Доклад
на тему: «Практико – ориентированная методика развития коммуникативной функции
речи у школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка и литературы.»
Главной
задачей, стоящей перед специальной ( коррекционной) школы 8 вида на современном
этапе, является повышение эффективности обучения и воспитания учащихся. Важная
роль в этом процессе , несомненно, принадлежит развитию коммуникативной функции
речи. Несовершенство коммуникативных умений учащихся с нарушением интеллекта,
их речевая неактивность осложняют процесс свободного общения, затрудняет
развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствует
созданию условий для успешной социальной адаптации учеников. Таким образом, при
обучении русскому языку и литературе учитель должен думать о том, как научить
учащихся с нарушением интеллекта использовать язык как средство
общения. Организация развития речи на коммуникативной основе
невозможна без социально – личностного подхода , под которым понимается учёт
свойств индивида , его жизненного опыта, сферы интересов, склонностей,
особенностей эмоционально – волевой сферы, статуса в коллективе, возрастных
особенностей.
Реализация
принципа коммуникативной направленности предполагает насыщенность процесса
обучения речевыми упражнениями. К таковым относятся : ответы на вопросы, чтение
диалогов с соответствующей интонацией, составление диалогов по образцу и на
основе заданной ситуации, пересказ, обмен мнениями по поводу выполняемой
работы, обсуждение фильмов, ролевые игры и др. Полученный в результате
выполнения этих заданий речевой материал используется для решения
лингвистических задач на уроках грамматики и правописания.
Так
, при закреплении знаний об именах существительных в 5 классе, ребята
выбирают слова из списка слов или текста. Они должны сразу представлять , что
могут называть имена существительные. С этой целью может заполниться таблица ,
где обозначена рубрика: люди, вещи, животные, растения. Явления природы,
события. В дальнейшем следует показать детям , что имена существительные ,
обозначая предмет, могут называть действие ( бег, прыжок, полёт), качество (
доброта, злость). Школьники должны научиться выбирать имена существительные
среди пар слов ( ход – ходить , смелый – смелость), ориентируясь не только на
семантику, но и на вопрос. Эти упражнения хотя и выполняются на готовом
материале, но , с одной стороны, « работают» на расширение и уточнение словаря
детей, а с другой - на дифференциацию сходных грамматических категорий.
Такую
же таблицу можно заполнить при изучении имён прилагательных ( цвет, форма,
величина, материал из которого сделан предмет, вкус, возраст, качества
человека), глаголов ( действие, состояние, качества, чувства, речь).
Упражнения
этой группы могут содержать и игровые задания. Например, при закреплении знаний
о склонениях имён существительных, можно использовать игровое задание « Кто в
домике живёт?». Учащимся предлагаются предметные картинки, а они должны
распределить их по домикам согласно их склонению.
При
изучении имени прилагательного можно предложить ребятам описать портрет
одноклассника, используя эту часть речи. Ребята должны отгадать, чей это
портрет. Изучая части речи, я чаще всего применяю задание
«Четвёртый лишний». Дети из четырёх слов исключают одно , не соответствующее
по грамматическим признакам трём остальным и доказывают своё мнение.
Работа
по сюжетным картинкам и репродукциям с картин даёт большие возможности для
развития речи учащихся, обогащения их словарного запаса, способствует развитию
внимания, памяти и мышления и прививают интерес не только к русскому языку, но
и к живописи.
Например,
в 7 классе при изучении темы « Склонение местоимений» я использую репродукцию с
картины Ф .П .Решетникова «Опять двойка».
Учащимся
предлагается молча рассмотреть картину, а потом ответить на следующие вопросы:
- Кто главный герой картины? Почему?
- Что можно сказать о выражении лица и позе мальчика?
- Почему он не смотрит на родных?
-
О чём говорит его потёртый портфель?
-
Как относится мама к появлению сына с очередной двойкой?
-
Что выражает взгляд сестры?
-
Какое отношение к мальчику младшего брата?
-
Кто рад приходу мальчика?
-
Как вы относитесь к мальчику?
Затем
учащимся предлагается текст по содержанию картины с заданием.
Списать
текст, вставляя подходящие по смыслу местоимения и определить падеж у этих
местоимений.
Уроки
литературы дают учителю большие возможности в подборе различных заданий для
речевого развития школьников, создают условия для общения учеников как с
учителем, так и с одноклассниками в процессе обсуждения литературного
произведения.
Так
при работе над рассказом А. П. Чехова «Хамелеон» можно построить урок
следующим образом.
1.
Вступительная
беседа. В ней раскрывается значение слова « хамелеон» - это не только вид
ящерицы , но и характер человека, который меняет своё мнение в зависимости от
обстановки. Объясняется значение ещё двух слов_ надзиратель и городовой.
2.
Чтение
текста учителем. Читается 1 часть до слов « не рассуждать». Выясняется, каким
ученики представляют себе надзирателя Очумелова. Его полная характеристика не
нужна. Важно , чтобы в результате выразительного чтения учителя у детей на
эмоциональном уровне сложился образ важного , грубого и угодливого начальника «
базара и площади».
3.
Чтение 1
части текста учащимися. Выяснение по ходу чтения значения тех слов, к которым
дан значок сноски и объяснение в конце рассказа.
4.
Анализ
текста и словарная работа. Можно предложить следующие вопросы:
- Какие фамилии дал А .П .Чехов действующим лицам
рассказа?
- Случаен ли этот выбор? Почему?
- Чем занят Очумелов на базаре? Это его обязанность
или проявление самодурства? Докажите свою точку зрения.
- Что привлекает Очумелова на площади?
- Как он вначале реагирует на жалобу Хрюкина?
Найдите
в речи Очумелова слова , которые свидетельствуют о том, что он – представитель
власти. Обратите внимание на его тон и бесконечное « яканье» .
Прочитайте
1 монолог Очумелова . Передайте при чтении его самомнение, начальственно –
повелительную интонацию. Что полностью изменяет поведение Очумелова? Почему ему
вдруг становится жарко? Какая интонация появляется в его речи? Какие слова он
употребляет теперь? Найдите их в тексте.
Прочитайте
вторую речь Очумелова и передайте при чтении умилённо – ласковую интонацию по
отношению к собаке генерала, грубость , относящуюся к Хрюкину. Расскажите , как
обращался Хрюкин со щенком. Как характеризует это Хрюкина? Как поступки этого
героя сопоставляются с его фамилией?
5.
Чтение по
ролям 1 части рассказа.
6.
Задание
на дом: прочитать 2 часть и выделить незнакомые слова.
Таким
образом, работа над коммуникативной функцией речи должна осуществляться в
комплексе, в системе уроков. Успешность этой работы зависит от общей
организации урока, от правильного применения методов и приёмов, стимулирующих
общение учащихся в работе по грамматике и правописанию и в работе с
художественным произведением.
Автор: учитель русского языка и
литературы Гущина Р.А.
ГБС(К0ОУ
«Русско –Акташская специальная (коррекционная) школа –интернат VIII вида» РТ, Альметьевский район,
с.Русский Акташ.
Литература
1.
Ж. «
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»,N 2, 2001г.
2.
Ж.
«Коррекционная педагогика» N 2, 2007
г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.