Формирование универсальных учебных действий
на уроках физики
в рамках проектной и исследовательской деятельности
Е.В.
Михайлюк,
учитель
физики МКОУ СОШ с. Красное
Николаевского
муниципального района
Хабаровского
края
Овладение обучающимися универсальными учебными
действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный
предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной
деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования
УУД.
Физика – это один из немногих школьных предметов, в
ходе усвоения которого ученики вовлекаются во все этапы научного познания – от
наблюдения явлений и их эмпирического исследования до выдвижения гипотез,
выявления на их основе следствий и экспериментальной верификации выводов.
В широком значении термин «универсальные учебные
действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию
и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового
социального опыта.
В более узком значении термин «универсальные учебные
действия» можно определить как совокупность способов действия обучающихся,
обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и
умений, включая организацию этого процесса.
Для того, чтобы правильно и эффективно формировать УУД
на своих уроках, вначале я изучила нормативные документы:
- Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования;
- Федеральный
закон Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ."Об
образовании в Российской Федерации ,2013. -224 с.
- Примерная
основная образовательная программа образовательного учреждения;
- Целевая
программа развития системы образования Хабаровского края Год?
- Примерная
программа основного общего образования по физике
- Как
проектировать универсальные учебные действия;
На основе изученных нормативных документов составила
программу формирования УУД на уроках физики, а так же рабочие программы по предмету,
7 – 9 класс по УМК Фадеевой, 10 – 11 класс, УМК Мякишев, в которых
предусмотрены учебные проекты и исследования.
Для отслеживания результатов формирования УУД провожу:
·
анкетирование
(1 раз в четверть);
·
наблюдение,
результаты которого входят в индивидуальные технологические карты;
·
анализ
результативности работы.
Включение учащихся в исследовательскую и проектную
деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности образовательного
процесса.
С 2010 - 2011 учебного года я
активно начала использовать в своей работе метод проектов и исследований.
В основу данного метода
положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность обучающихся.
Несмотря на то, что исследование носит учебный характер, при его организации
используются общепринятые в науке методы познания. К общенаучным методам
относятся аналогия, наблюдение и опыт, анализ и синтез, индукция и дедукция,
абстрагирование, конкретизация. Метод проектов может быть использован как при
изучении нового материала, так и при закреплении и отработки навыков решения
учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в
учебном проекте или исследовании, зависит от изучаемого материала.
Главной отличительной
особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через
целесообразную деятельность ученика, которая соответствует его личным
интересам. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков
учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений
ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и
творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную
деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся
выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда
предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с
одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств
обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений
применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих
областей. Для достижения поставленной цели, учащиеся используют
научно-популярную литературу, ресурсы INTERNET, проводят самостоятельные
исследования, проводят эксперименты. Учащиеся свои работы оформляют в виде
мультимедийных презентаций, в виде рефератов. Эта технология предполагает
совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по
самой своей сути.
Вообще говоря, главная
цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций,
под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности,
включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность
мобилизовать их в необходимой ситуации.
В процессе проектной деятельности формируются следующие
компетенции:
Ø
Рефлексивные умения:
- умение осмыслить
задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на
вопрос: чему нужно научиться для решения задачи;
Ø Поисковые
(исследовательские) умения:
- умение самостоятельно
привлекать знания из различных областей;
- умение самостоятельно
найти информацию в информационном поле;
- умение находить
несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать
гипотезы;
- умение устанавливать
причинно-следственные связи.
Ø
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение
взаимодействовать с любым партнёром;
- умения взаимопомощи в
группе в решении общих задач:
- навыки делового
партнёрского общения;
- умение находить и
исправлять ошибки в работе других участников;
- умение проектировать
процесс (изделие);
Ø
Коммуникативные умения:
-
умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
-
умение вести дискуссию;
-
умение отстаивать свою точку зрения;
-
умение находить компромисс;
-
навыки интервьюирования, устного опроса;
Ø
Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической
речи;
- умение уверенно держать
себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение пользоваться
средствами наглядности при выступлении;
- умение отвечать на
незапланированные вопросы.
Моя работа по формированию УУД в
проектной и исследовательской деятельности состоит из нескольких этапов.
Первый этап – постановка
проблемы. Этот этап является наиболее сложным для обучающихся, в самом начале работы
я прилагаю максимальный педагогический такт, чтобы помочь ребенку найти то, что
могло бы воплотиться в проекте (например, нами были выбраны такие проблемы:
«Как измерить диаметр футбольного мяча с помощью линейки», «Будет ли гореть
свеча на МКС?», «Как направлены силы трения между колесами и землей у переднего
и заднего колеса тележки?», «Как определить радиус большого зеркала»)
Следующий этап – целеполагание.
На этом этапе дети высказывают большое количество идей, даже самые
фантастические. Я определяю вместе с детьми, каким будет проектный продукт, и
мы решаем, что будет создано для того, чтобы цель проекта была достигнута. Следующий
шаг – это планирование. Планирование представляет для них определенную
трудность. И здесь требуется моя значительная помощь. Важно только не начать
планировать вместо ребенка! Для этого я использую алгоритм планирования:
Вопрос
|
Ответ
|
Почему выбрана эта тема
проекта?
|
Проблема проекта
|
Что нужно сделать, чтобы
решить данную проблему
|
Цель проекта
|
Что ты создашь, чтобы
цель была достигнута?
|
Образ проектного продукта
(ожидаемый результат)
|
Если ты сделаешь такой
продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена
проблема?
|
Существуют ли необходимые
связи между проблемой, целью и проектным продуктом
|
Какие шаги ты должен
проделать от проблемы проекта доя реализации цели проекта?
|
Перечисление основных
этапов работы
|
Все ли у тебя есть, чтобы
проделать эти шаги (информация, оборудование и т.д. для проведения
исследований, материалы для изготовления продукта, чего не хватает, где это
найти, что ты уже умеешь делать, и чему придется научиться)?
|
Развернутый план работы
|
Когда ты будешь
осуществлять все задуманное?
|
Индивидуальный график
проектной работы
|
На следующем этапе
проходит реализация намеченного плана – создание проектного
продукта. Тут ребята проявляют большую активность, действуют самостоятельно,
творчески.
Очень важной частью
проекта является отчет о ходе работы и презентация проекта
На
различных этапах работы над проектом моя позиция:
·
руководитель проекта, коллега;
·
равноправный партнер;
·
эксперт – знаток.
Роль обучающихся:
·
активные участники процесса;
·
члены команды;
·
авторы проекта;
·
равноправные партнеры.
Самое интересное, что даже
неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое
значение.
Для оценки сформированности УУД я использую анкеты,
тесты, технологические карты наблюдений.
Сформированность
универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться,
влияет на качество знаний.
Проводя
такие работы в течение учебного года, выделю положительные моменты формирования
УУД в проектно-исследовательской деятельности.
ü Этот
метод позволяет ребятам приобрести коммуникативные навыки общения, практические
умения, возможность использования широких человеческих контактов и знакомство с
различными точками зрения. Обучающиеся овладевают умениями использовать
исследовательские методы получения информации. Метод проектов помогает
формировать у школьников критическое и творческое мышление.
ü Если школьник
сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в
настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет спланировать
собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно
работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Формирование способности и готовности учащихся
реализовывать универсальные учебные действия позволяет повысить мотивацию
школьника и интерес к изучению предмета «физика».
г.
Николаевск-на-Амуре,
март
2014
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.