Доклад на тему:
«Использование
здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности»
Подготовила: Икомашкина
А. С.
1. Вступление.
Тема: «Использование здоровьесберегающих
технологий в различных видах деятельности». Здесь Вы узнаете, что такое
здоровьесберегающие технологии, какими они бывают, каким образом их
использовать.
Неоспоримо, что основная задача детского
сада – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого
необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый
профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек
нормально относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников,
его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала
востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих
образовательных технологий.
Понятие «здоровьесберегающие
образовательные технологии» появилось в педагогическом лексиконе в последние
несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог
санитарно-гигиенических мероприятий.
2. Классификация здоровьесберегающих
технологий.
Что такое «технология»? Какие составные
части входят в понятие «технология»?
Технология
– это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно
характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность
педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность
(пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на
каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть
промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической
деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели
и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм,
способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в
определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения
обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки
результатов.
Что такое здоровьесберегающие технологии?
Здоровьесберегающие образовательные
технологии – системно организованная совокупность
программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего
ущерба здоровью его участников.
Какую цель преследуют здоровьесберегающие
технологии в дошкольном образовании?
Целью
здоровьесберегающих образовательных технологий является: сохранение и
совершенствование здоровья ребенка.
Задачами
соответственно:
- обеспечение условий для сохранения и
совершенствования здоровья,
- формирование необходимых знаний
здорового образа жизни,
умение использовать полученные знания и
навыки в повседневной жизни.
В физическом воспитании можно выделить
технологии сохранения и стимулирования здоровья, в рамках которых мы проводим:
-
динамические паузы (комплексы физ.
минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную
гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.).
-
подвижные игры и элементы спортивных игр,
-
закаливающие процедуры, тренажеры,
-
ритмопластика,
-
релаксация.
Таблица 1. Современные здоровьесберегающие
технологии.
Виды
здоровьесберегающих педагогических технологий
|
Время
проведения в режиме дня
|
Особенности
методики проведения
|
Ответственный
|
1.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
|
Ритмопластика
|
Не
раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со
среднего возраста
|
Обратить
внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее
соразмерность возрастным показателям ребенка
|
Руководитель
физического воспитания, музыкальный руководитель, педагог ДО
|
Динамические
паузы
|
Во
время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей
|
Рекомендуется
для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя
элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости
от вида занятия
|
Воспитатели
|
Подвижные
и спортивные игры
|
Как
часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со
средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп
|
Игры
подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее
проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр
|
Воспитатели,
руководитель физического воспитания
|
Релаксация
|
В
любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог
определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп
|
Можно
использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки
природы
|
Воспитатели,
руководитель физического воспитания, психолог
|
Гимнастика
пальчиковая
|
С
младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно
|
Рекомендуется
всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный
отрезок времени (в любое удобное время)
|
Воспитатели,
логопед
|
Гимнастика
для глаз
|
Ежедневно
по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности
зрительной нагрузки с младшего возраста
|
Рекомендуется
использовать наглядный материал, показ педагога
|
Все
педагоги
|
Гимнастика
дыхательная
|
В
различных формах физкультурно-оздоровительной работы
|
Обеспечить
проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной
гигиене полости носа перед проведением процедуры
|
Все
педагоги
|
Гимнастика
бодрящая
|
Ежедневно
после дневного сна, 5-10 мин.
|
Форма
проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по
ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в
помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ
|
Воспитатели
|
Гимнастика
корригирующая
(осанка)
|
В
различных формах физкультурно-оздоровительной работы
|
Форма
проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей
|
Воспитатели,
руководитель физического воспитания
|
Гимнастика
ортопедическая
|
В
различных формах физкультурно-оздоровительной работы
|
Рекомендуется
детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы
|
Воспитатели,
руководитель физического воспитания
|
Технологии
обучения здоровому образу жизни включают:
-
утреннюю гимнастику,
-
физкультурные занятия,
-
точечный массаж и массаж широких зон,
-
спортивные развлечения, праздники,
-
день здоровья,
-
ситуативные малые игры,
-
ролевая подражательная имитация,
-
совместные мероприятия с родителями.
Таблица 2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
|
Физкультурное занятие
|
2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний
возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний
возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.
|
Занятия проводятся в соответствии программой, по которой
работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение
|
Воспитатели, руководитель физического воспитания
|
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
|
В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не
фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом
|
Занятие может быть организовано не заметно для ребенка,
посредством включения педагога в процесс игровой деятельности
|
Воспитатели, психолог
|
Коммуникативные
игры
|
1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста
|
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких
частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия
рисованием, лепкой и др.
|
Воспитатели, психолог
|
Занятия из серии «Здоровье»
|
1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста
|
Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного
развития
|
Воспитатели, руководитель физического воспитания,
педагог-валеолог
|
Самомассаж
|
В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в
различных формах физкультурно-оздоровительной работы
|
Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям
элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму
|
Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания
|
Точечный самомассаж
|
Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в
любое удобное для педагога время со старшего возраста
|
Проводится строго по специальной методике. Показана детям
с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется
наглядный материал
|
Воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания
|
3.
Заключение.
Не
нужно забывать, что особое влияние на здоровье ребенка оказывает семья. Мы
должны сотрудничать с родителями. Для этого можно использовать
различные формы и методы:
-
групповые родительские собрания «Чтобы
ребенок рос здоровым»,
-
анкетирование «Как мы укрепляем здоровье в
своей семье»,
-
совместные акции: спортивные праздники,
дни здоровья,
-
консультации, рекомендации («Здоровье в
порядке – спасибо зарядке»),
-
памятки, буклеты из серии «Пальчиковая
гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?»,
-
дни открытых дверей с обучением родителей
приемам и методам оздоровления детей (тренинги, практикумы).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.