ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ И ПУТИ ИХ КОРРЕКЦИИ
Понятие
школьной неуспеваемости
Под неуспеваемостью понимается
ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют
воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в
том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет
интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. систематическая
неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается
комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы,
общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной,
экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу,
пополняют группы риска. Неуспеваемость - сложное и многогранное явление
школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.
Неуспеваемость трактуется как
несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении
знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и
воспитанности познавательных отношений. Предупреждение неуспеваемости
предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.
Данилов М. А. связывает
неуспеваемость с движущими силами процесса обучения, а именно его
противоречиями. Он считает, что неуспеваемость возникает в тех случаях, когда
противоречивое единство возможностей, учащихся и того, что от них требуется,
нарушаются. Оконь В. Солидарен с Даниловым М. А., потому что определяет
неуспеваемость, как нарушение взаимодействия между участниками учебного
процесса (учениками и учителями) и внешними условиями. Частные характеристики
учебного труда даны в работе Гельмонта А. М. Он указывает на разные уровни
усвоения учебного материала. Под учебным материалом он имеет в виду параграфы
учебника, а разные типы усвоения он соотносит с определённым уровнем смысловой
переработки текста. Гельмонт А. М. делит учащихся на следующие группы:
1.
Неуспевающие ученики, которые не могут следить за ходом объяснения учителя,
имеют большие трудности при понимании текста учебника.
2.
Неуспевающие учащиеся, которые частично справляются анализом-синтезом,
например, только тогда, когда речь идёт о конкретных предметах, явлениях.
Общим для той или иной группы
является нежелание напрягать свои умственные силы, негативное отношение к более
сложным формам и методам работы.
Наилучшие определения мы нашли в
книге Цетлина В. С. «Неуспеваемость школьников и ее предупреждение». Вот строки
из этой книги: «Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки
учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению
какого-либо значительного отрезка процесса обучения - изучение темы, конец
четверти, полугодия, года». Здесь же Цетлин В. С. даёт определение отставанию.
«Отставание - это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет
место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса,
который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание»
обозначает и процесс накапливания невыполнения требований, и каждый отдельный
случай того невыполнения, т.е. один из моментов этого процесса. Отставание -
это перерыв непрерывности». Нельзя не согласиться с автором книги, что
неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. Далее он указывает, что в
неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания, она итог
процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены,
разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счёте,
неуспеваемость. В связи с этим задача предупреждения неуспеваемости состоит в
том, чтобы не допустить эти разрастания, сразу устранять их.
Неуспеваемость школьников закономерно
связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает
их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение, и
воспитание детей в школе.
Исследование проблемы все более
связывается с широким кругом социальных вопросов, предполагает использование
данных всех наук о человеке, индивиде, личности.
Именно дидактика призвана дать
определение неуспеваемости, что эта задача не может быть решена другими
науками, так как понятие неуспеваемости есть, прежде всего, дидактическое
понятие, связанное с основными категориями дидактики - содержанием и процессом
обучения.
Хотя задача раскрытия сущности
неуспеваемости в литературе не поставлена, во многих работах можно обнаружить
подходы к ее решению. Один из этих подходов состоит в анализе условий, порождающих
неуспеваемость. Так, Бударный А. А. связывает неуспеваемость с движущими силами
процесса обучения - его противоречиями. Согласно этой позиции, в тех случаях,
когда противоречивое единство возможностей учащихся и того, что от них
требуется, нарушается, возникает неуспеваемость. Сходные мысли высказывает Блонский
П. П., который определяет неуспеваемость как нарушение взаимодействия между
учениками, учителями и внешними условиями.
Однако исследования, выполненные в
русле этого подхода, нельзя считать достаточными, они направлены на выяснение
внешних связей явления и оставляют в тени его внутреннее строение.
Отставание - это невыполнение
требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных
этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой
для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс
накапливания невыполнений требований, и каждый отдельный случай такого
невыполнения, т.е. один из моментов этого процесса.
Неуспеваемость и отставание
взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные
отставания, она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не
преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном
счете, неуспеваемость.
Для ответа на вопрос, почему возможно
отставание, мы должны, прежде всего, разобрать факторы успеваемости.
Изучение соответствующих научных
данных позволило выделить три основных фактора успеваемости: требования к
учащимся, вытекающие из целей школы; психофизические возможности учащихся;
социальные условия их жизни, воспитания и обучения в школе и вне школы.
