Развитие творческого потенциала личности
в профессиональной подготовке будущих специалистов
Переход к
информационному обществу требует от стран мира, в том числе и Казахстана,
воспитание граждан, способных к самостоятельному принятию наиболее верных и
нравственно-ответственных решений. Для современной системы образования
Казахстана актуальной становится проблема создания условий для обеспечения
развития творческого потенциала личности.
В Послании
Президента народу Казахстана отмечено, что «практически все успешные современные государства, активно
интегрированные в систему мирохозяйственных связей, сделали ставку на «умную
экономику», для создания которой необходимо развивать свой «человеческий
капитал»- компетентной личности, готовой к эффективному участию в
социальной, экономической и политической жизни Республики
Казахстан. [1]
Перед системой ТиПО в этих условиях стоит задача
обучения и воспитания творческой компетентной и самостоятельной личности.
Специалист XXI века должен уметь самостоятельно не только находить
нужную информацию, но и грамотно использовать её в своей работе. А для этого
необходимо активное включение обучающихся в деятельность творческого характера
с последующим развитием творческих способностей.
Наиболее четко характерные
особенности творческой ( креативной ) личности определены в концепции доктора
психологических наук, профессора, главного научного сотрудника Психологического
института РАО г Москвы Д.Б.Богоявленской, которые она разделяет на две группы:
1) Инструментальные:
• специфические стратегии деятельности
(быстрое усвоение информации, высокая успешность действий, выдвижение новых
целей активности, изобретение новых способов деятельности);
• индивидуальный стиль деятельности;
• самодовлеющая система саморегуляции
субъекта;
• высокая структурированность знаний.
2) Мотивационные:
• повышенная избирательность,
чувствительность;
• увлечение определенным делом;
• познавательная потребность;
• заинтересованность парадоксальной
информацией;
• непринятие стандартных задач и готовых ответов;
• высокая критичность;
• стремление к совершенству. [3]
Творчество - явление многогранное. Это,
прежде всего, творческий потенциал, активность и инициативность. Творческий
потенциал- проявление заложенной природой социальности, духовности человека, его
уникальности и неповторимости. Динамика развития творческого потенциала
личности обширна. Это:
·
способность
открытия нового знания;
·
появление
новых мотивов, целей учебной деятельности;
·
владение
новыми для личности способами деятельности;
·
импровизационность,
как способность внезапно принимать решение;
·
креативность,
т.е. плодотворность в учебно-познавательной деятельности.
Творческое начало в человеке - это
стремление к прогрессу, к совершенству. Процесс обучения, ориентированный на
развитие творческого потенциала личности, обеспечивает усвоение обучающимися новых
способов мышления и опыта учебно-творческой деятельности. Основные составляющие
учебно-творческой деятельности, формирующейся в процессе образования и
направленной на развитие нестандартного мышления личности, следующие:
·
самостоятельное
осуществление переноса знаний и умений в новую ситуацию;
·
видение новой
функции объекта;
·
обнаружение
новой проблемы в стандартной ситуации;
·
установление
целостной структуры объекта;
·
разработка и
учёт альтернатив при решении проблемы;
·
комбинирование
и преобразование ранее известных способов деятельности (импровизация) при
решении новой проблемы. [4]
Главной задачей технического и профессионального образования
является подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих глубокими
теоретическими знаниями и практическими навыками по специальности, по
организации трудовой деятельности. Педагогический коллектив Костанайского строительного колледжа колледжа воспитывает у учащихся
самостоятельность, творческий потенциал, активность, умение быть
востребованными в современном обществе.
Эффективным направлением учебно-творческой
деятельности обучающихся являются нетрадиционные уроки, которые помогают формированию
творческо-инновационной деятельности преподавателя и обучающегося. В процессе
преподавания преподаватели используют нестандартные виды уроков: пленарное
заседание, пресс-конференцию, урок-лекцию, урок-путешествие, химический
консилиум, урок-соревнование, урок-учёный совет и т.д. Использование игровых
приемов в обучении (на уроке и во внеурочное время) служит средством,
способствующим развитию познавательной активизации процессов непроизвольного
запоминания, высокой структурированности знаний по изучаемому предмету,
подготовке к трудовой деятельности по избранной профессии, углублению познания
через эмоции, развитию логического и творческого мышления, воспитанию личности
в коллективе. Деловая игра- это система ролевых функций и установок для
моделирования и исследования возможных взаимоотношений, характерных для
определённой профессиональной деятельности. В деловых играх формируется особый
мир взаимоотношений, качественно отличающийся от традиционных учебных форм.
