Инфоурок Директору, завучу Другие методич. материалыДоклад:Активные формы методической работы в формировании компетентности преподавателя по работе над общеколледжной проблемой

Доклад:Активные формы методической работы в формировании компетентности преподавателя по работе над общеколледжной проблемой

Скачать материал

Развитие творческого потенциала личности

в профессиональной подготовке будущих специалистов

 

 

Переход к информационному обществу требует от стран мира, в том  числе  и Казахстана, воспитание граждан, способных к самостоятельному  принятию наиболее верных и нравственно-ответственных решений. Для современной системы образования Казахстана актуальной становится проблема создания условий для обеспечения развития творческого потенциала личности.

В Послании Президента народу Казахстана отмечено, что «практически все успешные современные государства, активно интегрированные в систему мирохозяйственных связей, сделали  ставку на «умную экономику», для создания которой необходимо развивать свой «человеческий капитал»- компетентной личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни Республики Казахстан. [1]

Перед системой ТиПО в этих условиях стоит задача обучения и воспитания творческой компетентной и самостоятельной личности.

Специалист XXI века должен уметь самостоятельно не только находить нужную информацию, но и грамотно использовать её в своей работе. А для этого необходимо активное включение обучающихся в деятельность творческого характера с последующим развитием творческих способностей.

Наиболее четко характерные особенности творческой ( креативной ) личности определены в концепции доктора психологических наук, профессора, главного научного сотрудника Психологического института РАО г Москвы Д.Б.Богоявленской, которые она разделяет на две группы:

1) Инструментальные:

• специфические стратегии деятельности (быстрое усвоение информации, высокая успешность действий, выдвижение новых целей активности, изобретение новых способов деятельности);

• индивидуальный стиль деятельности;

• самодовлеющая система саморегуляции субъекта;

• высокая структурированность знаний.

2) Мотивационные:

• повышенная избирательность, чувствительность;

• увлечение определенным делом;

• познавательная потребность;

• заинтересованность парадоксальной информацией;

• непринятие стандартных задач и готовых ответов;

• высокая критичность;

• стремление к совершенству. [3]

Творчество - явление многогранное.  Это, прежде всего, творческий потенциал, активность и инициативность. Творческий потенциал- проявление заложенной природой социальности, духовности человека, его уникальности и неповторимости. Динамика развития творческого потенциала личности обширна. Это:

·        способность открытия нового знания;

·        появление новых мотивов, целей учебной деятельности;

·        владение новыми для личности способами деятельности;

·        импровизационность, как способность внезапно принимать решение;

·        креативность, т.е. плодотворность в учебно-познавательной деятельности.

Творческое начало в человеке - это стремление к прогрессу, к совершенству. Процесс обучения, ориентированный  на развитие творческого потенциала личности, обеспечивает усвоение обучающимися новых способов мышления и опыта учебно-творческой деятельности. Основные составляющие учебно-творческой деятельности, формирующейся в процессе образования и направленной на развитие нестандартного мышления личности, следующие:

·        самостоятельное осуществление переноса знаний и умений в новую ситуацию;

·        видение новой функции объекта;

·        обнаружение новой проблемы в стандартной ситуации;

·        установление целостной структуры объекта;

·        разработка и учёт альтернатив при решении проблемы;

·        комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности (импровизация) при решении новой проблемы. [4]

Главной задачей технического и профессионального образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками по специальности, по организации трудовой деятельности. Педагогический коллектив Костанайского строительного колледжа  колледжа воспитывает у учащихся самостоятельность, творческий потенциал, активность, умение быть востребованными в современном обществе.

Эффективным  направлением учебно-творческой деятельности обучающихся являются нетрадиционные уроки, которые помогают формированию творческо-инновационной деятельности преподавателя и  обучающегося. В процессе преподавания преподаватели  используют нестандартные виды уроков: пленарное заседание, пресс-конференцию, урок-лекцию, урок-путешествие, химический консилиум, урок-соревнование, урок-учёный совет и т.д. Использование игровых приемов в обучении (на уроке и во внеурочное время) служит средством, способствующим развитию познавательной активизации процессов непроизвольного запоминания, высокой структурированности знаний по изучаемому предмету, подготовке к трудовой деятельности по избранной профессии, углублению познания через эмоции, развитию логического и творческого мышления, воспитанию личности в коллективе. Деловая игра- это система ролевых функций и установок для моделирования и исследования возможных взаимоотношений, характерных для определённой профессиональной деятельности. В деловых играх формируется особый мир взаимоотношений, качественно отличающийся  от традиционных учебных форм. Это отношения конструктивного сотрудничества и развития личного творческого потенциала каждого участника. Нестандартные виды уроков преподавтели колледжа  проводят при разных типах урока. Так,например, урок повторения и закрепления знаний по теме: «Гидролиз солей» преподаватель Каехтина Г.А.проводит в виде пленарного заседания. Обучающимся предлагается сформировать 4 микрогруппы – фракции по названиям: «Кислотная», «Щелочная», «Нейтралы», «Безликие». В каждой фракции избирают спикера, который руководит работой своей микрогруппы, оценивает деятельность каждого депутата с выставлением результата в оценочных листах. Все депутаты фракций работают по конкретной теме в течение 10 минут. По завершению обсуждения от каждой фракции выступают докладчики и содокладчики. Ответ оценивают учащиеся - заседатели других фракций. При решении общего проблемного вопроса заслушивают ответы всех депутатов по мере их готовности. Для закрепления темы  педагог предлагает учащимся использовать рекламу каждой фракции, в соответствие с их названием. Обучающиеся проявляют творческие способности: импровизационность, стремление к совершенству, креативность, учатся формулировать проблему и доказывать её актуальность, сжато и точно излагать свои мысли. Это способствует развитию логического мышления. Спикеры групп приобретают умения управлять и сотрудничать в микрогруппе, решают теоретические, практические, организационные проблемы.

 Применение нестандартных форм контроля знаний способствует раскрытию творческого  потенциала  каждого обучающегося.  Учащиеся приобретают умение работать в коллективе, анализировать, выделять главное, обобщать, работать с научной и дополнительной литературой. Во время проведения теоретических занятий для лучшего понимания и усвоения учебного материала преподаватель использует  опорные конспекты, таблицы, схемы, которые способствуют активному включению каждого учащегося в учебный процесс.

Важным направлением в развитии творческого потенциала обучающегося является обучение умениям решать проблемные учебные задачи различными способами. Алгоритм выполнения подобных заданий  способствует более быстрому включению учащихся в выполнение самостоятельной работы по вариантам с заданиями  различной степени сложности. В ходе решения формируется высокая успешность действия, непринятие стандартных задач и готовых ответов. Обучающиеся учатся анализировать, разрабатывать проект деятельности, осуществлять рефлексию собственной деятельности, варьировать методы и приёмы деятельности с целью достижения поставленных задач. Решение упражнений и задач проблемного характера на уроках химии тренирует способность находить и высказывать собственные пути их решения.

Проведение теоретических, практических, самостоятельных занятий носит творческий характер, отражает специфику специальности в  будущей деятельности специалиста. Творческий подход преподавателей проявляется не только в создании новых интересных процессов обучения, самостоятельных работах, но и в творческой  деятельности учащихся. В течение  обучения в колледже учащиеся принимают активное участие в проведении предметных олимпиад, недель, научных конференций.

В «Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года» говорится: «Сложившаяся ситуация в области образования свидетельствует о необходимости системности в преодолении негативных явлений, кардинальных, организационных, структурных преобразований, обновления содержания образования и совершенствования качества подготовки специалистов»[2] в соответствие с современными социально-экономическими и политическими условиями развития республики и прогрессивным опытом высокоразвитых стран. Вооружая обучающихся различными знаниями, умениями  мы готовим компетентных будущих специалистов с навыками организаторской и общественно-профессиональной работы.

Развитие творческого потенциала личности выступает гарантией того, что будущий специалист сможет ориентироваться и находить решения в любых ситуациях и вопросах профессиональной деятельности

 

 

 

Список использованной литературы

1.     Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана 18 февраля 2005г./ изд «Костанай» 24февраля 2005г №22 стр11-14.

2.     «Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года» / изд «Казахстанская правда» №11 от 26.12.2003г.

3.     Богоявленская. Д. Б. Психология творческих способностей . М.: Академия, 2002г

4.     Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д: ГУ, 1983

5.     Жумадилова.Р.Н., Алимжанова.С.К. Химия. Учебник для 11 класса. Алматы» Мектеп»2007г.

6.     Ерохин.Ю.М. Химия Москва 2006г Учебник для студентов образ-х учреждений среднего проф.образования.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Доклад:Активные формы методической работы в формировании компетентности преподавателя по работе над общеколледжной проблемой"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог-консультант

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Целью методической работы колледжа является повышение уровня профессиональной компетентности преподавателя, становление его профессионального мастерства. Мы рассматриваем профессиональную компетентность как сформированность в труде преподавателя различных сторон педагогического общения, в которых самореализована личность педагога на уровне,обеспечивающем развитие личности учащихся.

    Профессиональная компетентность – это сложная многогранная характеристика педагога. Повышение профессиональной компетенции педагога лежит в основе содержания методической деятельности. Методическая работа в учреждении образования сегодня – это традиции и новации, это прежде всего система повышения уровня компетентности преподавателя от диагностики затруднений в его деятельности до его реального результата. Это новая структура и обновленное содержание, новые формы активного обучения.Повышение уровня компетентности не может ограничиться вопросами теории и методики преподаваемого предмета, оно должно обеспечивать развитие профессиональной культуры в целом.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 248 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 12.02.2015 268
    • DOCX 61.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Терновая Ольга Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Терновая Ольга Валерьевна
    Терновая Ольга Валерьевна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 26162
    • Всего материалов: 17

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Дизайн интерьера: эстетика композиции пространства

72 ч.

1750 руб. 1050 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Требования к безопасности в проектной документации

108 ч.

2070 руб. 1240 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Менеджмент в профессиональном образовании

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 42 человека

Мини-курс

Управление рисками и финансовое моделирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология аддиктивного поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 31 человек

Мини-курс

Музыка в мире: народные и культурные аспекты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе