Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыДоклад на тему "Моделирование современного урока"

Доклад на тему "Моделирование современного урока"

Скачать материал

Моделирование современного урока в начальной школе.

                               (Слайд)

Новые социальные запросы, отраженные в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

       Изменение целей современного образования  повлекло  за собой изменение всей методической системы учителя. Это привело к переходу от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом мотивированной, сознательной учебной деятельности.

        В связи с изменениями, которые происходят в образовании, вопрос, о том, какой должен быть урок, очень актуален сегодня.

          На уроке держалась традиционная и стоит современная школа.

Что такое современный урок,  каковы  отличия современного урока от традиционного, какова структура современного урока? Как смоделировать современный урок? Попытаемся ответить на заданные вопросы.

                                        (Слайд)     

  Перед вами сводная таблица сравнительной характеристики  деятельности педагога традиционного урока и современного.  

Что же изменилось в деятельности педагога?

(Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС, представлена в приложении 1.)

 Приложение 1

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся

В традиционной школе звучало так: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

 Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем.

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации).

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Ведется учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оцениваются промежуточные результаты обучения

 

      Мы видим, что в современном уроке педагог ведет учащихся  по пути открытия, он управляет проблемно-поисковой или исследовательской деятельностью учащихся, создает условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту.

      На традиционных уроках ученику приходится слушать, смотреть только на учителя, а в современном уроке – деятельностный подход!!! Все знания дети получают через деятельность, которую организует учитель.

 

 Успешность современного урока зависит от его моделирования.

Моделирование урока – это серьезная работа, которая требует немалых знаний, усилий и на первых порах временных затрат.

Моделируя урок необходимо придерживаться следующих правил:

1.                      Конкретно определить тип урока, цели, задачи  урока и его место в развороте учебной программы.

2.                      Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным,  дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).

3.                      Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.

4.                      Разработать структуру урока.

5.                      Отобрать средства обучения.

6.                      Построить организационную схему урока.

7.                      Подобрать педагогические технологии.

8.                      Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

 

9.                      Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

10.                  Продумать форму подведения итогов урока.

11.                  Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

 

Определяем тип урока…(слайд)

 

Для каждого типа урока существует своя структура.

 

                                                        (Слайд)

РАССМОТРИМ подробнее ПРИМЕРНУЮ СТРУКТУРУ УРОКА ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.

 

1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

 

С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”); 
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);
 

3) устанавливаются тематические рамки ("могу”).

 

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

 На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

 

3. Выявление места и причины затруднения.

 На данном этапе  учащиеся должны:

 

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать то место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

 

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения задачи.

 

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель.

 

5. Реализация построенного проекта. На данном этапе обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

 

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма  решения вслух.

 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

 

8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости  нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

 

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

 

         Только тем, кто изучил особенности ФГОС, сумел принять новые требования и перестроить свою педагогическую позицию, можно смело идти вперед, не боясь трудностей; потому что моделирование НОВой школы начинается с моделирования НОВЫХ уроков. Будем продолжать учиться  учить по-новому, накапливать опыт и делиться с коллегами!

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Доклад на тему "Моделирование современного урока""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по тяжелой атлетике

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Моделирование современного урока в начальной школе.

                               (Слайд)

Новые социальные запросы, отраженные в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

       Изменение целей современного образования  повлекло  за собой изменение всей методической системы учителя. Это привело к переходу от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом мотивированной, сознательной учебной деятельности.

        В связи с изменениями, которые происходят в образовании, вопрос, о том, какой должен быть урок, очень актуален сегодня.

          На уроке держалась традиционная и стоит современная школа.

Что такое современный урок,  каковы  отличия современного урока от традиционного, какова структура современного урока? Как смоделировать современный урок? Попытаемся ответить на заданные вопросы.

                                        (Слайд)     

  Перед вами сводная таблица сравнительной характеристики  деятельности педагога традиционного урока и современного.  

Что же изменилось в деятельности педагога?

(Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС, представлена в приложении 1.)

 Приложение 1

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся

В традиционной школе звучало так: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

 Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем.

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации).

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Ведется учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оцениваются промежуточные результаты обучения

 

      Мы видим, что в современном уроке педагог ведет учащихся  по пути открытия, он управляет проблемно-поисковой или исследовательской деятельностью учащихся, создает условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту.

      На традиционных уроках ученику приходится слушать, смотреть только на учителя, а в современном уроке – деятельностный подход!!! Все знания дети получают через деятельность, которую организует учитель.

 

 Успешность современного урока зависит от его моделирования.

Моделирование урока – это серьезная работа, которая требует немалых знаний, усилий и на первых порах временных затрат.

Моделируя урок необходимо придерживаться следующих правил:

1.                     Конкретно определить тип урока, цели, задачи  урока и его место в развороте учебной программы.

2.                     Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным,  дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).

3.                     Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.

4.                     Разработать структуру урока.

5.                     Отобрать средства обучения.

6.                     Построить организационную схему урока.

7.                     Подобрать педагогические технологии.

8.                     Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

 

9.                     Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

10.                Продумать форму подведения итогов урока.

11.                Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

 

Определяем тип урока…(слайд)

 

Для каждого типа урока существует своя структура.

 

                                                        (Слайд)

РАССМОТРИМ подробнее ПРИМЕРНУЮ СТРУКТУРУ УРОКА ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.

 

1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

 

С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”); 
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);
 

3) устанавливаются тематические рамки ("могу”).

 

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

 На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

 

3. Выявление места и причины затруднения.

 На данном этапе  учащиеся должны:

 

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать то место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

 

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения задачи.

 

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель.

 

5. Реализация построенного проекта. На данном этапе обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

 

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма  решения вслух.

 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

 

8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости  нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

 

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

 

 

         Только тем, кто изучил особенности ФГОС, сумел принять новые требования и перестроить свою педагогическую позицию, можно смело идти вперед, не боясь трудностей; потому что моделирование НОВой школы начинается с моделирования НОВЫХ уроков. Будем продолжать учиться  учить по-новому, накапливать опыт и делиться с коллегами!

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 508 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 451
    • DOCX 25.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Назарова Елена Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Назарова Елена Николаевна
    Назарова Елена Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 15964
    • Всего материалов: 22

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии управления профессионально-педагогической деятельностью учителей начальной и средней школы в условиях реализации ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 84 человека

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Мини-курс

Формирование здоровых детско-родительских отношений: влияние и преодоление сепарации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 161 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 79 человек

Мини-курс

Эффективность обучения школьников на уроках литературы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Введение в медиакоммуникации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Совместимость современных ценностей и классической поэзии

Перейти к трансляции