Работа с текстом
Одним из видов самостоятельной работы учащихся является работа с
текстом, целью, которой является формирование умений анализировать,
самостоятельно делать выводы, осуществлять дифференцированный подход, через
различного вида задания по тексту.
Основным вопросом в самостоятельной работе с текстом является вопрос об
организации учащимися получаемого материала.
Организация материала включает:
1)
отчётливое понимание
построение текста;
2)
отбор наиболее важного,
основного в прочитанном тексте;
3)
наиболее целесообразное
ведение записей.
Составление,
оформление записей зависит от особенностей мышления человека, особенностей
запоминания и осмысливания. Тем не менее в практике работы с текстом
установились следующие формы записи прочитанного:
-
план;
-
тезисы;
-
выписки;
-
конспект.
План- это перечисление в определённой последовательности основных событий,
вопросов, рассматриваемых в данном тексте. При составлении плана необходимо
сразу определить, по какому принципу нужно делить целое на части. За основу
могут быть взяты:
1)
Определённые исторические
события;
2)
Хронологические рамки
данных событий;
3)
Основные участники данных
событий.
Тезисы существенно отличаются о плана. Они передают содержание текста,
основные события и их обоснование. С помощью тезисов сжато и кратко передаётся
то, что более подробно изложено в тексте. Составление тезисов требует умения
анализировать исторические события. В тезисе не включается подробный
фактический материал, содержащийся в тексте; основное содержание
сосредотачивается на ключевых моментах. Иногда необходимо рядом с тезисами
записывать и часть фактического материала, который, положим, требуется учащимся
для доказательства выдвинутого им положения. Работа над тезисами помогает
глубже понять основные исторические события, выделять главное, кратко и точно
формулировать свои мысли.
Выписки представляют собой особую форму записи. При чтении параграфа учащимся
часто приходится выписывать отдельные факты, даты, события, схемы, таблицы.
Иногда этот материал требуется для дальнейшего его анализа, изучения, иногда он
используется сразу же, при подготовки сообщения, доклада.
Наиболее совершенной формой записи в процессе самостоятельной работы с
текстом является конспект, потому что в конспекте отдельные
фразы и даже отдельные слова имеют несравненно более важное значение, чем в
обстоятельном и подробном изложении. Положительным в конспекте является и то,
что его можно постоянно дополнять новыми записями, фактами, событиями.
Различают два вида конспекта: текстуальный и свободный. При работе над текстуальным
конспектом необходимо найти в изучаемом тексте текстуальный ответ на
поставленный вопрос, свободный конспект требует умения выразить основные мысли
своими словами, опуская всё второстепенное и останавливаясь лишь на ключевых
фактах.
Работа с текстом
требует не только умения разобраться в содержании, отобрать существенное,
главное в том или ином историческом событии, но и умение дать ему определённую
оценку, сделать необходимые выводы.
Ещё
существует различное множество работы с текстом. Например:
-
составление вопросов;
-
составление тестовых вопросов;
-
заполнение таблиц;
-
составление схем.
Если рассматривать эту работу в режиме критического мышления, то можно
применять следующие стратегии:
-
кардиограмма;
-
концептуальная таблица;
-
взаимное обучение;
-
РАФТ;
-
Диаграмма Венна;
-
цветограмма;
-
инсерт;
-
жигсо.
Они применяются
на всех этапах урока в зависимости от значимости и сложности текста.
Задание № 1
На основании
данного текста, составьте кардиограмму в режиме критического мышления, выделяя
позитивные и негативные последствия индустриализации в Казахстане.
Задание № 2
На основании
данного текста составьте конспект в виде тезисов.
Задание № 3
На основании
данного текста составьте 5-6 ключевых вопросов, раскрывающих суть индустриализации
в Казахстане.
Задание № 4
На основании
данного текста составьте 5-6 тестовых вопросов, раскрывающих суть
индустриализации в Казахстане.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.