Роль ууд в
системе современного общего среднего образования
«Страшная опасность - безделье за партой,
безделье шесть часов ежедневно, безделье
месяцы и годы. Это развращает, морально
калечит человека, и ни школьная бригада,
ни школьный участок, ни мастерская –
ничто не может возместить того, что
упущено в самой главной сфере мысли,
т. е на уроке»
В.А. Сухомлинский
Важнейшая цель образования
на современном этапе его развития – жизненная самореализация личности. Мы
формируем личность, готовую к взаимодействию с окружающим миром, к
самообразованию и к саморазвитию. Независимо от того, какую педагогическую
технологию или технологию обучения учитель предпочитает, главная его задача –
вооружить ученика инструментом для самообразования и научить пользоваться этим
инструментом. Обучение учащихся способам получения знаний невозможно без
развития мышления, умения планировать и алгоритмизировать собственную
деятельность при решении поставленных учебных задач.
Новые социальные
запросы определяют цели образования, как общекультурное, личностное и
познавательное развитие учащихся, обеспечивающие ключевую компетенцию
образования «научить учиться». Отличительной особенностью нового стандарта
является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности
учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления
результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта
указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к
концу обучения.
Требования к
результатам обучения сформулированы в виде личностных, межпредметных и
предметных результатов. В связи с этим важнейшей задачей современной системы
образования является – формирование универсальных учебных действий, т.е.
совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность,
социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному
усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
ФГОС нового
поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного
личностно-ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий
структуру деятельности учащихся, а также основные психологические ус- ловия и
механизмы процесса усвоения знаний. Развитие личности в системе образования
обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД).
Овладение ими создаёт возможности самостоятельного успешного усвоения
учащимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения,
т.е. умения учиться. (слайд 2)
Сущность понятия
«универсальные учебные действия» в научной литературе трактуется по разному. В
широком значении сам термин «универсальные учебные действия» означает умение
учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём
сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком
значении этот термин можно определить как совокупность способов действия, а
также связанных с
ними навыков учебной
работы, обеспечивающих школьнику способность к самостоятельному усвоению новых
знаний и умений, включая организацию этого процесса структурировать материал и
др.
В программе развития
УУД для основного общего образования выделены четыре блока:
1) личностный
2) регулятивный;
3) познавательный;
4) коммуникативный. (слайд 3)
Личностные универсальные действия включают жизненное, личностное,
профессиональное самоопределение, действия смыслообразования и нравственно
этического оценивания, ориентации в социальных ролях и межличностных
отношениях. Применительно к учебной деятельности особо отмечены два типа
действий, необходимых в личностно-ориентированном обучении.
Первый тип – действие
смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной
деятельности и её мотивом.
Второй тип – действие
нравственно этической ориентации исходя из социальных и личностных ценностей.
Регулятивные универсальные действия – это целеполагание, планирование,
прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. К универсальным действиям
познавательной направленности относятся общеучебные действия, включая знаково
-символические и логические, действия постановки и решения проблем. Общеучебные
действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск
и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
знаково- символические действия, включая моделирование; умение структурировать
знания; умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее
эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия,
контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение;
извлечение информации из текстов; определение основной и второстепенной
информации; свободная ориентация в текстах разных жанров; умение передавать
содержание текста и составлять тексты. Универсальные логические действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
синтез; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие;
установление причинно следственных связей; выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других
людей, умение слушать и вступать в диалог, умение интегрироваться в группу
сверстников. В состав
этих действий входят: планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведе-
нием партнёра; умение
полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической
формами речи.
Метапредметные результаты и универсальные способы деятельности, обозначенные в
требованиях ФГОС и примерной программе по географии, включают следующие
группы умений:
– организовывать свою
деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
– вести
самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение,
передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных
технологий;
– организовывать свою
жизнь в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе
жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры,
социального взаимодействия;
– оценивать с позиций социальных
норм собственные поступки и поступки других людей;
– взаимодействовать с
людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей,
представлять себя, вести дискуссию т.п.;
– ориентироваться в
окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и по
ступках, принимать решения.
Обратим внимание на
сопряжённость УУД с предметной спецификой. Для формирования конкретных видов
УУД важно определить их связь с предметной дисциплиной, так как только в этом
случае для них создаётся зона ближайшего развития. Я попыталась сделать это на
примере «Географии России» (слайд 4-6)
Средствами
формирования УУД в учебнике прежде всего являются
:предметное содержание, образовательные технологии деятельностного типа,
продуктивные задания.
Учебное содержание
курса «География России» интегрируется по следующим линиям личностного
развития:
Предметное содержание
1. Осознание роли
географии в комплексном изучении России и её устойчивого развития
«География — ключ к
комплексному познанию России!» задаются ценностные
ориентации, доминирующие установки и смыслы всему процессу обучения. Позитивный
настрой учащихся обеспечивается с помощью таких операций, как проблематизация,
мотивация, актуализация имеющегося субъективного опыта, коммуникация,
рефлексия.
2. Освоение системы
географических знаний о природе, населении, хозяйстве России и её регионов. «Знание
-сила!» эмпирические, теоретические и методологические знания обеспечивают
фундаментальный базис географической подготовки в единстве его теоретических и
прикладных аспектов и способствуют формированию географического стиля мышления.
3.Освоение
географических умений и способов деятельности объяснительного аналитического,
оценочного, прогностического, проектного, коммуникативного характера.
«В умении —
уверенность!» уровневая дифференциация географических
умений включает в себя репродуктивные, продуктивные и креативные умения.
4. Использование карт
как информационных образно-знаковых моделей действительности.
«Карта — альфа и
омега географического познания!» Представляя особое
значение в географии, картографический метод обеспечивает обзорность,
возможность визуализации географической информации карт и атласов. Предполагает
овладение приемами покомпонентных и комплексных описаний, картометрии и
морфометрии, расчетного аналитического плана.
5.Понимание смысла
собственной деятельности и сформированных качеств
«Триумф личностного развития!» (позитивная Я концепция) Выделенные линии развития отражают
аксиологический, гносеологический. праксиологический и личностный аспекты
географического содержания школьного курса «география России. Осмысление их
функционального назначения позволит ответить на принципиальные вопросы: знаю
зачем, знаю что, знаю как, знаю я. (слайд 7-8)
Образовательные
технологии деятельного тип
В своей
педагогической практике я использую множество педагогических технологий. Любой
урок включает в себя объединение нескольких технологий. В настоящий момент мы
называем этот процесс интеграцией. Работая над проблемой интеграции
образовательной области "технология” с другими образовательными областями,
я пришла к выводу, что основные из них – это проектные, информационные, интеграционные,
моделирующие. Интегрировать на уроке можно как педагогические технологии, так и
предметные области. Применение информационных компьютерных технологий на уроках
географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и открывает новые
возможности для развития творческих способностей обучающихся: - повышает
мотивацию обучающихся к учению; - активизирует познавательную деятельность; -
развивает мышление и творческие способности ; - формирует активную жизненную
позицию в современном обществе. В своей педагогической деятельности выделяю три
основные формы работы с ИКТ на уроках географии 1. Во-первых, непосредственное
применение в учебном процессе. 2. Во-вторых, это применение ИКТ для организации
самостоятельной работы обучающихся. 3. И, в-третьих, это применение
информационных технологий для обеспечения познавательного досуга. Компьютеры и
учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения. В
преподавании географии я выделяю следующие направления использования новых
информационных технологий: демонстрация учебных материалов; использование ИКТ
во внеурочной деятельности; интернет ресурсы; обобщение и систематизация знаний
обучающихся с помощью ИКТ; самостоятельная работа обучающихся по созданию
проектов-презентаций; проверка знаний обучаемых с использованием ИКТ. Главной
отличительной чертой использования ИКТ в географическом образовании является
перераспределение потоков информации на занятии. При этом обучающийся
превращается в активного участника образовательного процесса. Активная
деятельность обучающегося приводит к значительному повышению его мотивации,
стимулирует активную поисковую познавательную деятельность. Поэтому обучение
географии с использованием ИКТ следует рассматривать как новую форму
организации самостоятельного освоения обучающимися содержания учебного предмета
и их развития. Применение ИКТ на занятиях географии весьма результативно.
Обучающиеся оживляются, активно включаются в учебный процесс. Повышается
эффективность обучения, улучшаются учет и оценка знаний обучающихся. У ребят
проявляется интерес к предмету. Работа с мультимедийными программами показала,
что косвенным путем развивается конструктивное, алгоритмическое мышление
обучающихся. Также формируются умения и навыки исследовательской деятельности,
ориентировка в информации и ее последующей обработки. Применение информационных
технологий: интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет
иллюстративный материал, создает проблемные ситуации, усиливает эмоциональный
фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучающихся, дифференцирует и
индивидуализирует учебный процесс; позволяет преподавателю значительно
расширить объем изучаемой информации и разнообразить формы, способы ее
восприятия обучающимися; материал, предлагаемый обучающимся в такой форме,
запоминается намного лучше, чем на традиционных уроках, и в конечном итоге
приводит к более высокому уровню усвоения предмета; способствует развитию
креативности ребят через создание образовательных информационных продуктов;
способствует психологическому росту личности, развитию навыков самообразования
и самовоспитания. Как показывает практика, без новых информационных технологий
уже невозможно представить себе современное образование. Уроки с использованием
ИКТ становятся привычными для обучающихся, а для преподавателей становятся
нормой работы. Применять компьютерные технологии можно в сочетании и интеграции
с различными технологиями, главное, чтобы результатом такого сочетания и
интеграции было повышение эффективности и качества образовательно-воспитательного
процесса. (слайд 9-11)
Продуктивные задания
Продуктивные задания я
применяю для развития творческих способностей учащихся на уроках географии.
В практике
преподавания я стараюсь использовать продуктивные задания, направленные на
развитие творческих способностей учащихся. К таким заданиям я отношу:
-формулировку темы,
вопросов;
-составление опорных
сигналов: символов, схем, таблиц;
-создание учащимися
художественного образа: метафор, загадок, мини-сочинений, стихотворений. (слайд
12)
Универсальные учебные
действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного
процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и
основных видов компетенций учащихся; создают предпосылки для перехода к самообразованию;
обеспечивают формирование осознанности и критичности учебных действий.
Литература
1. Асмолов, А.Г. Как
проектировать универ сальные учебные действия в начальной шко ле : от действия
к мысли : пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Воло дарская
[и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008.
2. Асмолов, А.Г.
Формирование универсаль ных учебных действий в основной школе : от
действия к мысли :
Система заданий : пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская,
И.А. Володарская [и
др.]; под ред. А.Г. Асмоло ва. – М. : Просвещение, 2010.
3. Камерилова, Г.С.
География («Моя Рос сия») : учеб. для 8 го класса / Г.С. Камерилова,
Л.И. Елховская, О.А. Родыгина.
– М. : Баласс, 2010.
4. Камерилова, Г.С.
Рабочая тетрадь к учеб нику «География» («Моя Россия») : 8 й класс.
/ Г.С. Камерилова,
Л.И. Елховская, О.А. Роды гина. – М. : Баласс, 2010.
5. Образовательная
система «Школа 2100» : Сб. программ : Основная школа : Старшая шко
ла / Под науч. ред.
Д.И. Фельдштейна. – М. : Баласс, 2008.
6. Примерные программы
по учебным пред метам : География : 6–9 й классы. – М. : Про свещение, 2010.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.