Развитие познавательного интереса учащихся
при использовании метода проектов
в учебной и внеклассной деятельности
Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной
самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской
деятельности.
Цели:
- организация учебно-воспитательного процесса, при котором каждый
учащийся имеет возможность овладеть не только базовым уровнем учебного
материала, но и развить свои творческие способности;
- формирование и развитие познавательного интереса к
историческому исследованию, научному поиску, творческой деятельности.
Уроки истории и обществознания позволяют развивать ученическую активность,
формировать навыки социального партнерства, требуют от учащихся умения работать
с информацией, различного рода источниками, материалами СМИ, статистическими
данными.
Наиболее эффективным в решении
данных задач и является метод проектов. Его использование предполагает
множество активных форм, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Секрет успеха проектной методики на уроках истории и обществознания состоит в
том, чтобы связать проект с реальной жизнью. Когда учащиеся осознают, что они
имеют дело с «настоящими проблемами», уровень их мотивации к проектированию
резко повышается. Результативность подобной работы проявляется в том, что дети
познают азы приемов исследования, учатся аргументировать свою точку зрения,
свои выводы, у школьников воспитываются такие качества, как самостоятельность,
инициативность, креативность, ответственность. Проектные работы школьников
защищаются на школьных конкурсах, районных и областных конференциях, учащиеся
достойно выступают со своими проектами, занимая призовые места. Выводы и
предложения, сделанные ребятами в своих работах, становятся материалами для
обсуждения, сначала на уроках, а потом и на школьной научно-практической
конференции «Шаг в будущее», и на педагогических советах, и на классных и на
общешкольных родительских собраниях. В настоящее время я нахожусь на этапе
осмысления и творческого освоения метода учебного проекта. Но первые выводы
очевидны: метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на
интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том
числе и путем самообразования. Активное включение учащихся в создание
проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности
в социокультурной среде, что развивает навыки и умения адаптироваться к
изменяющимся условиям жизни человека и общества в целом.
Цель проектного
обучения — создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают
недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными
знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают
коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают
исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации,
наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения);
развивают системное мышление.
Задачи:
теоретически
и экспериментально обосновать необходимость внедрения проектного метода в
школьное обучение;
определить
педагогические условия использования проектной деятельности в образовательной
среде школьников;
выявить
степень обученности проектной деятельности, уровень сформированности
учебно-познавательного интереса;
апробировать
методику работы над проектом в условиях среднего и старшего звена.
Данный метод
предполагает "проживание" учащимися определенного отрезка времени в
учебном процессе, а также их приобщение к фрагменту формирования научного
представления об окружающем мире, конструирование познавательных моделей.
Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который
определяется как самостоятельно применяемое учащимися развернутое решение
проблемы в виде разработок. Подчеркнем, что дидактической единицей в методе
проектов становится взятая из реальной жизни и лично значимая для учащихся
проблема (экономическая, правовая, экологическая и т.д.). Таким образом,
проблема и пути ее решения приобретают контуры проектной деятельности. При
решении проекта наряду с научно-познавательной стороной содержания всегда
присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) деятельностная и творческие
стороны. Причем именно эмоционально-ценностный и творческие компоненты
содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и насколько
самостоятельно он выполнен. Проект побуждает учащегося: проявить интеллектуальные
способности; нравственные и коммуникативные качества; продемонстрировать
уровень владения знаниями и предметными умениями: показать способность к
самообразованию и самоорганизации. В процессе разработки проекта: учащиеся
синтезируют знания в ходе их поиска; интегрируют информацию смежных дисциплин;
ищут более эффективные пути решения задач проекта; общаются друг с другом.
Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно - и
полипредметного, индивидуального и группового образовательных маршрутов
проекта. Существенными особенностями этого метода являются субъективность
школьника, диалогичность, креативность, контекстность, технологичность и
самостоятельность учащихся, возникающие в процессе реализации метода проектов.
Организация обучения по истории, обществознанию, праву, культурологии по методу
проектов создает оптимальные условия превращения учащихся в
"субъектов" деятельности. Каждый школьник становится равноправным
членом творческого коллектива, работа в котором способствует развитию социальных
ролей, воспитывает обязательность и ответственность при выполнении заданий в
намеченные сроки, взаимопомощь в работе. В проектную деятельность вовлечены
чувства, отношения, мысли и действия школьников.
С целью выделения систем
действий преподавателя и учащихся предварительно важно определить этапы
разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки
проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление
результатов, общественная презентация, рефлексия.
Возможные темы учебных
проектов разнообразны, как и их объемы. Можно выделить по времени три вида
учебных проектов: краткосрочные (2 - 6 ч); среднесрочные (12-15 ч);
долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа
и т.д.
В курсе истории метод проектов
можно использовать в рамках программного материала практически на любом уроке.
Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в
зависимости от возраста учащихся. Проекты предполагают активизацию учащихся:
они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с
другими людьми, искать фотографии, рисовать рисунки, оформлять свои работы на
компьютере в программах Microsoft Office.
В
своей педагогической практике на уроках истории я чаще всего использую такие
виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие. Вид
проекта зависит от возраста учащихся и темы. По своему содержанию проекты в
значительной степени межпредметные, так как интегрируют знания по истории,
литературе, краеведению. Особое место во внеурочной
деятельности я отвожу краеведению, так как эта работа имеет прямое отношение к
воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Приобщение к славной истории
родного края является важной составляющей частью всего комплекса формирования и
воспитания гражданина России, т.к. призвана развивать нравственные качества,
способствовать приобретению военно-патриотических знаний, укреплять верность
боевым и трудовым традициям народов России и Вооружённых Сил. Изучение
материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории не может
в полном объеме охватить богатейший материал по родному краю и применить
поисково-исследовательскую методику (провести поисково-исследовательскую
работу). Поэтому основная работа проводится во внеурочное время . Темы исследовательских работ разнообразны и отражают
индивидуальный подход к учащимся при выборе темы исследования. Данный опыт
социальной практической деятельности передается ученикам, формируя у них
ответственное отношение к себе и своим поступкам, умение приобретать и
осмысливать личный опыт толерантности и взаимодействия с другими людьми.
Результатами использования метода проектов на уроках
является:
-
повышение творческой активности учащихся на уроке;
-
развитие их логического и критического мышления;
-
расширение кругозора школьников;
-
воспитание активной жизненной позиции, чувства ответственности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.