Текст выступления классного руководителя 6 «Е» класса Елфимовой
Натальи Федоровны на открытом заседании методического объединения воспитателей
Пансиона воспитанниц МО РФ
«Применение здоровьесберегающих технологий в
воспитательном процессе в период адаптации обучающихся».
СЛАЙД №1
«Через педагогику – к здоровью, через
образование и воспитание – к здоровому образу жизни».
Этот эпиграф я использовала для темы:
«Применение здоровьесберегающих технологий в
воспитательном процессе в период адаптации обучающихся».
Цель: обеспечить ребенку возможность сохранения
здоровья, сформировать
необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить
использовать полученные знания в повседневной жизни
( культура здоровья).
СЛАЙД № 2
Как Вы считаете, что является наиболее
значимым из предложенного списка?
1. Деньги
2. Здоровье
3. Знания и умения
4. Положительные
оценки обучающихся
СЛАЙД № 3
Результаты диаграммы. Как видим – здоровье
понимают взрослые, а воспитанницам это надо еще разъяснять.
ВСТУПЛЕНИЕ:
В мире существуют две главные
проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения
этих проблем зависит настоящее и будущее человечества.
К сожалению, медицинские работники
констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их осталось
не более 10-12 %). И именно школьная образовательная среда порождает факторы
риска, которые нарушают здоровье детей школьного возраста.
Особое беспокойство вызывает
переход учащихся из начальной школы в 5 класс. А в нашей ситуации это еще
осложнено отрывом детей от семьи и новой средой проживания и обучения. Время
обучения в 5-6 классах совпадает с процессом полового созревания ребенка и с
некоторым «откатом» в развитии; уменьшается скорость чтения, письма,
увеличивается время выполнения любой учебной задачи. Ребенок становится резким,
несдержанным, капризным, неадекватно реагирует на замечания взрослых и
сверстников. Опасность здесь в том, что при неблагоприятных условиях этап
адаптации к новой ситуации обучения и проживания идет болезненно и может
затянуться.
Сегодня медики не в состоянии справиться с
проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании
осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Работа в
данном направлении ложится на плечи воспитателей-педагогов. А для этого надо знать и
уметь реализовывать главные принципы здоровьесберегательных технологий:
Тесное взаимодействие с медицинскими
работниками;
Тесное взаимодействие с преподавателями
физкультуры и тренерами системы дополнительного образования;
Уметь организовать
физкультурно-оздоровительную работу с воспитанницами через развитие
направленности личности ребенка на занятия физической культурой;
Уметь вести диалог с родителями и
предпринимать совместные действия по сохранению и укреплению здоровья детей.
СЛАЙД № 4
Понятие «Здоровье – это состояние
организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и
отсутствием каких-либо болезненных изменений».
Здоровье, как предмет здоровьесберегающих
технологий, предусматривает:
1.
Здоровье
физическое.
2.
Здоровье
психическое (тревожность).
3.
Здоровье
социальное (коллектив).
4.
Здоровье
нравственное (поведение).
СЛАЙД № 5
Я буду рассматривать физическое
здоровье, основными составляющими которого являются:
1) санитарно-гигиеническая
культура;
2) рациональное питание;
3) соблюдение режима труда и
отдыха;
4) оптимальный двигательный режим,
основу которого составляют регулярные занятия физической культурой и спортом.
СЛАЙД № 6
Обратите внимание на показатели
физического здоровья воспитанниц в период адаптации 1 триместр 2013 г. (паспорт
класса). Проблемы очевидны.
Вот почему, так актуальны в нашей
работе применение здоровьесберегающих технологий.
СЛАЙД № 7
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех
факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья
ребенка на всех этапах его обучения и развития.
В период адаптации воспитанниц мы столкнулись
с рядом проблем, связанных с физическим здоровьем воспитанниц. Давайте их
рассмотрим.
СЛАЙД № 8
Проблемы
|
Приемы и методы решения
|
1. Рациональное
питание:
а) не кушают 1
блюдо;
б) не кушают овощи
и фрукты;
в) разговаривают во
время приема пищи.
|
Беседы на темы «Правильное питание – залог здоровья
и красоты», «Роль витаминов в организме девочек», «Правила приема пищи».
|
2. Простудные
заболевания (ОРВИ, ОРЗ):
а) не умеют
промывать нос и полоскать горло;
б) забывают
принимать назначенные процедуры.
|
Практическое занятие, индивидуальные беседы.
|
3. Личная
гигиена:
а) кожные
заболевания (грибок, бородавки);
б) обгрызенные
ногти на руках;
в) потливость ног.
|
Цикл бесед совместно
с медработником «Правила ухода за телом» (преимущественно интерактивная
беседа):
Уход за руками и
ногтями.
Уход за за ногами.
Уход за зубами.
Уход за кожей и
волосами.
Тайны женского
организма.
|
4. Плохое зрение
|
Выявление проблемы
и рассадка в классе в соответствии с рекомендациями окулиста.
Гимнастика глаз –
самокоррекция
|
5. Обеспечение безопасности жизнедеятельности.
|
6. Инструктаж-беседа, интегрированные
классные часы.
|
|
|
СЛАЙД № 9 фото класса
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ: Какую проблему, связанную
с физическим здоровьем воспитанницы, мы наблюдаем на фотографии?
Ваши предложения ее решения.
4. Профилактика
сколиоза (у девочек развивается в 3-6 раз чаще)
|
Беседа «Правильная
осанка – это красивая фигура и крепкое здоровье».
Ежедневная
физкультминутка (2 минуты) во время самоподготовки в кабинете учебного
корпуса в форме игры (динамические паузы).
Рюкзаки вместо
сумок.
|
СЛАЙД № 10
ВЫВОД:
Учитель (воспитатель) должен:
- следить за осанкой
воспитанниц;
- проводить физкультминутку, находясь в хорошем настроении;
- обладать педагогическим тактом, владеть двигательной культурой и образно
показывать упражнения;
- уметь сочетать движения с музыкальным ритмом;
- знать основы терминологии физических упражнений.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.