Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Классному руководителю / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Белый Ферзь» (шахматы)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Белый Ферзь» (шахматы)

Государственное бюджетное учреждение Саратовской области

дополнительного образования

«Областной центр экологии, краеведения и туризма»



Рассмотрено

на методическом совете

ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ»


Протокол №

от г.


Согласовано

на педагогическом совете

ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ»


Протокол №

от г.


Утверждаю

Директор ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ»

_________Р.Б. Уразаев


Приказ № от г.





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


_______________ «Белый Ферзь» (шахматы)_______________

(направленность - техническая)


Вид программы: авторская

Возраст обучающихся – 9-17 лет

Сроки реализации – 2 года




_______Сычёв Андрей Николаевич__

Ф.И.О. автора (составителя)

педагога дополнительного образования












2016 год


Программа переутверждена на 2016-2017 учебный год, протокол педсовета № от «____»_____ 20_ г.

Директор ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ»

Уразаев Р.Б._________________





"Шахматы - это не просто спорт.
Они делают человека мудрее и дальновиднее,
помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию,
просчитывать поступки на несколько "ходов" вперёд". 
В.В.Путин


1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ



1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы)

Направленность объединения – техническая.

Новизна данной программы заключается в следующем:

- в разработке и использовании на занятиях педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся;

- в использовании дистантного курса для детей с ОВЗ и для детей, не имеющих возможности посещать объединение по причине болезни, в организации участия учащихся в Международных онлайн соревнованиях;

- в авторской методике индивидуального подхода к каждому учащемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого учащегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии;

- в использовании во время процесса обучения электронных образовательных ресурсов, а именно компьютерных образовательных шахматных программ (“Шахматная школа для начинающих”; “Шахматная школа для шахматистов IV-II разрядов”; “Шахматная стратегия”; “Шахматные дебюты” и т.д.). Данные программы учащиеся осваивают с начального уровня, постепенно увеличивая сложность, что даёт возможность учащимся проследить свой рост и увидеть насколько уровней выше они поднялись в игре с компьютером;

- в авторской системе диагностирования результатов обучения и воспитания, дающей возможность определить уровень эффективности и результативности освоения учебного материала, а также уровень достижений учащихся. Данная система способствует осуществлению индивидуального подхода к каждому ребёнку, а также выявлению и дальнейшему развитию талантливых детей;

- в использовании нетрадиционных форм работы с родителями, то есть включение их в активную совместную деятельность, а именно в участие в “Шахматных турнирах семейных команд”, которые, как правило, посвящаются различным праздничным датам (“Новый год”, “День защитника Отечества” и др.)

Программа шахматного объединения носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся; имеет техническую направленность. В шахматное объединение принимаются учащиеся младшего и среднего школьного возраста (9 – 14 лет) на общих основаниях, продолжительность обучения 2 года. Объединение включает учащихся разного возраста, разного уровня знаний, умений и навыков шахматной игры. Поэтому при разработке программы учитываются не только нормы программы дополнительного образования, ее реализация, но и этот аспект.

Прием в группы осуществляется на свободной основе. В основном группы формируются из учащихся одной возрастной группы (младшие школьники), но в связи со спецификой обучения шахматам предусматривается возможность создания разновозрастных групп с учетом интеллектуально-психологических особенностей детей. Обучение в разновозрастной группе позволяет достичь положительных результатов, поскольку создает благоприятные условия для взаимодействия педагога с детьми и детей между собой: учащиеся быстрее усваивают материал на фоне интеллектуального соперничества, получают навыки общения и взаимного обучения. Специфика шахмат приводит к тому, что не только старшие учащиеся обучают младших, становясь на место взрослого, но в ряде случаев младшие по возрасту дети оказывают помощь в обучении старшим. Это приводит к повышению уровня ответственности и созданию благоприятного психологического микроклимата в объединении.

Программа ориентирована на создание условий для формирования здорового образа жизни, укрепления здоровья и гармоничного развития детей и подростков, воспитание морально-волевых качеств и стойкого интереса к занятиям.

По данной программе могут обучаться дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды с учетом особенностей их психофизического развития. Занятия с такими детьми проводятся вместе с другими учащимися.

Данная программа, являющаяся вводным курсом изучения шахмат, направлена на воспитание у детей шахматной культуры, расширение их эрудиции, побуждение у них интереса к познанию. Дети, освоившие программу, смогут устанавливать логическую последовательность событий и действий, решать несложные логические задачи. Умение играть в шахматы поможет подготовить учащихся к скорейшему и успешному постижению общеобразовательных школьных дисциплин, в первую очередь математического цикла

Программа создает условия для выявления одаренных детей и является основой для дальнейшего углубленного обучения игре в шахматы.





Актуальность программы.


В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все - одна семья». Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы - часть мирового культурного пространства. 

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной шахматной литературы. Для юных шахматистов Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты (в разных возрастных группах: до 10, 12, 14, 16, 18 и 20-ти лет), а также Всемирную детскую Олимпиаду. Президент Международной шахматной федерации К.Илюмжинов заявил: «Одной из задач ФИДЕ является развитие детских шахмат. Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее». 

В обращении Президента Российской Федерации В.В.Путина участникам соревнований за звание чемпиона мира - 2014 г. сказано: «Шахматы это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд. А, главное, воспитывают характер».  Выступая в июле 2014 года на всероссийском шахматном турнире среди школьников «Белая Ладья», глава государства отметил, что «в свое время у нас шахматами занимались в каждой школе, в каждом районе». «Очень здорово, приятно, что сегодня эта традиция возрождается», — сказал Путин. Президент обратил внимание на богатые шахматные традиции в нашей стране. «И, конечно, это развивающий вид спорта, самый интеллектуальный вид спорта, мы всегда были в самых высоких международных рейтингах <…> И мне очень приятно отметить, что возрождаются именно школьные шахматы», — заключил президент, пожелав успехов участникам шахматного турнира.

Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нам нужны как способ самовыражения творческой активности человека. Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании шахматиста. При этом творческий подход тренера является необходимым условием преподавания шахмат. Успех в работе во многом зависит от личности преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с различными по возрасту юными шахматистами, от индивидуального подхода к каждому ученику. Педагог живет своим делом и учеников приглашает работать и думать наравне с ним. В работе чрезвычайно ценно выглядят интуиция тренера, его оптимизм, увлеченность, уверенность, работоспособность. 

Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет три главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности. В-третьих, в программу курса включено участие учащихся в Международных онлайн турнирах на портале WWW.INSTANTCHESS.COM, что позволяет учащимся применять полученные знания на практике и оценивать результативность своего посещения объединения «Белый Ферзь».

В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности. Также программа предполагает дистанционное обучение для учащихся, не имеющих возможности посещать занятия в объединении по причине болезни. Дистантный курс расположен на портале PEDMIX.RU.
Программа интегрирована с ежегодным графиком областных, городских и соревнований внутри объединения, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке.

Данная программа составлена с учётом накопленного теоретического, практического и турнирного опыта педагога, что даёт возможность учащимся не только получить базовый уровень знаний шахматной игры в ходе групповых занятий, а также способствует индивидуальному развитию каждого ребёнка.

Обучаясь по данной программе, учащиеся познакомятся с историей шахмат, биографией великих шахматистов, с традициями Саратовской шахматной школы, освоят теоретические основы шахматной игры, приобретут турнирный опыт 


Педагогическая целесообразность.


  В предлагаемой программе реализуется связь с общим образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении учащимися общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а так же настойчивости в достижении цели.

В программе используются важнейшие принципы обучения:

  1. Принцип воспитывающего обучения. В ходе освоения детьми программы происходит осуществление воспитания через содержание, методы и организацию обучения.

  2. Принцип сознательности и активности. Изучение учащимися любой программной темы предполагает проявление на занятиях мыслительной активности, что выражается в сознательном освоении учебного материала, осознание и понимание конкретных факторов, правил, сведений, терминов, понятий. Юный шахматист учится (в той или иной степени – это зависит от индивидуальных способностей) осознавать свои ошибки, понимать причины их возникновения. Самым важным является то, что все приобретённые знания, умения и навыки сразу же переносятся в практическую деятельность, проявляясь в турнирной борьбе.

  3. Принцип наглядности. При показе шахматной партии на демонстрационной доске, выделяются важнейшие моменты, привлекается к ним внимание учащихся с целью осмысления ими связей между событиями на шахматной доске. На занятиях используется объяснение, а затем полученные представления закрепляются наглядными, конкретными примерами. Для этого показывается какая-либо типичная комбинация, технический приём и т.п., после чего учащиеся самостоятельно выполняют аналогичные задания.

  4. Принцип систематичности и последовательности. В задачу обучения в соответствии с этим принципом входит связывание разрозненных знаний, представлений и понятий в единую, стройную систему. Содержание всех теоретических сведений программы обеспечивает последовательность накопления знаний, формирование умений и навыков.

  5. Принцип доступности. Этот принцип означает, что учебный материал должен соответствовать возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности.

  6. Принцип прочности. Прочность знаний, умений и навыков обеспечивается повторением, закреплением учебного материала. В программе сформулированы контрольные вопросы по проверке знаний. Кроме того, этот принцип отражён в учебно-тематическом плане программы: “Турниры”, “Анализ партий”, “Конкурсы решения задач”, “Сеанс одновременной игры”.

Наиболее ярко принцип прочности проявляется при анализе партий учащихся. В этот момент можно повторить любой раздел программы, проверить знания, умения, навыки, напомнить содержание тех или иных шахматных понятий, подсказать способ их применения в конкретной шахматной позиции.

Обучение шахматной игре является сложным и трудоёмким процессом. Поэтому данная программа даёт возможность довести до сознания учащихся то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе, а так же приобщить детей к творческому процессу, развивающему мыслительную деятельность.


Цель и задачи программы.

Цель программы: создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.

Достигается указанная цель через решение следующих задач.


Обучающие:

  • Ознакомить с историей шахмат;

  • Обучить правилам игры;

  • Дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, ознакомление с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;

  • Сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;

  • Формировать навыки запоминания;

  • Вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.

Воспитывающие:

  • Бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;

  • Прививать навыки самодисциплины;

  • Способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.


В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности.

Отличительные особенности:

- создание условий для участия учащихся в Международных онлайн турнирах на портале WWW.INSTANTCHESS.COM;

- использование дистантного курса для детей с ОВЗ и для детей, не имеющих возможности посещать объединение по причине болезни;

- авторская система диагностирования результатов обучения и воспитания, дающей возможность определить уровень эффективности и результативности освоения учебного материала, а также уровень достижений учащихся.


Возрастные особенности обучающихся, участвующих в реализации программы. Сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы). Формы и режим занятий.


В шахматное объединение принимаются учащиеся младшего, среднего и старшего школьного возраста (9 – 17 лет) на общих основаниях, продолжительность обучения 2 года. Объединение включает учащихся разного возраста, разного уровня знаний, умений и навыков шахматной игры. Поэтому при разработке программы учитываются не только нормы программы дополнительного образования, ее реализация, но и этот аспект.


Данная программа рассчитана на два года обучения, состоящих из одного этапа.

Первый этап обучения – общеразвивающий.

Условия реализации:

Рассчитан на 2 года, предназначен для детей 6-10 лет, носит общеразвивающий характер, позволяющий освоить программу каждому обучающемуся.

Группы формируются на условиях свободного набора. Шестилетние дети принимаются в группу, если успешно прошли тестирование.

1 год обучения не менее 15 человек.

2 год обучения не менее 12 человек.

Режим организации учебных занятий:

1-й год обучения: 216 часов, 6 часов в неделю:

3 раза по 2 часа;

- 2 раза по 3 часа.

2-й год обучения: 216 часов, 6 часов в неделю:

- 3 раза по 2 часа;

- 2 раза по 3 часа.

Как правило, первый этап осваивают все учащиеся.

Во время проведения занятий используются следующие формы организации деятельности учащихся:

- индивидуально-групповая;

- индивидуальная;

- групповая.

Формы проведения занятий:

1. Практикум.

2. Контрольная работа.

3. Сеанс одновременной игры.

4. Турнир.

5. Блиц-турнир.

6. Конкурс.

7. Лекция.

8. Турнир.

9. Беседа.

10. Семинар.

11. Анализ партий.

12. Консультационная партия.


Ожидаемые результаты и способы их проверки


В результате освоения данной программой учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

На 1 этапе обучения

1 год обучения:

Должны знать

Должны уметь

- все ходы фигур;

- шахматную нотацию;

- сравнительную ценность фигур;

- что такое шах, мат, пат;

- общие принципы игры в начале партии;

- правила поведения во время игры;

- тактические удары (связка, двойной удар, открытое нападение, открытый шах, двойной шах);

- общие принципы игры – в эндшпиле, в миттельшпиле;

- правила поведения в помещении и на улице;

- правила техники безопасности;

- правила поведения во время игры.

- ставить мат тяжёлыми фигурами;

- играть шахматную партию с записью;

- правильно вести себя в помещении и на улице;

- правильно вести себя во время игры.

2 год обучения:

Должны знать

Должны уметь

- как проводить атаку на короля;

- простейшие технические приёмы в эндшпиле (ладейном, пешечном), борьбу ферзя против пешки;

- что такое открытая линия;

- 7-я, 2-я горизонталь.

- решать комбинации на различные темы (коневые, пешечные, тяжелые фигурные, комбинации с сочетанием идей и др.);

- играть шахматную партию с записью и часами;

- уважительно относиться к сопернику по игре.


Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (ФЗ №273, ст.2, п.9; ст.47, п.5) размещён в приложении № 1 к Программе.


Оценка эффективности реализации программы

Предметные компетенции обучающихся:

  1. Техническая, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:

  • Участии в тренировочных играх, в городских соревнованиях по шахматам;

  • В решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры.

Компетентностный подход выражен:

  • В проведении педагогом инструктажей;

  • В применении индивидуальных форм работы;

  • В корректировке игры;

  • В рекомендациях по выполнению комбинаций.

Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:

  • Педагогическое наблюдение;

  • Учет результативности участия обучаемых в городских соревнованиях.

  1. Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:

  • Осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры;

  • Изучении специализированной литературы;

  • Просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов.

Компетентностный подход выражен:

  • В организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического материала;

  • В проведении бесед;

  • В применении индивидуальных и групповых форм работы.

Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:

  • Оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и первенствах по шахматам;

  • Определение уровня эрудиции обучаемых.


Учебно-тематическое планирование

Первый этап обучения – общеразвивающий.

Год обучения – 1.







N





Наименование разделов, модулей, тем







Всего

Количество часов

Формы контроля

Очно

ДОТ


Теория

Практика

Сам. работа

Теория

Практика


1.

Вводное занятие

2

2

-

-

-

-

Журнал инструктажа

2.

История развития шахмат

4

2

-

2

-

-

реферат

3.

Первоначальные понятия

38

32

4

-

2

-

Решение шахматных задач

4.

Тактика

28

16

8

-

4

-

Решение шахматных задач

5.

Стратегия

14

12

-

-

2

-

Решение шахматных задач

6.

Эндшпиль

16

14

-

-

2

-

Решение шахматных задач

7.

Контрольная работа

2

-

2

-

-

-

Решение шахматных задач

8.

Турниры

62

-

32

-

-

30

Турнир

9.

Анализ партий

16

-

16

-

-

-

Анализ партий

10.

Конкурсы решения задач

20

-

20

-

-

-

Решение шахматных задач

11.

Сеанс одновременной игры

12

-

12

-

-

-

Турнир

12.

Итоговое занятие

2

-

2

-

-

-

Оформление листа успешности обучающегося


Итого:

216

78

96

2

10

30

















Учебно-тематическое планирование

Первый этап обучения – общеразвивающий.

Год обучения – 2.







N





Наименование разделов, модулей, тем







Всего

Количество часов

Формы контроля

Очно

ДОТ


Теория

Практика

Сам. работа

Теория

Практика


1.

Вводное занятие

2

2

-

-

-

-

Журнал инструктажа

2.

Тактика

42

18

22

-

2

-

Решение шахматных задач

3.

Стратегия

16

14

-

-

2

-

Решение шахматных задач

4.

Эндшпиль

14

12

-

-

2

-

Решение шахматных задач

5.

Дебют

6

6

-

-

-

-

Решение шахматных задач

6.

Блиц - турниры

12

-

10

-

-

2

Решение шахматных задач

7.

Конкурс решения задач

20

-

20

-

-

-

Решение шахматных задач

8.

Турниры

92

-

62

-

-

30

Турнир

9.

Анализ партий

6

-

6

-

-

-

Анализ партий

10.

Сеанс одновременной игры

4

-

4

-

-

-

Турнир

11.

Итоговое занятие

2

-

2

-

-

-

Оформление листа успешности обучающегося



216

52

126

-

6

32






Календарный учебный график

Первый этап обучения – общеразвивающий.

Год обучения – 1.

N

Месяц

Число

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Форма контроля

1

09

5

Беседа

2

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в кабинете, на улице. Правила дорожного движения.

Журнал инструктажа

2

09

7

лекция

2

История происхождения шахмат

Реферат

3

09

8

Беседа

2

Легенды о шахматах. Великие шахматисты мира.


Реферат

4

09

12

лекция

2

Шахматная доска.

Реферат

5

09

14

Беседа

2

Линии шахматной доски.

Решение шахматных задач

6

09

15

Беседа

2

Название фигур.

Решение шахматных задач

7

09

19

лекция

2

Начальная позиция.

Решение шахматных задач

8

09

21

Беседа

2

Ходы фигур – Ладья, Слон, Конь, Ферзь.

Решение шахматных задач

9

09

22

Беседа

2

Пешка. Взятие на проходе.

Решение шахматных задач

10

09

26

Беседа

2

Нападение. Защита.Значение короля.

Решение шахматных задач

11

09

28

Беседа

2

Шах. Способы защиты от шаха.

Решение шахматных задач

12

09

29

Беседа

2

Ценность фигур. Мат. Цель игры.

Решение шахматных задач

13

10

3

Беседа

2

Мат разными фигурами.

Решение шахматных задач

14

10

5

Семинар

2

Короткая и длинная рокировки. Случаи, когда нельзя делать рокировку.

Решение шахматных задач

15

10

6

Семинар

2

Ничья. Вечный шах. Пат. Шахматная нотация.

Решение шахматных задач

16

10

10

Беседа

2

Правила поведения во время игры.

Решение шахматных задач

17

10

12

Беседа

2

Как начинать партию.

Решение шахматных задач

18

10

13

Беседа

2

Дебют – начало игры, принципы разыгрывания.

Решение шахматных задач

19

10

17

Беседа

2

Мат тяжёлыми фигурами - двумя ладьями, ферзём, одной ладьёй.