Требования к учащимся составляют
основу для разработки контрольных заданий и критериев оценок. Требования
содержания образования только тогда могут быть выполнимыми, когда они не
превышают физических и психических возможностей школьников и находятся в
соответствии с условиями обучения и воспитания детей.
В возможностях детей различают две
тесно связанные друг с другом стороны - физические возможности (состояние
организма его развитие) и психические (развитие мышления, памяти, воображения,
восприятия, внимания). При разработке требований к учащимся специалисты каждого
учебного предмета ориентируются на некую норму возможностей детей того или
иного школьного возраста.
Психофизические возможности детей изменяются,
совершенствуются под влиянием социальных условий, в том числе и влиянием
учебно-воспитательной работы школы. Содержание и методы обучения повышают (а
иногда задерживают, понижают) возможности учащихся.
Социальные условия (в широком смысле
слова) как фактор - успеваемости также взаимодействуют с возможностями детей.
Это условия, в которых дети живут, учатся, воспитываются, бытовые условия,
культурный уровень родителей и окружающей среды, наполняемость классов,
оборудование школы, квалификация учителей, наличие и качество учебной
литературы и многое другое. И этот фактор так или иначе учитывается при
определении содержания обучения.
Одни и те же условия обучения и
воспитания по-разному воздействуют на детей, воспитывающихся в разных условиях,
имеющих различия в организме, в общем развитии. Не только обучение, но и вся
жизнь ребенка влияет на формирование его личности, и развитие личности не
совершается под влиянием одних внешних условий.
В определении элементов
неуспеваемости необходимо опираться на дидактическую, методическую и
психологическую литературу, использовав программы и учебники, а также
результаты наблюдений педагогического процессов.
Необходимо исходить из того, что
предписанное школе содержание обучения выражено не только в программах и учебниках,
но и в разъясняющей их литературе. Методические материалы, программы и учебники
раскрывают конкретное содержание каждого предмета и частично - общие принципы и
идеи, положенные в их основу. Психологическая и педагогическая литература
разъясняет цели и задачи, нового содержания, его особенности.
Система показателей успеваемости:
1)
делать хотя бы один опосредованный вывод, комбинировать имеющиеся знания,
умения и навыки при добывании новых знаний;
2)
применять имеющиеся знания, умения и навыки в новой ситуации, отбирая их и
комбинируя, выполняя отдельные опосредованные выводы;
3)
стремиться к знаниям теоретического характера, к самостоятельному их добыванию;
4)
активно преодолевать трудности в процессе творческой деятельности;
5)
стремиться к оценке своих достижений в познавательной деятельности.
Невыполнение совокупности указанных
требований характеризует неуспеваемость школьников.
В качестве элементов неуспеваемости
выступают следующие недостатки учебной деятельности школьника:
1)
не владеет минимально необходимыми операциями творческой деятельности,
комбинирование и использование в новой ситуации имеющихся знаний, умений и
навыков);
2)
не стремится получать новые знания теоретического характера;
3)
избегает трудностей творческой деятельности, пассивен при столкновении с ними;
4)
не стремится к оценке своих достижений;
5)
не стремится расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки;
6)
не усвоил понятий в системе.
Указанные черты составляют признаки
понятия «неуспеваемость» для тех учебных предметов, в которых ведущая роль
принадлежит деятельности творческого характера, основанной на знаниях, умениях
и навыках.
Неуспеваемость, как итог,
характеризуется наличием всех элементов. В процессе же обучения могут
возникнуть отдельные ее элементы, они-то и предстают как отставания.
Таким образом, под неуспеваемостью
понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания
образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка
процесса обучения (например, цепочки уроков, посвященных изучению одной темы
или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года).
Чтобы учитель мог выделить процесс
неуспеваемости у школьника, ему необходимо знать психологические особенности
неуспевающих школьников.
Психологические
особенности неуспеваемости школьников.
В исследованиях учёных-педагогов (Бабанский
Ю. К., Есипов Б. П., Занков Л. В., ШацкийС. Т. и др.) причины неуспеваемости
делятся, как правило, на зависящие от учителя и не зависящие. Среди первых ЕсиповБ.
П. называет следующие: слабое знание учителем предмета и методики его
преподавания, неумение проявлять требовательность к учащимся, незнание
индивидуальных особенностей учеников, плохую организацию их работы, неумение
сочетать требовательность к ученику с уважением к его личности, неправильный
выбор путей установления контакта с семьёй и другие.
