Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыДоклад "Формирование УУД на уроках математики в начальных классах"

Доклад "Формирование УУД на уроках математики в начальных классах"

Скачать материал

 

 

 

ДОКЛАД

 

На тему: «Методы и приемы формирования УУД на уроках математики».

 

 

 

 

 

Автор:

учитель начальных классов

Орешина Ирина Александровна

 

 

 

П. Ковернино                                                                                                                                 

 2014г.

 

 

 

 

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики .

Когда – то очень давно  Герберт Спенсер сказал:  «Великая цель образования – это не знания, а действия».                       
        
Это высказывание четко определяет важнейшую задачу  современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.  

         Изменения, происходящие  в современной социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.

Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».

Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС  она существенно возрастает . Теперь в начальной школе учитель должен  не только дать ребёнку знания , но и привить две группы новых умений:

         Во-первых, это УУД, составляющие основу умения учиться.

         Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. 

 Что  такое «универсальные учебные действия»? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Например, уже на первых уроках перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения. 

         В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием.

      Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность.

Универсальные учебные действия: 
• коммуникативные;
• познавательные;
• регулятивные;
• личностные. 
Регулятивные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. 
• Целеполагание 
• Планирование 
• Прогнозирование 
• Контроль 
• Коррекция 
• Оценка 
• Саморегуляция 
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая его с реальными жизненными целями и ситуациями.

• Самоопределение 
• Смыслообразование 
• Нравственно-эстетическое оценивание («Что такое хорошо, что такое плохо») 
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. 
• Общеучебные универсальные действия 
• Логические универсальные действия 
• Постановка и решение проблемы 
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. 
• Планирование 
• Постановка вопросов 
• Разрешение конфликтов 
• Контроль, коррекция действий 

 

Далее я остановлюсь на возможностях формирования УУД на уроках математики в начальных классах.

 

 

Цель начального курса математики – обеспечить предметную подготовку обучающихся, достаточную для продолжения математического образования в основной школе, и создать дидактические условия для овладения УУД  в процессе усвоения предметного содержания.

          Основным механизмом реализации целей и задач современного образования является включение ребенка в учебно-познавательную деятельность. В этом и заключается принцип деятельности. Нацеленность курса математики на формирование приёмов умственной деятельности позволяет реализовать в практике обучения системно-деятельностный подход, ориентированный на компоненты учебной деятельности (познавательная мотивация, учебная задача, способы её решения, самоконтроль и самооценка), и создать дидактические условия для овладения УУД.

Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Реализация этих возможностей  зависит от способов организации учебной деятельности младших школьников, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.

В связи с этим в начальном курсе математики реализован целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением младших школьников решению задач, с разработкой системы заданий, которые создают дидактические условия для формирования предметных и метапредметных умений в их тесной взаимосвязи.

 

В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.  

1. Коммуникативные УУД формируются, когда:

ученик учится отвечать на вопросы;

ученик учится задавать вопросы;

ученик учится вести диалог;

ученик учится пересказывать сюжет;

учащихся учат слушать – перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно».

         Изучение математики способствует формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

ориентация на понимание причин успеха и неудачи в учебной деятельности;

* интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

Основным на уроках математики в сфере личностных УУД считаю действие смыслообразования, т. е. установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение, изучаемый предмет, материал», и уметь находить ответ на него;

2.Личностные УУД формируются, когда:

учитель задает вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос направлен непосредственно на формирования интереса, любознательности учащихся. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»;

учитель способствует возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме. Обычно этому способствуют вопросы: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…».

          Формирование регулятивных действий, которые обеспечивают организацию обучающимся своей учебной деятельности. Постановка учебной задачи, как правило, показывает детям недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов действий, которые они «открывают» в результате применения и использования уже известных способов действий и имеющихся знаний.  При такой системе построения материала постепенно формируются  умения  сначала  понимать и принимать    познавательную  цель,  сохранять  её  при  выполнении   учебных   действий, а  затем  и  самостоятельно  формулировать    учебную    задачу,   выстраивать план действия для её последующего решения.

         Оценка результатов работы (выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения по какому-либо критерию  и оценка товарищей – адекватно ли оценил         себя  ученик?
         контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

 - Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок. И для решения этой задачи можно совместно с детьми составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий.

3.Регулятивные УУД формируются, когда:

учитель учит конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой-либо задачи, оценивать

Таким образом, целеполагание, планирование, освоение способов действия, освоение алгоритмов, оценивание собственной деятельности являются основными составляющими регулятивных УУД, которые становятся базой для учебной деятельности.