Решение шахматных задач

20

10

19

Практикум

2

Практика: Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

21

10

20

Практикум

2

Практика: Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

22

10

24

Семинар

2

Двойной удар

Решение шахматных задач

23

10

26

Семинар

2

Связка.

Решение шахматных задач

24

10

27

Семинар

2

Открытое нападение

Решение шахматных задач

25

11

2

Семинар

2

Двойной шах

Решение шахматных задач

26

11

7

Семинар

2

Открытый шах.

Решение шахматных задач

27

11

9

Семинар

2

Понятие о комбинации.

Решение шахматных задач

28

11

10

Семинар

2

Комбинации на отвлечение, на завлечение, блокировку.

Решение шахматных задач

29

11

14

Семинар

2

Комбинации на отвлечение, на завлечение, блокировку.

Решение шахматных задач

30

11

16

Семинар

2

Комбинации на отвлечение, на завлечение, блокировку.

Решение шахматных задач

31

11

17

Семинар

2

Комбинации на отвлечение, на завлечение, блокировку.

Решение шахматных задач

32

11

21

Практикум

2

Практика: Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

33

11

23

Практикум

2

Практика: Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

34

11

24

Сеанс одновременной игры

2

Сеанс одновременной игры

Решение шахматных задач

35

11

28

Сеанс одновременной игры

2

Сеанс одновременной игры

Решение шахматных задач

36

11

30

Конкурс

2

Конкурс. Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

37

12

1

Практикум

2

Практика: Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

38

12

5

Практикум

2

Практика: Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

39

12

7

Практикум

2

Практика: Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

40

12

8

Практикум

2

Практика: Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

41

12

12

Конкурс

2

Конкурс. Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

42

12

14

Практикум

2

Практика: Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

43

12

15

Практикум

2

Практика: Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

44

12

19

Практикум

2

Практика: Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

45

12

21

Практикум

2

Практика: Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

46

12

22

Конкурс

2

Конкурс. Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

47

12

26

Конкурс

2

Конкурс. Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

48

12

28

Практикум

2

Практика: Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

49

01

4

Практикум

2

Практика: Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

50

01

5

Практикум

2

Практика: Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

51

01

9

Практикум

2

Практика: Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

52

01

11

Беседа

2

Изучение вопроса: «Что делать после дебюта».

Решение шахматных задач

53

01

12

Беседа

2

План в шахматной игре.

Решение шахматных задач

54

01

16

Беседа

2

План в шахматной игре.

Решение шахматных задач

55

01

18

Беседа

2

План в шахматной игре.

Решение шахматных задач

56

01

19

Беседа

2

План в шахматной игре.

Решение шахматных задач

57

01

23

Беседа

2

Использование большого материального перевеса.

Решение шахматных задач

58

01

25

Семинар

2

Использование большого материального перевеса.

Решение шахматных задач

59

01

26

Лекция

2

Теория: Правило квадрата.

Решение шахматных задач

60

01

30

Беседа

2

Теория: Правило квадрата.

Решение шахматных задач

61

02

1

Беседа

2

Теория: Правило квадрата.

Решение шахматных задач

62

02

2

Беседа

2

Теория: Правило квадрата.

Решение шахматных задач

63

02

6

Конкурс

2

Конкурс. Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

64

02

8

Беседа

2

Король и пешка против короля.

Решение шахматных задач

65

02

9

Беседа

2

Король и пешка против короля.

Решение шахматных задач

66

02

13

Беседа

2

Король и пешка против короля.

Решение шахматных задач

67

02

15

Беседа

2

Король и пешка против короля.

Решение шахматных задач

68

02

16

Контрольная работа

2

Контрольная работа.

Контрольная работа.

69

02

20

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

70

02

22

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

71

02

27

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

72

03

1

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

73

03

1

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

74

03

2

Анализ партий

2

Анализ сыгранных партий

Решение шахматных задач

75

03

6

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

76

03

8

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

77

03

9

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

78

03

13

Анализ партий

2

Анализ сыгранных партий

Решение шахматных задач

79

03

15

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

80

03

16

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

81

03

20

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

83

03

22

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

83

03

23

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

84

03

27

Анализ партий

2

Анализ сыгранных партий

Решение шахматных задач

85

04

3

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

86

04

5

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

87

04

6

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

88

04

10

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

89

04

12

Анализ партий

2

Анализ сыгранных партий

Решение шахматных задач

90

04

13

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

91

04

17

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

92

04

19

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

93

04

20

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

94

04

24

Анализ партий

2

Анализ сыгранных партий

Решение шахматных задач

95

04

26

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

96

04

27

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

97

05

3

Турнир

2

Анализ сыгранных партий

Решение шахматных задач

98

05

4

Анализ партий

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

99

05

10

Анализ партий

2

Анализ сыгранных партий

Решение шахматных задач

100

05

11

Анализ партий

2

Анализ сыгранных партий

Решение шахматных задач

101

05

15

Сеанс одновременной игры

2

Сеанс одновременной игры

Решение шахматных задач

102

05

17

Сеанс одновременной игры

2

Сеанс одновременной игры

Решение шахматных задач

103

05

18

Конкурс

2

Конкурс. Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

104

05

22

Конкурс

2

Конкурс. Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

105

05

24

Сеанс одновременной игры

2

Сеанс одновременной игры

Решение шахматных задач

106

05

25

Сеанс одновременной игры

2

Сеанс одновременной игры

Решение шахматных задач

107

05

29

Беседа

2

Итоговое занятие

Оформление листа успешности обучающегося

108

05

31

Беседа

2

Итоговое занятие

Оформление листа успешности обучающегося



Календарный учебный график

Первый этап обучения – общеразвивающий.

Год обучения – 2.

N

Месяц

Число

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Форма контроля

1

09

5

Беседа

2

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в кабинете, на улице. Правила дорожного движения.

Журнал инструктажа

2

09

7

Беседа

2

Теория: Наиболее характерные комбинационные возможности различных фигур.

Решение шахматных задач

3

09

8

Беседа

2

Теория: Комбинации коневые, пешечные, основанные на диагональном действии слонов, тяжелофигурные, комбинации, основанные на взаимодействии фигур.

Решение шахматных задач

4

09

12

Беседа

2

Теория: Комбинации коневые, пешечные, основанные на диагональном действии слонов, тяжелофигурные, комбинации, основанные на взаимодействии фигур.

Решение шахматных задач

5

09

14

Беседа

2

Теория: Комбинации коневые, пешечные, основанные на диагональном действии слонов, тяжелофигурные, комбинации, основанные на взаимодействии фигур.

Решение шахматных задач

6

09

15

Беседа

2

Теория: Комбинации коневые, пешечные, основанные на диагональном действии слонов, тяжелофигурные, комбинации, основанные на взаимодействии фигур.

Решение шахматных задач

7

09

19

Беседа

2

Теория: Классификация комбинаций по идеям: комбинации с использованием связки, двойного удара, открытого шаха, и на завлечение, блокировку, отвлечение

Решение шахматных задач

8

09

21

Семинар

2

Теория: Классификация комбинаций по идеям: комбинации с использованием связки, двойного удара, открытого шаха, и на завлечение, блокировку, отвлечение

Решение шахматных задач

9

09

22

Семинар

2

Теория: Классификация комбинаций по идеям: комбинации с использованием связки, двойного удара, открытого шаха, и на завлечение, блокировку, отвлечение

Решение шахматных задач

10

09

26

Беседа

2

Теория: Освобождение поля, освобождение линии, на перекрытие, на уничтожение защиты, на захват пункта, на разрушение, на сочетание идей.


Решение шахматных задач

11

09

28

Беседа

2

Теория: Освобождение поля, освобождение линии, на перекрытие, на уничтожение защиты, на захват пункта, на разрушение, на сочетание идей.

Решение шахматных задач

12

09

29

Практикум

2

Практика: Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

13

10

3

Практикум

2

Практика: Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

14

10

5

Практикум

2

Практика: Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

15

10

6

Практикум

2

Практика: Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

16

10

10

Практикум

2

Практика: Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

17

10

12

Практикум

2

Практика: Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

18

10

13

Практикум

2

Практика: Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

19

10

17

Практикум

2

Практика: Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

20

10

19

Практикум

2

Практика: Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

21

10

20

Практикум

2

Практика: Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

22

10

24

Практикум

2

Практика: Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

23

10

26

Беседа

2

Теория: Атака на короля. Методы атаки на короля, при односторонних, разносторонних рокировках, а также не рокировавшего короля.

Решение шахматных задач

24

10

27

Беседа

2

Теория: Открытая линия.

Решение шахматных задач

25

11

2

Беседа

2

Теория: Захват открытой линии тяжёлыми фигурами.

Решение шахматных задач

26

11

7

Беседа

2

Теория: Возможность вторжения в лагерь противника.

Решение шахматных задач

27

11

9

Беседа

2

Теория: 7-я (2-я) горизонталь.

Решение шахматных задач

28

11

10

Семинар

2

Теория: 7-я (2-я) горизонталь.

Решение шахматных задач

29

11

14

Беседа

2

Теория: Эффективность вторжения по открытым линиям на 7-ю (2-ю) горизонтали.

Решение шахматных задач

30

11

16

Беседа

2

Теория: Эффективность вторжения по открытым линиям на 7-ю (2-ю) горизонтали.

Решение шахматных задач

31

11

17

Беседа

2

Теория: Правило квадрата. Король и пешка против короля.

Решение шахматных задач

32

11

21

Беседа

2

Теория: Правило квадрата. Король и пешка против короля.

Решение шахматных задач

33

11

23

Семинар

2

Теория: Правило квадрата. Король и пешка против короля.

Решение шахматных задач

34

11

24

Беседа

2

Теория: Правило квадрата. Король и пешка против короля.

Решение шахматных задач

35

11

28

Беседа

2

Теория: Правило квадрата. Король и пешка против короля.

Решение шахматных задач

36

11

30

Беседа

2

Теория: Правило квадрата. Король и пешка против короля.

Решение шахматных задач

37

12

1

Беседа

2

Теория: Правило квадрата. Король и пешка против короля.

Решение шахматных задач

38

12

5

Беседа

2

Теория: Изучение дебюта. Рассматриваются партии дебютов. Раскрываются их идеи.

Решение шахматных задач

39

12

7

Беседа

2

Теория: Партии дебютов.

Решение шахматных задач

40

12

8

Беседа

2

Теория: Идеи дебютов.

Решение шахматных задач

41

12

12

Практикум

2

Практика: Турнир с контролем времени на партию по 5 минут каждому участнику.

Решение шахматных задач

42

12

14

Практикум

2

Практика: Турнир с контролем времени на партию по 5 минут каждому участнику.

Решение шахматных задач

43

12

15

Практикум

2

Практика: Турнир с контролем времени на партию по 5 минут каждому участнику.

Решение шахматных задач

44

12

19

Практикум

2

Практика: Турнир с контролем времени на партию по 5 минут каждому участнику.

Решение шахматных задач

45

12

21

Практикум

2

Практика: Турнир с контролем времени на партию по 5 минут каждому участнику.

Решение шахматных задач

46

12

22

Практикум

2

Практика: Турнир с контролем времени на партию по 5 минут каждому участнику.

Решение шахматных задач

47

12

26

Конкурс

2

Конкурс. Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

48

12

28

Конкурс

2

Конкурс. Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

49

01

4

Конкурс

2

Конкурс. Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

50

01

5

Конкурс

2

Конкурс. Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

51

01

9

Конкурс

2

Конкурс. Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

52

01

11

Конкурс

2

Конкурс. Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

53

01

12

Конкурс

2

Конкурс. Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

54

01

16

Конкурс

2

Конкурс. Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

55

01

18

Конкурс

2

Конкурс. Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

56

01

19

Конкурс

2

Конкурс. Решение шахматных задач.

Решение шахматных задач

57

01

23

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

58

01

25

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

59

01

26

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

60

01

30

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

61

02

1

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

62

02

2

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

63

02

6

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

64

02

8

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

65

02

9

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

66

02

13

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

67

02

15

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

68

02

16

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

69

02

20

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

70

02

22

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

71

02

27

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

72

03

1

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

73

03

1

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

74

03

2

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

75

03

6

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

76

03

8

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

77

03

9

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

78

03

13

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

79

03

15

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

80

03

16

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

81

03

20

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

83

03

22

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

83

03

23

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

84

03

27

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

85

04

3

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

86

04

5

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

87

04

6

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

88

04

10

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

89

04

12

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

90

04

13

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

91

04

17

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

92

04

19

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

93

04

20

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

94

04

24

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

95

04

26

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

96

04

27

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

97

05

3

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

98

05

4

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

99

05

10

Сеанс одновременной игры

2

Сеанс одновременной игры

Решение шахматных задач

100

05

11

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

101

05

15

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

102

05

17

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

103

05

18

Турнир

2

Турнир/

Решение шахматных задач

Решение шахматных задач

104

05

22

Анализ партий

2

Анализ сыгранных партий

Решение шахматных задач

105

05

24

Анализ партий

2

Анализ сыгранных партий

Решение шахматных задач

106

05

25

Анализ партий

2

Анализ сыгранных партий

Решение шахматных задач

107

05

29

Сеанс одновременной игры

2

Сеанс одновременной игры

Решение шахматных задач

108

05

31

Беседа

2

Итоговое занятие




. СОДЕРЖАНИЕ

I этап обучения - общеразвивающий

1 год обучения

1. Вводное занятие.

Теория: Введение в программу «Шахматы. Знакомство с содержанием программы. План работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в кабинете, на улице. Правила дорожного движения.

2. История развития шахмат.

Теория: История происхождения шахмат. Легенды о шахматах. Великие шахматисты мира.

3. Первоначальные понятия.

Теория: Шахматная доска. Линии шахматной доски. Название фигур. Начальная позиция. Ходы фигур – Ладья, Слон, Конь, Ферзь. Пешка. Взятие на проходе. Нападение. Защита. Значение короля. Шах. Способы защиты от шаха. Ценность фигур. Мат. Цель игры. Мат разными фигурами. Короткая и длинная рокировки. Случаи, когда нельзя делать рокировку. Ничья. Вечный шах. Пат. Шахматная нотация. Правила поведения во время игры. Как начинать партию. Дебют – начало игры, принципы разыгрывания. Мат тяжёлыми фигурами - двумя ладьями, ферзём, одной ладьёй.

Практика: Поставить мат друг другу. Выполняют задания, используя компьютерные программы: «Шахматы в сказках», «Динозавры учат шахматам», «Шахматная школа для начинающих».

4. Тактика.

Теория: Двойной удар. Связка. Открытое нападение. Двойной шах. Открытый шах. Понятие о комбинации. Комбинации на отвлечение, на завлечение, блокировку.

Практика: Самостоятельно решить задачи с последующим анализом на демонстрационной доске. Выполняют задания, используя компьютерные программы: «Шахматная школа для начинающих», «Шахматная тактика».

5. Стратегия.

Теория: Изучение вопроса: «Что делать после дебюта». План в шахматной игре. Использование большого материального перевеса.

6. Эндшпиль.

Теория: Правило квадрата. Король и пешка против короля.

7. Контрольная работа.

Практика: Самостоятельно решить задачи.

8. Турниры.

Практика: Провести учебно-тренировочные турниры, в которых закрепляются на практике полученные знания. Классификационные, провести с записью партий, в результате которых присваиваются разряды тем, кто выполнил норму (определённое количество очков). Выполняют задания, используя компьютерные программы: «Shredder Classic 3», «Шахматная школа для начинающих».

9. Анализ партий.

Практика: Партии, сыгранные учащимися анализируются либо индивидуально, когда другие играют партии, либо в присутствии всей группы с обсуждением.

10. Конкурс решения задач.

Практика: Проводится конкурс решения задач. Поощряются победители. Выполняют задания, используя компьютерную программу: «Шахматная тактика».

11. Сеанс одновременной игры.

Практика: Проводится сеанс одновременной игры.

12. Итоговое занятие.

Практика: Провести анализ турниров, а также конкурсов решения задач. Определить дальнейшие планы. Вручить призы по итогам года.

2 год обучения.

1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство с содержанием программы. План работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в кабинете, на улице. Правила дорожного движения.

2. Тактика.

Теория: Наиболее характерные комбинационные возможности различных фигур. Комбинации коневые, пешечные, основанные на диагональном действии слонов, тяжелофигурные, комбинации, основанные на взаимодействии фигур. Классификация комбинаций по идеям: комбинации с использованием связки, двойного удара, открытого шаха, и на завлечение, блокировку, отвлечение, только более сложные, чем на первом году обучения, и новые темы: освобождение поля, освобождение линии, на перекрытие, на уничтожение защиты, на захват пункта, на разрушение, на сочетание идей.

Практика: Самостоятельно найти решения в нескольких комбинациях, рассмотреть эти решения на демонстрационной доске. Выполняют задания, используя компьютерные программы: «Шахматная школа для начинающих», «Шахматная тактика», «Шахматная школа для шахматистов IVII разрядов», «Шахматные комбинации», «Шахматные задачи».

3. Стратегия.

Теория: Атака на короля. Методы атаки на короля, при односторонних, разносторонних рокировках, а также не рокировавшего короля. Открытая линия. Захват открытой линии тяжёлыми фигурами. Возможность вторжения в лагерь противника. 7-я (2-я) горизонталь. Эффективность вторжения по открытым линиям на 7-ю (2-ю) горизонтали.

4. Эндшпиль.

Теория: Пешечные эндшпили. Реализация лишней пешки в пешечных окончаниях. Резкий рост активности короля и ценности пешки в пешечных окончаниях. Отдалённая проходная. Защищённая проходная. Рассматривается план выигрыша. Ладейные эндшпили: принципы игры, технические приёмы. Борьба ферзя против пешки. Трудности, возникающие при удалении короля сильнейшей стороны и нахождении пешки на предпоследней горизонтали.

5. Дебют.

Теория: Технология изучения дебюта. Рассматриваются партии дебютов. Раскрываются их идеи.

6. Блиц – турниры.

Практика: Провести турнир с контролем времени на партию по 5 минут каждому участнику.

7. Конкурс решения задач.

Практика: Провести конкурс решения задач. Поощрить победителей. Выполняют задания, используя компьютерные программы: «Шахматные задачи», «Шахматные комбинации».

8. Турниры.

Практика: Провести турниры внутри группы, включая «Шахматный турнир семейных команд». Участвуют в соревнованиях районных, городских, международных. Выполняют задания, используя компьютерные программы: «Shredder Classic 3», «Шахматная школа для шахматистов IVII разрядов».

9. Анализ партий.

Практика: Провести анализ партий индивидуально, либо в присутствии всей группы с обсуждением ошибок.

10. Сеанс одновременной игры.

Практика: Провести сеанс одновременной игры. В начале и в конце учебного года.

11. Итоговое занятие.

Практика: Провести анализ результатов учащихся. Определить дальнейшие планы. Вручить призы по итогам года.

II этап обучения - соревновательный.

3 год обучения.

1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство с содержанием программы. План работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в помещении и на улице. Правила дорожного движения. Организационные вопросы.

2. Тактика.

Теория: Расчёт продолжений, поиск ходов-кандидатов, в позициях без передвижения фигур на доске.

Практика: Решают комбинационные примеры и задачи без передвижения фигур на доске, с определением времени на каждое задание.

Провести конкурсы решения задач.

Конкурсы организуются двумя способами

  1. Демонстрируются задания на демонстрационной доске, и даётся время для решения. Решения сообщаются либо письменно, либо устно. Начисляются очки за правильное решение.

  2. Раздаются карточки с заданиями. Подводятся итоги конкурса.

Выполняют задания, используя компьютерные программы: «Шахматные комбинации», «Шахматные задачи».

3. Стратегия.

Теория: Понятие о центре и развитии сил. Определение центра и его значение. Пешечный центр. Примеры борьбы за создание пешечного центра. Подрыв пешечного центра. Занятие центра пешками. Пешечные подрывы. Совместное действие фигур, например ладей или слонов, против пешечной пары в центре. Различная активность фигур: «Хорошие» и «плохие» слоны. Слон сильнее коня. Конь сильнее слона. Сильные и слабые пункты (поля). Открытые и полуоткрытые линии. Открытые и полуоткрытые линии и атака на короля. Пешечные слабости. Виды пешечных слабостей: изолированные, сдвоенные, отсталые, висячие пешки. Отсталая пешка на полуоткрытой линии.

4. Эндшпиль.

Теория: Пешечные эндшпили. Типичные позиции. Маневрирование королей. Отдалённая и защищённая проходные. Правила «блуждающего квадрата». Пешечный прорыв. Активность короля. Жертва материала ради перехода в выигранный пешечный эндшпиль - эффективный технический приём. Ладейные эндшпили. Позиции с соотношением сил Кр+Л+п против Кр+Л. Важнейшие ресурсы защиты в ладейных окончаниях – образование проходной пешки или энергичные продвижения имеющейся проходной. Примеры ладейных эндшпилей с лишней пешкой, примеры позиций, где у одной из сторон лучше пешечные расположения или лучшее положение короля.

5. Консультационные партии.

Практика: Провести консультационные партии.

6. Турниры.

Практика: Выполняют задания, используя компьютерные программы: «Shredder Classic 3», «Шахматная школа для шахматистов IVII разрядов». Провести турниры внутри группы, включая «Шахматный турнир семейных команд». Участвуют в соревнованиях районных, городских, международных.

7. Анализ партий.

Практика: Провести анализ сыгранных партий.

8. Сеанс одновременной игры.

Практика: Провести сеансы одновременной игры. В начале и в конце учебного года.

9. Блиц - турниры.

Практика: Провести турниры с контролем времени по 5 минут каждому участнику.

10. Итоговое занятие.

Практика: Провести анализ результатов. Определить дальнейшие планы. Вручить призы по итогам года.

План воспитательной работы



п/п

Название мероприятия

Сроки

Направление

Место проведения

1

Квест-игра «Секреты шахматного поля»

Ноябрь (каникулы)

общеразвивающее

МОУ «Гимназия №2»

2

Посещение музея Радищева

Ноябрь (каникулы)

общеразвивающее

Музей Радищева

2

Защита презентаций «Мир моих увлечений»

Январь (каникулы)

общеразвивающее

МОУ «Гимназия №2»

3

Защита презентаций «Шахматисты Саратовской области»

Март (каникулы)

общеразвивающее

МОУ «Гимназия №2»

4

Экскурсионная поездка в Санкт-Петербург

май

общеразвивающее

-





План работы с родителями

п/п

Формы взаимодействия

Тема

Сроки

1

Родительское собрание

Внеурочная занятость детей.

Сентябрь, 2016

2

Совместные мероприятия

Семейный шахматный турнир

Март, 2017

3

Анкетирование родителей

Результативность занятий

Декабрь, 2016

4

Индивидуальные и групповые консультации

Успехи и достижения ребёнка

По необходимости

5

Педагогический всеобуч

«Шахматы как здоровый образ жизни»

Февраль, 2017



Планируемые результаты деятельности педагога

Требования к знаниям и умениям 1 года обучения


Закончив 1 год обучения учащийся должен знать:

  • правила игры в шахматы;

  • права и обязанности игрока;

  • иметь представление о истории и происхождении шахмат;

  • основные понятия о тактике и стратегии.


Должен уметь:

  • применять указанные знания на практике;

  • концентрировать внимание, ценить время;

  • играть в шахматы с удовольствием.


Требования к знаниям и умениям 2 года обучения


Закончив второй год обучения учащиеся должны знать:

  • Историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира;

  • Правила разыгрывания основных дебютов и окончаний;

  • Основы тактики и стратегии шахмат;

  • Порядок проведения и организацию шахматных соревнований (турниров)

  • Правила этикета при игре в шахматы и их выполнение.


Закончив второй год обучения учащиеся должны уметь:

  • Уверенно применять тактические приемы и сочетать их в своей игре;

  • Строить и реализовывать свои стратегические планы;

  • Осознавать свои ошибки и видеть ошибки соперника.


Требования к знаниям и умениям 3 года обучения


Закончив 3 год обучения учащийся должен знать:

  • понятия о центре и развитии сил;

  • Пешечные эндшпили. Типичные позиции. Маневрирование королей;

  • Правила «блуждающего квадрата»;

  • Важнейшие ресурсы защиты в ладейных окончаниях – образование проходной пешки или энергичные продвижения имеющейся проходной.



Закончив обучение по подпрограмме, учащиеся должны уметь:

  • производить расчёт продолжений, поиск ходов-кандидатов, в позициях без передвижения фигур на доске;

  • Решают комбинационные примеры и задачи без передвижения фигур на доске, с определением времени на каждое задание.


Методическое обеспечение программы


Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия включают организационную теоретическую и практическую части.

Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и иллюстраций.

Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шахматистов; учащиеся готовят доклады по истории шахмат.

Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия, турниры, игры с гандиканом и другое.

Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерии успешности определяются результатом участия учащихся объединения в соревнованиях различного ранга.

Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в развитии, частями. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ собственных партий юного шахматиста. Каждую партию он не просто играет, а переживает.

Методический анализ: самостоятельное комментирование или с тренером - основной путь совершенствования. Учить на практических партиях воспитанника - это значит решать его реальные проблемные ситуации. 

На уровне аналитической работы происходит: 

процесс взаимного обогащения - тренер учит и учится сам от ученика; 
• понимание того, что нужно сейчас ученику (конкретно) в плане продвижения вперед. 
При этом необходимо учитывать индивидуальный темп развития, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Юных шахматистов надо учить одному и тому же. Но по-разному. Такой подход обеспечивает овладение важнейшими практическими навыками: умение объективно оценивать позицию, быстро и точно рассчитывать варианты, намечать наиболее целесообразный план игры. 
Методика обучения (формы, приёмы) - постоянно разнообразные. 

Метод упражнения. 

Подобранные упражнения представляют собой процесс анализа, решения или разыгрывания тематических позиций, которые могут быть как: 

точные - теоретические; 
• типичные - классификация по стратегическим или тактическим признакам; 
• фрагменты из партий - различное игровое содержание; 
• этюды - аналитические, художественные. 
Моделирование тестовых упражнений направлено на развитие: 
• оперативной памяти; 
• оперативного мышления; 
• функции внимания; 
• восприятия; 
• оценочной функции. 
Формы и методы реализации программы:

  • Уроки;

  • групповые занятия;

  • индивидуальные занятия;

  • игровая деятельность;

  • конкурсы решения;

  • турнирная практика;

  • разбор партий;

  • работа с компьютером.


Материально-техническое обеспечение программы


На занятиях используются:

  • магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука;

  • шахматные часы – 2 штуки;

  • таблицы к различным турнирам;

  • раздаточные материалы для тренинга;

  • вопросники к контрольным занятиям и викторинам;

  • словарь шахматных терминов;

  • комплекты шахматных фигур с досками – 10-12 штук

  • компьютер;

  • интерактивная доска.


ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ


Контролируемые знания и умения

Формы и приемы работы

Сроки проведения

Первый год обучения

1

Применение приемов нападения

Решение шахматных задач

Октябрь

2

Защита в различных игровых ситуациях

Самостоятельная работа

Декабрь

3

Создание угрозы мата

Игровые упражнения

Март

4

Разыгрывание эндшпиля

Разбор классических партий

Апрель

5

Разыгрывание дебюта

Разбор специально подобранных позиций

Май

Второй год обучения

1

Оценка своих позиций и позиций соперника

Анализ сыгранных партий

Октябрь

2

Основы стратегии

Самостоятельная работа,

игровые упражнения

Декабрь

3

Гамбиты

Разбор специально подобранных позиций

Март

4

Шахматные компьютеры

Тренировочные игры с компьютером

Апрель

Список литературы

Для педагога:

  1. Авербах Ю.Л., Котов А.А., Юдович М.М. Шахматная школа. - М.: Физкультуpа и споpт, 1976. – 508 с.

  2. Гил В.Я. Необычные шахматы. – М.: Астрель, 2002. – 307 с.

  3. Калиниченко Н.М. Комбинации и ловушки в дебюте. Полный курс: М. ООО «Авером», 2013. – 618 с.

  4. Калиниченко Н.М. Шахматы для начинающих с тренировочной программой на CD. СПб.: Питер, 2015. – 523 с.

  5. Карахал Ю.И. Шахматы – увлекательная игра. - М.: Знание, 1982.- 280 с.

  6. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. - М,: Физкультура и спорт, 1986. – 258 с.

  7. Костьев А.Н. Уроки шахмат. - М.: Физкультуpа и споpт, 1994. – 3010 с.

  8. Пан В.Н. Сборник шахматных задач, этюдов, головоломок. - Донецк: 2004. 156 с.

  9. Пожарский В.Н., Шахматный учебник – Рязань: 1994. – 80 с.

  10. Славин И.И. Учебник-задачник шахмат. – Архангельск: тт. 1-7, Правда Севера, 1997- 2000. 

  11. Хаит А.Л. Этюды Колдуна. Саратов: «Полиграфия Плюс», 2015. – 170 с.

  12. Шахматы, наука, опыт, мастеpство / Под pед. Б.А. Злотника. - М.: Высшая школа, 1990.

Для учащихся:

  1. Агафонов А.В. Шах и Мат. Задачи для начинающих. - Казань, Учебное издание. 1994. – 106 с.

  2. Бретт Н. Как играть в шахматы – М.: Слово, 1999. – 68 с.

  3. Волчок А.С. Самоучитель -тpенажеp шахматиста. - Hиколаев: Мысль, 1991. 456 с.

  4. Горенштейн Р.Я. Подарок юному шахматисту. – М.: Синтез, 1994. – 430 с.

  5. Давыдюк С.И. Hачинающим шахматистам. Упpажнения. Паpтии. Комбинации. - Минск: Полымя, 1994 . – 380 с.

  6. Костров В.В. Шахматный решебник: Мат королю. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013. – 156 с.

  7. Костров В.В. Шахматный решебник: Двойной удар. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013. – 140 с.

  8. Костров В.В. Шахматный решебник: Завлечение. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013. – 146 с.

  9. Костров В.В. Шахматный решебник: Отвлечение. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013. – 150 с.

  10. Костров В.В. Шахматный решебник: Связка. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013. – 128 с.


Нормативное обеспечение общеобразовательной общеразвивающей программы:

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

  2. Всеобщая декларация прав человека;

  3. Конвенция о правах ребенка;

  4. Конституция РФ (от 12.12.1993);

  5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;

  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. №17785.

  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утверждённый приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011., рег. №19707.

  9. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726 – р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей».

  10. Федеральный закон от 8 мая 2010 года № 83ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;

  11. Приказ Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

  12. Приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н

«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;

  1. Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

  2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования»;

  1. Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

Устав ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ

  • Классному руководителю
Описание:

Направленность объединения – техническая.

Новизна данной программы заключается в следующем:

- в разработке и использовании на занятиях педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся;

- в использовании дистантного курса для детей с ОВЗ и для детей, не имеющих возможности посещать объединение по причине болезни, в организации участия учащихся в Международных онлайн соревнованиях;

Автор Сычев Андрей Николаевич
Дата добавления 25.12.2016
Раздел Классному руководителю
Подраздел Другое
Просмотров 467
Номер материала MA-069188
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы