семян на рассаду и в
открытый грунт. Методы и приемы вегетативного размножения. Оптимальные сроки и
правила черенкования растений. Приготовление субстрата для укоренения черенков
суккулентных растений. Особенности размножения многолетних травянистых растений.
Размножение делением куста, отпрысками и отводками.
Практическая работа. Посев семян на рассаду и в открытый
грунт. Вегетативное размножение растений. Наблюдения за ростом и развитием
растений.
8. Защита растений от болезней и вредителей.
9.Сроки вегетации и покоя для различных цветочно-декоративных
культурных растений.
Сравнение климата местного района с климатом, где возникли и
сформировались культурные растения. Создание благоприятных условий для роста и
развития растений, требования к температурному режиму, условиям питания и влаги
в период роста и цветения.
Практическая работа. Уход за растениями в различные периоды вегетации
Практическая деятельность
· Знакомство с растениями
пришкольного участка, анализ их состояния.
· Осенние работы, подготовка растений к зимовке.
Сбор семян однолетников.
· Уход за цветочно-декоративными культурными растениями.
Борьба с вредителями и болезнями. Ведение журнала наблюдений за развитием
растений. Выполнение заданий по уходу и пересадке. Составление альбома с
рисунками и фотографиями, отражающими этапы развития растений.
· Паспортизация цветочно-декоративных культурных
растений на пришкольном участке, составление справочной картотеки. Работа с
книгой (справочники по культурным растениям). Подготовка компьютерной презентации.
· Составление проектов оформления клумб и
рабаток.
· Посев семян на рассаду и в открытый грунт. Вегетативное
размножение растений. Наблюдения за ростом и развитием растений.
· Уход за растениями в различные периоды
вегетации
Летние задания: уход за растениями на пришкольном
участке
Требования к уровню освоения обучающимися модулей
программы
знать/понимать:
· основные группы комнатных растений,
цветочно-декоративных культур особенности их организации, многообразие,
экологическую, эстетическую и практическую роль;
· принципы размещения растений в помещении и на
пришкольном участке;
· правила ухода за растениями (световой и
температурный режим, полив, подкормка, пересадка и перевалка);
· основные болезни и вредителей растений;
уметь:
· составлять паспорт растений, проекты
оформления клумб и рабаток;
· готовить почвенные смеси;
· пересаживать и переваливать растения;
· вносить удобрения и подкармливать растения;
· размножать растения семенами и вегетативно;
· описывать собственные наблюдения или опыты, различать
в них цель,
условия проведения и полученные результаты;
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и в повседневной жизни для:
· составления простейших рекомендаций по
содержанию и уходу за комнатными растениями и цветочно-декоративными
культурами;
· размножения растений семенами и вегетативно:
черенками, отводками, делением куста, дочерними луковицами-детками и т.д.
Планируемый результат
предполагает, что члены кружка будут
· иметь общее представление о декоративных растениях
и области их применения;
· определять по внешним признакам принадлежность
растений к экологическим группам;
· знать методы и приемы размножения декоративных
растений и применять их на практике;
· осуществлять уход за растениями; развивать элементарные
умения по составлению систематических характеристик растений;
· участвовать в разработке проектов; вести
эколого-просветительскую деятельность;
· обладать навыками исследовательской
деятельности.
Методическое
обеспечение
Система занятий сориентирована на формирование активной личности,
мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и
психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и
использованию информации, владеющей основами исследовательской и проектной деятельности.
При организации процесса деятельности в рамках данной программы
реализуется системно-деятельностный подход; предполагается применение следующих
педагогических технологий обучения: технология развития критического мышления,
кейс-технология, учебно-исследовательская и проектная деятельность.
Основные организационные формы
Формы деятельности
|
Мероприятия
|
Разовые
|
Конкурсы и
викторины
|
Интерактивное мероприятие «Земля – наш общий дом»
- тренинг «Публичное
выступление»
- оформление кабинета плакатами
- проведение интерактивного мероприятия на открытом занятии кружка.
Викторина
«Лекарственные растения Калмыкии»
|
Тематические вечера
|
Устный журнал «Правда о курении»
- подготовка блоков информации по теме
- проведение тестирования
- оформление плакатов, призывов
- оформление диаграмм по результатам тестирования
- проведение интерактивного занятия с элементами ролевой игры
-проведение собеседования о преодолении давления сверстников с
использованием игровых ситуаций, сценок
- игра – утверждение «Правда, что…».
Интерактивное
мероприятие «Природа и поэзия» по стихотворениям Д.Н. Кугультинова.
|
Олимпиады
|
Подготовка к школьному
этапу Всероссийской олимпиады школьников по биологии, конкурсу «Человек и
природа».
Участие в
олимпиадах и конкурсах муниципального и регионального уровня,
Интернет-олимпиадах
|
Выставки
|
оформление выставки
комнатных растений различных экологических групп
|
Предметные недели
|
Подготовка к
открытым мероприятиям, инсценировка, подготовка презентаций
|
Разовые и
системные
|
Экскурсии
|
Разнообразие
растений
Экология и мы
Анализ и оценка
состояния природных сообществ
|
Общественно
полезная (социально значимая деятельность)
|
Участие в акции «С
любовью к России делами добрыми едины» - организация и проведение субботников по озеленению
школьного двора
Акция «Мы выбираем
спорт как альтернативу пагубным привычкам»
Акция «Покормите
птиц зимой»
Акция «Сохраним
первоцветы»
Акция «Белая ромашка» во Всемирный день борьбы с туберкулезом – подготовка докладов, презентации,
изготовление оригами, проведение интерактивного мероприятия в форме устного
журнала
|
Театрализованные
представления
|
Спектакль
«Фотосинтез и дыхание»
|
Выпуск газет,
мультимедийных произведений и т.п.
|
Презентации:
«Покормите птиц
зимой»
«Белая ромашка –
символ борьбы с туберкулезом»
|
Системные
|
Проектная и
исследовательская деятельность
|
Исследовательский проект «Влияние внекорневой подкормки на рост и
развитие растений»
-проведение опытов, наблюдение за развитием декоративно-лиственных
растений.
Исследовательский проект «Лекарственные растения»
- работа со справочной литературой, изучение лекарственных свойств
комнатных растений, их влияния на организм.
- исследование
популяций ромашки аптечной в селе Яшкуль, создание клумбы с ромашками на
пришкольном участке
Социальный
проект «Зеленый мир» -
- создание фондовой коллекции комнатных растений школы;
- уход за комнатными растениями, организация полива;
- проведение акции «Фитобар»
- выращивание и продажа комнатных растений
- паспортизация комнатных растений школы.
Мини-проект «Аэрофитотехнология»
|
Цифровые образовательные ресурсы
Коллекция цифровых образовательных ресурсов - ФЦИОР
Электронные приложения к учебникам биологии 5 и 6 классов – www.drofa.ru
Список
литературы
1. Верзилин Н.В. Путешествие с домашними растениями. – Л.: «Детская
литература», 1970.
2. Комнатные растения: Справочник/Б.Н. Головкин, В.Н. Чеканова, Т.И.
Шахова и др. – М.: «Лесная промышленность», 1989.
3. Кудряшова Е.Е. Декоративное цветоводство – программа элективного
курса для учащихся 5 класса/ Сборник элективных курсов, 2010
4. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ
Исследователи природы. – М.: «Просвещение», 1983.
5. Родина В.А. Цветоводство в школе. – М.: «Просвещение», 1974.
6. Энциклопедия комнатного цветоводства. – М.: «Колос», 1993.
7. Якушева О. А. Авторская программа биологического кружка
"Цветоводство"
http://festival.1september.ru/articles/600895/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.