Пути повышения качества образования и
воспитания
В развитии науки, культуры, экономики и других
областей общественной жизни образование играет роль одного из ведущих факторов,
потому что это развитие определяется качеством самого человека. Поэтому
проблема повышения качества образования во всей его системе, особенно в школе,
приобретает первостепенное значение. Один из основных путей решения данной
проблемы мы видим в рассмотрении качества школьного образования как системы и в
создании условий для ее развития, важнейшим из которых является
индивидуализация образования.
Целевое направление деятельности школы
обеспечивается решением многих задач, среди них:
¾ совершенствование управления качеством образования на
основе мониторинга и инновационного подхода к обучению учащихся;
¾ повышение качества управленческой деятельности по
организации педагогического процесса.
Особую роль в повышении качества обучения и
воспитания детей играет рост педагогического мастерства, профессиональной
компетентности учителей. Систематическое обучение учителей на курсах повышения
квалификации, их участие в семинарах, научно-теоритических и методических
конференциях, педагогических чтениях, занятие самообразованием, творческие
отчеты позволяют значительно повысить профессиональное мастерство педагогов,
что в конечном итоге сказывается на качестве обучения учащихся.
Применение интерактивных и
здоровьесберегающих методов обучения, все большее использование мультимедийных
кабинетов в образовательном и контролирующем процессах приносят свои плоды. Это
показывает мониторинг всей образовательной деятельности в нашей школе.
Вместе с тем мы видим перспективы развития
качества обучения школьников и хотим поделиться своими наблюдениями:
-
участие всех членов школьного
сообщества в создании норм и правил общей жизни;
-
открытость принимаемых
решений;
-
наличие выборных органов
управления с включением в них педагогов, учащихся и родителей: совет школы;
-
наличие разнообразных
коллективных творческих дел и проектов, которые создают условия для
самовыражения, самореализации, проявления индивидуальности ребенка и взрослого.
Главным содержанием образовательного процесса
должно стать создание условий для выработки у учеников универсальных умений и
способов деятельности. Это достигается тем, что урок (как предмет) перестает
быть системообразующей единицей учебного процесса. Для работы, например, с 5-х
классов должна формироваться команда учителей, которая определяет основные цели
и задачи на всю основную среднюю школу, защищает свою концепцию на педсовете,
разрабатывает приоритетные цели и задачи на каждый год обучения и выявляет
способы, которыми эти цели будут осуществляться. Команда учителей определяет те
умения и способы деятельности, освоению которых будет уделяться особое
внимание. Далее обозначаются формы организации этого освоения. Главным объектом
в школе выступает оброазовательный процесс.
Целью образовательного процесса становится получение
каждым ребенком востребованного им образования, соответствующего его
склонностям, интересам и возможностяым. Эта цель должна быть в каждой школе
конкретизирована для каждого ученика. На основе изучения индивидуальности
ребенка представляется возможным построение личностного маршрута его развития и
обучения в школе.
Запланированные результаты – это конкретные цели,
которые ставит перед собой образовательное учреждение. Их отбор определяется
прежде всего требованиями общества, государства и самой личности. Ведущие
программируемые и измеряемые результаты, носящие общий характер для разных
школ, можно представить в следующей совокупности:
-
мотивированность на
образование как на одну из ведущих жизненных ценностей всех участников образовательного
процесса – учащихся, учителей, родителей, руководителей школы;
-
готовность учащихся к
самостоятельной образовательной деятельности – сформированность общеучебных
умений и навыков, умений видеть и решать практические задачи;
-
уровень развития
познавательных интересов у учащихся;
-
обученность,
характеризующаяся системностью, действенностью и прочностью знаний, умений и
навыков;
-
сформированность
нравственных качеств у учащихся;
-
готовность к
самоопределению жизненного пути, созданию семьи, межличностному общению с
людьми независимо от их национальности и вероисповедания;
-
сохранение, упрочения
здоровья детей и их готовность к здоровому образу жизни;
-
повышение авторитета и
престижа школы.
Следующим компонентом системы являются внутришкольные
факторы, обеспечивающие достижение запрограммированных результатов.
Представим их крупными блоками:
-
качество образовательного
процесса на учебных занятиях;
-
качество образовательного
процесса в системе дополнительного образования;
-
качество психолого-педагогического
и медицинского сопровождения ученика и учителя;
-
уровень созданной
индивидуализированной образовательной среды.