Это отношения конструктивного сотрудничества и развития личного творческого
потенциала каждого участника. Нестандартные
виды уроков преподавтели колледжа
проводят при
разных типах урока. Так,например, урок повторения и закрепления знаний по теме:
«Гидролиз солей» преподаватель
Каехтина Г.А.проводит в виде
пленарного заседания. Обучающимся предлагается сформировать 4 микрогруппы – фракции по названиям: «Кислотная»,
«Щелочная», «Нейтралы», «Безликие». В каждой фракции избирают
спикера, который руководит работой своей микрогруппы, оценивает деятельность
каждого депутата с выставлением результата в оценочных листах. Все депутаты
фракций работают по конкретной теме в течение 10 минут. По завершению
обсуждения от каждой фракции выступают докладчики и содокладчики. Ответ
оценивают учащиеся - заседатели других фракций. При решении общего проблемного
вопроса заслушивают ответы всех депутатов по мере их готовности.
Для закрепления темы педагог предлагает учащимся использовать
рекламу каждой фракции, в соответствие с их названием. Обучающиеся проявляют
творческие способности: импровизационность, стремление к совершенству, креативность,
учатся формулировать проблему и доказывать её актуальность, сжато и точно
излагать свои мысли. Это способствует развитию логического мышления. Спикеры
групп приобретают умения управлять и сотрудничать в микрогруппе, решают
теоретические, практические, организационные проблемы.
Применение нестандартных форм контроля знаний способствует
раскрытию творческого потенциала каждого обучающегося. Учащиеся приобретают
умение работать в коллективе, анализировать, выделять главное, обобщать,
работать с научной и дополнительной литературой. Во время проведения
теоретических занятий для лучшего понимания и усвоения учебного материала преподаватель использует
опорные конспекты, таблицы,
схемы, которые способствуют активному включению каждого учащегося в учебный
процесс.
Важным направлением в развитии творческого потенциала обучающегося
является обучение умениям решать проблемные учебные задачи различными
способами. Алгоритм выполнения подобных заданий способствует
более быстрому включению учащихся в выполнение самостоятельной работы по
вариантам с заданиями различной степени сложности. В ходе решения формируется
высокая успешность действия, непринятие стандартных задач и готовых ответов.
Обучающиеся учатся анализировать, разрабатывать проект деятельности,
осуществлять рефлексию собственной деятельности, варьировать методы и приёмы
деятельности с целью достижения поставленных задач. Решение упражнений и задач проблемного
характера на уроках химии тренирует способность находить и высказывать
собственные пути их решения.
Проведение теоретических, практических,
самостоятельных занятий носит творческий характер, отражает специфику
специальности в будущей деятельности специалиста. Творческий подход
преподавателей проявляется не только в создании новых
интересных процессов обучения, самостоятельных работах, но и в творческой
деятельности учащихся. В течение обучения в колледже учащиеся принимают активное
участие в проведении предметных олимпиад, недель, научных конференций.
В «Концепции развития образования Республики Казахстан
до 2015 года» говорится: «Сложившаяся ситуация в области образования
свидетельствует о необходимости системности в преодолении негативных явлений,
кардинальных, организационных, структурных преобразований, обновления
содержания образования и совершенствования качества подготовки специалистов»[2]
в соответствие с современными социально-экономическими и политическими
условиями развития республики и прогрессивным опытом высокоразвитых стран. Вооружая
обучающихся различными знаниями, умениями мы готовим компетентных будущих
специалистов с навыками организаторской и общественно-профессиональной работы.
Развитие творческого потенциала личности выступает
гарантией того, что будущий специалист сможет ориентироваться и находить
решения в любых ситуациях и вопросах профессиональной деятельности
Список использованной литературы
1.
Послание Президента
Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана 18 февраля 2005г./ изд «Костанай» 24февраля 2005г №22 стр11-14.
2.
«Концепции развития
образования Республики Казахстан до 2015 года» / изд «Казахстанская правда» №11
от 26.12.2003г.
3.
Богоявленская. Д. Б.
Психология творческих способностей . М.: Академия, 2002г
4.
Богоявленская
Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д: ГУ, 1983
5.
Жумадилова.Р.Н.,
Алимжанова.С.К. Химия. Учебник для 11 класса. Алматы» Мектеп»2007г.
6.
Ерохин.Ю.М. Химия Москва
2006г Учебник для студентов образ-х учреждений среднего проф.образования.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.