Доклад на тему:
«Формирование
духовно-нравственных качеств личности
посредством
классической музыки».
26.03.2013г.
«…творческое развитие…возможно лишь на основе духовной
преемственности,
запечатлённой в
лучших образцах,
в эталонах»
(Патриарх всея
Руси Кирилл)
Учитель – это
духовный и нравственный наставник, праведник и гуманист. Основная цель
нравственного воспитания в образовательных учреждениях – формирование в
человеке добра и способности сопротивляться злу. Задача учителя – найти
заветную тропинку к душам детей и раскрыть мир Любви и Добра в каждом из них.
Дети от природы наделёны склонностью к какому-то виду искусства. Нет ребёнка,
который бы не выражал эмоций, слыша музыку, не пытался бы рисовать, танцевать,
делать что-то своими руками. Порой поражаешься богатству фантазии, творческому
воображению детей. Важно не упустить эту благоприятную возможность для
эстетического развития, так как компенсировать пробел в позднем возрасте не
всегда возможно.
« Музыкальное
воспитание – это, прежде всего, не воспитание музыканта, а воспитание
человека,» - считал В. А. Сухомлинский. В раскрытии духовно-нравственных
качеств ребёнка велика роль музыки. С давних времён музыка выявила удивительную
способность овладевать вниманием человека, отключать его от реальной ситуации,
вовлекая в мир чувств и образов, обеспечивать особую концентрацию энергии.
Понимать музыку – это значит чувствовать её всем своим существом.
Классическая
музыка, воздействуя интонационно на чувства, сознание ребёнка, активно
формирует мироощущение, мировосприятие и мировоззрение. Духовные ценности,
запечатлённые в музыке, передаются только через сопереживание, качество,
которого так не хватает в современной жизи. Раскрыть способность к
сопереживанию возможно через воспитание эстетических чувств.
Постижение
музыки происходит в процессе изучения музыкального произведения. Важно
правильно подобрать музыкальные примеры, соблюдая принципы высокой
художественности и доступности классического образца. Надо раскрыть его
содержание , познакомить с автором, эпохой, раскрыть выразительные
художественные средства. Это могут быть произведения разных народов, стилей,
направлений. Пусть это будет фольклор или классика, духовная, современная
музыка, - главное, чтобы произведение для изучения было ярким, с выразительными
интонациями, не очень большим по размерам, соответствующим детским интересам.
Музыка –
довольно абстрактный вид искусства. Главное в ней - выражение чувств,
настроений. Уже в первом классе на вопрос: какая музыка, дети дают вполне
внятные ответы: грустная, как будто дождь идёт, капельки капают, как будто бы
кого-то жалко. Чаще, слушая музыку, мы стараемся связать её с литературой,
живописью. Тогда нравственная проблема, содержательный элемент становится более
понятным, на эмоциональном фоне музыки обостряется восприятие, усиливается
сопереживание. Для более глубокого постижения музыкального произведения можно
подключить на разных этапах изучения пластические движения, рисование. Очень
важно, что внутренний мир ребёнка, как бы глубоко ни был спрятан, раскрывается
в том, какие краски и цвета использовал ребёнок.
Следующий этап
– практическое освоение данного произведения. Через соприкосновение с
инструментом или через пение внутренний мир ребёнка раскрывается наиболее
полно. Вырабатывается исполнительская культура, способность через музыкальные
образы отличить хорошее от плохого. Воспитывается ценностное отношение к музыке,
которая выступает здесь как фактор, формирующий такие стороны поведения
человека, как добрые взаимоотношения с окружающими, культуру речевого общения
(манеру говорить, слушать, чистоту языка), внешний облик, умение и желание
интересно и содержательно проводить свой досуг. То есть, искусство способствует
раскрытию наилучших сторон личности подрастающего человека.
Изучая
классические шедевры на уроках музыки, мы способствуем выработке различных
нравственных качеств. Например, урок в 7 классе «Образ природы в музыке» я
посвятила русской осени. Наряду с произведениями Чайковского «Осенняя песнь»,
Свиридова «Осень», звучат стихи Пушкина о его любимом времени года. Перед
прослушиванием ставятся конкретные задачи: определить выразительные
художественные средства, которые позволили композитору воплотить его замысел;
определить характер музыки; понять, что представлял и чувствовал композитор,
создавая данный шедевр, что представляете вы? Дети, конечно же, представляют
картины природы родного села, любимые места отдыха, красивые пейзажи.
Подкреплённые эмоциональной музыкой, эти воспоминания вырастают в представление
картин родного края, его красоты, неповторимости. Результат такой работы –
любовь к своей родине, бережное отношение к природе.
В 4 классе на
уроках по изучению жанров кантаты и оперы используются произведения
патриотической направленности: опера Глинки «Жизнь за царя», кантата Прокофьева
«Александр Невский». «Песнь об А. Невском» даёт представление об уважительном
отношении народа к полководцу, показывает его человеческие качества, а
прощальная песня Ивана Сусанина «Ты взойдёшь, моя заря» передаёт страдания
героя, показывает, какой ценой даётся героизм, как непросто принять
бесповоротное решение. Я вижу, что детям искренне жаль Сусанина, они по
достоинству могут оценить его самопожертвование. Заключительный хор «Славься»
подкрепляет чувство гордости за людей, способных совершить подвиг. Мне кажется,
что дети в такие моменты задумываются о том, способны ли они на подвиг.
Мне
приходится играть в оркестре русских народных инструментов вместе с учениками,
которые учатся в музыкальной школе. Я неоднократно замечала, насколько дети,
занимающиеся музыкой, способны к сопереживанию, они легче могут войти в
положение другого человека, они менее конфликтны. И это объяснимо: исполняя
музыкальное произведение, они живут одними мыслями и чувствами, которые
продиктованы им музыкальным шедевром.
Считаю свое
задачей при общении с родителями учеников убеждать последних в желательности
музыкального образования детей. Многие родители ждут практической пользы таких
занятий (вот выучится - будет зарабатывать, или не будет: зачем учиться).
Главная практическая польза занятий искусством в том, что они делают детей
духовно богаче, развивают нравственные качества личности, такие, как
патриотизм, чувство прекрасного, уважение к человеку труда и чести.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.