Привлекательность сказки для
моей работы воспитателя можно объяснить, прежде всего, ее универсальностью. Я
обратила внимание на то, что с помощью сказочных персонажей, возможно,
научить ребенка быть добрым, аккуратным, отзывчивым, привить нравственные
качества, развить творческие способности.
Поэтому в своей работе стала
использовать сказки. Сказки помогают детям почувствовать себя комфортно,
наладить контакт друг с другом, привыкнуть к новой и незнакомой для них
ситуации. Всякая сказка-это рассказ об отношениях, причем эти отношения имеют
четкую моральную ориентацию. Это очень важно для становления и осмысления
понятий добра и зла, для упорядочения сложных чувств ребенка.
Формы
организации работы со сказкой при работе с детьми могут быть самыми разнообразными:
–
использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной
деятельности дошкольников, на прогулке, в кружковой работе и самостоятельной
художественной деятельности детей, любой совместной с педагогом деятельности;
–
организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий,
занятий-праздников на материале сказок;
– широкое
использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления
дошкольников с художественной литературой в повседневной жизни и на
специально организованных занятиях;
– включение
сказочного материала в занятия по изобразительной деятельности детей в
качестве художественного слова;
–
использование отрывков из сказок на занятиях по познанию окружающего мира в
качестве иллюстративного материала;
– включение
сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в физкультурные занятия,
утреннюю гимнастику, физкультминутки, физкультурные досуги и праздники.
Работая в группе, часто
сталкиваюсь с детьми, которые ссорятся, жадничают, злятся. Такие чувства делают
их некрасивыми, неприятными для окружающих. Для этого беру пример всеми
любимой сказки «Золушка». Говорю: «Вы можете себе представить, как Золушка
вырывает у кого-то игрушку, рвет книжку». Золушка прекрасна и в старом платье
и в новом, она не делает некрасивых поступков. А кто мог так поступить грубо?
Баба Яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный. Хотелось бы вам быть на них
похожими? Нет, они такие же плохие, как их поступки. На этом примере ребенку
становится понятнее чувства и поступки героев.
Например: в театрализации
сказки «Заюшкина избушка», мы с детьми беседуем по содержанию: «Хорошо ли
лиса поступила, выгнав зайца из избушки?». «Что чувствовала лиса, когда
выгнала зайца?». «Что чувствовал заяц, когда его выгнала лиса?». Дети сразу
не могли найти словесного определения, тому, что они почувствовали. Поэтому
они стали выражать свои чувства мимикой, интонацией голоса, жестикуляцией. Я
даю ребенку возможность не только понять поступок персонажа, мотивировать
свое отношение к его поступку, но и побуждаю чувствовать добро и зло, как бы
примеряя его на себя. У детей большой популярностью пользуются сказки
драматизации с использованием кукол. Мастерить кукол занятие достаточно
кропотливое и трудоемкое, особенно для мальчиков, а вот рисовать кукол любят
все. Вырезав и наклев нарисованных кукол на картон и, прикрепив с обратной
стороны подставку, дети начинают разыгрывать, сказочное представление с
любимым сюжетом и разными персонажами.
Использование кукол на
занятиях помогает в развитии саморегуляции и самоуправлении, так как,
управляя куклой, дети учатся управлять собой, отыгрывают в конструктивной
форме агрессивность, эмоциональное напряжение, самовыражаются через слова и
действия кукол.
В сказках хорошо отражен труд
людей, трудятся даже звери, помогают друг другу в беде. Поэтому сказка с
малых лет воспитывает уважение к труду, недаром труд всегда награждается, а
лень наказывается. Дети сочувствуют положительному герою: и обиженной
падчерице, и доброй сестрице Аленушке, и наивному, доверчивому петушку, и
горько плачущему зайчику. Мы часто сочиняем сказки сами, я начинаю, а дети
уже продолжают. В таких случаях фантазии нет предела. Придумывание сказочных
сюжетов сначала происходит под ненавязчивым руководством воспитателя. Дети с
большим удовольствием продолжают сюжет известной сказки в своей
интерпретации. Их особенно привлекает возможность побывать в роли волшебника.
Нравится детям придумывать речь героя, это развивает не только воображение
ребенка, но и развивает память, умение строить сложные предложения,
диалогическую и монологическую речь. Ведь желание героев, это по существу
тайные желания ребенка. Все это помогает проникнуть во внутренний мир детей.
Мы часто используем необычный способ изображения места, где происходит
действия сказки. С помощью отрезков тканей, различающиеся по форме, фактуре,
размеру, цвету, ребенок создает поле, лес, море, луг.
Например, вышел Иван царевич
в широко поле, на полу расстилаются лоскуты с ромашками и васильками. Идет по
лесу Красная шапочка, появляются ткани разных оттенков зеленого цвета,
длинная, голубая лента из шифона (ручеек), ткань с ягодами (земляничная
поляна). Здесь мы рассказываем о природе и обычаях народов той страны, в
которой была создана сказка. Так постепенно дети знакомятся с природой нашей
планеты и начинают понимать, что у каждого народа свои сказки и что во многом
их своеобразие определяет особенностями климата, флоры и фауны страны, а
также мировосприятия людей. Просто рассказанные сказки не оставляют глубокого
следа в душе ребенка. Так, например они «НЕ видят» ни леса, через который
пробирается Иван царевич, ни места, где растет могучий волшебный дуб.
В этом случае помогают
иллюстрации. После чтения сказки я предлагаю детям нарисовать, восстанавливая
в памяти различные эпизоды. Наблюдая за детьми, я вижу, что каждый ребенок
воспринимает сказку по своему, а рисование поможет понять нравственные
коллизии, облегчить процесс пересказывания самой сказки. Когда в своей группе
провела анкетирование воспитанников «Читают вам дома сказки?», ответы меня
расстроили. В ходе анкетирования, выяснилось, что детям практически не читают
дома, по словам детей книг дома очень мало, а если есть, то не соответствуют
возрасту. Поэтому подготовила для родителей консультацию «Роль сказки в
развитии и воспитании ребенка», «Что читать детям». Стала привлекать
родителей к изготовлению сказочных персонажей, костюмов, различных видов
театров, к участию совместных мероприятий в детском саду.
Наши дети не живут под
стеклянным колпаком, они не все время находятся под спасательной защитой
взрослых. Совершенно внезапно во дворе или на улице они могут столкнуться с
чем-то незнакомым, непонятным. Ребенок должен быть хотя бы в самой
малой степени, готов к подобной встрече. Наши дети должны вырасти смелыми,
стойкими, отважными, иначе они просто не смогут отстаивать принципы Добра и
Справедливости. Поэтому и надо рано, но постепенно и обдуманно учить
стойкости и решительности, умению преодолевать собственные страхи.
Я считаю, что сказки приобщают
ребенка к моральной культуре своего народа. В течение многих веков сказка
была мудрым воспитателем ребенка. Так же как и сегодня, сказка учит любить
добро, труд. В ней прославляется разум, находчивость, отвага. Она дает яркие
примеры подлинной дружбы, преодоления препятствия при достижении намеченной
цели.
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.