Муниципальное образовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
№7 села Стародубского Буденновского района»
Доклад
Проблема формирования
этнокультурной толерантности личности
в условиях полиэтнического региона
Руководитель МО
классных руководителей:
Т. И. Дроздова
Глобальные перемены, произошедшие в России за последние
десятилетия полностью изменили социально-политическую, экономическую ситуации.
Массовая миграция, нарушения устоявшихся соотношений славянских и кавказских
этносов, перераспределение территории проживания и недвижимости, урбанизация,
не связанная с развитием промышленного производства, маргинализация и
люмпенизация части населения, а также противоречия вследствие противостояния
религиозных сообществ – все это реалии современной социальной жизни
Ставрополья.
Как следствие обесценивание духовно-нравственных идеалов, рост
детской безнадзорности и беспризорности, снижение жизненного уровня, увеличение
числа неблагополучных семей, дистанцирование от детей с трудной судьбой. Дефицит
гуманности и милосердия в обществе сказывается на детях, их проблемам уделяется
меньше внимания не только в семье, но и в образовательном учреждении.
Особую остроту сложившейся ситуации придает геополитическое
положение Ставрополья: соседство с Чечней, Дагестаном, Кабардино-Балкарией, и
др. Ежегодное увеличение количества вынужденных переселенцев создало проблему в
крае, районе и конкретно в нашей школе, связанную с образованием поликультурной
среды как фактора, требующего тщательного изучения и определения основных
направлений деятельности образовательного учреждения в вопросах формирования
современной личности.
В нашей школе обучаются: русские – 57%, армяне – 9,6%, цыгане –
7,7%, турки – 6%, представители других национальностей (азербайджанцы, табасаранцы,
аварцы, даргинцы, корейцы, удины, немцы и т.д.) - 19,7%.
В связи с этим МО классных руководителей и весь педагогический
коллектив при поддержке родительской общественности задался целью создания
условий для развития личности школьника в поликультурном пространстве.
Появилась необходимость в поиске особого подхода к организации воспитательного
процесса учащихся.
При разработке концептуальных подходов к формированию личности
ребенка в поликультурном пространстве школы мы учитывали следующие факторы:
·
демографический,
меняющийся состав народонаселения края, района, школы. В классах довольно
большим становится число иммигрантов, беженцев;
·
полиэтнический,
в школе обучаются представители восемнадцати национальностей, имеющие свою
культуру, свои ценности, представление и интересы;
·
поликонфессиональный,
учащиеся школы - это христиане, мусульмане, иеговисты и представители других
вероисповеданий;
·
молодежный,
в школе обучаются более 100 подростков, которые проводят по 5-7 часов в стенах
учреждения, а в остальное время они в своем микросоциуме, где господствует
уличная тусовка и компании;
·
психолого-педагогический,
в формировании личности ребенка в условиях поликультурного пространства;
·
усиление
патриотического, гражданского и нравственного фактора в воспитании наших учащихся,
будущих полноправных граждан.
Поэтому одной из важнейших функций школы мы видим – научить
подростков жить вместе в мире и взаимопонимании друг с другом, способствовать
тому, чтобы с одной стороны человек осознал свои корни и тем самым мог определить
то место, которое он занимает в мире, а с другой – привить ему уважение к
другим культурам
Цель поликультурного образования в школе состоит в формировании
человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в
многонациональной и поликультурной среде школы, города, региона, обладающим
развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и
согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. Из этой цели вытекают
следующие задачи, стоящие перед нашим образовательным учреждением:
·
глубокое и
всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа, что
является непременным условием интеграции в другие культуры;
·
формирование
у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного
отношения к культурным различиям;
·
создание
условий для интеграции учащихся в культуры других народов;
·
воспитание
учащихся в духе мира, толерантности, гуманного межнационального общения;
Школа создает условия введения учащихся в родную культуру, для
приобщения учащихся к культуре других народов для осмысления и усвоения таких
общечеловеческих ценностей, как доброта, милосердие, совесть и справедливость.
Решение задач поликультурного образования требует широкого
использования активных методов обучения и воспитания. За два года работы в этом
направлении в нашей школе традиционными стали такие мероприятия как: фестивали
«Дружба народов», «Славянские праздники», игры народов Северного Кавказа,
конкурс «Танцы и песни народов мира». Педагогом- психологом регулярно
проводятся мониторинги толерантности образовательной среды, классные часы.
Накопленный опыт по данной теме был обобщен на педсовете «Актуальные проблемы
развития системы образования и воспитания в полиэтническом пространстве». На
заседании МО классных руководителей была рассмотрена программа воспитательной
работы « Небо – общее для всех детей» и рекомендована классным
руководителям 5 – 8 классов. В дальнейшем мы планируем провести выставки
народного творчества, научно-практическую конференцию «Живая культура: традиции
и современность», целью которой может стать развитие интереса школьников к
творческой деятельности; приобщение их к исследовательской работе, ролевые игры
и психологические тренинги, в ходе которых учащиеся приобретут опыт решения проблем,
связанных с особенностями взаимодействия в поликультурной среде. При
организации досуговой деятельности мы предполагаем проведение экскурсий,
связанных с культурными достопримечательностями и историческими памятниками,
выпуск газет, отражающих культурное многообразие России, мира. Проведение
вечеров, посвященных выдающимся представителям литературы, искусства, науки,
конкурсы на лучшего знатока народных обычаев, национальной кухни, традиционных
ремесел.
Знакомство с культурой народов, проживающих в РФ, способствует
сближению детей разных национальностей.
Этнокультурное образование школьников – это залог успеха
формирования гуманной развитой личности современного и будущего общества нашего
государства
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.