Инфоурок Другое Другие методич. материалыДополнительная образовательная программа «Творческая мастерская» для детей дошкольного возраста ( 4-7 лет )

Дополнительная образовательная программа «Творческая мастерская» для детей дошкольного возраста ( 4-7 лет )

Скачать материал

 

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №212

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная образовательная программа  

«Творческая мастерская» для детей дошкольного возраста

( 4-7 лет )

(срок реализации программы: 8 месяцев)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила: воспитатель

Пашаева Марина

Александровна

 

 

 

 

 

г. Ижевск, 2017

 

 

Содержание:

I Пояснительная записка……………………………………………4 1 . 1 Направленность…………………………………………………4

1 . 2 Актуальность……………………………………………………5

1  . 3 Отличительные особенности…………………………………..6

1.4           Цели, задачи…………………………………………………….8

1.5           Сроки реализации………………………………………………9

1.6           Формы и режим занятий………………………………………..9

1.7           Ожидаемые результаты…………………………………………10

1.8           Формы подведения итогов………………...……………..……...14 II Учебно-тематический план……………………………….……..15

III   Методическое обеспечение………………………………………20

IV   Используемая литература………………………………………...21

V      Календарный учебный график……………………………………23

Приложение…………………………………………………………..24

 

      2             3


 

                    I.      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 

 

Всегда найдется дело для умелых рук,

                 Если хорошенько посмотреть вокруг.

                                  Мы чудо сотворить сумеем сами                                                  Вот этими умелыми руками.

Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов.           Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит кружковца анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Предлагаемая программа имеет художественно – эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для воспитанников, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у воспитанников художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой  не потеряло своей актуальности.

Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого  начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить ёлку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует человека.

Бумажная филигрань – старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название «квиллинг». «Квиллинг» открывает у проживающих путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Программа построена «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование).                                                                        

1.1 Напрвленность программы «Творческая мастерская»

Курс предлагает развитие в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно – эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого проживающего и его самореализации. Она предусматривает развитие у них     изобразительных, художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

         В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики  развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.

 

 

1.2 Актуальность

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

 

1.3 Отличительные особенности

Новизной и отличительной особенностью программы кружка ручного труда - является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Необходимость в создании данного направления существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, внимания, логического мышления и усидчивости. Обучение проводится два раза в неделю, во вторую половину дня - на коллективных занятиях и по подгруппам , в соответствии с утвержденным графиком работы.

Возраст детей в кружке «Творческая мастерская», участвующих в реализации данной программы - 4-7 лет; На занятиях кружка осуществляется индивидуальный подход ,построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков , эмоциональной отзывчивости каждого ребѐнка на предложенное задание. Основным условием реализации программы кружка «Творческая мастерская» является творческое отношение к работе самого педагога. Выдумка, творческая фантазия педагога, умение вдохновить детей на новые достижения в творчестве – главное руководство в работе кружка. В процессе прохождения программы детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов , о вариативности использования природного и бросового материала, пластилина, различных тканей, меха и кожи. Каждая тема занятия сопровождается вопросами и заданиями, которые помогают реализовать названные задачи Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.  

Системно - деятельный и личностный подходы в обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого дошкольника с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ребёнок всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Занятия ручным трудом, аппликацией и рисованием позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа кружка «Творческая мастерская» должна помочь стимулировать развитие дошкольника путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого ребёнка, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.

Специфика данной программы позволяет реализовать мир игровых образов в целях оздоровления и коррекционного развития ребёнка.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы

ü  средняя группа    (4 – 5 лет)

ü  старшая группа (6-7 ет)

 

Возрастные особенности 4 – 5 лет

Изобразительная деятельность детей 4–5 лет продолжает развиваться. Это обусловлено развитием психических процессов, приобретенным опытом познания окружающей действительности, формированием образных представлений в различных играх, конструировании, рисовании, лепке, аппликации. Благодаря этому образы, представления о предметах и явлениях, становятся более детализированными.

В этом возрасте у детей продолжает развиваться воображение. С одной стороны, этому способствует изобразительная деятельность, а с другой стороны, развивающееся воображение ведет к обогащению образов, создаваемых детьми в рисунках, лепке, аппликации и конструировании.

В 4–5 лет расширяется сенсомоторный опыт дошкольников. Это, в свою очередь, приводит к развитию и совершенствованию графических и изобразительных навыков и умений.

Возрастные особенности 6 - 7 лет

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.  

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям - он важен для углубления их пространственных представлений. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.

 Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

Однако для успешного развития изобразительной деятельности, приносящей

 

детям чувство удовлетворения, вызывающей желание рисовать, вырезать и наклеивать, необходимо целенаправленное педагогическое руководство, подбор интересных детям и доступных для изображения тем занятий; формирование навыков и умений; развитие эстетического восприятия, образных представлений, воображения, художественнотворческих способностей и многое другое.

 

 

 

1.4 Цели, задачи

 

Цель программы: – Развивать самостоятельность, творчество, индивидуальность детей, художественные способности, путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник; формировать художественное мышление и нравственные черты личности, эмоциональную отзывчивость к прекрасному.

 

Задачи программы:

 

Обучающие:

ü знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;

ü продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

ü формировать умения и навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги, совершенствовать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;

 

Воспитательные:

ü осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников; ü развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;

ü учить работать вместе, уступать друг другу, подсказывать, договариваться о совместной работе, добиться максимальной самостоятельности детского творчества; ü радоваться успехам своих товарищей при создании работы. ü воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;

 

Развивающие:

ü пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

ü развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

ü развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;

ü обогащать словарь ребенка специальными терминами. Развивать умения следовать устным инструкциям.

ü формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;

ü развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

ü развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

 

Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности (квиллинг, аппликация, поделки из бросового материала. )

Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа.

Планируя занятия, выбирается для каждой темы та или иная форма организации коллективной работы, учитывая оснащенность, возрастные особенности детей.

 

 

 

1.5 Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Программа  по «Творческая мастерская рассчитана на год обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста  от 4 до 7 лет.

 

1.6 Формы и режим

Формой организации учебных занятий является групповая и индивидуальная. Работа педагога с обучающимися осуществляется на основе наглядности, доступности, систематичности, закрепление навыков, индивидуального подхода, сознательности.

 

Принципы построения педагогического процесса.

ü  От простого к сложному.

ü  Системность работ.

ü  Принцип тематических циклов.

ü  Индивидуального подхода.

 

Данная программа требует соблюдение следующих принципов:

ü  Принцип участия (привлечение всех участников педагогического процесса к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности).

ü  Принцип системности (работа ведется по плану в течение четырех месяцев). В летний период идет закрепление материала в практической и игровой деятельности.

 

 

1.7 Ожидаемые результаты

 

К концу года дети 4-7 лет должны уметь:

 

ü  наличие навыков пользования ножницами, бумагой, клеем, бросовым и природным материалом;

ü  склеивать готовые элементы и соединять их в образы;

ü  будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга; составлять плоскостную, сюжетную композицию; ü осваивать последовательность работы.

Содержание программы разделено по видам художественной обработки материалов и построено в определенной последовательности с нарастанием сложности выполнения технологического процесса по мере развития моторных способностей и сложности обработки материала. У детей дошкольного возраста формируется обобщенные способы конструирования. Они повышают и совершенствуют свое мастерство в знакомых техниках, усложняют композицию, увеличивают объем работы и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами. В программе не предусмотрено жесткое разделение учебного времени по видам художественной обработки материала.

Работа с готовыми формами не только развивает воображение и творчество детей, хорошую ручную умелость, но и закладывает у них бережное отношение к окружающей природе.

 

 

1.      Работа с мятой бумагой.

Технология изготовления игрушек, композиций из бумаги, салфеток помогающая педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности. Кроме того, изготовление игрушек, композиций из мятой бумаги - прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев. 

 

2.      Бумагопластик.  

 Работа строится на имеющихся у детей навыков, полученных на занятиях аппликацией, оригами: складывание бумаги в разных направлениях, способы обрывания, симметричное, силуэтное, контурное, многослойное вырезывание, склеивание и т. д.

 

3.      Изготовление объѐмных картинок. («Красота украсит мир»)

Изготовление аппликации – достаточно лѐгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объѐмной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объѐмность предмета на аппликации из геометрических фигур за счѐт приклеивания деталей к основному листу. На занятиях дети смогут изготовить подарки и открытки из бумаги, используя техники бумагокручения и бумагопластики.

4.      Работа в нетрадиционной технике. («Ватная страна »)

Используя предметы личной гигиены (ватные диски, ватные палочки, вата) и разные способы работы с ними, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из этих материалов в нетрадиционной форме. Любое изделие , выполненное руками ребѐнка - это его труд , его достижение. В процессе изготовления поделок педагог имеет возможность заняться экологическим воспитанием детей, рассказать им о цветах, их названиях, бережном отношении к природе.

 

5.      Работа с бросовым материалов («Остров ненужных вещей») 

 Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приѐмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным  моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берѐт на себя. При работе с бросовым материалом учитывается возрастные особенности детей. Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии , например проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо , чтобы эту предварительную работу выполнял педагог.

6.      Работа с тканью и нитками. («Лоскутный город») 

 Основы шитья: Учиться пользоваться иголкой приходится так же, как учиться держать ложку, карандаш, кисточку. Необходимо привлекать детей к ручной работе как можно раньше . Это наиболее верный способ научить правильной , даже точной координации движений пальчиков детской руки. Учить надо не спеша, постепенно, как бы играя , предлагать детям новые затеи : пришить что-либо, сшить простой предмет для подарка. Даже изготовление самой простой поделки- трудовой подвиг для ребѐнка. 

7.      Работа с природным материалом («Лесные чудеса») 

 Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают , сколько выражают своѐ отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов. Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала , видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы . Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщѐнными способами построения образа с опорой на наглядность ( природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов т. п.

 

Поделки, включённые в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение: ü для игр детей;

ü  для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;

ü  их можно использовать в качестве подарков. Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляется определённые требования:

ü  должен быть безопасным для детей ( не токсичным, не вызывать аллергию );

ü  тщательно промытым и высушенным;

ü  доступным в обработке ( вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.

 

ü  Принцип возрастной адресованости (на каждый возраст подбираются свои задачи и своя тематика, методы и приемы).

ü  Принцип интеграции (данная программа является составной частью образовательной программы детского сада).

ü  Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье (родители выступают активными участниками педагогического процесса).

 

 

Условия, необходимые для реализации программы

 

Для эффективной реализации программы необходимы следующие условия:

ü  Личностное общение педагога с ребенком.

ü  Наличие специально оборудованного зала.

ü  Правильное покрытие пола – деревянное, либо ковровое покрытие.

ü  Наличие обязательной одежды и обуви для занятия.

ü  Широкое использование технических средств обучения (видео, аудио техника).

ü  Атрибуты, наглядные пособия.

ü  Предварительное проветривание зала и проведение влажной уборки.

ü  Расписание занятий, методический материал, календарный план, результативность каждого занимающегося по итогам года.

 

                                                                                        1.8.    Формы подведения итогов.

1 раз в квартал.

Итоговое занятие в конце года Фото и видео отчёт.

Срок реализации программы 1 год (2017-2018 г.)

 

 

 

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

Название темы

 

 

Кол-во занятий

 

Работа с природным материалом

 

 

3

 

Работа с бумагой, картоном

 

 

45

 

Работа с нитками

 

 

6

 

Работа с бросовым   материалом

 

 

1

 

Работа с ватой                                      

 

 

1

 

Работа с салфетками                              

 

 

8

 

 

 

ИТОГО

64

 

 

 

Учебный план

 

 

 

Возраст

Время одного занятия

Периодичн ость в неделю

Количеств о часов в неделю

Количество занятий в месяц

Количеств о часов в месяц

Количество занятий за 8 месяцев

Количество часов за 8 месяцев

 

 

4-5 лет

 

 

          20 минут

 

 

2

 

 

40 минут

 

 

8

 

3 часа

 

 

64

 

21 час

30минут

6-7 лет

30 минут

2

60 минут

8

4 часа

64

32 часа

 

 

 

  

Учебно-тематический план «Творческая мастерская» (УТП).

 

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Примерное содержание занятия

1.

 

Вводное занятие. Планы на новый учебный год. 

30 мин

Пальчиковая гимнастика. Повторение элементов, изученных в прошлом учебном году.

 

2.

 

 «Дары леса». 

30 мин.

Скручивание элементов для композиции. Изготовление листьев разных по форме.

3.

 

 «Дары леса». 

30 мин.

Скручивание элементов для композиции.

Изготовление ягод, грибов.

4.

 

 «Дары леса».

30 мин.

Сборка композиции. Завершение работы.

5.

 

«Корзинка»

30 мин.

Элемент «капля», «ромб». Скручивание элементов для изготовления корзинки.

6.

 

«Корзинка»

30 мин.

Элемент «капля», «ромб». Скручивание элементов для изготовления корзинки

 

7.

 

«Корзинка»

30 мин.

Изготовление основы для корзинки. Оклеивание корзинки готовыми элементами.

8.

 

«Корзинка»

30 мин.

Изготовление розочек и листьев для украшения корзиночки.

Завершение работы.

9

 

«Дерево счастья»

30 мин.

Скручивание элементов для изготовления Дерева счастья.

10

 

«Дерево счастья»

30 мин.

Скручивание элементов для изготовления Дерева счастья. Изготовление из элементов цветов и листьев.

11

 

«Дерево счастья»

30 мин.

Изготовление основы для Дерева счастья.

12

 

«Дерево счастья»

30 мин.

Украшение дерева счастья цветами и листьями.

13

 

«Дерево счастья»

30 мин.

Оформление горшочка. Завершение работы.

14

 

«Новогодняя елка»

30 мин.

Скручивание элементов для изготовления

Новогодней елки.

 

15

 

«Новогодняя елка»

30 мин.

Скручивание элементов для изготовления Новогодней елки. Изготовление конуса для елки.

16

 

«Новогодняя елка»

30 мин.

Изготовление елки. Оклеивание конуса элементами «капля».

Изготовление игрушек

(скручивание разноцветных рол).

Украшение елки.

17

 

«Шкатулка»

30 мин.

Скручивание элементов для изготовления шкатулочки.

18

 

«Шкатулка»

30 мин.

Скручивание элементов для изготовления шкатулочки.

19

 

«Шкатулка»

30 мин.

Изготовление формы для шкатулочки. Оклеивание шкатулки элементами.

20

 

«Шкатулка»

30 мин.

Изготовление крышки для шкатулки. Оклеивание крышки элементами.

 

21

 

«Шкатулка»

30 мин.

Завершение сборки шкатулки.

22

 

«Открытка на 8 марта»

30 мин.

Изготовление открытки к 8 Марта. Скручивание элементов.

23

 

«Открытка на 8 марта»

30 мин.

Изготовление восьмерок из гофрокартона.

Изготовление цветов.

24

 

«Открытка на 8 марта»

30 мин.

Украшение восьмерок цветами.

25

 

«Букет цветов»

30 мин.

Изготовление сложных резных цветов. Астры.

26

 

«Букет цветов»

30 мин.

Изготовление сложных резных цветов.

Васильки.

27

 

«Букет цветов»

30 мин.

Изготовление листьев, мелких цветов для составления композиции.

28

 

«Букет цветов»

30 мин.

Сборка изделия «Букет цветов» (Композиция в рамке).

29

 

«Букет тюльпанов».

30 мин.

Изготовление цветов тюльпанов.

30

 

«Букет тюльпанов».

30 мин.

Изготовление листьев.

31

 

«Букет тюльпанов».

30 мин.

Сборка изделия «Букет тюльпанов».

32

 

«Букет тюльпанов».

30 мин.

Изготовление цветов и листьев для составления самостоятельной композиции.

33

 

«Букет тюльпанов».

30 мин.

Сборка самостоятельной работы. Композиция из цветов и листьев.

Выставка композиций.

 

 

Основные методы работы.

ü    Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов, беседа по теме.

ü    Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Работа по образцу. Составление плана работы по изготовлению изделия.

ü    Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.

 

Словесные методы: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.

 

                  Большое      место      отводится     наглядности,      то      есть      реальному        предмету

(выполненное в з р о с л ы м п а н н о , а п п л и к а ц и я и т . д . ),  разным  видам  искусства (художественная иллюстрация, открытки, изделия народных промыслов). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребенка на выполнение задания, в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

 

 Типы занятий

ü  Комбинированный;

ü  Первичного ознакомления с материалом; ü Усвоение новых знаний;

ü  Закрепление, повторение.

 

Формы организации учебного занятия:

ü  выставки детских работ в детском саду;

ü  участие в городских, конкурсах ;

ü  презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам);

ü  творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете.

 

 

Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:

 

1.      Начало занятия – как мотив путешествия по сказочным странам. Название страны, царства зависит от материала, с которым дети будут знакомиться и работать. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.

 

2.      Рассказ,  который  сопровождается  показом  материала.  Дети  исследуют  форму, обращают внимание на цвет, структуру.

 

3.      Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.

 

4.      Объяснение приемов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.

 

5.      Пальчиковая гимнастика, разминка рук. Самостоятельное изготовление поделки. Анализ готовых поделок своих и товарищей.

6.      Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

 

 

 

Методика проведения. Программа «Творческая мастерская» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного творчества, как конструирование из бумаги, работа с природным материалом.

Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. При работе с бумагой воспитанники познакомятся со следующими техниками:

 

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Природный материал — кладовая для развития фантазии, творчества,

воображения.

Создание поделок из природного материала дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. И пусть поделки будут не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение детям с отклонениями в интеллектуальном развитии. При работе с природным материалом не только развиваются творческие способности, но и ярко прослеживаются межпредметные связи с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

В программу входят следующие виды работ с природным материалом:

аппликация ( из семян-крылаток, срезов веток, птичьих перьев, зёрен, тополиного пуха, опилок, яичной скорлупы, чешуек шишек и т. д. ), лепка из глины.

Каждый раздел начинается со знакомства с материалом, правилами работы, организацией рабочего места, освоение отдельных простейших трудовых процессов, знакомство с простейшими технологическими картами и схемами.

Принципы, лежащие в основе программы:

Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В качестве психологической разгрузки и для развития интеллектуальных способностей детей используются игры, загадки, и каждое занятие начинается с новой пословицы о труде.

 

 

III. Методическое обеспечение программы «Творческая мастерская».

 

Техническое оснащение занятий

 

Наименование

Количество (шт.)

1.

Стол

8

2.

Шкаф для хранения пособий

4

3.

Стеллаж

2

4.

Магнитная доска

1

5.

Магнитофон

1

 

 

Используемые материалы

ü  Картон белый;

 

ü  Картон цветной;

ü  Бумага цветная; ü Клей ПВА;

ü  Разовая посуда;

ü  Газетная бумага, салфетки;

ü  Вата, ватные диски, ватные палочки;

ü  Клей-карандаш;

ü  Шерстяные нитки, нитки для шитья, разноцветное мулине для вышивания. Кусочки ткани, фетр, кожаные кусочки, пуговицы;

ü  Набор для квиллинга;

ü  Воздушные шарики;

ü  Губки;

ü  Коктейльные трубочки.

 

 

Инструменты и приспособления:

 

ü  Образцы изделий;

ü  Ножницы;

ü  Палочки для квиллинга;

ü  Клей ПВА;

ü  Клей- карандаш;

ü  Карандаш простой;

ü  Картон цветной и белый;

ü  Цветная бумага;

ü  Кисти для клея;

ü  Линейка;

ü  Набор для квиллинга;

ü  Клеёнка для аппликации.

 

 

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007г

2.      Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Книга для воспитателя детсада. /М.: Просвещение, 1984г.

3.      Куцакова Л.В «Конструирование и художественный труд в детском саду».2005

4.      Докучаева Н.Н. «Мастерим бумажный мир» СПб. 1997

5.      .Богатеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги». М.Просвещение 1992 6.Кобитина И.И. «Работа с бумагой. Поделки и игры».М 2000

6.      Малышева А.Н., Ермалаева «Аппликация в детском саду».Ярославль 2004

7.      Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании дошкольников».

8.      Уч. пособие. Пед общ. России .М. 2005

9.      Докучаева Н. «Сказки из даров природы. СПб»Диамант», «Валери»СПб. 1998.

10. Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. «Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников» Метод. Пособие.Ростов н/Дону «Феникс»2003

11. Грибовская А.А.»Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке , аппликации» М.2008

12. Чернякова Н.С. «Уроки детского творчества». Изд.Астель 2002 13.Котова И.Н., Котова А.С. «Русские обряды и традиции.Народная кукла». СПб «Паритет» 2005. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Календарный учебный график

Календарный год рассчитан на 32 рабочие недели, 2 часа в неделю, общее количество часов - 64.

 

 

Месяц

Количество в неделю

Количество учебных недель

Количеств

о в

Октябрь

2

4

8

Ноябрь

2

4

8

Декабрь

2

4

8

Январь

2

4

8

Февраль

2

4

8

Март

2

4

8

Апрель

2

4

8

Май

2

4

8

итого

 

32

64

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение №1

 

 

Приложение №2

Элементы квиллинга

 

Изначальный ролл — тугая спираль Склей между собой последовательно внахлест необходимое число бумажных полосок нужной ширины. Навивая ленту на кончик шила, скрути ее в тугую спираль, продолжай скручивать руками, приклей конец (базовая форма).

Ролл — свободная спираль Скрути полоску плотно, как    в предыдущем случае, затем осторожно    дай раскрутиться, придерживая форму большим и указательным пальцами левой руки. Острым концом шила выровняй расстояние между витками спирали. Приклей конец. Это основа для всех будущих форм (еще одна базовая форма).

 

 

Капелька Сделай свободную спираль. Затем двумя пальцами левой руки, указательным и большим, оттяни сердцевину в сторону, острым концом шила выровняй расстояние между витками спирали. С противоположной стороны спираль сожми двумя пальцами. Конец ленты приклей.

 

Листочек (изогнутая капля)

                                                                     Листик Сделай каплю и сожми     Глаз Сделай свободную спираль

Сделай капельку как в предыдущем случае и загни ее противоположный конец.            и сожми две противоположные уголок. Конец полоски приклей. Конец полоски приклей.     стороны. Конец полоски приклей.

 

Изогнутый глаз (лист) Сделай

Треугольник Сделай свободную Полумесяц Сделай свободную

свободную спираль, сожми ее в виде глаза и загни уголки.         спираль и сожми ее в трех спираль, сожми уголки и изогни Конец полоски приклей.          местах. Конец полоски приклей. деталь. Конец полоски приклей.

 

Полукруг Сделай свободную

спираль, сожми два уголка так, Стрелка Сделай свободную Ромб Сделай глаз и сожми спираль, сожми ее так, чтобы

чтобы одна сторона заготовки   его уголки навстречу друг к другу, была ровной, а другая — образовался треугольник,          чтобы получился ромб. Конец и прижми два его уголка друг

закругленной. Конец полоски                                                          полоски приклей.

приклей.                                       к другу. Конец полоски приклей.

 

Лист (звездочка) Сделай свободную спираль и сожми ее в нескольких местах, чтобы получились уголки. Конец полоски приклей.

Птичья лапка Сделай свободную Конус Закрути тугую спираль, спираль, сожми в виде            приклей конец ленты, выдвини треугольника, загни два уголка           на необходимую длину, проклей в направлении третьего и сильно внутреннюю часть конуса клеем. прижми. Конец полоски приклей. Дай высохнуть.

 

 

 

 

Приложение №3  

Физминутки

 

Физминутки

 

1

«Листики осенние»

Мы листики осенние, На ветках мы сидим. 

Дунул ветер - полетели, Мы летели, мы летели  И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. 

Закружились, полетели И на землю тихо сели

2

«Листопад»

Дружно по лесу гуляем И листочки собираем. Собирать их каждый рад –  Просто чудный листопад!

3

«Выпал беленький снежок»

Выпал беленький снежок –  Собрались мы все в кружок: 

Мы потопаем, мы похлопаем. 

Будем весело плясать, Будем руки согревать.

Мы потопаем, мы похлопаем,  Чтоб нам было веселее,

Будем прыгать мы скорее.

4

«Бабочка»

Бабочка летала, над цветком порхала  Села, посидела и нектар поела.

Два своих больших крыла опустила, подняла Полетела дальше, чтобы мир был краше.

5

«Неваляшки»

Мы веселые милашки Чудо – куклы, неваляшки.  Мы танцуем и поем: Очень весело живем!

6

«Зарядка»

Мы решили закаляться, раз – два – раз – два! 

И водою обливаться, раз – два – раз – два!

А потом мы полотенцем, раз – два – раз – два! 

Не забудем растереться, раз – два – раз – два!

7

«Зарядка»

Мы хлопаем руками: Хлоп… 

Мы топаем ногами: Топ… 

Машем мы руками, Киваем головой.

Раз, два – выше голова Три, четыре – руки шире  Пять, шесть – тихо сесть.

8

«Я мороза не боюсь»

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь. 

Подойдет ко мне мороз, Тронет руку, тронет нос.

Значит, надо не зевать, Прыгать, бегать и играть.

9

«Снежинки»

Мы снежинки, мы пушинки,  Покружиться мы не прочь.  Мы снежинки - балеринки,  Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе все в кружок. Получается снежок.

10

«Маленькие птички»

Маленькие птички, Птички-невелички,  По лесу летают, Песни распевают.

Буйный ветер налетел, Птичек унести хотел. 

Птички спрятались в дупло Там уютно и тепло.

11

«В          лесной

лужайк»

Мы к лесной лужайке вышли, 

Поднимая ноги выше, Через кустики и кочки, 

Через ветви и пенёчки. Кто высоко так шагал ─ Не споткнулся, не упал.

12

«Зарядка»

Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем отдыхать!

Спинку бодро разогнули, Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться, 

Раз и два назад прогнуться. Вот и стали мы сильней, Здоровей и веселей!

13

«Игрушки»

Вот большая пирамидка

И веселый мячик звонкий, Мягкий мишка косолапый - Все живут в большой коробке, 

Но когда ложусь я спать Начинают все играть!

14

«Гриша шел- шел-шел»

Гриша шел-шел-шел, Белый гриб нашел. Раз - грибок, Два - грибок, Три - грибок, Положил их в кузовок.

15

«С добрым утром!»

С добрым утром, глазки! Вы проснулись? 

С добрым утром, ушки! Вы проснулись? 

С добрым утром, ручки! Вы проснулись? 

С добрым утром, ножки! Вы проснулись? 

С добрым утром, солнце! Я - проснулся!

16

«Цветок»

Спал цветок и вдруг проснулся,  Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся,  Взвился вверх и полетел.  Солнце утром лишь проснется,  Бабочка кружит и вьется.

17

«Медведь            и

пчёлы»

Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт.

Облизывает лапу сластёна косолапый,  А пчёлы налетают, медведя прогоняют.

А пчёлы жалят мишку: 

«Не ешь наш мёд, воришка». 

Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу.

Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №4  

Пальчиковые игры

 

 

Пальчиковые игры

1

«Листья»

Мы дорожки подметаем, 

Листья в кучи собираем, 

Чтоб гуляя, малыши Веселились от души!

Ох, устали - Отдохнем 

И домой скорей пойдем

2

«Помощники»

Вот помощники мои,

       Их как хочешь поверни.       Хочешь эдак, хочешь так ─       Не обидятся никак.

3

«Капустка»

Мы капустку рубим - рубим, 

Мы капустку солим - солим, 

Мы капустку трем - трем, 

Мы капустку жмём – жмём

4

«Цветы»

Расцвели в саду цветы Небывалой красоты. К солнцу тянутся цветочки, 

Пять волшебных лепесточков.

5

«Мы играли, рисовали»

Мы играли, рисовали,  Наши пальчики устали.  Вы скачите, пальчики,  Как солнечные зайчики. 

Прыг - скок, прыг - скок,

          Прискакали на лужок.            . 

Ветер травушку качает,  Влево - вправо наклоняет. Вы не бойтесь ветра, зайки,  Веселитесь на лужайке.

6

«Мы рисовали»

Мы сегодня рисовали,  Наши пальчики устали.  Наши пальчики встряхнем,  Рисовать опять начнем.

7

«Пальчики-солдатики»

Командир позвал солдат:

«Становитесь дружно в ряд! 

Первый встал, за ним – второй, 

Безымянный, быстро в строй!»  А мизинчик очень мал, Он чуть-чуть не опоздал.  Встали пальчики – «УРА!»  На парад идти пора.

8

«Лодочка»

Две ладошки прижму И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя.

Паруса подниму, Синим морем поплыву.  А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

9

«Кузнечик»

Я гуляю по дорожке

А кузнечик скачет рядом 

Наклонюсь, возьму в ладошки 

Здесь скакать ему не надо, 

Пусть сидит он лучше в травке: 

Там с ним будет все в порядке

10

«Волна»

Светит полная луна – За луной бежит волна,

Ветер веет на просторе,

И всю ночь волнует море… 

Волн спокойных мерный шум 

Усыпляет праздный ум…

Но так долго вредно спать –  Нам давно пора вставать.

11

«Рыбки»

Рыбки весело резвятся В чистой тепленькой воде.  То сожмутся, разожмутся,  То зароются в песке.

12

«Пять пальцев»

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.  Чтоб строгать и чтоб пилить,  Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать: 

Раз, два, три, четыре, пять!

13

«Дружба»

Дружат в нашей группе  Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим  Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять. 

Пять, четыре, три, два, один.

14

«Моя семья»

Этот пальчик - дедушка, 

Этот пальчик - бабушка, 

Этот пальчик - папочка, 

Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - я, Вот и вся моя семья!

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Дополнительная образовательная программа «Творческая мастерская» для детей дошкольного возраста ( 4-7 лет )"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по гимнастике

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 964 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.05.2020 142
    • PDF 564.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Макаренко Наталья Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Макаренко Наталья Валерьевна
    Макаренко Наталья Валерьевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 69013
    • Всего материалов: 222

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Эффективное управление запасами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Преодоление расстройств: путь к психическому здоровью"

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интерактивные материалы на печатной основе

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 30 человек