Инфоурок География Другие методич. материалыДоклад на тему «Духовная культура осетин»

Доклад на тему «Духовная культура осетин»

Скачать материал

 

 

ДОКЛАД

на тему

«Духовная

культура

В доме молодежи "Пулковец" открылся "Осетинский лекторий" Os…                   осетин»


                          

 

Выполнила :ученица 10»А» класса

Караева Агунда

 

Язык осетин.

Уже полтора века известно, что скифы исчезли не бесследно: их последними потомками являются через алан, (как их называли армянский историки) кавказцы-осетины. Оба диалекта осетинского языка- иронский и несколько более архаичный дигорский- произошли от скифского точно так же, как итальянский и испанский произошли от латинского.

В русском языке сохранилось несколько скифо-сарматских слов: «хорошо» наряду с общеславянским «добро», «топор» наряду с «секира», «собака» наряду с общеславянским «пес», и др. Уже первые исследователи, посетившие Осетию в конце XVIII и в начале XIX столетий обратили внимание на то, что осетины, имея много общего с соседними кавказскими народами по внешнему типу, одежде, образу жизни, нравам и обычаям, резко отличаются от них по языку. Что представляет собою индоевропейский мир, к которому относятся осетины? Народы индоевропейское речи- это ряд народов древнего и нового мира, выступающих на арене истории два тысячелетия до нашей эры. Они населяли с давних пор большую часть Индии, Ирана, часть Средней и Малой Азии, и почти всю Европу.

Индоевропейцы- это, во-первых, хетты, создавшие во втором тысячелетии до нашей эры крупнейшее государство в Малой Азии. Далее индийцы и иранцы, древние греки, римляне, кельты, славянские народы, русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, сербы, хорваты, болгары и другие. Объединены эти народы в одну группу или «семью» по признаку языка. Осетины- один из немногих народов Кавказа, не только способный к быстрому восприятию культуры, но делающий на этом поприще большие успехи. Осетины жаждут образования, они охотно открывают школы, посылают туда детей, изучают русский язык, и население уже им владеет. Осетины восприимчивы, любознательны, сообразительны, легко усваивают русский язык. Многие осетины учатся в высших учебных заведениях. Одним из наиболее важных событий того времени явилось открытие в 1764 году в Моздоке первой осетинской школы, основанной осетинской духовной комиссией. По данным 1872 года, в Северной Осетии таких школ насчитывалось 16, в том числе 3 женских, во всех этих школах обучалось 446 мальчиков и 111 девочек. Первая осетинская женская школа была открыта в 1862 году священником Аксо Колиевым. Благодаря усилиям отмеченных выше женских школ уже перед революцией в Осетии насчитывалось более тысячи грамотных женщин-осетинок. Осетины-это врачи, юристы, инженеры, ученые, лесничие и др.-честно работаю для общегосударственной культуры и общечеловеческой пользы.

 

Неумирающее искусство.

Симд- подлинная жемчужина осетинского народного танцевального искусства, по красоте и величию он занимает первое место среди осетинских народных танцев.

Осетинский народ- это народ, имеющий в своей природе, по существу, великую театральность, это музыкальный народ, пластичный народ, такой поэтичный народ. В Осетии самой первой осетинской профессиональной балериной стала Аврора Газданова.

Гостеприимство.

Осетины строго соблюдают законы гостеприимства и почти нет примеров, чтобы кто-нибудь нарушил их или обидел своего гостя. Гостей они принимают со следующими словами: «Мой дом- твой дом. Я и все мое- твое». Если гость оставался на ночь, то хозяин, по обычаю, обязан был зарезать ему барана, даже если в это время у него в доме было свежее мясо. Отказать путнику, постучавшему в дверь, никто не решится, какова бы не была крайность. Если хозяину нечего самому есть, он пойдет попросит соседей, и они принесут ему охотно кто что может.

Нищих людей, которым нечего есть, негде приютиться, не бывает в осетинском ауле. Родные, хотя бы самые дальние, сочли бы себе позором, если бы человек их крови не получил у них приюта и куска хлеба.

Когда гость объявлял, что он уезжает, то седлали его коня. Готового к походу коня ставили, как правило, головой к дверям дома, а не к воротам, к выходу, давая этим понять, что от него не хотят избавиться и что ему рады всегда.

Уважение к женщинам.

По осетинскому этикету, всадник, встретившийся с женщиной, должен был сойти с лошади еще до того, пока не поравняется с нею, и пропустить ее мимо себя, а потом только продолжить свой путь. Когда женщины проходят мимо сидящих мужчин, даже глубоких стариков, то последние встают, приветствуя их. Женщины застенчиво приостанавливаются, и если среди них есть старуха, то она довольно громко благодарит их за внимание и просит сесть. Затем продолжает свой путь. Оскорбить женщину считается величайшим преступлением.

У горцев северо-восточного Кавказа женщина считалась низшим существом. Она не пользовалась правом голоса ни в семье, ни в обществе. У осетин, при таких же, в общем, как и у других горцев Кавказа, обычаях, положение женщины, однако, было менее жестоким. Вероятно, такое положение женщин у осетин восходит к обычаям алан, а еще раньше- сарматов. Дело в том, что у сарматов женщина была равноправна с мужчиной. Сарматские женщины, особенно девушки, участвовали в сражениях наравне с мужчинами (отсюда греческий миф об амазонках, якобы обитавших на Северном Кавказе).

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Доклад на тему «Духовная культура осетин»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по безопасности

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Язык осетин.

Уже полтора века известно, что скифы исчезли не бесследно: их последними потомками являются через алан, (как их называли армянский историки) кавказцы-осетины. Оба диалекта осетинского языка- иронский и несколько более архаичный дигорский- произошли от скифского точно так же, как итальянский и испанский произошли от латинского.

В русском языке сохранилось несколько скифо-сарматских слов: «хорошо» наряду с общеславянским «добро», «топор» наряду с «секира», «собака» наряду с общеславянским «пес», и др. Уже первые исследователи, посетившие Осетию в конце XVIII и в начале XIX столетий обратили внимание на то, что осетины, имея много общего с соседними кавказскими народами по внешнему типу, одежде, образу жизни, нравам и обычаям, резко отличаются от них по языку. Что представляет собою индоевропейский мир, к которому относятся осетины? Народы индоевропейское речи- это ряд народов древнего и нового мира, выступающих на арене истории два тысячелетия до нашей эры. Они населяли с давних пор большую часть Индии, Ирана, часть Средней и Малой Азии, и почти всю Европу.

Индоевропейцы- это, во-первых, хетты, создавшие во втором тысячелетии до нашей эры крупнейшее государство в Малой Азии. Далее индийцы и иранцы, древние греки, римляне, кельты, славянские народы, русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, сербы, хорваты, болгары и другие. Объединены эти народы в одну группу или «семью» по признаку языка. Осетины- один из немногих народов Кавказа, не только способный к быстрому восприятию культуры, но делающий на этом поприще большие успехи. Осетины жаждут образования, они охотно открывают школы, посылают туда детей, изучают русский язык, и население уже им владеет. Осетины восприимчивы, любознательны, сообразительны, легко усваивают русский язык. Многие осетины учатся в высших учебных заведениях. Одним из наиболее важных событий того времени явилось открытие в 1764 году в Моздоке первой осетинской школы, основанной осетинской духовной комиссией. По данным 1872 года, в Северной Осетии таких школ насчитывалось 16, в том числе 3 женских, во всех этих школах обучалось 446 мальчиков и 111 девочек. Первая осетинская женская школа была открыта в 1862 году священником Аксо Колиевым. Благодаря усилиям отмеченных выше женских школ уже перед революцией в Осетии насчитывалось более тысячи грамотных женщин-осетинок. Осетины-это врачи, юристы, инженеры, ученые, лесничие и др.-честно работаю для общегосударственной культуры и общечеловеческой пользы.

 

Неумирающее искусство.

Симд- подлинная жемчужина осетинского народного танцевального искусства, по красоте и величию он занимает первое место среди осетинских народных танцев.

Осетинский народ- это народ, имеющий в своей природе, по существу, великую театральность, это музыкальный народ, пластичный народ, такой поэтичный народ. В Осетии самой первой осетинской профессиональной балериной стала Аврора Газданова.

Гостеприимство.

Осетины строго соблюдают законы гостеприимства и почти нет примеров, чтобы кто-нибудь нарушил их или обидел своего гостя. Гостей они принимают со следующими словами: «Мой дом- твой дом. Я и все мое- твое». Если гость оставался на ночь, то хозяин, по обычаю, обязан был зарезать ему барана, даже если в это время у него в доме было свежее мясо. Отказать путнику, постучавшему в дверь, никто не решится, какова бы не была крайность. Если хозяину нечего самому есть, он пойдет попросит соседей, и они принесут ему охотно кто что может.

Нищих людей, которым нечего есть, негде приютиться, не бывает в осетинском ауле. Родные, хотя бы самые дальние, сочли бы себе позором, если бы человек их крови не получил у них приюта и куска хлеба.

Когда гость объявлял, что он уезжает, то седлали его коня. Готового к походу коня ставили, как правило, головой к дверям дома, а не к воротам, к выходу, давая этим понять, что от него не хотят избавиться и что ему рады всегда.

Уважение к женщинам.

По осетинскому этикету, всадник, встретившийся с женщиной, должен был сойти с лошади еще до того, пока не поравняется с нею, и пропустить ее мимо себя, а потом только продолжить свой путь. Когда женщины проходят мимо сидящих мужчин, даже глубоких стариков, то последние встают, приветствуя их. Женщины застенчиво приостанавливаются, и если среди них есть старуха, то она довольно громко благодарит их за внимание и просит сесть. Затем продолжает свой путь. Оскорбить женщину считается величайшим преступлением.

У горцев северо-восточного Кавказа женщина считалась низшим существом. Она не пользовалась правом голоса ни в семье, ни в обществе. У осетин, при таких же, в общем, как и у других горцев Кавказа, обычаях, положение женщины, однако, было менее жестоким. Вероятно, такое положение женщин у осетин восходит к обычаям алан, а еще раньше- сарматов. Дело в том, что у сарматов женщина была равноправна с мужчиной. Сарматские женщины, особенно девушки, участвовали в сражениях наравне с мужчинами (отсюда греческий миф об амазонках, якобы обитавших на Северном Кавказе).

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 793 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.12.2014 1205
    • DOCX 93.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тотрова Лариса Казбековна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тотрова Лариса Казбековна
    Тотрова Лариса Казбековна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 22620
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 220 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 760 человек

Мини-курс

Психологические аспекты развития и состояния личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные тенденции в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интеллектуальная собственность: медиа и фотографии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 24 регионов