Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыДоклад на тему «Профилактика суицидального риска».

Доклад на тему «Профилактика суицидального риска».

Скачать материал

 Доклад: «Профилактика суицидального риска».

Подготовила психолог  Уланской средней школы Полегошко Лариса Николаевна

 

По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством 1 100 000 человек 

В официальную статистику самоубийств попадают только явные случаи суицида, поэтому число реальных самоубийств значительно превосходит официальные цифры - считается, что ежегодно в мире кончают с собой более 4 000 000 человек

По прогнозу ВОЗ к 2020 ежегодно будут кончать самоубийством

1 500 000 человек.

 

По данным Всемирной организации здравоохранения, наша страна занимает третье место по количеству суицидов в мире. За 2010 год у нас зафиксировано 2459 самоубийств. Казахстан занимает первое место по количеству случаев суицида у девушек в возрасте 15–19 лет среди 24 стран Европейского региона.

Только вдумайтесь: каждые 12 минут в Казахстане совершается попытка суицида. Ежедневно 10–12 казахстанцев накладывают на себя руки, среди них – один ребенок.

Самоубийство (суицид) — это осознанное лишение себя жиз­ни. Суицидальное поведение — понятие более широкое, которое, помимо суицида, включает в себя суицидальные покушения, по­пытки и проявления. К покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся смертью по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременно прове­денные реанимационные мероприятия и т. д.).

К суицидальным проявлениям относят соответствующие мысли, высказывания, на­меки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.

Суициды условно подразделяются на истинные, когда целью выступает желание человека лишить себя жизни, и демонстративно-шантажные, которые применяются для оказания давления на окружающих , манипулирования чувствами других людей.

Феномен суицида чаще всего связывают с представлением о психологическом кризисе.

Линия человеческой жизни никогда не бывает гладкой. Помимо непредсказуемых событий в ней незыблемыми вехами стоят годы возрастных кризисов - их миновать не удается никому.

1 год - у человека вырабатывается отношение к миру, с которым ему предстоит жить; к году он решает, стоит ли этот мир доверия, а окружающие - любви.

3 года - ярко проявляются негативизм, упрямство, ребенок начинает ощущать себя отдельной личностью;происходит осознание понятия «нет».

7 лет - рождение социального «я» ребенка, обобщение переживаний; именно в этом возрасте обычно возникает комплекс неполноценности или ощущение собственной исключительности; происходит расставание с детской непосредственностью.

12-14 лет - подросток становится агрессивным, переживает резкие перепады настроения, борется за самостоятельность; окончательно осознает себя представителем определенного пола; именно в этом возрасте впервые проявляются скрытые психические заболевания.

18-20 лет - окончательное расставание с детством, обретение самостоятельности; человек выбирает профессию, начинает борьбу за место в жизни.

27-29 лет - начало зрелости, когда приходится приводить к общему знаменателю мечты и реальности; в этот период человек часто кардинально меняет образ жизни и сферу деятельности. 35-37 лет - кризис среднего возраста, когда человек ставит под сомнение все достигнутое; происходит переоценка ценностей; в этом возрасте человек часто начинает заниматься благотворительностью.

53-55 лет - кризис предпенсионного возраста; человека пугает изменение социального статуса; многие начинают работать лучше, чем молодые; мужчины влюбляются в молоденьких девушек. 

65-67 лет - подготовка к смерти, или «узелковый период», когда человек собирает в узелок все достигнутое; человек существует как бы в двух мирах - здесь и там, обретает большую свободу в предпочтениях, творчестве и даже любви. 

Факторы суицидального риска

На вероятность совершения суицидальных действий влияют самые разнообразные факторы:

1.     Социально-демографические

-возраст:  молодежь в возрасте от 15-24 лет, второй пик на возраст 40-60 лет (психологические проблемы, ухудшение здоровья, гормональная перестройка, изменение иерархии ценностей);

-пол: женщины чаще, при этом способы  менее мучительные и болезненные, но  у мужчин чаще суицид имеет завершенный характер

-образование и профессия: чаще безработные, люди с высшим образованием и высоким соц статусом

-место жительства: в городе чаще

-семейное положение

2. Социально-экономические  - во время войн и революций чисто самоубийств снижается, а во время экономических кризисов – повышается

3. Индивидуально-психологические

Нет конкретного «психологического портрета суицидента»

Личностные и характерологические особенности часто игра­ют ведущую роль в формировании суицидального поведения. Решающими являются не конкретные характеристики лично­сти, а степень целостности структуры личности, «сбалансирован­ности» ее отдельных черт, а также содержание морально-нравствен­ных установок и представлений. Повышенный риск самоубийства характерен для дисгармоничных личностей, при этом личностная дисгармония может быть вызвана как утрированным развитием от­дельных интеллектуальных, эмоциональных и волевых характери­стик, так и их недостаточной выраженностью.

Выявлен ряд факторов суицидального поведения, к которым относятся следу­ющие

                      повышенная напряженность потребностей, стремление к эмоциональной близости, низкая способность к формированию психологических защитных механизмов, неумение ослабить фру­страцию;

                      импульсивность и эмоциональная неустой­чивость, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсут­ствие жизненного опыта;

                      чувство вины и низкая самооценка;

                      гипореактивный эмоциональный фон в период конфлик­тов, затруднение в перестройке ценностных ориентации.

В подростковом возрасте вероятность аутоагрессивного пове­дения в значительной мере зависит от типа акцентуации характе-

4. Медицинские

-психическое здоровье (алкогольная зависимость, зависимость от психоактивных веществ,  шизофрения, маниакально – депресивные синдромы)

-соматическое здоровье ( наличие тяжелых  хронических прогрессирующих заболеваний)

5. Природные факторы   (время года – весна,  день недели – понедельник, время суток – вечер)

Индикаторы суицидального риска

1.     Ситуационные индикаторы

Любая ситуация, воспринимаемая человеком как кризис, мо­жет считаться ситуационным индикатором суицидального рис­ка: смерть любимого человека, особенно супруги или супруга; развод; потеря работы; уход на пенсию; сексуальное насилие; денежные долги; потеря высокого поста; профессиональная не­состоятельность; раскаяние за совершенное убийство или пре­дательство; угроза тюремного заключения или смертной казни; угроза физической расправы; получение тяжелой инвалидности;неизлечимая болезнь и связанное с ней ожидание смерти; нервное расстройство; шантаж; сексуальная неудача; измена или уход (мужа, жены; жениха, невесты); ревность; систематические изби­ения; публичное унижение; коллективная травля; политическая смерть; одиночество, тоска, усталость; религиозные мотивы; под­ражание кумиру и т. д.

2. Поведенческие индикаторы

-Злоупотребление психоактивными веществами, алкого­лем;

-эскейп-реакции (уход из дома и т. п.);

-самоизоляция от других людей и жизни;

-резкое снижение повседневной активности;

изменение привычек, например, несоблюдение правил лич­ной гигиены, ухода за внешностью;

-выбор тем разговора и чтения, связанных со смертью и са­моубийствами;

частое прослушивание траурной или печальной музыки;

-«приведение дел в порядок» (оформление завещания, уре­гулирование конфликтов, письма к родственникам и друзьям, раздаривание личных вещей);

-посещение врача без очевидной необходимости;

-нарушения         дисциплины или снижение качества рабо­ты и связанные с этим неприятности в учебе, на работе или службе;

 

3. Коммуникативные индикаторы

-Прямые или косвенные сообщения о суицидальных наме­рениях («Хочу умереть» — прямое сообщение, «Скоро все это за­кончится» — косвенное);

-шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообще­ниям;

-уверения в беспомощности и зависимости от других;

-прощание;

-сообщение о конкретном плане суицида;

-самообвинения;

 

4. Когнитивные индикаторы

-разрешающие установки относительно суицидального по­ведения;

-негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего;

-представление о собственной личности как о ничтожной, не имеющей права жить;

-представление о мире как месте потерь и разочарований;

-представление о будущем как бесперспективном, безнадеж­ном;

-«туннельное видение» — неспособность увидеть иные при­емлемые пути решения проблемы, кроме суицида;

наличие суицидальных мыслей, намерений, планов.

5. Эмоциональные индикаторы

Амбивалентность по отношению к жизни;

безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние;

переживание горя;

признаки депрессии: (а) приступы паники, (б) выраженная тревога, (в) сниженная способность к концентрации внимания и воли, (г) бессонница, (д) умеренное употребление алкоголя и (е) утрата способности испытывать удовольствие;

несвойственная агрессия ил и ненависть к себе: гнев, враж­дебность;

вина или ощущение неудачи, поражения;

чрезмерные опасения или страхи;

чувство своей малозначимости, никчемности, ненужности;

рассеянность или растерянность.

Профилактика


Оптимизация межличностных отношений в школе

Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов,

нормализации стиля общения педагогов с учащимися,

оптимизации учебной деятельности учащихся,

вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).

 

Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе  уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.

 

Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее:

- вселять у детей уверенность в свои силы и возможности;

- внушать им оптимизм и надежду;

- проявлять сочувствие и понимание;

- осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Доклад на тему «Профилактика суицидального риска»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по футболу

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Доклад содержит статистические данные о суициде, а также содержит феномены и факторы суицидального риска.Так же в докладе говорится о том, как проводить профилактическую работу с людьми суицидального риска. Приведенная стастистика заставит задуматься даже самого равнодушного человека о той проблеме, которая нависла над нашей страной. В докладе называются ужасные цифры - каждые двеннадцать минут совершаются попытки суицидов. каждый день 10-12 казахстанцев накладывают на себя руки - и среди них один ребенок. Линия человеческой жизни никогда не бывает гладкой. Помимо непредсказуемых событий в ней незыблемыми вехами стоят годы возрастных кризисов - их миновать не удается никому. Об этом подробно автор описывает, и слушающий или читающий доклад может узнать какой кризис присутствует с ним рядом в данный момент. Личностные и характерологические особенности часто игра ют ведущую роль в формировании суицидального поведения. Решающими являются не конкретные характеристики лично сти, а степень целостности структуры личности, «сбалансирован ности» ее отдельных черт, а также содержание морально-нравствен ных установок и представлений. Повышенный риск самоубийства характерен для дисгармоничных личностей, при этом личностная дисгармония может быть вызвана как утрированным развитием от дельных интеллектуальных, эмоциональных и волевых характери стик, так и их недостаточной выраженностью. И заключении автор дает подробные рекомендации, потому как Оптимизация межличностных отношений в школе очень во многом зависит от нас - педагогов. И поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 198 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 12.03.2020 223
    • DOCX 22.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Софронова Ольга Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Софронова Ольга Владимировна
    Софронова Ольга Владимировна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 71126
    • Всего материалов: 231

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Медиаграмотность как форма работы с современным родителем

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 125 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы взаимодействия образовательной организации с семьями обучающихся

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Профилактика компьютерной зависимости и безопасность в сети Интернет среди детей и подростков

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 141 человек

Мини-курс

Мастерство влияния и успешных переговоров

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов

Мини-курс

Физическая культура и спорт: методика, педагогика, технологи

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Hard-skills современного педагога

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек