Инфоурок Музыка Другие методич. материалыДоклад на тему: «Формирование духовно-нравственных качеств личности посредством классической музыки».

Доклад на тему: «Формирование духовно-нравственных качеств личности посредством классической музыки».

Скачать материал

Доклад  на тему:

«Формирование духовно-нравственных качеств личности

посредством классической музыки».

                                                                                            26.03.2013г.

                                

                                        «…творческое развитие…возможно лишь на                                 основе духовной преемственности,

 запечатлённой в лучших образцах,

 в эталонах»

 (Патриарх всея Руси Кирилл)

 

 

   Учитель – это духовный и нравственный наставник, праведник и гуманист. Основная цель нравственного воспитания в образовательных учреждениях – формирование в человеке добра и способности сопротивляться злу. Задача учителя – найти заветную тропинку к душам детей  и раскрыть мир Любви и Добра в каждом из них.  Дети от природы наделёны  склонностью к какому-то виду искусства. Нет ребёнка, который бы не выражал эмоций, слыша музыку,  не пытался бы рисовать, танцевать, делать что-то своими руками. Порой поражаешься богатству фантазии, творческому воображению детей. Важно не упустить эту благоприятную возможность для эстетического развития, так как компенсировать пробел в позднем возрасте не всегда возможно.

 

    « Музыкальное воспитание – это, прежде всего, не воспитание музыканта, а воспитание человека,» - считал В. А. Сухомлинский.  В раскрытии духовно-нравственных качеств ребёнка велика роль музыки. С давних времён музыка выявила удивительную способность овладевать вниманием человека, отключать его от реальной ситуации, вовлекая в мир чувств и образов, обеспечивать особую концентрацию энергии. Понимать музыку – это значит чувствовать её всем своим существом.

 

   Классическая музыка, воздействуя интонационно на чувства, сознание ребёнка, активно формирует мироощущение, мировосприятие и мировоззрение. Духовные ценности, запечатлённые в музыке, передаются только через сопереживание, качество, которого так не хватает в современной жизи. Раскрыть способность к сопереживанию возможно через воспитание эстетических чувств.

 

  Постижение музыки происходит в процессе изучения музыкального произведения. Важно правильно подобрать музыкальные примеры, соблюдая принципы высокой художественности и доступности классического образца. Надо раскрыть его содержание , познакомить с автором, эпохой, раскрыть выразительные художественные средства.  Это могут быть произведения разных народов, стилей,  направлений.  Пусть это будет фольклор или классика, духовная, современная музыка, - главное, чтобы произведение для изучения было ярким, с выразительными интонациями, не очень большим по размерам, соответствующим детским интересам.

 

  Музыка – довольно абстрактный вид искусства. Главное в ней -  выражение чувств, настроений.  Уже в первом классе на вопрос: какая музыка, дети дают вполне внятные ответы: грустная, как будто дождь идёт, капельки капают,  как будто бы кого-то жалко. Чаще, слушая музыку, мы стараемся связать её с литературой, живописью. Тогда нравственная проблема, содержательный элемент становится более понятным,  на  эмоциональном фоне музыки обостряется восприятие,  усиливается сопереживание. Для более глубокого постижения музыкального произведения можно подключить на разных этапах изучения пластические движения, рисование. Очень важно, что внутренний мир ребёнка, как бы глубоко ни  был спрятан, раскрывается в том, какие краски и цвета использовал ребёнок.

 

    Следующий этап – практическое освоение данного произведения. Через соприкосновение с инструментом или через пение внутренний мир ребёнка раскрывается наиболее полно. Вырабатывается  исполнительская культура, способность через музыкальные образы отличить хорошее от плохого. Воспитывается ценностное отношение к музыке, которая выступает здесь как фактор, формирующий такие стороны поведения человека, как добрые взаимоотношения с окружающими, культуру речевого общения (манеру говорить, слушать, чистоту языка), внешний облик, умение и желание интересно и содержательно проводить свой досуг. То есть, искусство способствует раскрытию наилучших сторон личности подрастающего человека.

 

    Изучая классические шедевры  на уроках музыки, мы способствуем выработке различных нравственных качеств. Например, урок в 7 классе «Образ природы в музыке»  я посвятила русской осени.  Наряду с произведениями Чайковского «Осенняя песнь», Свиридова «Осень», звучат стихи Пушкина о его любимом времени года. Перед прослушиванием ставятся конкретные задачи: определить выразительные художественные средства, которые позволили композитору воплотить его замысел; определить характер музыки; понять,  что представлял и чувствовал композитор, создавая данный шедевр, что представляете вы? Дети, конечно же, представляют картины природы родного села, любимые места отдыха, красивые пейзажи. Подкреплённые эмоциональной музыкой, эти воспоминания вырастают в представление картин родного края, его красоты, неповторимости. Результат такой работы – любовь к своей родине, бережное отношение к природе.

 

  В 4 классе на уроках по изучению жанров кантаты и оперы используются произведения патриотической направленности: опера Глинки «Жизнь за царя», кантата Прокофьева «Александр Невский». «Песнь об А. Невском» даёт представление об уважительном отношении народа к полководцу, показывает его человеческие качества, а прощальная песня Ивана Сусанина «Ты взойдёшь, моя заря» передаёт страдания героя, показывает, какой ценой даётся героизм, как непросто принять бесповоротное решение. Я вижу, что детям искренне жаль Сусанина, они по достоинству могут оценить  его самопожертвование.  Заключительный хор «Славься» подкрепляет чувство гордости за людей, способных совершить подвиг. Мне кажется, что дети в такие моменты задумываются о том, способны ли они на подвиг.

 

     Мне приходится играть в оркестре русских  народных инструментов вместе с учениками, которые учатся в музыкальной школе. Я неоднократно замечала, насколько дети, занимающиеся музыкой,  способны к сопереживанию, они легче могут войти в положение другого человека, они менее конфликтны. И это объяснимо: исполняя музыкальное произведение, они живут одними мыслями и чувствами, которые продиктованы им музыкальным шедевром.

 

    Считаю свое задачей при общении с родителями учеников убеждать последних в желательности музыкального образования детей. Многие родители ждут практической пользы таких занятий (вот выучится -  будет зарабатывать, или не будет: зачем учиться). Главная практическая польза занятий искусством в том, что они делают  детей духовно богаче, развивают нравственные качества личности, такие, как патриотизм, чувство прекрасного, уважение к человеку труда  и чести.    

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Доклад на тему: «Формирование духовно-нравственных качеств личности посредством классической музыки»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Интернет-маркетолог

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

  Постижение музыки происходит в процессе изучения музыкального произведения. Важно правильно подобрать музыкальные примеры, соблюдая принципы высокой художественности и доступности классического образца. Надо раскрыть его содержание , познакомить с автором, эпохой, раскрыть выразительные художественные средства.  Это могут быть произведения разных народов, стилей,  направлений.  Пусть это будет фольклор или классика, духовная, современная музыка, - главное, чтобы произведение для изучения было ярким, с выразительными интонациями, не очень большим по размерам, соответствующим детским интересам.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 403 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.12.2014 563
    • DOCX 18 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бражицкая Валентина Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 45764
    • Всего материалов: 22

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования

Учитель музыки

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 373 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 097 человек

Курс профессиональной переподготовки

Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования

Воспитатель (Музыкальный руководитель)

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 189 человек из 57 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 369 человек

Курс профессиональной переподготовки

Музыкальный менеджмент: от создания до продвижения

PR-менеджер (музыкальный бизнес)

300 ч. — 1200 ч.

от 6500 руб. от 3600 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы искусствознания

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Основы психологии личности: от нарциссизма к творчеству

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Медиа и коммуникации в современном обществе

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек