Доклад на тему: «Презентация учебно-методического
комплекса по химии».
Докладчик:
В.А.Терехова, преподаватель химии высшей квалификационной категории.
«…ключевой характеристикой образования становится не только передача
знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к
переобучению».
Учебно-методический
комплекс по дисциплине «Химия» разработан в соответствии с Государственным
образовательным стандартом по химии и Порядком реализации среднего (полного)
общего образования в организациях начального и среднего профессионального
образования.
УМК предназначен
для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню
подготовки выпускников по специальностям 260502 «Технология продукции
общественного питания», 080112 «Менеджмент в торговле», 34.2 «Повар-кондитер».
Данный комплекс включает в себя:
* Рабочую
программу
*
Перспективно-тематический план
* Планы уроков
* Методические
указания к проведению лабораторно-практических занятий
* Сборник таблиц
* Дидактические
материалы
* Полиграфические
и электронные учебники
* Презентации к
урокам
Рабочая программа по дисциплине «Химия» составлена по всем предъявляемым требованиям.
Она включает в себя пояснительную записку, распределение часов по разделам и
темам, содержание учебной дисциплины, основную и дополнительную литературу,
технические средства обучения, перечень вопросов для самостоятельных работ,
темы рефератов по химии, перечень вопросов к экзамену, карту
учебно-методического обеспечения и межпредметные связи, учитывается
республиканский компонент.
Перспективно-тематический план составлен на основе рабочей программы. В
нем указаны: наименование разделов и тем, количество часов, отводимых на их
изучение, типы уроков, формы и методы обучения, комплексно-методическое обеспечение
урока, литература и материал для самостоятельной работы студентов.
На основе перпективно-тематического плана составлено поурочное
планирование.
В методических указаниях к проведению лабораторно-практических занятий
приведены цели ЛПЗ, перечень необходимых реактивов и оборудования, описания
экспериментов и контрольные вопросы разноуровневого характера, что позволяет
выполнять задания и работать на уроках всем студентам, независимо от уровня их
развития. Кроме того, если студент хорошо освоил данную тему, то он может
выбрать задания повышенного уровня и улучшить свою оценку, т.е. уровень
выбирают сами студенты.
Современная химическая наука, как и многие другие науки, накопила
огромный материал, который не в состоянии изучить студенты, да и сами преподаватели.
Поэтому возникла необходимость составления конспектов (самый основной материал
по данной теме). Я решила это сделать в виде таблиц и разработала по данной
дисциплине сборник конспектов лекций по химии в виде 28 обобщающих таблиц со
схемами, портретами ученых и т.д. На мой взгляд, в таком виде учебный материал лучше
запоминается, развивается логическое мышление студентов. Обучение при помощи
этих таблиц носит последовательный, системный и доступный характер.
В связи с тем, что студенты сильно отличаются друг от друга по характеру,
темпераменту, уровню умственного развития, целесообразно использовать на уроках
разнообразный дидактический материал, это и различные варианты самостоятельных
и контрольных работ, тестовые задания и др.
На уроках химии я применяю электронные учебники в компьютерном кабинете
или в аудитории, оснащенной проектором. При этом использую не только
графические изображения, анимации, видео и звуковые фрагменты, но и задания для
самостоятельной работы, как по изучаемой теме, так и по ранее изученным темам. С
помощью проектора на уроках провожу различные формы тестирования, например
фронтальный опрос. В компьютерном кабинете студенты выполняют тесты с
выставлением оценок по общей, неорганической и органической химии на отдельных машинах,
объединенных локальной сетью. Эти тесты очень нравятся студентам и позволяют
устранять пробелы в знаниях и увеличить накопляемость оценок. Электронный
учебник так же использую на практических занятиях. Изучая видеоматериалы, студенты
осваивают технику химического эксперимента, культуру проведения опыта и могут
подготовиться к проведению реального химического эксперимента по алгоритму:
задача – действие – наблюдение - вывод.
Каждый год я стараюсь пополнять УМК по химии интересной и полезной для студентов
информацией. В этом году я пополнила его презентациями, которые изготовили сами
студенты, участвовавшие в проведении научно-исследовательской работы.
Вот некоторые
методики использования УМК «Химия»
Изучение
нового материала:
1 Фронтальная работа с группой. (Педагог объясняет материал, используя
мультимедиа проектор или мониторы ПК в реальном времени для демонстрации
учебных материалов по теме: картинок, таблиц, алгоритмов, анимаций,
видеофрагментов и.т.п.)
2.Самостоятельная работа студентов с комплексом. Учащийся получает от преподавателя:
а) план изучения нового материала;
б) промежуточные контрольные вопросы;
в) «шаблон изучения темы для заполнения»;
г) самостоятельно работает с презентацией и заполняет «шаблон изучения
темы» (конспект темы и ответы на контрольные вопросы).
Закрепление
изученного материала:
1. Фронтальный опрос. (Преподаватель проводит опрос, используя
мультимедиа проектор или мониторы ПК для демонстрации учебных материалов. Студент
комментирует увиденное, соотносит информацию с имеющимся у него жизненным
опытом.)
2.Самостоятельная работа студентов с компьютерными заданиями. Учащийся
1) самостоятельно или в паре повторяет материал на ПК;
2) затем повторяет;
3) составляет формулы веществ;
4) используя видеофрагменты, ищет соответствие увиденному уравнение
реакции;
5) изучая видеофрагменты, делает вывод о возможных качественных реакциях,
с помощью которых можно определять качественный состав органических соединений.
Контроль
знаний.
- Фронтальный опрос с использованием мониторов ПК или мультимедиа
проектора (презентация используется как демонстратор таблиц, алгоритмов,
видеофрагментов для ответа студентов).
- Обычный контроль знаний (самостоятельные и контрольные работы,
диктанты, тесты).
- Проверка выполнения заданий в рабочей тетради.
Реально
существующих методик применения презентации можно разработать значительно
больше, и все ограничивается только творческой фантазией педагога.
На данном этапе развития образования акцент с учебника перемещается все
больше и больше на учебно-методический комплекс как взаимодополняющую систему
учебных материалов, целостно реализующих знаниевую и деятельностную
составляющие образования.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.