Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыДоклад "Внеурочная деятельность как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий"

Доклад "Внеурочная деятельность как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий"

Скачать материал

   В.Н.Собенникова, учитель начальных классов МБОУ СОШ №3

 

Внеурочная деятельность как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий

 

«Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться.

 Достоинствам их я постараюсь подражать.

 А на их недостатках сам буду учиться».

Конфуций

 

Актуальность опыта. В условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования актуализируется проблема формирования коммуникативной деятельности детей. Поиском оптимальных путей и способов внедрения коммуникативных технологий в педагогическую науку и сферу образования занимаются как учёные, так и практико-ориентированные специалисты. Вполне очевидно, что успех  во многом определяется уровнем профессионализма учителя начальных классов, необходимым для формирования у школьников универсальных коммуникативных учебных действий как своеобразного фундамента, без которого в дальнейшем они не смогут самостоятельно приобретать знания. Овладение коммуникативной деятельностью – условие успешного изучения предметов начальной школы, а также благополучной адаптации ребёнка, пришедшего в школу, в коллективе одноклассников. Творческая деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Видами коммуникативных действий являются:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Урочная деятельность, конечно, позволяет формировать коммуникативные умения, но все же это четко регламентированный процесс с определенными этапами. А на занятиях кружка дети общаются свободно, занятие строится гибко с учетом настроения и потребности детей, здесь ребята разных возрастов, но их объединяет один интерес. Хочу остановиться на особенностях кружка «В мире слов».

Цель работы кружка «В мире слов»– расширение жизненного опыта школьников, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду, развитие общего творческого потенциала,  навыков самостоятельной работы с различными источниками информации, умение сотрудничать в групповом взаимодействии.

Анализ практической образовательной среды показывает, что для решения обсуждаемой проблемы мною используются групповые формы организации учебного общения:

- групповая работа над проблемной ситуацией (в парах, группах);

- коммуникативно-направленные задания (учебный диалог);

- взаимопроверка заданий, игровые технологии, коллективные рисунки, задания на моделирование, способствующие тому, что ученик становится равноправным участником учебного процесса.

Остановлюсь подробнее на некоторых приемах работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе.

 «Орфографическая дуэль». На интерактивной доске появляется запись:

 Где во всех словах можно вставить одну и ту же букву?

        Лу..,   утю..,  сапо..

        Л..са, з..мля. п..сок

        Зу..,   хле..,   сер..

Дети работают в группах, каждый ученик старается привести свои доводы. Но не все догадываются, что есть слово «серб». Для объяснения значения этого слова учащиеся пользуются энциклопедией, электронным пособием Кирилла и Мефодия, ресурсами Интернета.

 

 

 

Данный вид работы помогает ученикам эффективно сотрудничать в поиске, сборе, отборе нужной информации.

«Раскадровка». Это фиксация последовательности событий в схематичных рисунках. Дети читают один раз художественный текст или научно-познавательную статью,выполняют схематические рисунки, передавая содержание, характер героя. Затем следует  презентация выполненной работы в группе. Такой прием развивает у учащихся умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.

Ролевая игра «Пойми меня». Ребята в парах договариваются, какое слово они будут показывать жестами, мимикой перед аудиторией. Например,

Его рискуешь проглотить вместе с чем – нибудь вкусным.

За него тянут, вынуждая  что–то сказать.

На нём вертится то, что вот–вот вспомнишь.                                                                                 Его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего.

Что это?

Для детей такой вид работы является самым интересным, они проявляют свою фантазию, творческие способности, индивидуальные черты характера, учатся корректировать и оценивать действия партнера.

Прием «Аппликативный материал». Школьники получают задание: вчитываясь в текст, с помощью аппликативного материала «одеть» героя, учитывая эпоху. У детей возникает потребность поделиться с кем-либо, обсудить характеры, поступки героев, они приобретают опыт в различных видах деятельности, развивая собственные коммуникативные умения.

            Проект «Словарь наших предков». Почему некоторым словам присваивается статус «устаревшие»? Этот вопрос возник у детей при чтении сказок А.Пушкина, поэтому мы решили создать мини-словарь устаревших слов наших предков. Ребята опрашивали своих родственников, соседей, знакомых. Приведу несколько примеров устаревших слов, которые собрали мои дети.

Верхонки – варежки, катанки – валенки, куть –кухня, стегно - часть ноги от таза до коленного сустава, оболакаться – одеваться, варнак - разбойник, зыбка-колыбель, литовка-коса.

Развивают коммуникативные умения, формируют навыки общения, осуществляют практическое пользование языком сочинения – миниатюры, создание книжек-малышек, отгадывание ребусов, кроссвордов, шарад, создание собственных.

 

 

SDC14873

 

 

 

            Результативность работы. Избрав определённый диагностический инструментарий (методика Р. В. Овчаровой) провёла мониторинговое исследование сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Данные мониторинга представлены в таблице

Готовность договариваться, приходить к общему решению

                                      1 класс                 2класс                                         3 класс

Низкий уровень           56%                      40%                                             16%

Средний уровень         20%                      28%                                             12%

Высокий уровень         24%                      32%                                             72%

 

Занятие в кружке - особый подход технологии образовательного процесса и возможность занятий любого ребенка в любом возрасте, на любом этапе. Игровые технологии делают процесс занятия более интересным,  способствуют усиленному усвоению изучаемого материала,  повышают познавательный интерес к предмету и  улучшают взаимоотношения в коллективе, развивают у детей навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

Список использованной литературы

 

1. Бетенькова  Н. М.  Орфография,  грамматика  –  в рифмовках  занимательных:  Книга  для  учителя. С 56-57. – М.: Просвещение, 2009 г.                                                                                                          

2. Битянова М.   Какой линейкой мерить УУД.   Издательский дом: Первое сентября март 2012 г. С. 42-47.

3.Виноградова Н.Ф.  Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования .  Издательский дом: Первое сентября  август 2011г. С. 3-7.                                                                                                                                                  

4. Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы).с.34 – М.: Баласс, 2010.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Доклад "Внеурочная деятельность как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Интернет-маркетолог

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В.Н.Собенникова, учитель начальных классов МБОУ СОШ №3

Внеурочная деятельность как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

«Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться.

Достоинствам их я постараюсь подражать.

А на их недостатках сам буду учиться».

Конфуций

Актуальность опыта. В условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования актуализируется проблема формирования коммуникативной деятельности детей. Поиском оптимальных путей и способов внедрения коммуникативных технологий в педагогическую науку и сферу образования занимаются как учёные, так и практико-ориентированные специалисты. Вполне очевидно, что успех во многом определяется уровнем профессионализма учителя начальных классов, необходимым для формирования у школьников универсальных коммуникативных учебных действий как своеобразного фундамента, без которого в дальнейшем они не смогут самостоятельно приобретать знания. Овладение коммуникативной деятельностью – условие успешного изучения предметов начальной школы, а также благополучной адаптации ребёнка, пришедшего в школу, в коллективе одноклассников. Творческая деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Видами коммуникативных действий являются:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Урочная деятельность, конечно, позволяет формировать коммуникативные умения, но все же это четко регламентированный процесс с определенными этапами. А на занятиях кружка дети общаются свободно, занятие строится гибко с учетом настроения и потребности детей, здесь ребята разных возрастов, но их объединяет один интерес. Хочу остановиться на особенностях кружка «В мире слов».

Цель работы кружка «В мире слов»– расширение жизненного опыта школьников, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду, развитие общего творческого потенциала, навыков самостоятельной работы с различными источниками информации, умение сотрудничать в групповом взаимодействии.

Анализ практической образовательной среды показывает, что для решения обсуждаемой проблемы мною используются групповые формы организации учебного общения:

- групповая работа над проблемной ситуацией (в парах, группах);

- коммуникативно-направленные задания (учебный диалог);

- взаимопроверка заданий, игровые технологии, коллективные рисунки, задания на моделирование, способствующие тому, что ученик становится равноправным участником учебного процесса.

Остановлюсь подробнее на некоторых приемах работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе.

«Орфографическая дуэль». На интерактивной доске появляется запись:

Где во всех словах можно вставить одну и ту же букву?

Лу.., утю.., сапо..

Л..са, з..мля. п..сок

Зу.., хле.., сер..

Дети работают в группах, каждый ученик старается привести свои доводы. Но не все догадываются, что есть слово «серб». Для объяснения значения этого слова учащиеся пользуются энциклопедией, электронным пособием Кирилла и Мефодия, ресурсами Интернета.

Данный вид работы помогает ученикам эффективно сотрудничать в поиске, сборе, отборе нужной информации.

«Раскадровка». Это фиксация последовательности событий в схематичных рисунках. Дети читают один раз художественный текст или научно-познавательную статью,выполняют схематические рисунки, передавая содержание, характер героя. Затем следует презентация выполненной работы в группе. Такой прием развивает у учащихся умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.

Ролевая игра «Пойми меня». Ребята в парах договариваются, какое слово они будут показывать жестами, мимикой перед аудиторией. Например,

Его рискуешь проглотить вместе с чем – нибудь вкусным.

За него тянут, вынуждая что–то сказать.

На нём вертится то, что вот–вот вспомнишь. Его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего.

Что это?

Для детей такой вид работы является самым интересным, они проявляют свою фантазию, творческие способности, индивидуальные черты характера, учатся корректировать и оценивать действия партнера.

Прием «Аппликативный материал». Школьники получают задание: вчитываясь в текст, с помощью аппликативного материала «одеть» героя, учитывая эпоху. У детей возникает потребность поделиться с кем-либо, обсудить характеры, поступки героев, они приобретают опыт в различных видах деятельности, развивая собственные коммуникативные умения.

Проект «Словарь наших предков». Почему некоторым словам присваивается статус «устаревшие»? Этот вопрос возник у детей при чтении сказок А.Пушкина, поэтому мы решили создать мини-словарь устаревших слов наших предков. Ребята опрашивали своих родственников, соседей, знакомых. Приведу несколько примеров устаревших слов, которые собрали мои дети.

Верхонки – варежки, катанки – валенки, куть –кухня, стегно - часть ноги от таза до коленного сустава, оболакаться – одеваться, варнак - разбойник, зыбка-колыбель, литовка-коса.

Развивают коммуникативные умения, формируют навыки общения, осуществляют практическое пользование языком сочинения – миниатюры, создание книжек-малышек, отгадывание ребусов, кроссвордов, шарад, создание собственных.

Результативность работы. Избрав определённый диагностический инструментарий (методика Р. В. Овчаровой) провёла мониторинговое исследование сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Данные мониторинга представлены в таблице

Готовность договариваться, приходить к общему решению

1 класс 2класс 3 класс

Низкий уровень 56% 40% 16%

Средний уровень 20% 28% 12%

Высокий уровень 24% 32% 72%

Занятие в кружке - особый подход технологии образовательного процесса и возможность занятий любого ребенка в любом возрасте, на любом этапе. Игровые технологии делают процесс занятия более интересным, способствуют усиленному усвоению изучаемого материала, повышают познавательный интерес к предмету и улучшают взаимоотношения в коллективе, развивают у детей навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Список использованной литературы

1. Бетенькова Н. М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных: Книга для учителя. С 56-57. – М.: Просвещение, 2009 г.

2. Битянова М. Какой линейкой мерить УУД. Издательский дом: Первое сентября март 2012 г. С. 42-47.

3.Виноградова Н.Ф. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования . Издательский дом: Первое сентября август 2011г. С. 3-7.

4. Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы).с.34 – М.: Баласс, 2010.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 831 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 421
    • DOCX 4 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Собенникова Вера Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Собенникова Вера Николаевна
    Собенникова Вера Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 7854
    • Всего материалов: 14

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по физической культуре у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 298 человек из 61 региона

Курс повышения квалификации

Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1141 человек из 80 регионов

Мини-курс

Психология сиблингов в семейной структуре

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Классики и современники: литературные портреты и психология творчества

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 17 регионов

Мини-курс

Стратегии бизнес-развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе