ГБОУ Гимназия 1576 СПд 533/1
Экологический долгосрочный проект
«Волшебница вода»
Подготовительная
группа «Вишенка»
Время реализации:
с 01.10.2013г. по 25.02.2014г
Подготовила:
Диденко Оксана Владимировна
1 квалификационная категория
1 Этап проекта
Время реализации:
с 1.10.2013г. по 15.12.2013г
Тема «Волшебница вода и её свойства».
Тип проекта:
познавательно-исследовательский.
Продолжительность
проекта: с 1.02.2013г. по 30.02.20114г.
Предмет
исследования: свойства воды.
По количеству
участников: групповой (подготовительная группа)
Задачи
1.
Образовательные
- ввести в словарь
понятие «водохранилище»;
- активизация
словаря: озеро, родник, ключ, источник, полноводная, могучая, прозрачная,
бесцветная, течёт, переливается;
- обобщить знания
детей о значении воды в жизни человека;
- познакомить с
некоторыми свойствами воды.
2. Развивающие
- развитие навыков
рассказывания на основе личного опыта, с использованием модели.
- развитие
наблюдательности у детей их умения сравнивать, анализировать, обобщать,
устанавливать причинно – следственные зависимости и делать выводы.
3.
Воспитательные
- воспитывать
бережное отношение к воде.
Предлагаемая форма занятия обеспечивает личностно
ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком (на равных, как партнёров),
создаёт атмосферу, которая позволяет каждому ребёнку реализовать свою
познавательную активность.
Планируемый
результат
Результатом
экспериментирования предполагается определение свойств воды, имеющих
способность меняться в зависимости от окружающей среды и воздействия на воду.
Вывод о свойствах
воды дети делают самостоятельно на основании собственного опыта по постановке
эксперимента.
Занятие проводится в
подготовительной к школе группе. Воспитатель не препятствует общению детей во
время занятия.
Материалы к
занятию
- магнитофон,
- аудиозапись
журчание воды.
- модель «Как человек
воду использует»,
- голубые ленточки (1
м) по количеству детей,
- канат, изображающий
ручей,
- с помощью камней,
растений оборудовать родник.
- накидка для воспитателя,
для изображения воды.
- столы с
оборудованием для проведения опытов.
-презентация.
Оформление:
на полу горкой
выложены камни, обозначающие родник. Из родника, извилистой линией тянется
канат (шнур голубого цвета), который заканчивается возле полотна синего цвета,
обозначающего реку (озеро, море). За полотном расположены столы с оборудованием
для опытов.
Предварительная
работа
- разучивание игры «Ручейки
и река»; «Ходят капельки по кругу»
- рассматривание,
чтение «Большой детской энциклопедии дошкольника», раздел «Наша планета Земля»,
- составление модели
«Как человек воду использует»,
- построение запруд
после дождя на прогулке.
Ход занятия
Ребята, сегодня я
вас приглашаю в путешествие, а куда вы узнаете, когда послушаете мою загадку – кроссворд
(на экране презентация)
1.
В первой клеточке живет
буква, которая спряталась в слове «свет» и стоит в нем на втором месте.
2.
Во второй клеточке нужно
записать букву, которая спряталась в слове «гром» и стоит на третьем месте.
3.
В третьей клеточке живет
буква, с которой начинается слово «дорога».
4.
И в четвертой клеточке
буква, которая стоит на втором месте в слове «мама».
-прослушивание
аудиозаписи « Журчание воды»
- Что вы услышали?
- Как догадались?
Да, мы отправимся в
гости к волшебнице воде.
Н.Рыжова
Ирина
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном
кране.
Леон
Как сосулька –
замерзает,
В лес туманом
заползает,
Ледником в горах
зовется,
Лентой серебристой
вьется.
Паша
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в
чае.
Мы ее не замечаем
Полина
Мы привыкли, что вода
–
Наша спутница всегда!
Без воды нам не
умыться,
Не наесться, не
напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не
прожить!
Ребята, сегодня вы
видели воду? Где? Какую?
Для чего нужна вода?
Как мы её используем?
Рассказать вам
поможет модель «Как человек воду использует»
Слушаем 1-2 рассказа,
поощряются дополнения.
Хотите, я расскажу
вам «Как вода к нам в дом пришла?»
Если открыть кран на
кухне или в ванной, из него потечёт вода. Она никогда не кончается. Далеко за
городом на различных речках построены запруды, там вода собирается и «хранится»
в больших озёрах. Они так и называется – водохранилища. Специалисты следят, что
бы эти водоёмы всегда оставались чистыми. Потом вода по каналам и трубам
поступает туда, где её очищают, уничтожают вредных микробов и проверяют с
помощью разных приборов. Чистая вода по трубам приходит в дома, а сильные насосы
подают её на все этажи. Поэтому в любой квартире всегда можно набрать чистой,
холодной воды из крана.
- Ребята, скажите,
пожалуйста, где вода встречается в природе? (в реке, в озере).
- Посмотрите, здесь
течёт ручей (рассматриваем модель на полу «Родник – ручей – река»).
- Давайте найдём его
начало.
- Как называется
место, где начинается ручей? (родник, ключ, источник)
- Откуда в роднике
вода? (Она вытекает из под земли)
Дети берут голубые
ленточки
- Как много родничков
здесь появилось!
- Давайте поиграем в
игру «Роднички и река»
Описание игры:
Роднички танцуют с
ленточками под музыку. Как только музыка останавливается, дети берутся за руки
и образуют круг. «Роднички сливаются в одну реку». Воспитатель делает попытку
разъединить, расцепить руки детей: но дети крепко держатся за руки, руки
напряжены, жёсткие. Необходимо обратить внимание детей на то, что вместе они
очень сильные, река у них получилась могучая, полноводная. Затем снова
включается музыка, и «река» распадается на отдельные роднички.
Во время игры
воспитатель с детьми к месту, где установлены столы для проведения опытов.
- Посмотрите-ка,
ребята, куда река вас привела.
- А привела она вас в
гости к волшебнице Воде, (воспитатель надевает накидку, накидку для вхождения в
образ Воды).
-Здравствуйте гости
дорогие! Вижу я, путь вы проделали немалый.
- Слышала – много вы
знаете, да не всё про меня рассказали.
- Что бы больше про
меня узнать приглашаю вас в мою лабораторию. Добро пожаловать!
ОПЫТ 1. «ВОДА ИМЕЕТ ВЕС».
На столе расположены
две одинаковые ёмкости, закрытые крышками: одна пустая, вторая с чистой водой,
залитой под крышку, т.е. полная.
Воспитатель
показывает детям ёмкости:
- Угадайте, что в
банках?
- Подержите ёмкости в
руках.
- Что вы
почувствовали? (Дети определяют, что одна из них лёгкая, а вторая тяжёлая)
- Давайте посмотрим,
что внутри и проверим, правы ли вы? (Открываем сосуды, дети убеждаются в своих
предположениях)
ВЫВОД: вода имеет
вес.
ОПЫТ 2. «ВОДА ПРОЗРАЧНАЯ».
Перед детьми стоят
два стакана: один с водой, другой – с молоком. В оба стакана положить чайные
ложечки. В каком из стаканов видно ложечку, а в каком –нет? Почему?
Где налита вода там
видно ложечку, потому что вода прозрачная, а в молоке - нет, потому что оно
непрозрачное.
ВЫВОД: вода прозрачная,
а молоко нет.
ОПЫТ 3. «РАССМОТРЕТЬ ВОДУ НА ТЕКУЧЕСТЬ».
- Посмотрите, ребята,
я наклоняю стакан, вода выливается и переливается в другой стакан.
- Что делает вода?
Д. Льется, течет,
переливается.
В. Почему?
Д. Потому что она
жидкая.
В. А еще вода умеет
шуметь, послушайте.
СЛУШАЕМ АУДИО ЗАПИСЬ
«ШУМ ВОДЫ».
ОПЫТ 4. «У ВОДЫ НЕТ ВКУСА И ЗАПАХА».
Предложить детям
попробовать воду. Есть ли у нее вкус?
Д. Нет.
Из другого стакана
попробовать апельсиновый сок. Есть ли у него вкус? Есть ли у него запах?
Д. Да есть, сок
сладкий, вкусный, полезный, много витаминов. Пахнет фруктами.
В. Когда человек
очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и чтобы выразить свое
удовольствие, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не
чувствует.
ВЫВОД: у воды нет
вкуса и запаха.
ОПЫТ 4. «ВОДА БЫВАЕТ ХОЛОДНОЙ, ТЕПЛОЙ, ГОРЯЧЕЙ
Воспитатель подводит
детей к другому столу. (На нём стоят ёмкости с тёплой, холодной водой).
- А ещё вода, может
быть вот какой:
Предлагаю опустить
руки в емкости с водой.
- Что вы чувствуете?
- Отчего вода разной
температуры?
В тазах лежат
камешки. Дети вытаскивают камешки и сравнивают их .
- Когда ещё вода
бывает тёплой? (Летом, её нагревает солнце).
ВЫВОД: вода меняет
температуру, может нагревать предметы, находящиеся в ней.
Вот и закончились
наши эксперименты. Многое мы узнали о воде.
Подведение итогов: А сейчас напомните мне, что нового вы
сегодня узнали обо мне - воде?
Перечислить вместе с
детьми все свойства воды, о которых они узнали в результате проведения опытов
(вода – это жидкость, у которой нет цвета, запаха, вкуса, быть теплой и
холодной).
- Объясните, как вы
догадались, что находится в ёмкостях.
- Как вода попала в
ёмкости?
- Как её поместить в
стаканы? (Перелить)
- Сравните вес
пустого и полного стакана.
- Что мы можем
сказать о воде? (Переливается, имеет вес)
Трудно найти на земле
место, где бы не было воды. Вода есть всюду. Много воды в живых организмах – в
каждом растении, в каждом животном. Все они не могут жить без воды, так же как
и мы с вами. К воде, которую мы используем в быту, нужно относиться бережно,
экономно, не оставлять без надобности открытым кран с водой.
Установка на
будущее
О воде можно узнать
много интересного.
Приходите ко мне в
гости ещё раз.
А дома я вас попрошу нарисовать
рисунки о том, что нового сегодня вы узнали обо мне.
Приложение
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.