«От
того, как прошло детство,
кто
вёл ребенка за руку в детские годы,
что
вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от
этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Обновление системы
дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили
необходимость активизации сотрудничества дошкольного учреждения с семьей.
Семья – уникальный
первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности,
«эмоционального тыла», поддержку. В этом непреходящее значение семьи для
человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Об этом же говорят
и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л.
Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). Они считают, что
семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок
сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей
(матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят
не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то,
что он просто есть.
Семья для ребенка
- это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для
подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить
нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»:
детский сад, семья, общественность.
Детский сад первое
воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где
начинается их педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и
воспитателей зависит дальнейшее развитие ребенка. Положительных результатов в
воспитании ребенка можно достичь при согласованных действиях воспитателей и
семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания.
На мой взгляд,
основной целью взаимодействия педагогов с семьёй является установление
доверительных отношений с детьми и их родителями, как бы объединение их в одну
команду. Воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать
с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка. Используя принцип индивидуального
подхода к участию родителей. С родителями взаимодействие необходимо начинать со
знакомства. Воспитатель постоянно поддерживает личный контакт с родителями,
обмениваются информацией. Педагогическая помощь родителям должна основываться
на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка, тогда
работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер,
способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей.
Поэтому не случайно в последние годы
начала развиваться и внедряться новая философия сотрудничества семьи и
дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей
несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны
поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Всем известно, что сотрудничество педагогов детского сада с
родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его
стороной. Основную роль в работе с родителями практически во всех детских садах
традиционно играют воспитатели. Они – главный источник информации о ребёнке, о
деятельности учреждения, от них родители получают психолого-педагогическую
информацию.
Таким образом, именно на них лежит основная ответственность. Педагоги детского
сада находятся в постоянном взаимодействии с родителями, составляя неразрывное
триединство “ребёнок – родитель – педагог”. Участие семьи в
воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования
детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы
в дальнейшем его продвижении. Современные родители достаточно разные:
одни читают педагогическую литературу, другие пользуются ей бессистемно, иногда
воспитывают детей интуитивно /как воспитали меня/.
Прежде
чем работать с семьей, ее нужно хорошо узнать, Поэтому на I этапе – нужно
собрать и обработать информацию о каждом воспитаннике и его семье. Только
тогда возможно повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с
детьми и построение грамотного отношения с родителями.
Основными направлениями сотрудничества с семьёй
являются: изучение потребности родителей в образовательных услугах; просвещение
родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры. Исходя, из
этих направлений и осуществляется работа по сотрудничеству с семьями
дошкольников через разнообразные формы, такие как:
совместные мероприятия педагогов и родителей;
Участие родителей в
управлении дошкольным учреждением. Предполагает участие родителей в советах: дошкольного
учреждения, педагогов, по питанию.
Участие родителей в
подготовке и проведении воспитательно-образовательного процесса. Проводится по согласованию с родителями в форме подготовки
помещения, раздаточного и демонстрационного материала, участия в качестве
ассистента, помощника в занятиях, самостоятельного обучения детей, участия в
режимных процессах: утренней зарядке, прогулке, играх детей, организации
кружковой работы по интересам.
Работа консультационных
пунктов. Предполагает организацию консультаций для всех
желающих в определенное время несколькими специалистами детского сада, имеющими
разную квалификацию: воспитателями, педагогом-психологом, руководителем
физического воспитания, медицинской сестрой, музыкальным руководителем,
логопедом.
Родительские собрания. Представляют
собой регламентированное мероприятие, на котором решаются организационные
вопросы, а также связанные с воспитанием и обучением детей, делаются сообщения
для родителей руководителями и специалистами детского сада; по обсужденным
вопросам принимается решение (постановление), которое фиксируется в протоколе.
Лектории. Предполагают обучение родителей через распространение
психолого-педагогических, медицинских, экономических, юридических и других
знаний на лекциях "по соответствующим проблемам. Например: «Адаптация
ребенка к Дошкольному учреждению», «Как укрепить и сохранить здоровье детей».
Конференции, семинар. Включают в себя активное обсуждение психолого-педагогических
проблем, которое предполагает подготовку докладов, сообщений, активный обмен
мнениями, разработку конкретных рекомендаций. Например: «Психологическое
благополучие ребенка в семье и детском саду», «Легко ли быть родителями».
Диспуты, дискуссии. Представляют собой активное эмоциональное обсуждение
родителями и сотрудниками детского сада. Неоднозначных проблем путем
высказывания различных мнений и аргументов в пользу тех или иных решений. Например:
'«Стоит или не стоит наказывать», «Родительская позиция «взрослый всегда
прав»: за и против».
Круглые столы, вечера вопросов и
ответов. Организуются в форме свободного или
регламентированного общения педагогов других специалистов детского сада с
тематическими (психолого-педагогическими, медицинскими, правовыми,
экономическими и др.) сообщениями с родителями, во время которого последние
имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы, высказать свое мнение
по заявленной или волнующей проблеме. Например: «Рациональное питание
детей», «Детские капризы», «Подготовка ребенка к школе», «Здоровье детей и
взрослых», «Адаптация ребенка к детскому саду», «Веселые игры дома».
Групповые консультации. Включают подготовку сотрудниками дошкольного учреждения
сообщений, практических рекомендаций и материалов для группы родителей, имеющих
одинаковые проблемы (в воспитании детей, общении с ними, в педагогической
позиции), совместное обсуждение волнующих вопросов. Например: «Агрессивный
ребенок», «Застенчивый малыш», «Когда в семье брат и сестра», «Воспитание
близнецов», «Когда родитель только один».
Совместные мероприятия педагогов, родителей и
детей:
Формы работы на основе
телепередач: КВН, педагогический ринг,
«Моя семья», «Поле чудес'» и. др. Представляют собой такую организацию
мероприятия, когда в канву соответствующей телепередачи вплетается
психолого-педагогическое содержание, вносятся игры, вопросы по проблемам
развития, воспитания и обучения детей.
Тренинги. Предполагают организованное активное
социально-психологическое обучение родителей психологическим навыкам. Например:
«Тренинг общения с детьми», «Тренинг релаксации»,
«Как решать конфликты»:
Деловые и ролевые игры. Включают обсуждение и воспроизведение (проигрывание)
родителями различных проблемных педагогических ситуаций в семейном воспитании в
условной обстановке для приобретения навыков и эмоционального опыта действия в
таких ситуациях. Например: «Когда ребенок упрямится», «Когда малыш берет
чужое», «Детская истерика в общественном месте»
Экскурсии. Проводятся совместные посещения детьми, родителями,
сотрудниками детского сада зон отдыха (парка, леса, реки), культурных,
исторических мест (музеев, театров) в целях духовного обогащения, отдыха,
общения, установления позитивных взаимоотношений, эмоциональной разгрузки.
Дни открытых дверей. Представляют собой дни свободного посещения желающими
(родителями и общественностью) детского сада с целью более детально
ознакомиться с работой учреждения: занятиями, играми, режимными моментами,
праздниками, развлечениями. Их количество и содержание определяется
руководством детского сада.
Совместные вечера, праздники и
развлечения родителей с детьми и сотрудниками дошкольного учреждения. Организуются как активные, насыщенные эмоциональным общением
мероприятия, в процессе которых все участники имеют возможность не только
пообщаться, но и получить необходимую информацию, показать достижения,
отдохнуть, познакомиться поближе. Например: календарные праздники (Новый
год), праздники семьи, мам, пап; литературные, музыкальные, спортивные,
интеллектуальные вечера.
Концерты. Включают подготовленные детские, родительские,
воспитательские, совместные выступления: чтение стихотворений, исполнение песен
и танцев, драматизацию сказок и других произведений.
Наглядно - информационные формы:
Родительские уголки. Предполагают представление в наглядной форме наиболее
востребованной информации для родителей: о распорядке дня в детском саду,
содержании воспитательно-образовательного процесса, об организации питания
детей, а также психолого-педагогические, медико-гигиенические и другие
сообщения.
Папки- передвижки, рукописные
журналы. Представляют собой самостоятельную издательскую
деятельность, в результате которой сотрудниками детского сада подбирается и
оформляется в папки или журналы теоретический и практический материал, который
будет обогащать знания и умения родителей по предложенной проблеме. На
пример: «Развивающие игры для детей», «Что читать малышам», «Мир природы»,
«Азбука вежливости».
Выставки. Предполагают представление результатов индивидуальной и
совместной деятельности дошкольников, родителей и педагогов. Например: выставка
рисунков «Рисуют дети и родители», фотовыставки «Семьи наших воспитанников»-,
«Домашние любимцы» (коты, собаки, птицы).
Обмен литературой. Подразумевает распространение психолого-педагогических знаний
через аннотирование педагогами специальной литературы для родителей, которые
могут знакомиться с ней в дошкольном учреждении и дома.
Видеосъемка. Означает видеосъемку различных моментов из жизни детей в
детском саду с последующим совместным ее просмотром родителями, детьми, другими
членами семьи, воспитателями. Например: «Один день в саду», «Наши
праздники», «Строим, рисуем, лепим», «Музыкальные занятия».
Из опыта своей работы я считаю что от участия
родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: дети – дошкольники
начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным; а родители,
благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада
приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с коллективом
специалистов.
Я считаю, что особая роль при любой форме
организации сотрудничества с родителями должна отводиться социологическим вопросам,
анкетированию, тестированию родителей и педагогов, но для эффективного
взаимодействия педагога с семьями недостаточно только диагностики и желания
сотрудничать. Необходимы так же современные знания о семье, причем эти знания
должны стать достоянием каждого сотрудника детского сада и родителей, они
должны стать основой для профессионального взаимодействия.
На мой взгляд, для того, чтобы эффективно реализовывать
процесс взаимодействия необходимо, прежде всего, знать особенности субъектов
взаимодействия, в частности, педагог должен знать типологию семей,
психологические особенности родителей, их возрастные характеристики,
разнообразные стили общения родителей с детьми в различных семьях. Исходя из
этого, в настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться
индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного
типа.
В заключении отмечу, что все формы работы с родителями,
используемые в детском саду, создают атмосферу доверия и сотрудничества в
коллективе взрослых, окружающих ребенка.
Таким образом, объединение усилий воспитателей и родителей
является обязательным условием успешного решения воспитательных задач.
Источники
информации
•
Доронова
Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т.Н.
Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114
•
Зверева
О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект.
[Текст]// О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С.
89.
•
Солодянкина
О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников
ДОУ. [Текст]// О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2005, С. 221.
•
Оформляем
родительский уголок: новые формы и подходы [Электронный ресурс]// http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200700502
•
Современные
подходы к сотрудничеству детского сада и семьи [Электронныйресурс]
//http://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_roditeljami/formy_raboty_s
_roditeljami/sovremennye_podkhody_k_sotrudnichestvu_detskogo_sada_i_semi/50-1-0-105
•
Современные
формы работы с родителями [Электронный ресурс]// http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.