Инфоурок Другое Другие методич. материалыДоклад на тему "Пути повышения качества образования и воспитания"

Доклад на тему "Пути повышения качества образования и воспитания"

Скачать материал

Пути повышения качества образования и воспитания

 

В развитии  науки, культуры, экономики и других областей общественной жизни образование играет роль одного из ведущих факторов, потому что это развитие определяется качеством самого человека. Поэтому проблема  повышения качества образования во всей его системе, особенно в школе, приобретает первостепенное значение. Один из основных путей решения данной проблемы мы видим в рассмотрении качества школьного образования как системы и в создании условий для ее развития, важнейшим из которых является индивидуализация образования.

   Целевое направление деятельности школы обеспечивается решением многих задач, среди них:

¾  совершенствование управления качеством образования на основе мониторинга и инновационного подхода к обучению учащихся;

¾   повышение качества управленческой деятельности по организации педагогического процесса.

   Особую роль в повышении качества обучения и воспитания детей играет рост педагогического мастерства, профессиональной компетентности учителей. Систематическое обучение учителей на курсах повышения квалификации, их участие в семинарах, научно-теоритических и методических конференциях, педагогических чтениях, занятие самообразованием, творческие отчеты позволяют значительно повысить профессиональное мастерство педагогов, что в конечном итоге сказывается на качестве обучения учащихся.    

   Применение интерактивных и здоровьесберегающих методов обучения, все большее использование мультимедийных кабинетов в образовательном и контролирующем процессах приносят свои плоды. Это показывает мониторинг всей образовательной деятельности в нашей школе. 

 

Вместе с тем мы видим перспективы развития качества обучения школьников и хотим поделиться своими наблюдениями:

-                    участие всех членов школьного сообщества в создании норм и правил общей жизни;

-                    открытость принимаемых решений;

-                    наличие выборных органов управления с включением в них педагогов, учащихся и родителей: совет школы;

-         наличие разнообразных коллективных творческих дел и проектов, которые создают условия для самовыражения, самореализации, проявления индивидуальности ребенка и взрослого.

Главным содержанием образовательного процесса должно стать создание условий для выработки у учеников универсальных умений и способов деятельности. Это достигается тем, что урок (как предмет) перестает быть системообразующей единицей учебного процесса. Для работы, например, с 5-х классов должна формироваться команда учителей, которая определяет основные цели и задачи на всю основную среднюю школу, защищает свою концепцию на педсовете, разрабатывает приоритетные цели и задачи на каждый год обучения и выявляет способы, которыми эти цели будут осуществляться. Команда учителей определяет те умения и способы деятельности, освоению которых будет уделяться особое внимание. Далее обозначаются формы организации этого освоения. Главным объектом в школе выступает оброазовательный процесс.

   Целью образовательного процесса становится получение каждым ребенком востребованного им образования, соответствующего его склонностям, интересам и возможностяым. Эта цель должна быть в каждой школе конкретизирована для каждого ученика. На основе изучения индивидуальности ребенка представляется возможным построение личностного маршрута его развития и обучения в школе.

   Запланированные результаты – это конкретные цели,  которые ставит перед собой образовательное учреждение. Их отбор определяется прежде всего требованиями общества, государства и самой личности. Ведущие программируемые и измеряемые результаты, носящие общий характер для разных школ, можно представить в следующей совокупности:

-                    мотивированность на образование как на одну из ведущих жизненных ценностей всех участников образовательного процесса – учащихся, учителей, родителей, руководителей школы;

-                    готовность учащихся к самостоятельной образовательной деятельности – сформированность общеучебных умений и навыков, умений видеть и решать практические задачи;

-                    уровень развития познавательных интересов у учащихся;

-                    обученность, характеризующаяся системностью, действенностью и прочностью знаний, умений и навыков;

-                    сформированность нравственных качеств у учащихся;

-                    готовность к самоопределению жизненного пути, созданию семьи, межличностному общению с людьми независимо от их национальности и вероисповедания;

-                    сохранение, упрочения здоровья детей и их готовность к здоровому образу жизни;

-         повышение авторитета и престижа школы.

   Следующим компонентом системы являются внутришкольные факторы, обеспечивающие достижение запрограммированных результатов.

   Представим их крупными блоками:

-                    качество образовательного процесса на учебных занятиях;

-                    качество образовательного процесса в системе дополнительного образования;

-                    качество психолого-педагогического и медицинского сопровождения ученика и учителя;

-                    уровень созданной индивидуализированной образовательной среды.

   Необходимо выделить ряд конкретных условий, обеспечивающих соответствующее качество образовательного процесса – это:

-         наличие высококвалифицированных педагогических кадров;  

-                    постоянное развитие профессиональной компетентности учителя;

-                     мотивация всех участников образовательного процесса на его качество, то есть всеобщая ориентация, культ качества в коллективе (причем мотивированы должны быть не только учащиеся, учителя, но и родители);

-                    передача ответственности за качество самому ученику: создание системы промежуточного контроля качества знаний, интеллектуального развития и коммуникативных умений, самооценка; осуществляется это на каждом занятии, и не только в конце его, а в  самом образовательном процессе. И лишь потом его оценивает учитель, который также поставлен в ситуацию рефлексии своей деятельности, ее результатов, причин; вносит коррективы. В результате ученик и учитель имеют возможность оценить качество и своего результата, и процесса его достижения, определить затруднения, их причины, наметить маршрут дальнейшего движения в направлении повышения качества своей деятельности;

-                    постоянное обновление всех компонентов образовательного процесса;

-                    глубокое изучение индивидуальности и здоровья ученика, учет его результатов в построении образовательного процесса;

-                    ключевое условие – постоянная индивидуальная и коллективная рефлексия как результатов, так и самого образовательного процесса. Именно это лежит в основе развития образовательного процесса и школы в целом.