Шацкий С. Т. видел решение проблем
неуспеваемости в организации индивидуального подхода к школьникам. Вслед за ним
БударныйА. А. пришёл к выводу о необходимости дифференциации обучения
школьников путём выделения в классе трёх наиболее характерных по степени
восприятия и понимания учебного материала групп учащихся.
Основной причиной неуспеваемости Блонский П. П. считал биологическую
неполноценность ребёнка. Выделяя причины, которые ведут к неуспеваемости, Блонский
П. П. указывал следующее:
-
низкая работоспособность, то есть неумение правильно организовывать свой
учебный труд;
-
отсутствие интереса к учению и желания учиться;
-
слабое общее развитие.
Аркин
А. Е. причиной неуспеваемости считал социальные факторы:
-
неблагоприятная атмосфера в семье;
-
плохие жилищные условия;
-
отсутствие книг и учебных пособий;
-
переполненность классов;
-
слабые в профессиональном отношении кадры.
Серьёзной причиной неуспеваемости
являются ошибки родителей. Желая быстрее воспитать в ребёнке способности к
саморегуляции и самоконтролю, часто родители читают ему нравоучения, внушая тем
самым чувство неполноценности, дают инструкции, убивая самостоятельность, а
также ограждают от массовых запретов, заставляя их соблюдать под прессом угроз
и наказаний. Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовят
уроки. Это происходит в тех случаях, когда родители педантично их проверяют и
при этом очень драматично относятся к ошибкам. Даже если родители не наказывают
ребёнка, психологическое наказание все равно присутствует.
Приводит к возникновению неуспеваемости неверная оценка учителем характера и
причин затруднений, приводящая к высоким требованиям в познавательной сфере
ребенка, личности в целом. Это в свою очередь, вызывает большие проблемы,
преодоление которых с каждым годом все труднее. Появляется хроническое
отставание в усвоении школьных знаний, которые приводят к вторичным нарушениям
психосоциального развития и различным формам отклоняющегося поведения.
Неблагоприятно влияет на школьника
обедненная природными стимулами среда:
-
закрытые помещения;
-
ограниченные пространства.
Это приводит к угасанию
образно-чувственного восприятия мира, сужению зрительных горизонтов, угнетению
эмоциональной сферы школьника. В результате абсолютная и относительная нагрузка
на ученика оказывается значительно больше нормативной, а физическая цена его
учения – слишком высокой.
Затруднения в учебе, приводящие к
школьной неуспеваемости, вызваны также недостатками в подготовке ребенка к
школе. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со
взрослыми и сверстниками, не уверены в себе, боятся не оправдать ожидания
взрослых, испытывают трудности общения в школьном коллективе и страх перед
учительницей, приводящий к неврозам и школобоязни. На затруднения в учебе
оказывает влияние и общее состояние ребенка: нарушение формирования отдельных
психических функций и познавательных процессов, нарушение формирования школьных
навыков, двигательные нарушения, эмоциональные расстройства.
Все эти факторы вызывают развитие
школьной неуспеваемости, при которой у ребенка помимо нарушений в овладении знаниями,
возникают нарушения в поведении, в межличностных взаимодействиях, отклонения в
психическом самочувствии, выраженные в неврозах, различных
эмоционально-поведенческих реакциях, при которых страдает ребенок, постоянно
чувствующий собственную неполноценность, неуверенность в правильности своего
поведения, своих решений. В этой ситуации ребенок переживает устойчивое,
эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в школе, плохое
отношение к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы, нежелание
посещать её. Состояние безотчетного, неопределенного беспокойства порождает
тревогу – эмоционально-заостренное ощущение предстоящей угрозы, боязнь
определенных объектов или мыслей, чувство страха. Оно проявляется в том, что
ребенок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на
вопрос, говорит дрожащим голосом, а часто умолкает совсем. Он совершает много
лишних движений, или, наоборот становится неподвижным, скованным. В основе
этого страха лежит боязнь сделать ошибку, совершить глупость и быть осмеянным.
Больше всего дети боятся отвечать у доски, именно у доски в полной мере
проявляется их беззащитность.
В ряде случаев страх вызван
конфликтами со сверстниками, боязнью проявлений агрессии с их стороны. Социальная
позиция школьника, налагающая на него чувство ответственности, обязанности
также может спровоцировать проявление страха, страха «быть не тем». Ребенок
боится не успеть, опоздать, сделать не то, не так, быть осужденным и
наказанным, поскольку он старается овладеть новыми знаниями, серьезно относится
к своим обязанностям и очень переживает по поводу отметок.
Дубровина В. И. объединила
психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, в две группы. К
первой относятся недостатки познавательной деятельности в широком смысле этого
слова, а ко второй – недостатки в развитии мотивационной сферы детей. Среди
психологических причин первой группы выделяются следующие три:
-
несформированность приемов учебной деятельности;
-
недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной
деятельности ребенка;
-
неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических
особенностей, проявляемых в познавательной деятельности.
Предотвратить причины неуспеваемости
легче, чем преодолевать. Поэтому успешное обучение ребенка в школе
рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются
уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными
предпосылками для нормального включения в новую социальную среду.
Психологи Ануфриев А. Ф. и КостроминаС.
Н. выделили ряд трудностей в обучении младшего школьника и возможные
психологические причины данных трудностей.
Примерно 20% детей из всего класса
могут пропускать буквы в письменных работах. Это явление имеет несколько причин
- низкий уровень развития фонематического слуха, слабая концентрация внимания,
несформированность приемов самоконтроля, индивидуально-типологические
особенности личности.
19% ребят постоянно допускают
орфографические ошибки, хотя при этом могут наизусть ответить любое правило, -
это случай так называемой «неразвитости орфографической зоркости». Возможные
причины таковы: низкий уровень развития произвольности, несформированность
приемов учебной деятельности, низкий уровень объема и распределения внимания,
низкий уровень развития кратковременной памяти, слабое развитие фонематического
слуха.
Около 17% класса страдают
невнимательностью и рассеянностью. Причины были выделены следующие: низкий
уровень развития произвольности, низкий уровень объема внимания, низкий уровень
концентрации и устойчивости внимания.
14,8% детей испытывают трудности при
решении математических задач - плохо развито логическое мышление, слабое
понимание грамматических конструкций, несформированность умения ориентироваться
на систему признаков, низкий уровень развития образного мышления.
Примерно 13,5% ребят испытывают
затруднения при пересказывании текста. Причины: несформированность умения
планировать свои действия, слабое развитие логического запоминания, низкий
уровень речевого развития и образного мышления, заниженная самооценка.
13,1% детей неусидчивы. Чаще всего
это вызвано низким уровнем развития произвольности,
индивидуально-типологическими особенностями личности, низким уровнем развития
волевой сферы.
12,7% детей испытывают трудности в
понимании объяснения учителя с первого раза. Психологами Ануфриевым А. Ф. и
Костроминой С. Н. были выделены следующие причины: слабая концентрация
внимания, несформированность приема учебной деятельности, низкая степень
восприятия и произвольности.
У 11,5% детей постоянная грязь в
тетради. Причина может находиться в слабом развитии мелкой моторики пальцев рук
и в недостаточном объеме внимания.
10,2% ребят плохо знают таблицу
сложения (умножения). Это связано с низким уровнем развития механической памяти
и долговременной памяти, со слабой концентрацией внимания и с
несформированностью приемов учебной деятельности.
9,6% детей часто не справляются с
заданиями для самостоятельной работы. Причины - несформированность приемов
учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности.
9,5% детей постоянно забывают дома
учебные предметы. Причины - низкий уровень развития произвольности, низкий
уровень концентрации и устойчивости внимания и основная причина - высокая
эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность.
Ребенок плохо списывает с доски -
8,7% - не научился работать по образцу. 8,5% детей домашнюю работу выполняют
отлично, а с работой в классе справляются плохо. Причины различны - низкая
скорость протекания психических процессов, несформированность приемов учебной
деятельности, низкий уровень развития произвольности.
6,9% - любое задание приходится
повторять несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять. Вероятнее
всего, виноват низкий уровень развития произвольности и несформированность
навыка выполнять задания по устной инструкции взрослого.
6,4% детей постоянно переспрашивают.
Это может говорить о низком уровне объема внимания, о слабой концентрации и
устойчивости внимания, о низком уровне развития переключения внимания и
развитии кратковременной памяти, о несформированности умения принять учебную
задачу.
5,5% ребят плохо ориентируются в
тетради. Причины - низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве и
слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук.
4,9% - часто поднимают руку, а при
ответе молчат. Не воспринимают себя как школьника, или же у них заниженная
самооценка, но возможны трудности в семье, внутренне стрессовое состояние,
индивидуально-типологические особенности.
0,97% - комментируют оценки и
поведение учителя своими замечаниями. Причины - трудности в семье, перенесение
функции матери на учителя.
0,7% детей долгое время не могут
найти свою парту. Причины скрыты в слабом развитии ориентировки в пространстве,
в низком уровне развития образного мышления и самоконтроля.
Для того чтобы у ребенка не возникла
проблема школьной неуспеваемости, нужно помочь ему приспособиться к школе.
Крайне важно, чтобы это приспособление было осуществлено без серьезных
внутренних потерь для ребенка, без ухудшения самочувствия, настроения,
самооценки. Нужно помочь ему почувствовать себя в школе комфортно, высвободить
имеющиеся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного
обучения и полноценного развития.
В
психолого-педагогической литературе данная проблема отражается следующим
образом. Приходя в школу, ребенок попадает в качественно новый для него мир,
который вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности. Перед ребенком
стоит цель приспособления к:
-
школьному учителю;
-
учению;
-
дисциплине в школе.
Для
предупреждения проблемы неуспеваемости многие психологи рекомендуют формировать
у учащихся знания, умения, навыки, с использованием конкретного материала,
разрабатывать и применять различные виды помощи для успешного решения
предъявляемых заданий.
Важнейшим
предупреждением неуспеваемости, по мнению Б. П. Есипова, является
индивидуальный подход учителя к детям, опирающийся на знание личности каждого
ученика и правильную организацию домашней самостоятельной работы школьника.
Бабанский Ю. К. разработал систему
мер по предупреждению неуспеваемости школьников, в основе которой лежат
организация диагностики «реальных возможностей школьников», установление
доминирующих причин этого явления и оптимальное использование имеющихся средств
педагогического воздействия.
Таким
образом, причин школьной неуспеваемости очень много. Например,
-
биологическая неполноценность ребенка;
-
недостаточная подготовка ребенка в школе;
-
недостатки познавательной деятельности;
-
недостатки развития мотивационной сферы ребенка;
-
индивидуально – типологические особенности ребенка;
-
социальные факторы;
-
причины неуспеваемости, зависящие от учителя (слабое знание учителем предмета и
методики его преподавания, неумение проявлять требовательность к учащимся,
незнание индивидуальных особенностей учеников, плохую организацию их работы,
неумение сочетать требовательность к ученику с уважением к его личности и
т.д.).
На мой взгляд, проблемы, приводящие к
неуспеваемости школьника, могут возникнуть на любом этапе школьного обучения,
поэтому важно осуществлять и вести систематическую работу с целью профилактики,
предупреждения и преодоления проблемы школьной неуспеваемости. Лишь при помощи
целостной системы совместной деятельности педагогов, психологов, родителей,
самого ребенка, с опорой на помощь психологов, а при необходимости
врачей-специалистов можно добиться успехов.
Пути коррекции школьной
неуспеваемости
Современная дидактика в качестве
основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:
1.
Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том
числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических
технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация
педагогической деятельности. Бабанским Ю. К. для такой профилактики была
предложена концепция оптимизации учебно-воспитательного процесса.
2.
Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов
обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы
учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией
данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их
в виде таблиц по видам допущенных ошибок.
3.
Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной
школе это дополнительные занятия. На Западе - группы выравнивания. Преимущества
последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной
диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут
специальные учителя, посещение занятий обязательно.
4.
Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с
плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная
планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей
школьника.
На первый план в работе с
неуспевающими школьниками выдвигаются воспитательные и развивающие
педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признается не только
восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их
познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей,
ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение
требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать
упущенное.
Осуществляется нейтрализация причин
неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление
положительных моментов).
При разработке путей
совершенствования учебно-воспитательного процесса, как правило, имеется в виду
создание особо благоприятных условий для неуспевающих школьников.
Разрабатываются также отдельные меры, распространяющиеся на всех учащихся; они
служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе.
Сюда относятся предложения к улучшению учёта и контроля, рекомендации о том,
как активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность,
усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов.
Плодотворными представляются пути перевоспитания отношений, предложенные в
некоторых педагогических и психологических работах: поставить перед учеником
такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. От успеха,
даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному
отношению к учению. С этой целью используют игровую и практическую
деятельность, приобщают неуспевающих учеников старших классов к занятиям с
отстающими учениками младших классов. В данном случае педагогическая
деятельность заставила учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к
своим занятиям в школе.
Обращено внимание и на особые условия
опроса для неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для
обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план,
схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников рекомендуется сочетать с
самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником
можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь
наводящими вопросами. Отмечается, что в ходе самостоятельной работы на уроке
задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, более
подробно, чем других учеников, инструктировать их.
Большое внимание уделяется на
дифференцированную работу учителя на уроке с временными группами учащихся.
Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача
учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и
в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или
иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся
выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь
слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной
самостоятельной работе. Указанный принцип построения урока используется в
практике многих школ. Важно отметить, что группы носят временный характер, переход
из одной в другую разрешается учащимся по их желанию и производится учителем с
учетом успешности учения каждого ученика.
В практике школы широко используют
разного рода дополнительные занятия с отстающими. Распространенность этой меры,
хотя её и справедливо критикуют за нерациональность, объясняется тем, что она
увеличивает количество времени для изучения материала. Этот способ оказывается
единственным у тех учителей, которые не умеют дифференцировать работу учащихся
на уроке, индивидуализировать домашние задания.
Еще один важный вопрос относится к
организации обучения второгодников.
Повторный курс наносит большой ущерб
школе, травмирует учащихся и малоэффективен. В связи с этим возникла идея и
имеется довольно широкая практика создания специальных классов (и школ) как для
неуспевающих учащихся с замедленным темпом развития, так и для переростков,
второгодников и оставшихся на третий год в том же классе. Особенностью обучения
в специальных классах является их меньшая наполняемость, специальные методы обучения
и программы, предусматривающие ликвидацию пробелов за предыдущие классы.
Очень важно своевременно выявить
причины неуспеваемости и устранить их. Если в младших классах у ребенка не
выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении
будут расти, как снежный ком. Тогда родители обращают внимание на состояние
ребенка и начинают в срочном порядке брать репетиторов. Но, как правило, бывает
поздно. У ребенка сформировалось уже негативное отношение к процессу обучения,
и он не понимает большинства дисциплин. Бесконечные «проработки» со стороны
родителей ухудшают иногда и без того плохой микроклимат в семье.
При обнаружении неуспеваемости
учитель мысленно обращается к тем обстоятельствам, которые непосредственно
предшествовали получению учеником неудовлетворительных оценок и могли повлиять
на его успеваемость. В первую очередь обычно бросаются в глаза такие
обстоятельства, как пропуски уроков, невыполнение домашних заданий,
невнимательность ученика на уроке. Вдумчивый учитель не останавливает анализ на
этом, напротив старается выяснить, какие черты личности ученика и какие
обстоятельства его жизни могли вызвать замеченные им поступки. Причины тут
могут быть самые различные: и болезнь ученика, и его недисциплинированность, и
слабохарактерность, и плохие бытовые условия, и его конфликты с учителями и
товарищами. Опираясь на результаты своего анализа, учитель может принимать
решение о том, какие воспитательные воздействия необходимы.
Вывод
Неуспеваемость – сложное и многогранное явление школьной
действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. В
психолого-педагогической литературе неуспеваемость трактуется как
несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении
знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и
воспитанности познавательных отношений.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом
школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим
характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для
последующих лет обучения. Педагог, зная
психологические причины неуспеваемости младших школьников, может оказать помощь
в преодолении и предупреждении этих трудностей. Получение штампа «неуспевающего» ученика в младшем школьном
возрасте часто определяет во многом дальнейшую судьбу человека, его отношение к
обучению в средней, средне-специальной или высшей школе. В то же время
неуспеваемость в начальных классах часто обусловлена субъективными причинами,
но отнюдь не общим недостатком развития или отсутствием способностей у ребенка.
Изучая психологические причины неуспеваемости, учитель сможет организовывать
свою работу так, чтобы процесс обучения и воспитания был более эффективен и к
концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться
и верить в свои силы.
Таким образом, рассмотрев
теоретические аспекты школьной неуспеваемости, ее причины и пути их устранения,
можно сделать вывод, что:
1.
Неуспеваемость - это как несоответствие подготовки учащихся обязательным
требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании
опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.
2.
Неуспевающие ученики, как правило, имеют пробелы в фактических знаниях и
специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать
существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить
необходимые практические действия. Наличие пробелов в навыках
учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик
не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений,
навыков. У неуспевающего ученика недостаточный уровень развития и воспитанности
личностных качеств, не позволяющих ученику проявлять самостоятельность,
настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.
3.
Преодоление неуспеваемости осуществляется на основе изучения учащихся, анализа
их деятельности и разработки типологии неуспевающих школьников. Основное место
в психолого-педагогической литературе, посвящённой преодолению неуспеваемости,
занимает анализ и классификация её причин. Для преодоления неуспеваемости
применяются индивидуальные задания, разделение учебных задач на отдельные этапы
(шаги), особые условия опроса, дополнительные занятия.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.