Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыДоклад на тему"Самообразование – один из путей повышения качества профессионального уровня педагога"

Доклад на тему"Самообразование – один из путей повышения качества профессионального уровня педагога"

Скачать материал

 

Лобанова В.В.

 МБОУ Большетумановская ООШ

 

Самообразование – один из путей повышения качества профессионального уровня педагога. 

 

Учитель – это человек, который учится всю жизнь,  

 

только в этом случае он обретает право учить. 

 

Лизинский В. М

      "Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель" (К.Д.Ушинский) 

«Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться»  А.С.Макаренко

Российская общественность связывает деятельность современного учителя с его творческой самостоятельностью, мобильностью, высоким интеллектуальным и нравственным потенциалом, с его профессиональной компетентностью и культурным уровнем, опережающим уровень социального окружения. Это, несомненно, выдвигает на первый план необходимость поиска и внедрения в практику повышения квалификации учителей современных педагогических технологий, стимулирующих образовательную активность личности. Достижение данных требований невозможно, с одной стороны, без осознания учителем своей высокой личной ответственности и, с другой стороны, без постоянного обновления знаний и практических умений специалиста в процессе повышении квалификации и самообразования. 

Совершенствование качества образовательного процесса в школе, повышение эффективности обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. 

Повышению уровня профессионального мастерства способствуют различные курсы повышения квалификации, семинары и конференции, посещение занятий коллег и т.п. Но их роль невелика без процесса самообразования преподавателя. 

Самообразование предполагает развитие учителя как личности и профессионала, способствует повышению уровня его профессиональной компетентности и совершенствованию профессионально-личностных качеств, педагогических способностей и практических умений. 

Самообразование – процесс сознательной, самостоятельной, познавательной деятельности с целью совершенствования каких-либо качеств или навыков. 

  Что же такое «самообразование» С.И. Ожегов дает такое определение самообразованию: «приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».

Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:

 

«САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. 

 

Преподаватель может совершенствовать свой педагогический опыт по различным направлениям: 

в профессиональной сфере (знание своего предмета); 

в области методики преподавания (овладение современными технологиями, новыми формами и методами обучения и т.д.);  в сфере педагогической психологии и т.п. 

В ходе самообразования педагог может использовать различные источники информации: изучение литературы и материалов в сети Интернет, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение занятий коллег с последующим обменом опыта, обучение в мастер-классе и т.п. При этом преподаватель может выбрать любую форму обучения: индивидуальную или групповую, традиционную или дистанционную. 

В начале учебного года, педагоги, выбирают тему самообразования, которая фиксируется в планах методического объединения. 

Тему преподаватель выбирает исходя из своих потребностей. 

На основании выбранной темы  разрабатывается личный план работы над поставленной перед собой проблемой. 

Самообразование направлено на расширение и углубление профессиональнометодических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки. 

Сегодня существуют множество форм и способов, как преподавателю повышать свою квалификацию с помощью интернет - ресурсов и технологий, например: 

Дистанционные курсы для педагогов. 

Дистанционные конференции. Разновидность дистанционных конференций - дистанционные семинары. 

Дистанционные конкурсы. 

Дистанционные эвристические олимпиады. 

Педагогические форумы. 

участие в проектах дистанционного образования 

 

С появлением в работе учителя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского самообразования. Кроме поиска необходимой информации, педагоги могут активно участвовать в работе различных педагогических Интернет – сообществ. Это не только возможность использования качественных методических разработок, созданных другими, но и возможность представления своих материалов на суд коллег, бесплатное участие в обучающих Мастер – классах, а самое главное – это возможность общения с людьми, близкими тебе по духу. Чужое творчество, когда прикасаешься к нему, очень заразительно. 

 

Я перечислила только некоторые формы самообразования и повышения квалификации преподавателя с помощью ресурсов и технологий сети Интернет. По мере их освоения наверняка откроются и другие. Но надо с чего-то начинать. 

Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути не находился преподаватель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства. 

В сложившейся ситуации в области самообразования, остается важным участие администрации, методических объединений учителей – предметников и всего коллектива в самообразовании каждого педагога как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития. Всё это способствует формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждает всех к изучению новой информации и передового опыта, стимулирует и учит самостоятельно приобретать знания, приучает учителей к самооценке и самоанализу. 

Учитывая внутренние и внешние мотивы, требования, предъявляемые современным обществом к учителю, под влиянием морально-психологического климата, сложившегося в коллективе, и требований администрации образовательного учреждения, каждый учитель определяет свою траекторию самосовершенствования и саморазвития. Педагог прекрасно понимает, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе он использует, тем больше эффект от неё. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим», «просятся ли к нему в класс». Эта профессия творческая, работа должна доставлять удовольствие.

Самообразование  будет продуктивным в том случае, если учитель владеет способами самопознания и самоанализа собственного педагогического опыта, когда понимает как позитивные, так и негативные моменты своей педагогической деятельности, признает свое несовершенство, следовательно, является открытым для изменений.

Факторы, препятствующие саморазвитию (по мере убывания):

      недостаток времени;

      состояние здоровья;

      разочарование в результате имевшихся ранее неудач;

      недостаточная поддержка со стороны администрации; собственная инерция;

Факторы, стимулирующее саморазвитие:

      интерес к работе;

      возрастающая ответственность за результаты труда;

      пример коллег;

      организация труда в школе;

      внимание администрации к возникшей проблеме;

      новизна деятельности;

      обучение на курсах;

      пример и влияние администрации; организация методической работы в школе;

      возможность получения признания в коллективе.

 

Принцип творческого саморазвития личности становится сегодня одним из приоритетных и системообразующих, открывает новые педагогические стратегии. В наше время деятельность учителя-профессионала – это непрерывный процесс  самообразования  и саморазвития.

У современного учителя, обладающего высоким уровнем профессиональной культуры, сформирована способность строить свою педагогическую лабораторию, вырабатывать и постоянно обогащать собственную творческую программу, согретую как ярким умом, так и теплотой любви и уважения к ученику. Результат самообразования:

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно): • повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество )

  разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования

  разработка новых форм, методов и приемов обучения

  доклады, выступления

  разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

  выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии

  разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям

  создание комплектов педагогических разработок

  проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Таким образом, современную школу должен создавать учитель творческого типа. Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых приемов, техник, но и реализации потенциальных возможностей и способностей учителя, его потребности в саморазвитии и самореализации

 Только там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат.

Таким образом, можно сделать вывод: важно, чтобы учитель сам мог увидеть свои недостатки и, желая избавиться от них, стремился заняться профессиональным  самообразованием . Только тогда учитель будет иметь возможность квалифицированно помогать детям.  Работать по принципу: ОБУЧАЯ СЕБЯ, ОБУЧАЙ И РАЗВИВАЙ ДРУГИХ!

 

1. Выгружение

«Синквеин» ( пять строчек)

 

1.        ____________ (существительное (тема))

2.        _____________(прилагательное (описание))

3.        ______________( глаголы (что делали по теме))

4.        _____________(любые части речи (отношение))

5.        ________________(вывод)

 

НАПРИМЕР

1.     Учитель

2.     Творческий, образованный

3.     Совершенствовались

4.     Прекрасно 5. Призвание

Размещать на сайте школы материалы о положительном опыте использования учителями инновационных методик, технологий обучения и современных технических средств обучения.

Рекомендации:

         1. Для повышения качества знаний обучающихся, мастерства педагогов использовать   на   уроках   и   во   внеурочное   время  современные  инновационные методики, новые формы организации и проведения учебных занятий.

         2.Продолжать методическое совершенствование  учителя  для повышения его профессионализма.

         3.Активнее и шире использовать на уроках современные педагогические технологии, возможности информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Доклад на тему"Самообразование – один из путей повышения качества профессионального уровня педагога""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыкальный журналист

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Доклад по теме "Самообразование – один из путей повышения качества профессионального уровня педагога" может использоваться педагогом при подготовке к педагогическому совету по данной тематике, на заседаниях школьных методических объединениях.  

В данной статье раскрывается понятие "самообразование", факторы, влияющие на саморазвитие педагога и факторы, препятствующие данному развитию. Даны конкретные рекомендации учителям, как повысить свое образование путем самообразования. Какие использовать пути повышения самообразования. 

Даны рекомендации в проект решения педсовета.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 610 477 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 31.12.2014 360
    • PDF 306.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лобанова Валентина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3760
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Современные технологии профилактики зависимого поведения среди подростков и молодежи

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 21 региона

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы профориентационной работы в деятельности педагога

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 34 регионов

Курс повышения квалификации

Профилактика компьютерной зависимости и безопасность в сети Интернет среди детей и подростков

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 25 регионов

Мини-курс

Управление персоналом и коммуникация в команде

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инвестиционные проекты: оценка, эффективность и стратегии

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Творчество и технологии в медиакоммуникациях

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе