Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыДоклад "Эффективные методы работы с одарёнными детьми"

Доклад "Эффективные методы работы с одарёнными детьми"

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №92

 

 

 

 

 

 

 

Номинация: «Эффективные формы работы с одарёнными детьми»

                              Тема: «Методика работы с одаренными детьми»

 

 

 

Автор:

                                        Вакилова Асия Габдульбаровна,

учитель начальных  классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….

ГЛАВА 1. ДЕТСКАЯ ОДАРЁННОСТЬ…………………………………………….
1.1 Одарённость как особая психологическая черта…………………………………4

1.2. Одарённые дети……………………………………………………………………7

1.3. Принципы и методы выявления одарённых детей………………………………9
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
2.1. Мотивация………………………………………………………………………...13

2.2.Подбор и развитие способов восприятия и усвоения информации     ребёнком……………………………………………………………………………………..13
2.3. Основа учебной программы……………………………………………………..14

2.4. Результаты учебного процесса………………………………………………….14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    ВВЕДЕНИЕ

Одним из главных вопросов сегодня для современного общества является работа  с одарёнными детьми. В современных общеобразовательных учреждениях учебный процесс во многом опирается на уже созданные общие методики. Каждый преподаватель в своей работе в первую очередь ориентируется на эти разработки, подводя под них свой рабочий план, хотя система работы с одаренными детьми требует особого индивидуального подхода к преподаванию.
Актуальность проделанной мною работы заключается в выявлении и рассмотрении некоторых пунктов, по которым единые стандарты нельзя считать эффективными по отношению к работе с группами одарённых детей.
Главной целью данной работы является разработка новой, максимально эффективной  педагогической технологии, которую можно применить в практической работе с группами одарённых детей.
За объект анализа в практической части работы была взята детская одаренность. Предметом анализа выступила разработка  новых  подходов и методов для  практической работы с группами одарённых детей.



 

 

                                    1.1 Одарённость - особая психологическая черта
Каждый человек  является уникальной личностью.
Факторами, отделяющими людей друг от друга, будут служить присущие каждому человеку конкретные отличительные черты, умения и качества.
К таким факторам обычно причисляют характер, тип мышления, способности,

таланты и одаренность. Именно последнему фактору посвящена данная работа.
Впервые данное понятие было сформулировано в середине 19 века английским психологом Френсисом Гальтоном.
Автором же, давшим наиболее распространённое определение понятию одарённости, был немецкий психолог, пионер дифференциальной психологии и психологии личности Уильям Штерн. Он описывал это явление так: «Одарённость – это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования, а также это общая способность психики приспосабливаться  к новым задачам, а также развиваться в новых жизненных условиях».
В современности одарённостью принято считать качество психики, системно развивающееся в течение жизни и  определяющее возможность достижения человеком более высоких незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённость проявляется лишь через своё соотношение с условиями, в которых происходит конкретная деятельность человека. Она выражает внутренние данные и возможности человека, то есть внутренние психологические условия деятельности в их соотношении с требованиями, которые ставит эта деятельность. Для динамики одарённости существенное значение имеет оптимальность уровня требований, выдвигаемых в ходе деятельности человека, например требований, которые ставит ученику учебная программа. Чтобы стимулировать развитие, эти требования должны быть достаточно высокими.
Специальная одарённость определяется соотношением внутренних психических условий с требованиями специальных видов деятельности. Это соотношение является не только абстрактным, но и реальной связью, что обуславливает формирование одарённости.

Специальные способности определяются наклоном до отдельных специальных видов деятельности. Внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одарённость индивида, что соотносится с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности.

С целью установления соотношения умственного возраста и хронологического В. Штерн ввёл понятие интеллектуального коэффициента (IQ). Это попытка определить не просто уровень одарённости, но и темп развития. Однако по сути IQ устанавливает лишь уровень развития, достигнутый на определённом его этапе. Вместе с тем практическое значение измерения одарённости заключается в том, чтобы иметь возможность прогнозировать дальнейшее развитие, притом в соотношении с условиями жизнедеятельности.

В психологическом учении о личности способности и одарённость выступают как важные составляющие общей структуры личности, связанные с характером и темпераментом, направленностью индивидуально-психического развития в процессе воспитания и общественно - практичной деятельности. Естественной основой индивидуально-психических различий и особенностей является тип нервной системы и специальные типы высшей нервной деятельности человека.

Признаки одарённости в первую очередь проявляются в реальной деятельности и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером и действиями индивида.
Принято выделять два аспекта признаков одарённости: инструментальный и мотивационный.
Инструментальный аспект характеризуется, в первую очередь, способами деятельности одарённого индивида. А мотивационный  - отношением индивида к той или иной деятельности, его повышенной заинтересованностью.
 Признаки инструментального аспекта:
1. Наличие особой стратегии для осуществления какой – либо деятельности, обеспечивающей её качественность и продуктивность.