Необходимо выделить ряд конкретных условий,
обеспечивающих соответствующее качество образовательного процесса – это:
-
наличие
высококвалифицированных педагогических кадров;
-
постоянное развитие
профессиональной компетентности учителя;
-
мотивация всех участников
образовательного процесса на его качество, то есть всеобщая ориентация, культ
качества в коллективе (причем мотивированы должны быть не только учащиеся,
учителя, но и родители);
-
передача ответственности
за качество самому ученику: создание системы промежуточного контроля качества
знаний, интеллектуального развития и коммуникативных умений, самооценка;
осуществляется это на каждом занятии, и не только в конце его, а в самом
образовательном процессе. И лишь потом его оценивает учитель, который также
поставлен в ситуацию рефлексии своей деятельности, ее результатов, причин;
вносит коррективы. В результате ученик и учитель имеют возможность оценить
качество и своего результата, и процесса его достижения, определить
затруднения, их причины, наметить маршрут дальнейшего движения в направлении
повышения качества своей деятельности;
-
постоянное обновление всех
компонентов образовательного процесса;
-
глубокое изучение
индивидуальности и здоровья ученика, учет его результатов в построении
образовательного процесса;
-
ключевое условие –
постоянная индивидуальная и коллективная рефлексия как результатов, так и
самого образовательного процесса. Именно это лежит в основе развития
образовательного процесса и школы в целом.
Все выделенные компоненты взаимосвязаны между
собой: цель определяет результаты, факторы и условия и, в свою очередь,
корректируется ими. Чтобы качество образовательного процесса как система
достигло высокого уровня целостности, необходимо обеспечить между компонентами
системы теснейшие взаимосвязи. В этом – содержание внутришкольного управления
качеством образовательного процесса и главная задача руководителя:
акцентировать внимание на создании условий для получения учениками знаний.
Одним из таких условий является использование
разнообразных средств обретения детьми опыта субъектного отношения к
образованию: выбор предметов, темпа освоения, учителей, мастерских,
лабораторий, погружений и ролевых игр, а также участие в создании норм и правил
общей жизни и гуманистического уклада жизни школы. С первого класса учащиеся
должны вовлекаться в разные формы организации образовательного процесса.
Степень его индивидуализации постепенно повышается с помощью совместного
планирования отдельных элементов учебного процесса, а затем и его достаточно
крупных блоков; индивидуальных планов и образовательных программ; с
предоставлением учащимся максимальных возможностей выбора в рамках свободно
организованного образовательного пространства формы обучения, предмета, учителя,
программы; выбора темы и очередности изучения тем, вида и способа деятельности,
способа освоения учебного материала, формы отчета, выбора позиции.
Учебный
процесс предстает как цепь крупных, логически связанных друг с другом
последовательных проектов, в ходе реализации которых и достигаются поставленные
цели и задачи. Объем предметного программного материала остается тем же, но
смысл и задачи его освоения меняются кардинально. Главным вопросом для
учителя-предметника становится не вопрос о том, как вложить в головы детей
программный материал, а то, как с его помощью достичь оговоренных выше целей и
задач; как овладеть некоторыми универсальными умениями и способами действий,
получить опыт взаимодействия с миром средствами того предмета, которым владеет
учитель-предметник.
Таким образом, индивидуализация обучения – это один
из важнейших путей повышения качества образования. Ее цель состоит в том, чтобы
учебно-познавательная деятельность школьников обеспечивала их личностное
самоопределение, развитие эмоционально-духовной сферы, формирование качеств,
связанных с проектируемой профессией (или сферой деятельности), а также
качеств, позволяющих учащимся жить в существующем обществе.
Индивидуализация процесса обучения дает возможность
решить такие задачи, как:
- повышение эффективности процесса обучения;
- развитие специальных способностей школьника;
- развитие дополнительных возможностей учащегося;
Индивидуализация на уровне сознания личности
ориентируется на ученика – активного субъекта процесса обучения. Индивидуальный
способ обучения складывается из:
- широких познавательных интересов школьников;
- особенностей учебной деятельности: предпочитаемые
виды учебных занятий; предпочитаемые способы работы с учебным материалом;
особенности усвоения учебного материала; предпочитаемые виды учебной
деятельности;
- особенностей взаимодействия в учебной группе, места
учащегося в ней;
- особенностей взаимодействия с учителями в процессе
учебно-познавательной деятельности;
- значимых для процесса учения характеристик
субъектного опыта ученика.
Выяснив индивидуальный способ учения каждого
ученика в классе, можно проектировать урок по нескольким наиболее значимым
содержательным и процессуальным составляющим. Возможно, следует организовать
работу в парах, а возможно, почти все ученики лучше усвоят предлагаемый
материал при работе с текстом, но некоторых следует объединить в программные
группы для совместного творческого поиска. Вариантов много. И это многообразие
позволяет найти место на уроке для каждого.
Учет индивидуального способа учения – одно из
приоритетных направлений организации учебно-познавательной деятельности,
позволяющее повысить качество учебного процесса в школе.
Жизнь подсказывает: образование – это, прежде всего,
процесс формирования собственного образа. Это процесс поиска ответа на вопросы
«Кто Я?», «Какой Я?» не случайно «Я» написано с прописной (большой) буквы.
Образование – средство актуализации собственного «Я». Личность воспринимает
охотно и прочно запоминает то, что помогает самовыражению. Отбрасывает, борется
с тем, что тормозит, мешает. Мысль, высказанная К. Роджерсом, актуальна и
сегодня.
Северо-Казахстанская
область
Айыртауский
район
КГУ
«Аканская СШ»
Пути повышения качества образования и
воспитания
Подготовила: Распаева Г.Е.
2013г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.