МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ
СПОРТИВНАЯ
ШКОЛА
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Новое поколение-1»
Возраст детей, на которых рассчитана программа - 5-6
лет
(за год до поступления в общеобразовательную школу)
Срок реализации программы - 1 год
Разработчик программы-
Калмыков Олег Анатольевич
Ульяновск
2016
РАЗВИВАЮЩАЯ СПОРТИВНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
социальной адаптации, творческого и физического
развития ребенка
в детском спортивно-эстетическом объединении
«Новое поколение»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Новое поколение» - это программа творческого
и физического развития ребенка дошкольного возраста и его социальной адаптации,
позволяющая организовать образовательно-воспитательный процесс в учреждениях
дополнительного образования детей спортивной направленности.
Программа предусматривает возрастной подход, учитывает
диапазон познавательных интересов и потребностей детей в двигательной
активности, ориентирована на приобщение их к ценностям гуманитарной, духовной и
физической культуры, искусства, предполагает вовлечение детей в творческую
деятельность и диалоговое общение, развивает субкультуру в рамках создания
единого культурного и творческого процесса, прививает навыки регулярных занятий
физическими упражнениями. Программа рассчитана на внедрение её на базах
клубов, секций, спортивных школ, специализирующихся на занятиях по дзюдо, путём
объединения усилий и возможностей других детских дошкольных учреждений типа
музыкальных школ, центров детского творчества, путём создания своеобразных
объединений.
Целью данной программы является оказание помощи детям в их
физическом развитии и совершенствовании творческих способностей.
Основными принципами программы являются:
ü принцип реализации разнообразных детских интересов;
ü принцип развития в каждом ребенке желания стать лучше,
знать больше, познать себя;
ü принцип качественных изменений, происходящих с каждым
в детском коллективе;
ü принцип сотрудничества ребят и взрослых при подготовке
и проведении общественно-полезных дел;
ü принцип базового становления коллективов участников
программы;
Программа направлена на поэтапное формирование
интереса дошкольников к культуре (для нас в первую очередь физической, в частности
дзюдо) и обеспечивает их эстетическое, физическое, нравственное,
интеллектуальное развитие, активно вовлекая ребят в разнообразную игровую
деятельность, выступающую в качестве инструмента, с помощью которого
осуществляется переход от простейшего желания детей участвовать в совместных
игровых действиях – к серьезной творческой деятельности, в которой они
приобретают жизненный опыт, познают окружающий мир, учатся человеческим
отношениям, приобретая замечательные качества: доброту и смелость, силу и ловкость,
дружелюбие и товарищество, щедрость и добродушие, веру и верность, правдивость
и честность.
Программа способствует решению проблем социальной адаптации
дошкольников перед зачислением в общеобразовательные школы, предоставляя им
новые возможности взаимодействия на базах специализированных внешкольных
учреждений.
Ценностное содержание знаний, навыков и умений, заложенное в
программе, способствует осознанию и пониманию каждым ребенком себя и своего
места в этом мире.
Задачи программы формулируются следующим образом:
ü воспитывать позитивное отношение и уважение к
культурным традициям как своего народа, так и других народов мира, чувство
любви к Родине;
ü совершенствовать познавательные способности;
ü создавать условия для формирования у детей навыков межличностного
общения;
ü развивать психические, эмоциональные, творческие и
физические качества ребенка, создавать условия для формирования навыков
социального взаимодействия с учетом возрастных особенностей у старших
дошкольников;
ü учить приносить радость родным и близким, всем детям,
побуждать детей к деятельности на благо окружающих, своей Родины;
ü формировать у детей желание стать разносторонним,
развитым человеком, помогая ему определиться с дальнейшей специализацией.
ü привить привычку вести здоровый образ жизни.
Реализация программы «Новое поколение» предполагает
последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников
с окружающим миром на базе деятельностного подхода и эмоционального восприятия.
Отбор содержания программы основывается на современных тенденциях
личностно-ориентированного образования и на следующих главных педагогических
принципах:
ü целостности – в программе соблюдены единство обучения,
воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
ü гуманизации – личностно-ориентированный подход в
воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера
доброжелательности и взаимопонимания;
ü деятельностного подхода – когда знания приобретаются
ребенком во время активной деятельности;
ü интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной
программе составляющие таких общечеловеческих знаний, как музыка, физкультура
и спорт (дзюдо), хореография, культурология и др.;
ü возрастного и индивидуального подходов, предполагающий
выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом
детей.
Ценностные ориентиры, которые должны быть
сформированы в ходе реализации программы:
ü здоровый образ жизни, сохранение и приумножение
здоровья,
ü семья, хранящая и прививающая детям духовную и
физическую культуру,
ü историческое единство народов России,
ü общечеловеческое братство, в котором один народ, одна
культура дополняют другие.
В процессе реализации программы внимание акцентируется на
решении следующих социально важных проблем:
ü внешний и внутренний «портреты» ребенка, физическое и
духовное начала в нём,
ü достоинство, смысл и величие жизни человека,
ü человек в общении с другими людьми, значение языка как
основы человеческих взаимоотношений,
ü спортивная деятельность как способ самовыражения,
ü Отечество (Родина) как место, где человек родился,
живёт, познал радость жизни и ответственность перед ней.
Реализация программы предполагает соблюдение
следующих условий:
ü создание специальной обстановки для успешной
социализации ребенка,
ü учёт уровня развития и воспитанности ребенка,
организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем,
ü обогащение содержательной деятельности путем включения
культурно-исторического, духовно-нравственного, социально-психологического и
других компонентов,
ü динамичность работы,
ü учет возрастных и психолого-физиологических
особенностей ребенка,
ü объединение усилий и координация деятельности семьи и
других социальных институтов воспитания,
ü совершенствование знаний, умений и навыков речевой
культуры,
а также двигательных
навыков ребёнка,
ü становление высоконравственных, этических норм
поведения.
Режим занятий в объединении может быть двух вариантов:
5 дней по 1 занятию в день, либо 3 дня по 2 занятия в день. Например:
ВАРИАНТ №1
(5 дней в неделю по 1 занятию в день)
Этот вариант годится для детей, проживающих в
непосредственной близости от мест проведения занятий.
Название предмета
|
Продолжи
тельность занятия
|
Периодич-ность
в неделю
|
Количество часов
в неделю
|
Количество
часов
в год
|
Спортивно-оздоровительные
занятия с элементами дзюдо
|
1
|
2
|
2
|
72
|
Музыка и танцы
|
1
|
2
|
2
|
72
|
Развивающие занятия:
рисование, историфия , география
и пр.
с элементами иностранного языка
|
1
|
1
|
1
|
36
|
Понедельник — с 18.00 до 18.45 — дзюдо,
Вторник — с 18.00 до 18.45 — танцевальные занятия,
Среда — с 18.00 до 18.45 — география с иностранным языком (следующую
среду история, затем рисование и т.д.),
Четверг — с 18.00 до 18.45 — дзюдо,
Пятница — с 18.00 до 18.45 — музыкальные занятия.
ВАРИАНТ №2
(3 дня в неделю по 2 занятия в день)
Название предмета
|
Продолжи-
тельность занятия
|
Периоди-чность
в неделю
|
Количество часов
в неделю
|
Количество
часов
в год
|
Спортивно-оздоровительные
занятия с элементами дзюдо
|
1
|
2
|
2
|
72
|
Музыка и танцы
|
1
|
2
|
2
|
72
|
Общеразвивающие занятия:
рисование, историфия , география
и пр.
с элементами иностранного языка
|
2
|
2
|
2
|
72
|
Понедельник: с 18.00 до 18.45 — музыка, с 19.00 до 19.45 — дзюдо,
Среда — с 18.00 до 18.45 — рисование с иностранным языком,
с 19.00 до 19.45— танцы,
Пятница — с 18.00 до 18.45 — география с иностранным языком, с 19.00 до
19.45 — дзюдо.
Режим выбирают родители по своему усмотрению.
Отбор содержания программы «Новое поколение» проводился по
принципу наглядности и доступности, с учетом познавательных и коммуникативных
потребностей старших дошкольников, психологических особенностей данной
возрастной категории (острота восприятия, любознательность, пытливость ума,
способность анализировать и обобщать). Ведущей для этого возраста является
игровая деятельность.
Содержание программы рассчитано на один год обучения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
С ЭЛЕМЕНТАМИ ДЗЮДО
Занятия проводятся в зале дзюдо.
Форма занимающихся - свободная спортивная форма типа трико и майки, занятия
проводятся босиком.
№ п\п
|
Тема
|
Общее
количество
часов
|
в том числе
|
теория
(час)
|
практика(час)
|
1.
|
Вводное занятие.
Рассказ о истории дзюдо как вида спорта и вида
деятельности человека, полезной как для тела, так и для духа.
|
1
|
1
|
-
|
2.
|
Воспитание и развитие общефизических
качеств: ловкости, гибкости, скорости, силы.
|
35
|
2
|
33
|
3.
|
Разучивание подвижных игр и эстафет,
направленных на развитие физических качеств ребёнка, а также его координацию.
|
35
|
2
|
33
|
4.
|
Итоговое занятие, тестирование, подведение итогов.
|
1
|
-
|
1
|
ИТОГО часов:
|
72
|
5
|
67
|
ЗНАКОМСТВО С МУЗЫКОЙ И ТАНЦАМИ
Занятия
проводятся в специальном классе, имеющем специальные и наглядные средства
обучения.
№ п\п
|
Тема
|
Общее
количество
часов
|
в том числе
|
теория
(час)
|
практика (час)
|
1.
|
Вводное занятие.
|
1
|
1
|
-
|
2.
|
Воспитание и развитие музыкально-ритмических
способностей.
|
35
|
2
|
33
|
3.
|
Разучивание песенного и танцевального репертуара.
|
35
|
2
|
33
|
4.
|
Итоговое занятие, тестирование.
|
1
|
|
1
|
ИТОГО часов:
|
72
|
5
|
67
|
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ
С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
№ п/п
|
Тема
|
Общее количество часов
|
в том числе
|
теория
(час)
|
практика
(час)
|
1.
|
Рисования
|
10 (20)
|
1
|
10(20)
|
2.
|
География
|
10 (20)
|
1
|
9(20)
|
3.
|
История
|
10(20)
|
1
|
8(17)
|
4.
|
Основы безопасности жизнедеятельности
|
5 (10)
|
2
|
3 (8)
|
|
Итоговое занятие
|
1 (2)
|
|
1 (2)
|
Итого:
|
36 (72)
|
5
|
31(67)
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
С УКЛОНОМ НА ДЗЮДО
Тема 1. Вводное занятие
Теория
Беседа о здоровом образе жизни, необходимости
укрепления здоровья, а также по охране здоровья и жизни детей. Знакомство с правилами личной
гигиены, спортивного режима, профилактика заболеваний. История борьбы дзюдо.
Тема 2. Воспитание и развитие общефизических качеств.
Теория
Знакомство с элементарной анатомией человека.
Функциональное состояние организма, физическая работоспособность ребёнка.
Практика
Выработка правильной осанки. Воспитание
волевых качеств, развитие координации, ловкости, быстроты, силы, укрепление
дыхательного аппарата. Выполнение упражнений с элементами
борьбы для развития специальной и общей выносливости.
Тема 3. Разучивание подвижных игр и эстафет.
Теория
Укрепление
психологической устойчивости, развитие умственных способностей, настрой на
групповую работу.
Практика
Объяснение правил игры, эстафеты (в т.ч. с партнёром
для развития тактильной «борцовской» чувствительности). Разучивание и показ
игры. Проведение игры, эстафеты, подведение итогов и разбор ошибок.
Формирование навыков коллективного взаимодействия, развитие быстроты мышления,
самообладания, воспитание умения мобилизовать свои возможности для выполнения
поставленной задачи. Развитие координации движения, внимания.
Тема 4.Итоговое занятие
Практика
Контроль знаний и умений обучающихся, тестирование.
ЗНАКОМСТВО С МУЗЫКОЙ И ТАНЦАМИ
Тема 1. Вводное занятие
Теория
Знакомство с
различными направлениями и формами вокального и танцевального искусства,
правилами пения, охраны голоса и правилами танцевального движения.
Тема 2. Воспитание и развитие музыкально-ритмических
способностей
Теория
Певческая установка, дыхание, звукообразование,
основные позы и позиции в танце, осанка.
Практика
Выработка певческой установки. Формирование
вокальных навыков, развитие певческого голоса, укрепление дыхательного
аппарата. Пение упражнений на выравнивание
гласных. Отработка элементов позиций и основных танцевальных движений.
Тема 3. Разучивание песенного и танцевального
репертуара
Теория
Знакомство
с творчеством композиторов, поэтов и мастеров танца..
Практика
Прослушивание песни. Разучивание текста песни,
мелодии. Пропевание песни
отдельными построениями: фразами, предложениями, периодами. Исполнение
песни. Формирование навыков индивидуального и коллективного пения,
выразительности исполнения.
Разучивание детских танцевальных композиций как
индивидуальных, так и групповых.
Тема 4.Итоговое занятие
Практика
Контроль знаний и умений обучающихся.
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С
ЭЛЕМЕНТАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (АНГЛИЙСКОГО):
ГЕОРГАФИЯ, ИСТОРИЯ, ЖИВОПИСЬ, ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
(Конкретная программа должна быть предоставлена специалистами
учреждения дополнительного образования выбранного направления).
Материально-техническое
обеспечение программы
Для успешного функционирования данной программы необходимо
помещение (здание), включающее в себя: спортивный зал — 1 шт. (площадь не менее
80-100 кв.м.), танцевальный класс с зеркальной стеной и станком, музыкальный
класс, учебный класс с мебелью на 20—25 посадочных мест и специальной классной
мебелью, раздевалки (отдельно для мальчиков и девочек), туалеты, душевые
комнаты, методический кабинет.
Для организации учебно-воспитательного процесса в объединении
необходимо наличие специальных средств обучения:
1.Спортивный инвентарь — татами (80-100 кв.м.), набивные мячи,
скакалки, мячи футбольные, гантели детские, турник-перекладина, лавка для жима
лёжа, гимнастические палки, гимнастические скамейки.
2.Музыкальные инструменты — пианино, маракасы, ксилофоны, трещётки.
3.Специальные средства обучения: музыкальный центр, проектор,
телевизор, DVD-проигрыватель, глобусы, географические карты,
исторические карты и прочие наглядные материалы.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
Среди средств обучения немаловажную роль играют:
ü специально подобранный музыкальный материал;
ü спортивные игры, карточки, книги, значки, эмблемы,
иллюстрации;
ü звукозапись, видеозапись;
ü ролевая игра, коллективно-творческая игра;
ü разучивание стихов,танцев, песен, хоровое и сольное
пение;
ü инсценирование сказок, стихов, песен;
ü игры подвижные, дидактические, тематические,
творческие (ситуативные) «игры в сказку»;
ü рисование.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа основана на «механизме» сотрудничества, сотворчества
и содружества педагогов различных специализированных внешкольных педагогических
организаций, детей и их родителей. Различные формы игровой деятельности
позволяют педагогу и ребенку почувствовать себя в различных социальных ролях и
сделать смысл вещей наиболее явным для ребенка.
Ведущей формой реализации программы является
игра-перевоплощение, когда ребенок выступает в той или иной роли в зависимости
от ситуации, предлагаемой педагогом. Главная позиция программы – динамичное
развитие самостоятельности дошкольника, которое реализуется по следующим
ступеням: «Делай как я», «Делай лучше меня», «Делай вместе с друзьями».
На первой ступени создаются условия для демонстрации ребенку
позитивных образцов познавательной, коммуникативной и творческой деятельности,
которая осуществляется в форме игры-сообщения, игры-путешествия,
игры-созерцания.
На второй ступени происходит закрепление навыков и
автоматизируется умение пользоваться ими в различных ситуациях. Педагог
предоставляет возможность детям анализировать не только позитивные, но и
негативные образы. Такие задачи решаются во время игры-викторины,
игры-путешествия, игры-совещания.
На третьей ступени необходимо организовать педагогический
процесс таким образом, чтобы ребенок на основе анализа и систематизации
полученных образцов начал создавать свои образы и мог моделировать свои
действия в различных условиях.
Данные ступени характеризуются постепенным усложнением
деятельности, порождающей новые познавательные потребности ребенка, которые в
свою очередь стимулируют развитие интереса к деятельности.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Большая роль в осуществлении успешной деятельности
объединения отводится родителям — родители должны выступать не в роли
посторонних наблюдателей, а активными участниками воспитательной и развивающей
деятельности путём вовлечения их в организацию совместных встреч, концертов,
соревнований и т.д.
В обязательном порядке отводится время на работу с
родителями. Каждую неделю приглашаются родители определенной группы (по
усмотрению педагога). Разработаны примерные темы бесед с родителями. Нужно
учитывать пожелания родителей при разработке той или иной темы. Необходимы
также индивидуальные консультации.
Примерные темы для бесед:
ü Ваш ребенок – дошкольник (общие сведения о
психо-физическом развитии детей дошкольного возраста);
ü Консультации по результатам диагностики в конце года:
- показатели развития психических и физических качеств;
ü Коррекционная работа дома (игры на развитие
психических процессов), рекомендации по дальнейшим направлениям;
ü Упражнения для развития физических данных;
ü Театрализованные игры дома и в гостях;
ü Узнайте своего ребенка (тесты для родителей);
ü Как работать с ребенком дома;
ü Развитие творческих способностей у ребенка-дошкольника;
ü Кто для меня мой ребенок (отношение между детьми и
родителями)?
Совместная работа:
ü Составление альбомов «Моя Россия», «Моя семья», «Я
занимаюсь дзюдо», «Я — художник» и пр.
ü Изготовление атрибутов к инсценировкам и праздникам
(маски, костюмы, декорации).
ü Привлечение родителей к участию в инсценировках и
праздниках.
ü Совместное рисование открыток утренникам, плакатов к
праздникам, картин к стихам и песенкам.
ü Помощь педагогу в изготовлении наглядных пособий.
Массовые совместные мероприятия:
Октябрь – праздник «Осенний бал».
Декабрь – новогодний праздник.
Февраль – Масленица.
Март — спортивный конкурс «Папа, мама, я - спортивная
семья» .
Апрель - праздник игры «Все игры будут в гости к нам».
Июнь – выпускной – «Мы — новое поколение!»
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В процессе реализации программы
ребенок узнает, что:
·
В мире много стран и
народов, мы живем в России и говорим на русском языке.
·
В любой стране существуют
символы государства – флаги и гербы.
·
В России, есть фольклор:
народные песенки, считалки, прибаутки, сказки.
·
Многие семьи стран мира
проводят досуг вместе, чаще всего, выезжая на природу, где активно отдыхают,
занимаются спортом, изучая животных и растения.
·
Существуют различия в
праздновании Нового года, Рождества, других любимых населением праздников у
разных народов мира.
Дети знакомятся с:
·
Главными
достопримечательностями России, а также своего родного города.
·
Известными народными
русскими сказками, стихами и песнями и танцами.
Дети получают представление об
особенностях произношения и речевых особенностях различных народов мира.
Дети научатся выполнять
упражнения на развитие дыхания и с произношением звуков.
Ребенок научится:
·
Исполнять наизусть
несколько песенок и стихов, понимать их содержание.
·
Играть в подвижные и
развивающие игры.
·
Слушать и выполнять
инструкцию взрослого.
·
Удерживать внимание 30
минут (с перерывом на валеопаузу);
·
Рисовать элементарные
фигуры (круг, овал, квадрат и т.д.);
·
Выполнять методики,
предполагающие средний уровень развития концентрации, устойчивости,
распределения и переключения внимания.
Ребенок будет:
·
Свободно двигаться во
время звучания музыки.
·
Выразительно декламировать
стихи.
·
Петь в хоре.
·
Инсценировать несложные
песенки, стишки и сказки.
·
Легко брать на себя любую
роль в играх диалогах.
·
Самостоятельно принимать
решения в проблемных ситуациях.
·
Легко вступать в общение
со сверстниками.
·
Выполнять тест «Готовность
к обучению в школе» на достаточном уровне.
·
Более координирован и
физически развит по сравнению с другими сверстниками.
Примерный финансовый план:
В группе должно заниматься не более 15 детей. Оплата за занятия
проводится родителями из расчёта 1000 руб\мес., оплачивается по графику: 1
оплата за сентябрь, октябрь, ноябрь - 3000 руб.
2 оплата за декабрь, январь и февраль - 3000 руб.
3 оплата за март, апрель и май -3000 руб.
Тренеры (и другие руководители ) получают материальную оплату за
проведённые занятия, что немаловажно при существующей системе оплаты труда
работников сферы дополнительного образования.
P.S. Дальнейшее
распространение эта программа может получить в форме «Новое поколение — 2»
(Послешкольное воспитание) для работы с молодыми людьми в возрасте от 18 до 30
лет. Для многих молодых людей «закрыты двери» клубов, секций, школ,
деятельность которых направлена преимущественно на детей. Таким образом
молодёжь остаётся за бортом воспитательного и образовательного процесса. В этом
случае можно
(и необходимо) использовать внебюджетные средства.
Разработчик программы
|
|
О.А.Калмыков
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.