«Согласовано»
«Утверждаю»
Директор НИМЦ при
ГОУ
Директор МОУ
БЛ №48
Асабина
В.Я.
Галиуллина
Р.Х.
Дополнительная образовательная
программа по английскому
языку для учащихся 9-х классов.
Составитель: Минюк Юлия Назибовна,
учитель английского языка, II категория
Уфа,2012.
Программа
дополнительного образования по английскому языку «Коммуникативная грамматика».
1.
Актуальность программы.
Авторская программа
дополнительного образования «Коммуникативная грамматика» предназначена для
учащихся 9-х классов, изучающих английский язык. Программа курса направлена на
углубленное изучение грамматики английского языка, рассчитана на учащихся 9х
классов. Объем изучения: 68часов (по 2 часа в неделю).
Актуальность
программы
«Коммуникативная грамматика» обоснована требованиями, предъявляемыми
современным обществом к молодому поколению. Сегодняшняя социальная ситуация
диктует потребность в успешном выпускнике школы: личности творчески
саморазвивающейся, способной реализовать свои индивидуальные запросы.
Данный
курс нацелен на то, что практическую пользу будут иметь школьники, которые
хотят быть успешными в сфере профессиональной деятельности, требующей знания
иностранного языка. Изучение курса поможет учащимся получить опыт работы на
уровне повышенных требований, развить учебную мотивацию школьников, подготовит
их как к сдаче экзамена, так и к успешному обучению в профильной школе.
Новизна
программы состоит в том, что она дополняет, существенно расширяет и
углубляет грамматические знания и умения по английскому языку и таким образом
формирует коммуникативную компетенцию учащихся и вовлекает учащихся в реальный
и виртуальный диалог культур. Учащиеся продуктивно овладевают грамматическими
явлениями, которые ранее были усвоены рецептивно.
Научность
программы состоит в том, что данный курс основан на творческом и
научном подходе к информации, содержащейся в нём.
Материалы используемых пособий разработаны в соответствии с нормативными
документами, определяющими содержание и порядок проведения Единого государственного
экзамена по иностранному языку.
2. Цели и задачи курса.
Основная
цель курса
– углублённое изучение некоторых разделов грамматики английского языка в
профильной школе с одновременной подготовкой к ГИА по предмету и
предоставление возможности учащимся создать собственную образовательную
траекторию, исходя из их склонностей и профессиональных предпочтений.
Основные
задачи курса:
Общеобразовательные
(учебные) -
ознакомить учащихся с грамматическими явлениями, характерными для устной и
письменной речи на английском языке с использованием формул речевого этикета;
сформировать навыки активного употребления в устной речи и чтении отдельных
грамматических явлений, которые учащиеся должны узнавать и понимать при чтении;
научить учащихся вести диалог по определенным программой курса темам с
использованием формул речевого этикета.
Развивающие
– развитие речемыслительной деятельности учащихся; развитие умений
делать лингвистические наблюдения в отношении грамматических структур и
обобщать их в виде языковых правил; развитие логики, способности к догадке,
сравнению и сопоставлению грамматических явлений; развитие интереса учащихся к
грамматике английского языка.
Воспитательные
– формирование желания и умения учиться; воспитание интереса и положительного
отношения к изучаемому языку; осознание необходимости изучения грамматики как
основы для правильного общения в любой сфере профессиональной деятельности.
Практические – овладение навыками использования двуязычных словарей и другой
справочной литературой для решения переводческих задач; практическое
использование изученного языкового материала во время выполнения тестовых
заданий при сдаче экзамена по английскому языку.
3. Уровень
реализации программы.
Вид
группы: углубленный
Состав
группы: постоянный
Особенности
выбора: свободный
Формы
занятий: групповые
Год
обучения: 5-ый год
Количество
обучающихся: 10 человек
Возраст:
9кл.- 15лет.
Количество
занятий в неделю: 2 часа
Количество
занятий в год: 68 часов
Место
проведения: кабинет иностранного языка БЛ № 48 гор. Уфа
Мотивационные
условия:
-
использование метода проектов
- использование
интернет-технологий
-
использование аутентичных материалов.
Для
реализации программы имеется достаточное учебно-методическое обеспечение:
1)
программно-методические ресурсы;
2)
учебно-методические электронные ресурсы:
-методические
указания и пособия;
-методические
рекомендации для изучения курса;
-руководства
по выполнению проектных работ;
-тематические
планы проведения отдельных уроков, изучения отдельных тем.
3) обучающие
электронные ресурсы:
-сетевые
учебники и учебные пособия;
-
мультимедийные учебники;
-электронные
текстовые учебники;
-электронные
учебные пособия.
4)
вспомогательные ресурсы:
-сборники
материалов;
-книги для
чтения;
-справочники;
- учебная
литература;
- сценарии
развлекательных и воспитательных мероприятий.
5) контролирующие
электронные ресурсы:
-тестирующие
программы;
-банки
контрольных вопросов и заданий по данной дисциплине;
-банки тем
рефератов и проектных работ.
6)
интерактивные учебники «Грамматика английского языка Кирилла и Мефодия».
7)
мультимедийные обучающие программы.
4. Технологии обучения и воспитания.
Основой проведения занятий служат элементы следующих
технологий:
-
проблемное обучение
- информационно-коммуникационные технологии
- метод проектов
- исследовательские технологии
- личностно-ориентированная технология обучения
В курсе реализуется личностно-ориентированная технология
обучения иностранному языку на основе НЛП, которая базируется на следующих
ключевых позициях:
-для обучения иностранному языку необходимо использовать
естественные механизмы и стратегии освоения ребенком родного языка,
затрагивающие все логические уровни субъектного опыта - от окружения до
личностного своеобразия и миссии;
-вокруг обучающегося важно выстраивать языковое окружение,
используя его личное пространство, обращая внимание на присутствие иностранного
языка в его повседневной жизни;
-необходимо особым образом оформить пространство учебной
аудитории с целью организации различных динамических упражнений;
-в распределении различных языковых видов деятельности
приоритет следует отводить реальной разговорной практике, чтобы постоянно
создавать жизненные ситуации приобретения конкретного личностного опыта;
-постоянно создавать смысловые ситуации, в которых
специально объединены лексика и разговорные паттерны вокруг одной ключевой
темы;
Метод проектов
позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников
информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет
вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у
каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную
мотивированную активность учащегося.
Научно-исследовательская деятельность предполагает задания экспериментального и
исследовательского характера, которые учащиеся выполняют в рамках своих тем и
проводится индивидуально с отдельными учащимися, имеющими наиболее ярко
выраженный интерес к той или иной области.
Проблемное обучение в целом способствует эффективному развитию
интеллектуальной сферы учащихся, адаптивных качеств личности, необходимых для
самоопределения в обществе и осознанного выбора путей реализации перспектив
своего развития.
5.
Требования к результатам изучения курса.
По
окончании курса учащиеся должны знать:
·
видовременные формы английского глагола в
действительном и страдательном залогах;
·
условные предложения I, II, III и смешанного типов;
·
правила перевода прямой речи в косвенную;
·
основные подходы и приемы выполнения
экзаменационных заданий (в формате ЕГЭ) из раздела грамматики.
Учащиеся
должны уметь:
·
распознавать дифференциальные признаки всех
видовременных форм английского глагола при чтении, понимать разницу в их
употреблении;
·
находить и анализировать примеры изученных
грамматических явлений;
·
правильно переводить на русский язык
видовременные формы английского глагола в действительном и страдательном
залогах, условные предложения и предложения в косвенной речи;
·
работать с различными видами тестов – тесты на
выбор, на подстановку, на подбор соответствий, на поиск ошибок, на выбор по
критерию истинный – ложный, а также восстанавливать пропущенные слова в связном
тексте.
Учащиеся
должны использовать:
·
различные способы систематизации грамматического
материала (конспектирование, составление и заполнение таблиц, построение схем);
·
приобретённые знания и умения в практической деятельности
для сдачи экзамена по английскому языку;
·
полученные навыки для продолжения образования в
соответствии со своими профессиональными планами.
После
окончания элективного курса учащиеся должны продемонстрировать бикультурные
умения и социокультурные способности.
Учащиеся
должны:
·
иметь
сформированные общеучебные навыки;
·
знать
социокультурные особенности поведения представителей народов-носителей языка,
что служит основой для общения с людьми разных культур в различных стандартных
и нестандартных реальных ситуациях:
·
уметь
правильно и самостоятельно выражать свое мнение в устной и письменной форме;
·
уметь
пользоваться справочной литературой, словарями и глоссариями;
·
уметь
выражать свою точку зрения на основе изученного или прочитанного;
·
уметь
работать самостоятельно и заниматься самообразованием;
·
освоить
лексический запас, наиболее употребительный в английском языке в устной и
письменной речи, необходимый при поездках за рубеж и максимально приблизить его
к общепринятым современным разговорном английском конструкциям.
В качестве
ожидаемого результата предполагается повышение общего уровня владения
английским языком.
6.
Предполагаемые результаты. Формы, методы и критерии их оценки.
Система
оценки достижений учащихся в овладении грамматикой английского языка в рамках
элективного курса происходит в течение всего срока обучения в виде тестовых
заданий различного уровня сложности для текущего, промежуточного и итогового
контроля, а также для коррекции ошибок.
В
качестве объектов контроля выступают:
1) лингвистическая
компетентность (знание лексики, грамматики и правильное её употребление,
произносительные навыки);
2) речевая
компетентность (владение навыками аудирования, говорения, чтения, письма,
перевода);
3)
социолингвистическая компетенция (владение конвенциями устной и письменной
речи).
На
протяжении всего курса будет осуществляться текущий, периодический и итоговый
контроль. Формы контроля разнообразны по каждому виду речевой деятельности,
систематизированы и приближены к формату ЕГЭ, развивают языковую догадку,
словообразование, совершенствуют умения в использовании правильной
грамматической формы, синонимов и проблемных слов. Тестирование учащихся
проводится в конце каждой темы, устные ответы по теме - на каждом уроке,
письменные ответы - на каждом уроке в виде грамматических упражнений, а также
при выполнении домашнего задания, письменная работа - при презентации лексики
по каждой теме.
7.
Учебно-тематический план.
№п/п
|
Тема
раздела
|
Всего
часов
|
Теор.за-нятия
|
Практ.за-нятия
|
1
|
Делу -
время, потехе- час.
|
7
|
2
|
5
|
2
|
Такие
вот события!
|
6
|
2
|
4
|
3
|
Всегда
в движении.
|
6
|
2
|
4
|
4
|
Вокруг
света.
|
5
|
2
|
3
|
5
|
О
вкусах не спорят.
|
7
|
2
|
5
|
6
|
В мире
развлечений.
|
6
|
2
|
4
|
7
|
Природа-
это наш дом.
|
6
|
2
|
4
|
8
|
Наш
организм.
|
4
|
1
|
3
|
9
|
В
здоровом теле - здоровый
дух.
|
8
|
2
|
6
|
10
|
Наш
меняющийся и развивающийся мир.
|
7
|
2
|
5
|
11
|
Повторение.
|
5
|
-
|
4
|
12
|
Итоговое
занятие.
|
1
|
-
|
1
|
Итого-68
Программа
авторского курса содержит знания, виды деятельности, вызывающие интерес
учащихся и представляющие ценность для их личностного развития и социализации в
дальнейшей жизни. Таким образом, предлагаемый курс соответствует концепции,
целям и задачам профильного обучения и позволяет реализовать его идеи на
практике.
Календарно-тематическое планирование
№
|
Тема
раздела/урока.
|
Основные
лексические и грамматические понятия
|
Виды
деятельности, формы и методы проведения
|
Требования
к
знаниям
и умениям учащихся
|
Тематика
практических работ
|
Количество
часов
|
Контроль
|
1
|
Раздел
№1. Делу - время, потехе - час.
Режим
дня.
Работа.
Выбор
профессии.
Карьерист
ли ты?
Как я
провожу свободное время.
Мои
животные.
Работа с
текстом «Приключения Гекельбери Фина» (1 часть)
|
Лексика:
профессии, режим дня, животные.
Грамматика:
настоящее простое, настоящее длительное время,
фразеологические
единства и глаголы.
|
Выполнение
грамматических упражнений. Коммуникативный тренинг.
Аудирование.
|
-систематизировать
грамматические знания по настоящим временам, активно использовать полученные
знания в речи;
-
активизировать лексику по теме «Режим дня. Работа. Отдых» в иноязычной речи.
|
Моделирование
ситуации «Собеседование на работу»
|
7
|
Опрос
лексических единиц, беседа, тест.
|
2
|
Раздел
№2. Такие вот события!
Природные
катаклизмы.
Борьба
со стихией.
Происшествия
в городе.
Дорожные
инциденты.
Чувства
и эмоции.
Работа
с текстом «Приключения Гекельбери Фина» (2 часть)
|
Лексика:
природные стихии, чувства и эмоции.
Грамматика:
прошедшее простое, прошедшее длительное время,
соединительные
союзы, фразеологические единства и глаголы.
|
Практикум
в употреблении. Выполнение упражнений коммуникативной направленности.
|
-систематизировать
грамматические зна-ния по прошедшим временам, активно использовать
полученные знания в речи;
-
активизировать лексику по теме «Происшествия и природные стихии» в иноязычной
речи.
|
Ролевая
игра по теме «Очевидцы происшествия ».
Письмо
другу на тему «Как я провел каникулы»
|
6
|
Письмо,
опрос лексических единиц.
|
3
|
Раздел
№3. Всегда в движении.
Наш мир.
Континенты
и страны.
Климат и
природа.
Путешествия.
Типы путешествий.
Снаряжение
и оборудование для путешествий.
Работа
с текстом «Приключения Гекельбери Фина» (3 часть)
|
Лексика:
страны, континенты, климат.
Грамматика:
настоящее завершенное и настоящее завершенное длительное время,
соединительные союзы, фразеологические единства и глаголы.
|
Выполнение
грамматических упражнений по теме «Глагол: настоящее завершенное и настоящее
завершенное длительное время ». Коммуникативный тренинг.
Мини-лекция.
|
-систематизировать
грамматические зна-ния по настоящим временам, активно использовать
полученные знания в речи;
-
активизировать лексику по теме «Путешествия» в иноязычной речи.
|
Моделирование
ситуации « На отдыхе»
|
6
|
Опрос
лексических единиц, квиз.
|
4
|
Раздел
№4. Вокруг света.
Путешествия
по странам и городам.
Экскурсионные
туры.
Достопримечательности,
которые следует посетить.
Достопримечательности
моего города.
Работа с
текстом «Приключения Гекельбери Фина» (4 часть)
|
Лексика:
отдых, достопримечательности.
Грамматика:
степени сравнения прилагательных, прошедшее завершенное и прошедшее
завершенное длительное время, фразеологические единства и глаголы.
|
Тестовые
задания по теме «Степени сравнения прилагательных». Выполнение упражнений коммуникативной
направленности.
|
-систематизировать
грамматические зна-ния по прошедшим временам и степеням сравнений
прилага-тельных, активно использовать полученные знания в речи;
-
активизировать лексику по теме «Происшествия и природные стихии» в иноязычной
речи.
|
Моделирование
ситуации « На экскурсии в музее».
|
5
|
Опрос
лексических единиц, самоконтроль и взаимоконтроль через зачетные задания.
|
5
|
Раздел
№5.О вкусах не спорят.
Наши
вкусовые пристрастия.
Кулинария.
Еда и
напитки.
Кухня
народов мира.
Здоровая
пища.
Чем
опасен фаст-фуд?
Работа с
текстом «Приключения Гекельбери Фина» (5 часть)
|
Лексика:
еда, напитки
Грамматика:
исчисляемые и неисчисляемые существительные, способы выражения будущего
времени, типы условных предложений, фразеологические единства и глаголы.
|
Лексико-грамматический
тренинг по теме «Способы выражения будущего времени ».
Работа с
текстом.
|
-расширить
и систематизировать грамматические знания по теме «Условные предложения» и
активизировать данные грамматические конструкции в иноязычной речи;
-уметь
выражать свою точку зрения на основе изученного и прочитанного.
-
активизировать лексику по теме «Еда» в иноязычной речи.
|
Составление
меню.
Написание
эссе «Если б я был президентом…(миллионером, звездой)»
|
7
|
Опрос
лексических единиц, эссе.
|
6
|
Раздел
№6.В
мире развлечений.
Мои
развлечения.
Искусство.
Музыка.
Её влияние на жизнь людей.
Мода. Её
влияние на жизнь людей.
Светская
жизнь.
Работа с
текстом «Приключения Гекельбери Фина» (6 часть)
|
Лексика:
музыка, искусство
Грамматика:
инфинитив, герундий, модальные глаголы,
фразеологические
единства и глаголы.
|
Практикум
в употреблении. Коммуникативный тренинг. Составление диалогов.
Семинар.
|
-расширить
и систематизировать грамматические знания по теме «Модальные глаголы»и
активизировать данные формы в иноязычной речи;
-уметь выразить
точку зрения и согласиться/не согласиться с ней; уметь высказать
одобрение/неодобрение; выразить сомнение; выразить
эмоциональную оценку обсуждаемых событий(радость/
огорчение, желание/нежелание).
|
Ролевая
игра по теме «Претензии »
|
6
|
Опрос
лексических единиц, беседа, обсуждение.
|
7
|
Раздел №
7. Природа-
это наш дом.
Природа-
это наш дом.
Защита
окружающей среды.
Глобальное
потепление.
Озоновые
дыры.
Переработка
мусора.
Работа с
текстом «Приключения Гекельбери Фина» (7 часть)
|
Лексика:
окружающая среда
Грамматика:
пассивный залог,
фразеологические
единства и глаголы.
|
Лексико-грамматический
тренинг. Составление диалогов.
Дискуссия.
|
-
активизировать лексику по теме «Окружающая среда»в иноязычной речи.
|
Презентация
по теме «Семь чудес света»
|
6
|
Опрос
лексических единиц, тест.
|
8
|
Раздел №
8. Наш
организм.
Организм
человека.
Болезни
и их симптомы.
Медицинские
учреждения.
Работа с
текстом «Приключения Гекельбери Фина» (8 часть)
|
Лексика:
части тела, болезни.
Грамматика:
вопросительные предложения, косвенная речь,
фразеологические
единства и глаголы.
|
Выполнение
упражнений коммуникативной направленности.
Дискуссия.
|
-расширить
грамматические знания по теме « Косвенная речь».
-иметь
четкое представление о согласовании времен в английском языке
-
активизировать лексику по теме «Части тела. Болезни» в иноязычной речи.
|
Моделирование
ситуации «Интервью с президентом»
|
4
|
Опрос
лексических единиц, монологическое сообщение.
|
9
|
Раздел №
9. В
здоровом теле - здоровый
дух.
В
здоровом теле - здоровый дух.
Образование
и его роль в жизни человека.
Школьные
предметы.
Образование
в Англии.
Образование
за рубежом.
Спорт в
жизни людей.
Спортивное
снаряжение.
Работа
с текстом «Приключения Гекельбери Фина» (9 часть)
|
Лексика:
спорт, школьные предметы, время.
Грамматика:
косвенная речь,
фразеологические
единства и глаголы.
|
Лексико-грамматический
тренинг.
|
-расширить
и систематизировать грамматические знания по теме «Прямая и косвенная
речь».
-иметь
четкое представление о согласовании времен в английском языке
-кратко
высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы
речи, эмоциональные и оценочные суждения.
-
активизировать лексику по теме «Спорт. Образование» в иноязычной речи.
|
Моделирование
ситуации « На футбольном матче»
|
8
|
Опрос
лексических единиц, тест.
|
10
|
Раздел №
10. Наш
меняющийся и развивающийся мир.
Великие
открытия.
Великие
первопроходцы.
Новые
технологии.
Полезные
и бесполезные изобретения.
Великие
изобретатели
|
Лексика:
изобретения
Грамматика:
условные предложения 2 и 3 типа, фразеологические единства и глаголы.
|
Лексико-грамматический
тренинг. Составление диалогов.
|
-
активизировать лексику по теме «Наука» в иноязычной речи.
-расширить
и систематизировать грамматические знания по теме «Условные предложения» и
активизировать данные грамматические конструкции в иноязычной речи;
-уметь
выражать свою точку зрения на основе изученного и прочитанного.
|
Проектная
работа «Если б я был президентом…»
|
7
|
Опрос
лексических единиц, проект.
|
11
|
Раздел №
11. Повторение.
|
Лексика:
лексика пройденного курса
Грамматика:
грамматика пройденного курса
|
Лексико-грамматический
тренинг.
|
-систематизировать
и повторить весь изученный материал.
-уметь пользоваться
справочной литературой, словарями и глоссариями
|
Перевод
международных контактов с английского языка на русский.
|
4
|
Перевод
текста.
|
12
|
Раздел №
12. Итоговое
занятие.
|
Лексика:
лексика пройденного курса
Грамматика:
грамматика пройденного курса
|
Лексико-грамматический
тест.
|
|
|
1
|
Тест.
|
Список литературы:
1. Английский
язык:500 учебно-тренировочных заданий для подготовки к ЕГЭ/авт.-сост. Е.М.
Музланова.-М.:АСТ: Астрель, 2009.-254с.
2. Аганесов В.С.,
Меликян А.А.Практическая грамматика английского языка.-М.: АСТ; Восток-Запад,
2006 г.
3.
Гейдарова И.Г.Английский язык для школьников 9-11 классов. Выбор профессии.
М.АСТ: Восток-Запад, 2007 г.
4.
Деревянко Н.Н. и др. Английский язык нового поколения 8 и 9 класс. – М., Титул,
2007г.
5.
Дьяконов О.В.Английский - это не страшно. –М.:АСТ:Восток-Запад, 2005 г.
6. Соловова Е.Н.Разработка
авторских программ и курсов. ИЯШ № 4,5 2004г.
Литература для учащихся:
1. Голицинский Ю.Б. Грамматика: Сборник
упражнений.-5-е изд.,-СПб.:КАРО,2006.-544с.
2. Качалова К. Н.
, Израилевич Е. Е. Практическая грамматика английского языка. ЮНВЕС Москва
2005.
3. Фурсенко С. В.
Тесты Английский язык Учебно-методическое пособие. Дрофа.
Москва
2008.
4. Luke Prodromou. Rising
Star. An intermediate Course - Macmillan 2005
5. Murphy R. English
Grammar in USE. Cambridge University Press 2007г.
6. Swan M.
Practical English Usage. M. 2006
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.