Использование проектной
методики на уроках немецкого языка с целью реализации личностно-ориентированного
подхода в обучении
Каждый учитель,
учащийся, и все наше государство в целом, заинтересованы сегодня в практическом
владении иностранным языком, обеспечивающем выход на мировой рынок, приобщение
к мировой культуре. Поэтому в качестве приоритетной цели выступает коммуникативная
компетенция. Одним из путей повышения уровня продуктивного владения иноязычной
речью является использование на уроках иностранного языка современных
педагогических технологий. Применение современных педагогических
технологий таких , как обучение в сотрудничестве , проектная методика
, использование новых информационных технологий , Интернет- ресурсов
помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает
индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей учащихся, их уровня
обученности. Данные технологии нацелены на создание условий для формирования
и развития коммуникативных умений и языковых навыков обучающихся . Я
остановилась на проектной методике , так как она наиболее приемлема для
средней школы. Она включает в себя и обучение в сотрудничестве и
использование Интернет-ресурсов , позволяет перейти от репродуктивных форм
учебной деятельности к самостоятельным, творческим видам работы, переносит
акцент на формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений
работы с различными типами информации и её источников.
«Метод проектов
направлен на то , чтобы развивать активное самостоятельное мышление
ребенка и научить его не просто получать знания , которые даёт ему
школа , но и уметь использовать их на практике.» Итак , « метод
проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет
индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащимся проявлять
самостоятельность в планировании организации и контроле своей деятельности.»
« Каждый проект должен иметь:
-конкретную цель , которая
позволяет учащимся открывать и познавать
новое;
-тесную связь с жизненно важными
для учащихся темами , такими , как: выбор профессии , охрана окружающей
среды , дружба , любовь и т.д.;
-совместное планирование учащимися
и учителем этапов работы (следует заметить , что учитель при этом
является лишь деловым помощником и дилером , который снабжает учащихся
необходимыми инструментами для выполнения полученных заданий).»
Для достижения желаемых
результатов каждый раз необходимо составлять алгоритм действий, т.е.
последовательность этапов проектной работы.
I этап ( подготовительный) включает в себя выявление
проблемы с помощью методов «мозгового штурма», « мозговой атаки» ,
диспута ; определение темы проекта (постановка основных вопросов ) ,
определение вида деятельности учащихся (поисковый , исследовательский ,
творческий), его целей (постановка конечного результата) , формирование задач
проекта и разработка плана работы над проектом, т.е . создание детального
плана работы :определение источников информации и методов её сбора,
определение формы презентации и установление критериев оценивания
результата работы.
На II этапе (практическом) происходит
сбор информации ( работа с источниками информации) , ее анализ, обработка
собранной информации ,формулировка вывода. Каждый участник проекта имеет свой
аспект работы, выполняет роль. На этом же этапе происходит оформление
результатов деятельности.
На III (заключительном ) этапе происходит
презентация проекта, его защита и оценка . Презентация проекта может
проходить в форме научного доклада, деловой игры ,отчёта, конференции ,
путешествия , рекламы , ролевой игры , спектакля , телепередачи , экскурсии
,театрализации.
Уже в младших классах учащимся
предлагаются небольшие индивидуальные, парные и групповые проекты. Этот период
является подготовительным этапом к переходу учащихся средних и старших классов
к творческим, ролевым, игровым и поисковым проектам, которые могут выходить за
рамки обычной школьной среды.
На начальном этапе проектная
работа помогает усилить внутреннюю мотивацию ребенка, создает благоприятные
условия для самовыражения ( а часто и самоутверждения) личности в коллективе
через реализацию принципа успеха – «Я сам. Я хочу. Я могу. Я умею». Поэтому, начиная
со 2 класса я даю простые проектные задания. При изучении темы «Школа» прошу
нарисовать школу и описать ее, нарисовать свою учительницу и рассказать о ней.
Во втором классе мы делаем аппликацию «Календарь- цветок» (der Blumenkalender), рассказываем по нему о временах года, называем месяцы. При
прохождении темы «Зимние праздники» делаем аппликацию зимней елочки, наклеиваем
игрушки, украшения и описываем ее, клеим новогодние открытки и подписываем их.
Эту работу можно дать и на дом.
При изучении темы «Игрушки»
делаем коллаж «Wir spielen», наклеиваем игрушки и рассказываем , во что мы играем.
При изучении темы «Im Zoo» («В зоопарке») ребята
составляют кроссворды, загадки о различных животных, описывают сказочных
животных.
В 3 классе по теме «Осень» я
предлагаю ребятам сделать книжечку со стихами ,песенками , описанием осенней
погоды. В книжечке могут быть как рисунки, так и аппликации.
По теме «Школа» мы готовим
«расписание уроков», каждая группа пишет расписание на один день недели, затем
составляется общее, наклеивается на один лист. Защита состоит в том, чтобы
рассказать, что мы делаем на уроках в этот день.
При прохождении темы «Зима» ребята
получают задание на дом нарисовать и описать снеговика. Интересно проходит
защита проектов «Наши увлечения» («Freizeit , Hobbys»).
В 4 и 5 классах ребята пробуют
силы в написании книг о себе « Das Buch über mich». Разделы ребята предлагают
сами. Как правило, книга содержит фото, наклейки, аппликацию и описание. На неделе
немецкого языка мы проводили конкурс «Книг о себе», их защиту. По теме
«Школа» мы делаем коллаж о своих занятиях в школе .
В основной школе (5-9 классы)
проектные работы могут быть не только итогом работы по теме, но и могут быть
посвящены народным праздникам, неделе немецкого языка или являться описанием
каникул. Задание при этом дается на каникулы. В начале учебного года во
всех классах мы обговариваем тему «Летние каникулы», даем задание описать свои
каникулы, написать письмо другу в Германию с описанием летних каникул. Письмо
– это тоже индивидуальный проект, требующий творчества и поиска. Однако
интереснее будет работа в группах, где каждая группа защищает свой коллаж о
проведенных летних каникулах. Ребята приносят фотографии, подбирают рисунки,
учат необходимую лексику, защищают проект.
Можно предложить также
следующие темы проектов:
- Наш класс.( оформляется в виде
классного уголка: дни рождения, поручения, план работы на четверть, фотографии
и т.д.)
- Путеводитель по школе ( фотографии,
названия кабинетов). Каждой группе дается задание: описать один этаж. Итогом
работы является книга- путеводитель.
- Школа моей мечты. Все предметы
распределяются, каждый описывает , каким бы он хотел видеть в будущем
преподавание, кабинет, учителя и т.д.
- Национальные праздники. Каждая
группа готовит и знакомит остальных с одним из праздников: Новым годом,
Рождеством, днем Святого Валентина, , Пасхой.
- Моя страна глазами иностранных
туристов( презентация газеты, мультимедийного проекта) .
- Немецкий язык вокруг нас ( немецкие
слова в нашем языке, немецкие фильмы на нашем экране, немецкие музыкальные
группы, немецкая продукция в наших магазинах).
- Немецко-язычные страны ( каждая
группа готовит презентацию по своей стране, подбирает фотографии, находит
интересную информацию, делает газету или коллаж и защищает свой проект).
-Германия. Города и
достопримечательности.
-Путеводитель по Крыму.
Старшая школа (10-11 классы)
функционирует, как профильная. Это способствует созданию лучших условий для
дифференцированного обучения, для учета индивидуальных особенностей развития
учащихся. В старшей школе ребята, как правило уже умеют пользоваться
компьютером и Интернетом, поэтому для выполнения проектных работ, таких как
«Работа и профессия», «Охрана окружающей среды», «Здоровый образ жизни. Вредные
привычки», … мы широко используем Интернет-ресурсы.
Итак, используя метод проектов,
мы активизируем деятельность каждого ученика в процессе обучения, создаем
ситуации для творческой активности. Проектная деятельность учащихся позволяет
им выступать в роли авторов, творцов, повышает творческий потенциал, расширяет
общее мировоззрение, повышает уровень практического владения немецким языком,
формирует навыки самостоятельной деятельности.
Накопленный опыт работы над
проектами позволяет сделать вывод о том, что проектная деятельность является
дополнительным источником мотивации учащихся, помогает развивать межкультурные
связи и навыки общения. Проект также позволяет решить проблему обучения
разноуровневых учащихся в одном классе: каждый ученик выполняет то, что ему под
силу, при этом участвуя в едином процессе.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.