Инфоурок Директору, завучу Другие методич. материалыДоклад на тему: «Организация работы учреждений разных типов в свете реализации Федерального закона № 83-ФЗ»

Доклад на тему: «Организация работы учреждений разных типов в свете реализации Федерального закона № 83-ФЗ»

Скачать материал

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Организация работы учреждений разных типов в свете реализации Федерального закона № 83-ФЗ»

 

                                        Директор МКОУ СОШ № 6:

                                                                            Купина Ирина Валентиновна

 

 

 

 

 

 

 

2014 год

  

Основными причинами проведения реформы государственных и муниципальных учреждений стали низкое качество значительной части их услуг, предоставляемых гражданам, а также неэффективное использование бюджетных средств, выделяемых учреждениям для их оказания. Чтобы решить эти проблемы, потребовалось принятие Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ). Именно он заложил правовые основы для проведения реформы.

 

Основные цели Законопроекта обусловлены необходимостью решения следующих задач:

v  создание предпосылок для повышения качества государственных и муниципальных услуг;

v  внедрение элементов рыночности в деятельность государственных (муниципальных) учреждений;

v переориентация внимания учреждений с обоснования потребности в бюджетных ресурсах и затем их «освоения» на максимальный учет интересов потребителей услуг;

v ускорение реструктуризации бюджетного сектора и формирование условий для более полной практической реализации подходов, заложенных в федеральном законодательстве об автономных учреждениях;

v активизация развития материальной базы государственных (муниципальных) учреждений за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников финансирования;

v привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;

v создание механизмов для переложения части ответственности за отраслевое развитие на руководителей государственных и муниципальных учреждений;

v обеспечение больших возможностей для ускоренного развития наиболее успешных государственных (муниципальных) учреждений.

Основой нового закона является выделение трех типов учреждений. В соответствии с Федеральным законом № 83-ФЗ типами государственных, муниципальных учреждений признаются: автономные, бюджетные, казенные (Статья 120 ГК РФ).

Государственное или муниципальное учреждение может быть создано путем изменения типа соответственно государственного или муниципального учреждения в порядке, предусмотренном статьей 171 ФЗ «О некоммерческих организациях». Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией.

Основное: все три формы - это государственные учреждения и форма собственности - государственная (федеральная, региональная) или муниципальная.

Формы различаются по степени независимости от государства и степени финансово-хозяйственной самостоятельности.

Казенные учреждения - учреждения самые зависимые от учредителя.

Казенное учреждение имеет следующие характерные признаки:

 – финансовое обеспечение – на основе бюджетной сметы;

 – действует от имени публично-правового образования;

 – право осуществлять приносящую доход деятельность определяется уставом казенного учреждения, но все полученные доходы подлежат зачислению в соответствующий бюджет

 – лицевые счета по-прежнему открываются только в органах Федерального казначейства (финансовых органах);

 – закупки товаров, работ и услуг осуществляются в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (далее – Закон N 94-ФЗ);

 – бухгалтерский учет – по бюджетному плану счетов. Некоммерческие организации. Финансирование по смете, счета в казначействе. Внебюджетная деятельность – в доход бюджета, у учреждения самостоятельность практически нулевая. В тоже время сохраняется субсидиарная ответственность учредителя.

Бюджетные учреждения (новые) – некоммерческие организации. Перерегистрация не требуется. Учреждения остаются в казначействе. Их бюджет формируется по смете. Субсидиарная ответственность учредителя отсутствует. Бюджет формируется на основе госзаданий.

Для данного типа мало что изменяется по сравнению с существующим положением (за исключением исчезновения субсидиарной ответственности). На эту форму распространяется действие 94- ФЗ, то есть все закупки производятся по процедуре конкурсов. Банкротство невозможно. Следовательно, при неплатежеспособности бюджетных учреждений учредитель не отвечает по его долгам.

В то же время, долги с таких учреждений взыскать можно. Обращение взыскания на средства бюджетных учреждений реализуется на лицевые счета учреждения (на какие, выбирается самим учреждением), а при отсутствии достаточных средств на лицевых счетах в течение трех месяцев, на имущество в соответствии с порядком обращения взыскания на средства бюджетных учреждений 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве».

Таким образом, при отсутствии субсидиарной ответственности по долгам отвечать будет не учредитель, а само учреждение государственным (муниципальным) имуществом.

Автономные учреждения. Наибольшая степень самостоятельности полномочий и ответственности. Расчетные счета можно открывать в коммерческих банках и тем самым выйти из-под казначейства. Но можно остаться и в казначействе.

Субсидиарная ответственность учредителя отсутствует также как и в бюджетных учреждениях. Отношения с бюджетом оформляются также через государственное (муниципальное) задание.

Но у автономного учреждения существенно больше полномочий и прав. Оно самостоятельно в распоряжении внебюджетными поступлениями, которые поступают на его счета в банке. Оно самостоятельно при заключении договоров, на них не распространяется обязательство покупать товары и услуги по конкурсной процедуре в соответствии с 94-ФЗ.

Тип «казенное учреждение» и «бюджетное учреждение» - выбирает учредитель. Для того чтобы стать автономным учреждением, необходимо обращение трудового коллектива учреждения к учредителю, который и принимает решение.

Таким образом,  разные типы учреждений имеют

·        разную степень финансово-хозяйственной самостоятельности;

·        разную степень ответственности руководителя учреждений;

·        разную возможность использования заработанных учреждением денег.

 

Субсидиарная ответственность

Гражданский кодекс по-разному регулирует ответственность государственного (муниципального) учреждения в случае отсутствия у него средств  для исполнения принятых им обязательств. 

 

Учитывая, что из всех типов государственных (муниципальных) учреждений норма о сохранении статуса участника бюджетного процесса сохранилась исключительно в отношении казенного учреждения, то и субсидиарная ответственность государства и муниципального образования распространяется на обязательства только казенных учреждений, в отличие от бюджетных и автономных.

 

Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам только денежными средствами, находящимися в его распоряжении. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества в лице главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение.

 

Классическим примером проявления субсидиарной ответственности государства и муниципального образования по обязательствам казенного учреждения является исполнение требований судебных решений, предъявленных казенному учреждению и не исполненных им в течение 30 рабочих дней со дня предъявления исполнительного листа в орган, ведущий лицевой счет получателя бюджетных средств казенного учреждения-должника.

Так, согласно пункту 10 статьи 242.3 Бюджетного кодекса при неисполнении федеральным казенным учреждением-должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган Федерального казначейства, в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично не исполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств федерального бюджета, такой исполнительный документ направляется в орган Федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета лицевого счета как получателю средств федерального бюджета для исполнения в порядке, установленном Бюджетным кодексом.

Аналогичные нормы установлены пунктами 9 статей 242.4 и 242.5 Бюджетного кодекса для казенных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных казенных учреждений.

 

Рассмотрим ситуацию с судебными исками в отношении бюджетного учреждения, установленную подпунктом 11 пункта 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ.

В случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения-должника в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств более трех месяцев исполнение исполнительного документа производится путем обращения взыскания на имущество должника в соответствии с законодательством об исполнительном производстве. К такому имуществу относится движимое имущество бюджетного учреждения, не отнесенное в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу.

 

Законом от 18 июля 2011 г. № 239-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений»  аналогичные нормы устанавливаются и для автономных учреждений, лицевые счета которых открыты в органе Федерального казначейства или в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При этом принудительное взыскание обращается на имущество должника — автономного учреждения в соответствии с законодательством об исполнительном производстве в части недвижимого имущества, приобретенного за счет доходов от платной деятельности, а также движимого имущества, не отнесенного к особо ценному движимому имуществу.

Казенное учреждение — получатель бюджетных средств

Кроме поправок, заменяющих наименование типа «бюджетное» учреждение на «казенное», существенной является норма об установлении единой формы бюджетной сметы для всех государственных и муниципальных казенных учреждений.

  Согласно указанной норме "заключение и оплата... учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров... производятся... в пределах доведенных... учреждению лимитов бюджетных обязательств... и с учетом принятых и неисполненных обязательств". В силу данного положения учреждение испытывает как минимум две проблемы:

 1) отсутствие к началу года доведенных лимитов бюджетных обязательств, в пределах которых можно было бы осуществлять закупки товаров (работ, услуг), потребность в которых существует в организации непрерывно, то есть непосредственно с 1 января каждого года (энергоснабжение, охрана, транспортные услуги, связь и многое другое). Фактически до утверждения финансирования учреждению приходится потреблять данную продукцию, услуги "в долг", а затем искать правомерные основания для проведения платежей в пользу соответствующих поставщиков;

 2) если на сумму доведенных заказчику лимитов бюджетных обязательств уже был заключен контракт, то без его расторжения заказчик не имеет права повторно заключить контракт на эти же денежные средства. При этом такое ограничение сохраняется даже в том случае, если заказчик  уверен, что данный контракт не будет исполнен поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и обязанности по перечислению ему денежных средств по контракту у заказчика не возникнет.

Данные проблемы до настоящего времени не имеют законодательно закрепленных решений и какое-то время еще будут сохраняться для органов власти и казенных учреждений. Справиться с ними можно будет только тогда, когда лимиты бюджетных обязательств будут доводиться до всех получателей заранее, как минимум за один-два месяца до начала очередного финансового года.

 Вместе с тем внушает оптимизм то, что для новых бюджетных учреждений эти трудности остались позади, поскольку такие учреждения больше не подчиняются ограничениям Бюджетного кодекса, в том числе статьям 72 и 161 БК РФ. Логика законодателя здесь вполне очевидна: раз бюджетные учреждения не имеют сметного финансирования, то они и не имеют лимитов бюджетных обязательств. А без таких лимитов, то есть без ограничений, они могут заключать договоры на любые суммы вне зависимости от реального размера своих доходов, в том числе несколько договоров на одну и ту же находящуюся в их распоряжении сумму. Несмотря на это учреждению по-прежнему следует быть сдержанным при заключении договоров и полагаться на принцип разумности, поскольку в случае возникновения задолженности по договорам, кредиторы (поставщики) смогут через арбитражный суд взыскать с учреждения не только причитающуюся им сумму, но и предусмотренную ч. 9 ст. 9 Закона N 94-ФЗ неустойку (штраф, пени). Кроме этого, для совершения бюджетным учреждением крупной сделки необходимо ее согласование с вышестоящей организацией, и в случае нарушения этого требования может быть поставлен вопрос о персональной ответственности руководителя учреждения.

По-прежнему на казенное учреждение распространяются положения статьи 242 Бюджетного кодекса, в соответствии с которой лимиты бюджетных обязательств, не использованные до конца текущего года, прекращают свое действие 31 декабря.

 

Таким образом, самостоятельность казенного учреждения в использовании бюджетных средств сведена к минимуму, более того, на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом казенному учреждению в органе Федерального казначейства или финансовом органе, отсутствует показатель «деньги», их заменяют лимиты бюджетных обязательств, определяющие заданные конкретные направления расходов, которые вправе осуществлять казенное учреждение, и их размеры.

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 является казенным учреждением. Переход нашей школы в статус казенного внесло существенные изменения в жизнедеятельность учреждения. Которые имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Доклад на тему: «Организация работы учреждений разных типов в свете реализации Федерального закона № 83-ФЗ»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель службы приёма заявок

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Основными причинами проведения реформы государственных и муниципальных учреждений стали низкое качество значительной части их услуг, предоставляемых гражданам, а также неэффективное использование бюджетных средств, выделяемых учреждениям для их оказания. Чтобы решить эти проблемы, потребовалось принятие Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ). Именно он заложил правовые основы для проведения реформы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 880 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 375
    • DOCX 57 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Купина Ирина Валентиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Купина Ирина Валентиновна
    Купина Ирина Валентиновна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 127396
    • Всего материалов: 31

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Школьный краеведческий музей: теория и практика

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 196 человек

Курс профессиональной переподготовки

Технологическое образование и образовательная робототехника

Педагог в сфере технологического образования (проектное обучение и образовательная робототехника)

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 24 регионов

Курс повышения квалификации

Организация системы внутришкольного контроля качества образования на уровне начального общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 250 человек

Мини-курс

Основы гештальт-терапии: история и теория

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Стратегии маркетинга и продаж в B2B

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Figma: продвинутый дизайн

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 25 регионов