Начало обучения в школе вводит ребенка в новый незнакомый для него мир – мир науки, в котором существуют свой язык, правила и законы. Часто в процессе обучения учитель знакомит ребенка с понятиями, научными объектами, но не создает условий для осмысления закономерностей их связывающих. Осмысление текстов, заданий; умение выделять главное, сравнивать, различать и обобщать, классифицировать, моделировать, проводить элементарный анализ, синтез, интерпретацию текста  относится к познавательным УУД.

Широко на уроках математики развиваются логические УУД. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции , умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации.

При этом сохраняется приоритет арифметической линии начального курса математики как основы для продолжения математического образования в 5–6 классах.

4.Познавательные УУД формируются, когда:

учитель говорит: «Подумайте»; «Выполните задание»; «Проанализируйте»; «Сделайте вывод…».

 

Хотелось бы подчеркнуть очень важный момент:

при изучении практически всех тем в курсе математики можно формировать все УУД одновременно.

         Развитию УУД способствуют базовые образовательные технологии: уровневая дифференциация, проблемное обучение, ИКТ , проектная деятельность и другие, которые применяются в зависимости от типа урока.

 

Тип урока

Педагогические технологии

Урок сообщения новых знаний

ИКТ, технология проблемного обучения 

Урок закрепления знаний

ИКТ, обучение в сотрудничестве, технологии критического мышления 

Урок повторения

Игры, групповые формы работы 

Урок систематизации изученного материала

ИКТ, метод проектов, обучение в сотрудничестве, групповые формы работы 

Комбинированный урок

Возможно применение всех технологий 

 

 

 

 

 На уроках изучения нового материала больше всего я опираюсь на программы-учебники (включающие интерактивные, мультимедийные курсы), видеоуроки, справочники, разные энциклопедии. Считаю, что активное использование в учебном процессе ИКТ повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогащать учебный процесс, разнообразить его, повышает мотивацию учения, стимулирует познавательный интерес учащихся, и ,конечно же, увеличивает эффективность самостоятельной работы.

  Уроки конкретизации. Позволяют учащимся отрабатывать новый способ действия, их провожу в форме уроков-путешествий, тематических экскурсий, уроков - практикумов и групповых форм работы. Помимо традиционной работы с учебником, применяю элементы игры: отгадывание ребусов, решение кроссвордов. На мой взгляд, это позволяет учащимся развивать диалогическую и монологическую речи. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.

В целях индивидуального подхода к обучению я предлагаю своим учащимся разноуровневые задания. Обязательным считаю применение современных образовательных технологий, в том числе и здоровьесберегающих. На каждом уроке я использую физминутки, психологические тренинги, электронные зарядки для глаз, дыхательную гимнастику. Они также вызывают интерес к математике.

Уроки рефлексии позволяют ребенку самому оценивать свой уровень понимания сконструированного понятия.

Уроки контроля, позволяющие увидеть продвижение учащихся в учебном материале, провожу с помощью, как традиционных методов, так и нетрадиционных, в виде тематических игр, викторин.

 

Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа:
• 1 этап — вводно-мотивационный. 
Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На уроках математики необходимо создать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. (Используется технология проблемного обучения.) 
• 2 этап — открытие математических знаний. 
На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности.

• 3 этап — формализация знаний. 
Основное назначение приемов на этом этапе - организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта. 
• 4 этап — обобщение и систематизация. 
На этом этапе применяют приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему.


Еще мне бы хотелось остановиться на тех приемах, которые формируют УУД.

Описание педагогических приёмов

 

Задание массивом

1. Любой из уровней домашнего задания учитель может задавать массивом.
Например, учитель дает десять задач, из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.
2. Задается большой массив задач сразу— в рамках большой изучаемой или повторяемой темы. Например, из 60 задач ученик обязан решить минимум 15, остальные — по желанию. А стимулировать это желание релейными контрольными работами, составленными из задач этого массива. Чем больше нарешал — тем больше вероятность встретить знакомую задачу и сэкономить время и силы. Такой массив задается не к следующему уроку, а на более продолжительный отрезок времени.

Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации, ведь известно, как этого не хватает ученикам в условиях нашей школы, особенно в подростковом возрасте. А учебный предмет, в свою очередь, становится им интереснее.

 

Лови ошибку!

1. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.

Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказывать "опасные места" интонацией или жестом. Важно научить детей быстро реагировать на ошибки.

2. Ученик получает текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками.

 

Выход за пределы:

В ходе конструирования урока учитель выходит за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов или детских сериалов.

 

Идеальное задание : Учитель предлагает выполнить дома работу по выбору учащихся

 

 

 

«Лист защиты»  Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит “Лист защиты”, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под контролем.

Резюме: Ученики письменно отвечают на вопросы, отражающие их отношение к уроку, учебному предмету, учителю.

 

Знакомьте с критериями: учитель знакомит школьников с критериями, по которым выставляются отметки за разные виды работ.

 

Рейтинг (от англ. right — правильно): завершив работу, ученик сам ставит себе
отметку. Затем ее оценивает учитель. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 —отметка ученика, 5 — отметка преподавателя. Прием используют с целью согласования критериев отметки. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Еще одна цель использования данного приема заключается в формировании умения регулярно оценивать свой труд

 

 

 

 

Идеальный опрос: ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. 

 

Отсроченная реакция

Учитель после заданного вопроса не торопится опрашивать учеников. Выдерживается определённая пауза. Это позволяет “подтянуться” тем сообразительным ребятам, которые в силу своих личных качеств медленнее реагируют на изменившуюся учебную ситуацию. В младшей школе ученик часто торопится выразить собственное Я: тянет руку вверх, иногда даже не имея готового ответа на поставленный учителем вопрос. В то же время ученик-флегматик (внешне – тугодум), поразмышляв, может выдать нам блестящий ответ.

 

 

Дай себе помочь: учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. Он предлагает ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (это могут быть задания для контрольной работы, кроссворд на повторение).

 

 

«Да» и «Нет». Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра "учит":

связывать разрозненные факты в единую картину;

систематизировать уже имеющуюся информацию;

слушать и слышать учеников.

Суть игры: учитель загадывает число, предмет, литературного или исторического героя и др. Ученики должны узнать, что загадал учитель. Для этого они задают вопросы, на которые учитель отвечает только словами "да", "нет", "и да", "и нет".

 

Блицконтрольная: учитель в течение 7-10 мин проводит письменный опрос в быстром темпе для выявления степени усвоения учебных навыков, необходимых для дальнейшей успешной учебы. Работы сдаются учителю, либо проводится самопроверка (учитель диктует или показывает верные ответы). В этом случае важно задать нормы оценивания (например, если из семи заданий шесть-семь выполнены правильно, то ставится отметка 5, 5 заданий — 4 и т.д.).

 

 

Организация работы в группах, причем группы могут получать как одно и то же, так и разные, но работающие на общий результат задания.

Советуйтесь: учитель советуется с учащимися, обсуждая, например, проблемы
отношений. Он убеждает учеников, что их мнение значимо для него, но предупреждает: последнее слово остается за педагогом. Важно поблагодарить учеников за совместное обсуждение.

Подводя итоги, хочется ещё раз сделать вывод:

Процесс овладения учеником УУД- очень сложный процесс. 

Формирование УУД успешно реализуется в процессе обучения математике. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий. Овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, получение умений и компетенций, включая самостоятельную организацию процесса усвоения знаний.

И в заключении хотелось бы напомнить, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.

Сегодня учащийся сам должен стать « архитектором и строителем образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы УУД.

Если мы будем применять в системе современные технологии, методы и приёмы, организуя процесс обучения, результат обязательно будет налицо. Поэтому, уважаемые коллеги, удачи вам в вашей работе, здоровья и терпения.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Доклад "Формирование УУД на уроках математики в начальных классах""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по работе с молодежью

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В разработке подробно описаны теоретические основы процесса формирования УУД,дана классификация универсальных учебных действий с их характеристикой, рассмотрены основные этапы процесса формирования на примере различных типов урока, а так же приведены примеры приёмов и методов работы, которые рационально использовать на уроках математики в начальной школе, которые позволяют не только сделать процесс обучения более интересным , но и добиться положительных результатов.

С данным докладом педагог выступала на Районном методическом объединении учителей начальных классов.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 267 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 574
    • DOCX 78.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Орешина Ирина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Орешина Ирина Александровна
    Орешина Ирина Александровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 35374
    • Всего материалов: 17

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Курс повышения квалификации

Гендерный подход в обучении и развитии учащихся младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 95 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Мини-курс

Судебные процессы и взыскание убытков: правовые аспекты и процедуры

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Этапы развития речи: от первых звуков до полноценной коммуникации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 166 человек из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 128 человек

Мини-курс

Неорганическая химия

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе