Шаврина
Татьяна Ивановна
учитель-логопед
Тема:«Коррекционная
помощь дошкольникам с СДВГ и
гиперкинетическим
расстройствами».
В последнее время встает вопрос о так называемых
трудных детях, их резко увеличилось. Ни для кого не
секрет, что нынешние дети не похожи на своих сверстников двадцатилетней
давности. Они более возбудимые и менее управляемые, более интеллектуально
развитые и вместе с тем более инфантильные, они мало, что умеют делать руками,
могут неподвижно сидеть и не могут часами неподвижно сидеть и не могут
несколько минут интересно играть. Беспокойные дети своим поведением часто
подвергают испытанию терпение взрослых. К
гиперактивному ребенку и близкие люди могут испытывать отчуждение, но следует
постараться понять его и вместе с ребенком нравственно расти в процессе решения
его многочисленных проблем.
В данной работе, рассматриваются дети с синдромом дефицита
внимания и гиперактивности. Считаю, что эта тема является наиболее актуальной в
наше время.
Впервые упоминание о гиперактивных детях появилось в
специальной литературе около 150 лет назад.
В 1902 году Г.Ф. Стилл, известный английский педиатр и
первый профессор по детским болезням представил первое, подробное описание
состояния гиперактивности у детей.
Исследования показывают, что для 60 % детей с
диагнозом СДВГ характерны дислексия, и дисграфия.
Гиперактивность
характеризуется слабым развитием тонкой моторики, координации и постоянными
беспорядочными движениями, вызванными несформированностью межполушарного
взаимодействия.
Речь
ребенка с СДВГ характерна тем, что она как бы опережает мысль. Но
параллельно с такой неуемной болтливостью у детей с СДВГ могут
возникать задержки в развитии языковых навыков, связанных как с пониманием,
так и с самовыражением.Они могут пропускать слова, неправильно понимать
сказанное, с трудом запоминают слова, понимают устную речь и организуют свои
мысли.Поэтому дети с нарушениями
речи, отягощенными диагнозом СДВГ, требуют к себе особого внимания.
Направления коррекционной
логопедической работы должны включает в себя следующие этапы:
- работа над звуковой стороной, общим развитием
речи,
- работа над общей координацией движений и мелкой
моторики рук,
- развитие чувства ритма,
-повышение уровня развития вербальной памяти, внимания,
восприятия,
- предпочтительнее индивидуальная форма
проведения логопедических занятий.
Логопед должен почувствовать
ребёнка, «поймать общение на одной волне», чтобы в дальнейшей работе исходить из его потребностей и
возможностей. Педагогу важно и нужно выявить интересы ребёнка: например, одному
ребёнку нравятся игры соревновательного характера, другому игры с таймером,
третьему настольные игры и, исходя из выявленных интересов, планировать
занятия, тем самым, вызывая у ребёнка
позитивную мотивацию в
занятиях.
Это самый
главный, основополагающий принцип, который должен использоваться при проведении
логопедических занятий с дошкольниками с СДВГ. Положительная мотивация к
занятиям достигается формированием положительных эмоций (а затем и
чувств) в отношении к процессу деятельности, к педагогу, с которым
ребенок имеет дело. Этапы занятия должны быть чётко обозначены, понятны,
интересны для ребенка, повторяться на каждом занятии. Меняются только задания.
Необходимо также отрабатывать правильную последовательность выполнения
заданий.
Гиперактивные дети любят
делать то, что у них получается. Трудности их вовсе не стимулируют и не
воодушевляют! Поэтому начинать
нужно с самого легкого задания, с того, которое у ребёнка обязательно
получится. Дальше нужно переходить к более трудным, достигая максимального
уровня сложности приблизительно к середине занятия. Заканчивать нужно опять же
чем-нибудь легким. А под конец можно повторить что-нибудь из уже известного.
При такой расстановке сил у ребенка останется ощущение успешности занятия в
целом.
В ходе проводимого экспериментального исследования с
группой гиперактивных детей 5-6-ти лет дошкольного возраста мы выделили
несколько направлений работы с такими детьми для всех педагогов.
В коррекционную деятельность педагога входят два
основных вида действия:
-
анализирующее
-
корректирующее
-
созидающие приемы (проявление доброты, внимания, заботы; просьба, поощрение,
доверие, организация успеха в учении, ожидание лучших результатов)
Лечение детей с синдромом дефицита внимания с
гиперактивностью должно включать комплекс методик, или, как говорят
специалисты, должно быть «мультимодальным».
-
беседы с ребёнком, родителями;
-
расширение круга общения ребёнка;
-
специальное обучение;
-
медикаментозная терапия;
-
аутогенная тренировка.
Среди психолого-педагогических методов коррекции синдрома
дефицита внимания главная роль отводится поведенческой психотерапии.
Поведенческие
программы требуют значительного умения, взрослым приходится прилагать всю свою
фантазию и опыт общения с детьми, чтобы во время занятий поддерживать мотивацию
постоянно отвлекающегося ребёнка.
Гиперактивных детей
раннего возврата необходимо приучать к режиму, к четкому распорядку дня с
самого начала. Нежелательно изменять его даже в исключительных ситуациях. Дети, страдающие повышенной
двигательной активностью, как никакие другие требуют со стороны взрослых
терпение и участие. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, так
как только выработка единой системы требований в образовательном учреждении, в
семье может помочь адаптироваться детям и быть успешными.
Список
литературных источников
1.
Брязгунов, И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о
гиперактивных детях. – М.: Изд-во Института Психотерапии, – 2001. – 96 с.
2.
Заваденко, Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.:
«Академия», – 2005. – 256 с.
3.Сиротюк,
А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция
и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003
–125 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.