Доклад на тему:
«Использование
инновационных технологий и метода проектов на уроках музыки».
В современном мире
технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются все
более новые и новые технологии. Почти каждый современный человек имеет дома
компьютер, сотовый телефон, умеет обращаться с фото- и видеокамерами.
Практически в каждой школе есть компьютер или компьютерный класс. Человечество
использует новые технологии себе во благо, в том числе, и для обучения.
Использование
современных технологий возможно и необходимо на уроках музыки, ведь
применение мультимедийных средств, формирует условия для развития
инновационного мышления школьника. Кроме того обеспечивает возможность в
процессе изучения художественно-эстетических дисциплин в учебных заведениях и
при самостоятельной работе создать предпосылки для интеллектуального и личностного
развития учащихся и оптимизации образовательного процесса, развитию творческой
компетентности учащихся.
На сегодняшний
день существует много различных электронных изданий, которые могут быть
использованы в музыкально-образовательной деятельности. Важно определить
назначение электронного издания музыкально-образовательной направленности по
цели (обучающее, развивающее, игровое) и по содержанию (электронная
энциклопедия, интерактивная музыкальная игра…).
Условно их можно
разделить на следующие группы:
информативные –
энциклопедии: классической музыки, популярной музыки, шансона, джаза,
музыкальных инструментов, театра, балета и др.
Достоинством
данных программ является большой объем предлагаемой информации, так
“Энциклопедия классической музыки” включает 278 статей о композиторах всех
стран, 209 музыкальных фрагментов самых известных произведений и описание их
содержания, показаны в анимации 44 музыкальных инструмента и даны образцы их
звучания, 121 статья познакомит с самыми известными исполнителями всего мира.
Не забыли авторы рассказать о десяти основных жанрах музыки (опера, балет,
оперетта, симфония, концерт, соната, фортепианная музыка,
камерно-инструментальная музыка, кантаты и оратории, песни и романсы) с
иллюстрациями, видеофрагментами и отрывками музыкального звучания. При желании
можно воспользоваться словарём, где в 489 статьях можно найти все самые
необходимые знания. Можно совершить 12 виртуальных экскурсий по странам мира и
познакомиться с их музыкальной культурой. При помощи 150 вопросов викторины
можно самостоятельно оценить уровень своих музыкальных знаний;
тематические –
обучающе-развивающие: М.П.Мусоргский “Картинки с выставки”, П.И.Чайковский
“Щелкунчик”, “Времена года”, К. Сен-Санс “Карнавал животных” и др. Данные
программы с помощью анимации, трехмерной графики в интересной форме знакомят
нас с содержанием и музыкальными особенностями и художественными образами
отдельных произведений выдающихся мировых композиторов;
-
образовательно-игровые – “Учись рисуя”, “Клиффорд. Угадай мелодию”,
“Музыкальный класс” и др. Так “Музыкальный класс” - программа, где с помощью
многочисленных игр дети получают знания, предусмотренные федеральной программой
по музыке. Курс “Теория музыки” поможет учащимся узнать и понять основные
термины музыкальной грамоты – нота, тон, интервал, мелодия, гармония, ритм и
многие другие. Игра “Крестики-нолики” самым внимательным ученикам позволит
обыграть компьютер, правильно угадав музыкальные инструменты, ноты, паузы.
“Музыкальные кубики” позволят собрать мелодию, а “Музыкальный диктант” поможет
проверить свой музыкальный слух и память. Приложение “История музыкальных
инструментов” поможет не только узнать, какие существуют музыкальные
инструменты, но и услышать их звучание. “Компьютерное фортепиано” даёт возможность
исполнить любую мелодию на клавиатуре компьютера, используя самые различные
инструменты (арфа, кларнет, труба, барабан, гитара, фортепиано, синтезатор,
колокольчики и литавры). С помощью “Киберсинтезатора” можно создать свою
собственную композицию в стиле “Рок”, “Техно”, “Рок-н-ролл”, “Кантри” и
“Латинос”;
фонотека – записи
музыкальных произведений: подборки по странам, композиторам, жанрам;
фонограммы песен
разучиваемых учащимися.
Кроме того
необходимо отметить что одним из способов развития творческой компетентности у
учащихся является создание цифрового образовательного продукта, используя
программы Power Point и Movie Maker. В программе Power Point учителем и
учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную
поддержку при подготовке, проведении уроков музыки, а также во внеклассной
работе. Презентация позволяет учителю и ученикам иллюстрировать свой рассказ.
Очень часто на уроках музыки применяются такие формы работы, как подготовка
учениками докладов и рефератов. Появление Интернета и наличие в нем текстовой и
иной информации позволяет учащимся довольно легко получить интересующий их
материал и монотонно рассказать его на уроке. При работе над презентацией в
программе Power Point это становится невозможным. Для подготовки презентации
ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать
большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и
превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при
создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника
(слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к
излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у
ученика логическое мышление, формирует навыки. Ранее бесцветные, порой не
подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и
запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт
публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни.
Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика,
т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной
молодежной культуры.
При закреплении
знаний, используя программу Power Point, можно организовать групповую деятельность
учащихся: совместное творчество по созданию слайдов учителя и учеников создает
благоприятный психологический климат, формирует умение работать в группе. Это
неформальный пример педагогики сотрудничества.
Также с помощью
разнообразных технологий, реализуется гуманистическая философия образования,
целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост
творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его
самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Одной из таких технологий и
является проектная методика. Сегодня метод проектов позволяет эффективно решать
задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения. В
европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни: причастие projectus
означает "выброшенный вперед", "выступающий", «бросающийся
в глаза». Действительно, этот метод заслуживает внимания, «бросается в глаза».
Проектная методика
характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися
своих собственных мнений, чувств, мыслей, активное включение в реальную
деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. С
помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей -
побудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке
атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей. Подготовить,
оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение
традиционных заданий. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники
учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и
учебной деятельности.
Отличительная
черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над
проектом важно соблюсти несколько условий:
1.Проблема,
предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на
привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников
информации. Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому
задания с учетом уровня его подготовки.
2.Выполнение
проекта связано с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой
информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это
могут быть рисунки, поделки, викторины, презентации и др.).
В своей практике
я использую следующие виды проектов:
Игровые – ролевые
проекты, например, драматизация песен. Ролевая игра имеет большое значение для
развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает,
начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем
творческие возможности.
Информативно-исследовательские
проекты - рефераты, презентации. Например, «Виды русских народных песен»,
«Жизнь и творчество композитора», «История одного музыкального инструмента».
Сценарные проекты
- внеклассное мероприятие для школы или отдельного класса (подготовка и
проведение концертов, смотров-конкурсов, фестивалей и т.д.).
Творческие проекты
– создание видеоклипа в программе Movie Maker.
Одни проекты
оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя,
создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением
относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха». Кроме того,
самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию
эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов.
Ориентируясь на те цели и задачи, которые стоят перед учителем музыки, и, зная
запросы учащихся в современном мире, я и применяю в своей работе данную
методику.
(Опыт работы в
школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на
содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную
деятельность, то любой материал вызовет у них созерцательный интерес к
предмету. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно
предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам
перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.)
Применение
компьютера и других технических средств на уроке музыки – это не самоцель.
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые
информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна
отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать
компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое
поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
Применяя новые
информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок
общения с искусством. Вот почему так важно не “подменить” его общением с
компьютером, не “засушить” урок, не превратить его в технический практикум. Для
этого есть уроки информатики. Увлечённый новой методикой, мудрый учитель
использует только те её открытия, которые помогут раскрыть, развить и
реализовать способности ребёнка.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.