   Все выделенные компоненты взаимосвязаны между собой: цель определяет результаты, факторы и условия и, в свою очередь, корректируется  ими. Чтобы качество образовательного процесса как система достигло высокого уровня целостности, необходимо обеспечить между  компонентами системы теснейшие взаимосвязи. В этом – содержание внутришкольного управления качеством образовательного процесса и главная задача руководителя: акцентировать внимание на создании условий для получения учениками знаний.

   Одним из таких условий является использование разнообразных средств обретения детьми опыта субъектного отношения к образованию: выбор предметов, темпа освоения, учителей, мастерских, лабораторий, погружений и ролевых игр, а также участие в создании норм и правил общей жизни и гуманистического уклада жизни школы. С первого класса учащиеся должны вовлекаться в разные формы организации образовательного процесса. Степень его индивидуализации постепенно повышается с помощью совместного планирования отдельных элементов учебного процесса, а затем и его достаточно крупных блоков; индивидуальных планов и образовательных программ; с предоставлением учащимся максимальных возможностей выбора в рамках свободно организованного образовательного пространства формы обучения, предмета, учителя, программы; выбора темы и очередности изучения тем, вида и способа деятельности, способа освоения учебного материала, формы отчета, выбора позиции.

      Учебный процесс предстает как цепь крупных, логически связанных друг с другом последовательных проектов, в ходе реализации которых и достигаются поставленные цели и задачи. Объем предметного программного материала остается тем же, но смысл и задачи его освоения меняются кардинально. Главным вопросом для учителя-предметника становится не вопрос о том, как вложить в головы детей программный материал, а то, как с его помощью достичь оговоренных выше целей и задач; как овладеть некоторыми универсальными умениями и способами действий, получить опыт взаимодействия с миром средствами того предмета, которым владеет учитель-предметник.

   Таким образом, индивидуализация обучения – это один из важнейших путей повышения качества образования. Ее цель состоит в том, чтобы учебно-познавательная деятельность школьников обеспечивала их личностное самоопределение, развитие эмоционально-духовной сферы, формирование качеств, связанных с проектируемой профессией (или сферой деятельности), а также качеств, позволяющих учащимся жить в существующем обществе.

   Индивидуализация процесса обучения дает возможность решить такие задачи, как:

-  повышение эффективности процесса обучения;

-  развитие специальных способностей школьника;

-  развитие дополнительных возможностей учащегося;

   Индивидуализация на уровне сознания личности ориентируется на ученика – активного субъекта процесса обучения. Индивидуальный способ обучения складывается из:

-  широких познавательных интересов школьников;

-  особенностей учебной деятельности: предпочитаемые виды учебных занятий; предпочитаемые способы работы с учебным материалом; особенности усвоения учебного материала; предпочитаемые  виды учебной деятельности;

-  особенностей взаимодействия в учебной группе, места учащегося в ней;

-  особенностей взаимодействия с учителями в процессе учебно-познавательной деятельности;

-  значимых для процесса учения характеристик субъектного опыта ученика.

   Выяснив индивидуальный способ учения каждого ученика в классе, можно проектировать урок по нескольким наиболее значимым содержательным и процессуальным составляющим. Возможно, следует организовать работу в парах, а возможно, почти все ученики лучше усвоят предлагаемый материал при работе с текстом, но некоторых следует объединить в программные группы для совместного творческого поиска. Вариантов много. И это многообразие позволяет найти место на уроке для каждого.

   Учет индивидуального способа учения – одно из приоритетных направлений организации учебно-познавательной деятельности, позволяющее повысить качество учебного процесса в школе.

   Жизнь подсказывает: образование – это, прежде всего, процесс формирования собственного образа. Это процесс поиска ответа на вопросы «Кто Я?», «Какой Я?» не случайно «Я»  написано с прописной (большой) буквы. Образование – средство актуализации собственного «Я». Личность воспринимает охотно и прочно запоминает то, что помогает самовыражению. Отбрасывает, борется с тем, что тормозит, мешает. Мысль, высказанная К. Роджерсом, актуальна и сегодня.

 

 

 

Северо-Казахстанская область

Айыртауский район

КГУ «Аканская СШ»

 

 

 

 

 

Пути повышения качества образования и воспитания

 

 

 

 

 

                                                       Подготовила: Распаева Г.Е.

 

 

 

 

 

 

                                                2013г.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Доклад на тему "Пути повышения качества образования и воспитания""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по управлению персоналом

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Доклад на тему "Пути повышения качества образования и воспитания". 

Доклад подготовлен для выступление на Педагогических чтениях.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 839 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Реферат по предмету "Право" на тему: «Уголовная ответственность за нарушение экологического законодательства РФ»
  • Учебник: «Право (базовый и углублённый уровни)», Никитин А.Ф., Никитина Т.И.
  • Тема: § 64. «Новые» преступления
Рейтинг: 3 из 5
  • 04.10.2020
  • 3936
  • 34
«Право (базовый и углублённый уровни)», Никитин А.Ф., Никитина Т.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 2198
    • DOCX 5.5 мбайт
    • 45 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Распаева Гулинара Есламовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Распаева Гулинара Есламовна
    Распаева Гулинара Есламовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10066
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 154 человека

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 328 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Мини-курс

Психологическая помощь и развитие детей: современные вызовы и решения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Самоповреждающее поведение у подростков: профилактика и методы работы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 15 регионов

Мини-курс

Институциональные основы современного инвестирования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе