Доклад: «Профилактика суицидального риска».
Подготовила психолог Уланской средней школы Полегошко
Лариса Николаевна
По официальной статистике, каждый год кончают
жизнь самоубийством 1 100 000 человек
В официальную статистику самоубийств попадают
только явные случаи суицида, поэтому число реальных самоубийств значительно
превосходит официальные цифры - считается, что ежегодно в мире кончают
с собой более 4 000 000 человек
По
прогнозу ВОЗ к 2020 ежегодно будут кончать самоубийством
1 500 000 человек.
|
По данным Всемирной организации
здравоохранения, наша страна занимает третье место по количеству суицидов в
мире. За 2010 год у нас зафиксировано 2459 самоубийств. Казахстан занимает
первое место по количеству случаев суицида у девушек в возрасте 15–19 лет среди
24 стран Европейского региона.
Только вдумайтесь: каждые 12 минут в
Казахстане совершается попытка суицида. Ежедневно 10–12 казахстанцев
накладывают на себя руки, среди них – один ребенок.
Самоубийство (суицид)
— это осознанное лишение себя жизни. Суицидальное поведение — понятие
более широкое, которое, помимо суицида, включает в себя суицидальные покушения,
попытки и проявления. К покушениям относят все суицидальные акты, не
завершившиеся смертью по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки,
своевременно проведенные реанимационные мероприятия и т. д.).
К суицидальным проявлениям
относят соответствующие мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся,
однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.
Суициды условно подразделяются на
истинные, когда целью выступает желание человека лишить себя жизни, и
демонстративно-шантажные, которые применяются для оказания давления на
окружающих , манипулирования чувствами других людей.
Феномен суицида чаще всего связывают с
представлением о психологическом кризисе.
Линия
человеческой жизни никогда не бывает гладкой. Помимо непредсказуемых событий в
ней незыблемыми вехами стоят годы возрастных кризисов - их миновать не удается
никому.
1 год - у человека вырабатывается отношение к миру, с которым ему
предстоит жить; к году он решает, стоит ли этот мир доверия, а окружающие -
любви.
3 года - ярко проявляются негативизм, упрямство, ребенок начинает
ощущать себя отдельной личностью;происходит осознание понятия «нет».
7 лет - рождение социального «я» ребенка, обобщение переживаний;
именно в этом возрасте обычно возникает комплекс неполноценности или ощущение
собственной исключительности; происходит расставание с детской
непосредственностью.
12-14 лет - подросток становится агрессивным, переживает резкие
перепады настроения, борется за самостоятельность; окончательно осознает себя
представителем определенного пола; именно в этом возрасте впервые проявляются
скрытые психические заболевания.
18-20 лет -
окончательное расставание с детством, обретение самостоятельности; человек
выбирает профессию, начинает борьбу за место в жизни.
27-29 лет - начало зрелости, когда приходится приводить к общему
знаменателю мечты и реальности; в этот период человек часто кардинально меняет
образ жизни и сферу деятельности. 35-37 лет - кризис среднего возраста, когда
человек ставит под сомнение все достигнутое; происходит переоценка ценностей; в
этом возрасте человек часто начинает заниматься благотворительностью.
53-55 лет - кризис предпенсионного возраста; человека пугает
изменение социального статуса; многие начинают работать лучше, чем молодые;
мужчины влюбляются в молоденьких девушек.
65-67 лет - подготовка к смерти, или «узелковый период», когда
человек собирает в узелок все достигнутое; человек существует как бы в двух
мирах - здесь и там, обретает большую свободу в предпочтениях, творчестве и
даже любви.
Факторы суицидального риска
На вероятность совершения суицидальных
действий влияют самые разнообразные факторы:
1. Социально-демографические
-возраст: молодежь в возрасте от 15-24
лет, второй пик на возраст 40-60 лет (психологические проблемы, ухудшение
здоровья, гормональная перестройка, изменение иерархии ценностей);
-пол: женщины чаще, при этом способы
менее мучительные и болезненные, но у мужчин чаще суицид имеет завершенный
характер
-образование и профессия: чаще
безработные, люди с высшим образованием и высоким соц статусом
-место жительства: в городе чаще
-семейное положение
2. Социально-экономические
- во время войн и революций чисто самоубийств снижается, а во время
экономических кризисов – повышается
3. Индивидуально-психологические
Нет конкретного «психологического портрета
суицидента»
Личностные и характерологические
особенности часто играют ведущую роль в формировании суицидального поведения.
Решающими являются не конкретные характеристики личности, а степень
целостности структуры личности, «сбалансированности» ее отдельных черт, а
также содержание морально-нравственных установок и представлений. Повышенный
риск самоубийства характерен для дисгармоничных личностей, при этом личностная
дисгармония может быть вызвана как утрированным развитием отдельных
интеллектуальных, эмоциональных и волевых характеристик, так и их недостаточной
выраженностью.
Выявлен ряд факторов суицидального
поведения, к которым относятся следующие
•
повышенная напряженность потребностей,
стремление к эмоциональной близости, низкая способность к формированию
психологических защитных механизмов, неумение ослабить фрустрацию;
•
импульсивность и эмоциональная неустойчивость,
повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта;
•
чувство вины и низкая самооценка;
•
гипореактивный эмоциональный фон в период
конфликтов, затруднение в перестройке ценностных ориентации.
В подростковом возрасте вероятность
аутоагрессивного поведения в значительной мере зависит от типа акцентуации
характе-
4. Медицинские
-психическое здоровье (алкогольная
зависимость, зависимость от психоактивных веществ, шизофрения, маниакально –
депресивные синдромы)
-соматическое здоровье ( наличие тяжелых
хронических прогрессирующих заболеваний)
5. Природные факторы (время
года – весна, день недели – понедельник, время суток – вечер)
Индикаторы суицидального риска
1. Ситуационные
индикаторы
Любая ситуация, воспринимаемая человеком
как кризис, может считаться ситуационным индикатором суицидального риска:
смерть любимого человека, особенно супруги или супруга; развод; потеря работы;
уход на пенсию; сексуальное насилие; денежные долги; потеря высокого поста;
профессиональная несостоятельность; раскаяние за совершенное убийство или предательство;
угроза тюремного заключения или смертной казни; угроза физической расправы;
получение тяжелой инвалидности;неизлечимая болезнь и связанное с ней ожидание
смерти; нервное расстройство; шантаж; сексуальная неудача; измена или уход
(мужа, жены; жениха, невесты); ревность; систематические избиения; публичное
унижение; коллективная травля; политическая смерть; одиночество, тоска, усталость;
религиозные мотивы; подражание кумиру и т. д.
2. Поведенческие
индикаторы
-Злоупотребление
психоактивными веществами, алкоголем;
-эскейп-реакции
(уход из дома и т. п.);
-самоизоляция от
других людей и жизни;
-резкое снижение
повседневной активности;
изменение
привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;
-выбор тем
разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;
частое
прослушивание траурной или печальной музыки;
-«приведение дел в
порядок» (оформление завещания, урегулирование конфликтов, письма к
родственникам и друзьям, раздаривание личных вещей);
-посещение врача
без очевидной необходимости;
-нарушения дисциплины
или снижение качества работы и связанные с этим неприятности в учебе, на
работе или службе;
3. Коммуникативные индикаторы
-Прямые или
косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» — прямое
сообщение, «Скоро все это закончится» — косвенное);
-шутки,
иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни также относятся
к косвенным сообщениям;
-уверения в
беспомощности и зависимости от других;
-прощание;
-сообщение о
конкретном плане суицида;
-самообвинения;
4. Когнитивные индикаторы
-разрешающие установки относительно
суицидального поведения;
-негативные оценки своей личности,
окружающего мира и будущего;
-представление о собственной личности как
о ничтожной, не имеющей права жить;
-представление о мире как месте потерь и
разочарований;
-представление о будущем как
бесперспективном, безнадежном;
-«туннельное видение» — неспособность
увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;
наличие суицидальных мыслей, намерений,
планов.
5. Эмоциональные
индикаторы
Амбивалентность по
отношению к жизни;
безразличие к
своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние;
переживание горя;
признаки
депрессии: (а) приступы паники, (б) выраженная тревога, (в) сниженная
способность к концентрации внимания и воли, (г) бессонница, (д) умеренное
употребление алкоголя и (е) утрата способности испытывать удовольствие;
несвойственная
агрессия ил и ненависть к себе: гнев, враждебность;
вина или ощущение
неудачи, поражения;
чрезмерные
опасения или страхи;
чувство своей
малозначимости, никчемности, ненужности;
рассеянность или
растерянность.
Профилактика
Оптимизация межличностных отношений в школе
Поскольку
причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных
отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных
коллективов,
нормализации стиля
общения педагогов с учащимися,
оптимизации
учебной деятельности учащихся,
вовлечению
учащихся в социально-значимые виды деятельности, формированию установок у
учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности
(культуре, спорте, искусстве, науке и др.).
Взаимоотношения с
учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном,
доброжелательном тоне общения.
Для предотвращения
суицидов у детей учителя могут сделать следующее:
- вселять у
детей уверенность в свои силы и возможности;
- внушать им
оптимизм и надежду;
- проявлять
сочувствие и понимание;
- осуществлять
контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.