Принято выделять три уровня, присущие таким стратегиям:
1. быстрое освоение деятельности и высокая успешность её выполнения;

2. использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

3. выдвижение новых целей деятельности за счёт более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных, на первый взгляд, идей и решений.
Признаки мотивационного аспекта:
Повышенная избирательная чувствительность к определённым сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т. д.) либо определённым формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т. д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

 - Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

 - Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлечённость каким-либо предметом, погружённость в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определённому виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.

 - Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределённой информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

 - Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

 

 

                                                    

 

                                             1.2. Одарённые дети

Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признаёт, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. 

Одарённые дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы, чаще всего привлекают внимание окружающих к одарённому ребенку. Маленькие "вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределённостью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

Одарённого ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чём-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.

В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться.

Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе ещё раз.

 

Одарённым и талантливым детям свойственны следующие черты:

·         Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одарённых детей очень широки.

·         Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим, и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

·         Не могут четко развести реальность и фантазию.

·         Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.

·         Одарённые дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.

·         Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

·         Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
  • Дети с признаками специальной умственной одарённости - в определённой области науки (подростковый образ).
  • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

                     1.3. Принципы и методы выявления одарённых детей

Выявление одарённых детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. Эффективная идентификация одарённости посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одарённых детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одарённых детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).

Необходимо предельно снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одарённости ребенка как по положительному критерию, так и по отрицательному критерию: высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одарённости, низкие значения того или иного показателя еще не являются доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при интерпретации результатов тестирования. Так, высокие показатели психометрических тестов интеллекта могут свидетельствовать всего лишь о мере обученности и социализации ребенка, но не о его интеллектуальной одарённости. В свою очередь, низкие показатели по тесту креативности могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей.

Проблема выявления одарённых детей имеет чётко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одарённого» либо как «неодарённого» на данный момент времени - значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты «одарённых» и «неодарённых» коренятся в неадекватности (и легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений.

Следует учитывать, что детская одарённость не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одарённый ребёнок.

С учётом вышесказанного я могу сформулировать следующие принципы выявления одарённых детей:

1.     комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

2.     длительность идентификации (развёрнутое во времени наблюдение за поведением данного ребёнка в разных ситуациях);

3.     анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);

4.     использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определённые развивающие влияния, снимать типичные для данного ребёнка психологические «преграды» и т.п.;

5.     подключение к оценке одарённого ребёнка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т.д.). При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;

6.     оценка признаков одарённости ребёнка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учётом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определённой образовательной среды с выстраиванием для данного ребёнка индивидуальной траектории обучения);

7.     преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент. Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одарённости весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методы работы с одарёнными детьми

Федеральный государственный образовательный стандарт упрощает работу педагога. Это своего рода программа, по которой он может ориентироваться и опираться в ходе учебного процесса. Но ориентирован ФГОС, в первую очередь, на работу со всеми учениками, в то время как в школах всё чаще появляется особая категория детей, одарённые, в самых разных областях и направлениях. И на современном этапе постоянная перестройка  школьного образования требует переориентацию на интересы и потребности каждого отдельного человека. Эту одарённость я измеряю и выявляю не просто уровнем интеллекта учащегося, его способностями и умениями. В первую очередь, одарённого ребенка из толпы его сверстников я выделяю с помощью особой повышенной мотивации, заинтересованности в учебном процессе  и, как уже было сказано в теоретической части, именно  повышенная мотивация является главным фактором в выявлении и наборе мной одарённых детей в учебные группы, работа в которых ориентирована на получение знаний сверх программы.
Мотивация, особенно повышенная, всегда означает какие - либо интересы и цели, которые ставит перед собой ребёнок. Но согласитесь, ни один стандарт, как бы профессионально он ни был составлен, не сможет ответить запросам абсолютно всех одарённых детей, соблюсти именно их интересы.
Поэтому в работе с одарёнными детьми никакие стандарты нельзя считать эффективными, так как они не отвечают целям и задачам, которые перед собой в ходе учебного процесса поставили обучающиеся.
По своей сути разработать один единый стандарт, который бы помог реализовать абсолютно все поставленные цели одарённых учеников, невозможно.
Придя к таким выводам в работе с группой одарённых детей, я решила попробовать отказаться от принятых стандартов, заменив их собственной методикой.
Моя  разработка – это, в первую очередь, поиск общих методов, применяемых в учебном процессе, которые  позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, максимально эффективно выделить и раскрыть интеллектуальные и индивидуальные качества каждого одарённого ученика.

                                                   2.1.Мотивация
Первое, на что я обращаю внимание, это личная мотивация ребёнка.
Именно от неё зависят  результаты обучения.
У одарённых детей я наблюдаю особую повышенную личностную, не навязанную третьими лицами, мотивацию.
Когда ребёнок ставит перед собой какую-либо задачу, он полностью вовлечён в учебный процесс, потому что осознаёт, что полученная на занятиях информация поможет ему решить поставленную задачу.
Отсюда следует, что одарённые дети осознанно посещают данные занятия, чтобы получить знания сверх программы,  которым в дальнейшем можно будет найти разумное применение.
Чтобы понять степень и область мотивированности  своих учеников, я использую различные словесные приёмы, представляющие собой общие  вопросы: «Зачем нужно изучать английский язык?», «Что вам может дать знание английского языка?». А также провожу тестирования, ориентированные на выявление конкретных  интересов каждого ребёнка.
            2.2. Подбор и развитие способов восприятия и усвоения информации     ребёнком
Чтобы осуществить данный пункт, я провожу специальное психологическое тестирование с целью выявить  способы восприятия и усвоения информации каждого ребёнка. Как известно, существует три основных способа восприятия окружающего мира: визуальное, аудиальное и кинестетическое.
У каждого одарённого ребёнка в разной степени развит один из способов, что позволяет отнести его к той или иной группе. Целью методики на данном этапе является развитие и тренировка все трёх видов восприятия у каждого ученика. Для этого я выстроила занятия таким образом:
1 урок – развитие визуального мышления – подготовка и показ презентаций;
2 урок – развитие аудиального канала – прослушивание и обсуждение аудиоматериалов;
3 урок – развитие кинестетического восприятия – работа с макетами;

4 урок – развитие эмпирического восприятия (урок в форме диалога, открытая беседа учеников друг с другом, обмен накопленными знаниями).
                                   2.3. Основа учебной программы
Как же лучше работать с одарёнными детьми?
Быстрое усвоение информации – одно из основных качеств одарённых детей.
Это позволяет мне спланировать и  организовать учебную программу так, чтобы охватить максимальное количество информации.
В первую очередь особое внимание я уделяю расширению кругозора ученика  в интересных для него областях, поиску дополнительной и интересной информации, а также углубленному изучению теоретической и грамматической части изучаемого предмета.
Второстепенной будет являться дополнительная информация, направленная на  формирование  у  одарённого ученика разных представлений об одном и том же феномене, но только с разных точек зрения. По результатам работы я выявляю отношение и мнение ребёнка по тому или иному вопросу (например, предпочитает он изучать английский или британский акцент/слэнг).
                                       2.4. Результаты учебного процесса
В ходе работы с одарёнными детьми по данной методике мною были выявлены следующие результаты:
- Повышенная заинтересованность ребёнка в изучаемом предмете (дети изучают английский язык, чтобы в дальнейшем путешествовать, изучать культуру других стран, посещать международные спортивные мероприятия и т.д.), здесь срабатывает концепция присвоения предмета, т.е. предмет как часть меня;
  - Переосмысление и активная трансляция полученной информации (дети готовят самостоятельные доклады и сообщения, делясь своими интересами с другими);
 - Творческий, креативный подход ребёнка к изучению предмета.
                                                            

                                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                      
На основании проделанной мною работы, были сделаны следующие выводы:
1. Один стандарт не эффективен, т.к. не способен реализовать мотивацию каждого конкретного ребёнка, раскрыть его творческий и интеллектуальный потенциал.
2. Представленная технология выявляет ряд общих технологий, применив которые у преподавателя появляется возможность выявить и конкретизировать мотивы и интересы каждого одарённого ученика, а также сформировать свой учебный план, опираясь на них.
3. Методы, задействованные в данной работе, позволяют развивать всестороннее восприятие информации у ребёнка.
4. Учебная программа, как уже было сказано, формируется так, чтобы выдать ученику максимум запрашиваемой им информации.
5. Одарённые дети – это, в первую очередь, творческие дети. В работе с ними необходимо использовать творческий подход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Система работы с одаренными детьми: теория и практика/: Сергеева Татьяна Федоровна, Пронина Нина Алексеевна, Сечкарева Елена Викторовна//Москва-Феникс -2011г.
2. Загадки одаренности/Матюшкин А.М// Москва,1992г.
3. Белова, Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: учеб.-метод. пособие / Е. С. Белова. - Изд. 3-е. - М.: Флинта, 2004. - 144 с.
4. Ландау, Э.Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка / Э. Ландау. - М. : Академия, 2002. - 144 с
.
5. Монина, Г. Ох уж эти одаренные дети: талант и синдром дефицита внимания: двойная исключительность / Г. Монина, М.Рузина.- СПб.: Речь, 2010.- 128с

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Доклад "Эффективные методы работы с одарёнными детьми""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор риск-менеджмента

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В докладе освещаются наиболее эффективные методы  работы с одарёнными детьми в начальной школе. Для учителей даются рекомендации о принципах и методах выявления одарённости у младших школьников. В докладе указан подбор и развитие способов восприятия и усвоения информации ребёнком. Быстрое усвоение иформации - одно из важнйших качеств одарённых детей, поэтому я рассказываю как лучше спланировать учебный процесс, чтобы дети основательно усвоили новый материал, проявили интерес к изученному. В заключении я делаю вывод, что одарённые дети - это в свою очередь творческие дети и в работе с ними нужен творческий подход.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 218 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 598
    • DOCX 41.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Вакилова Асия Габдульбаровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Вакилова Асия Габдульбаровна
    Вакилова Асия Габдульбаровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2881
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

36 ч.

1700 руб. 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 091 человек

Курс повышения квалификации

Ресурсы библиотерапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 49 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 351 человек

Мини-курс

Figma: основные принципы дизайна и композиции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Введение в медиакоммуникации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе