Михайлов орта жалпы білім беру
мектебі
Михайловская
средняя общеобразовательная школа
«Подготовка подрастающего
поколения к активной жизни в условиях постоянно развивающегося общества»
Учитель: Болонин А.Н.
Создание перспективной системы образования, способной подготовить
учащихся к жизни в совершенно новых условиях постиндустриальной цивилизации –
одна из наиболее важных и актуальных проблем современного общества.
Трудолюбие издавна занимало одно из центральных мест в системе
человеческих ценностей, рассматривалось как добродетель, во многом
обеспечивающая благополучие в дальнейшей жизни. Труд, уважение и достаток в
народном сознании были взаимосвязанными понятиями. Трудовое воспитание детей
предусматривало не только обучение их всем необходимым для сельской жизни
навыкам, но и формирование у ребенка особого отношения к труду как к жизненно
необходимому средству существования и как к внутренней, нравственной
потребности человека. Обучение детей трудовой деятельности проходило по хорошо
продуманной, отшлифованной многими поколениями системе. Объем нагрузки и
воспитательные меры соответствовали возрасту ребенка, его потребностям и
возможностям в каждый период времени.
Технологическое образование - это путь в будущее, это один из путей
преодоления глобального кризиса современной цивилизации, создания необходимых
условий для выживания и дальнейшего безопасного развития общества. труд
В настоящее время труд по-прежнему является важнейшим средством
воспитания, ведь он был и остается основой человеческой жизни и культуры.
Труд
развивает умственные способности человека, именно в трудовой деятельности
личность проявляет свою творческую активность, развивает и совершенствует
творческие задатки. В процессе труда человек крепнет физически, развиваются его
умения и навыки.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с
самого раннего детства.
Технология в школе – это именно тот предмет, который позволяет подобрать
«ключик» к любому ребёнку, не только к отличнику, но и к тем, на кого и дома, и
в школе махнули рукой.
Уже к дошкольному возрасту дети много знают и умеют, они овладевают
относительно развитыми действиями, которые носят уже результативный характер.
Затем происходит переход от действий результативных к продуктивным действиям.
Школа является основным звеном в
системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка
доминирует своя сторона воспитания. В воспитании школьников такой стороной
является трудовое воспитание.
Включаясь в трудовой процесс, ребенок
коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире.
Радикальным образом изменяется самооценка. В процессе общения и овладения
новыми знаниями формируется мировоззрение школьника. Работа в коллективе развивает
социализацию личности ребенка Развитие способностей, чувств и мышления делает
личность ребенка более гармоничной. В труде формируются такие качества
личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность,
самостоятельность и инициатива.
Выполнение определенных посильных
трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства
доброжелательности, отзывчивости.
Труд играет большое значение в
развитии способностей учащегося. Внимание школьников становится
целенаправленным и произвольным, хотя довольно долго сильным и конкурирующим, с
произвольным остается непроизвольное внимание детей, увеличивается его объем,
возрастает способность распределять внимание между несколькими объектами.
Велика роль труда в развитии мышления.
По мере овладевания трудовыми навыками, развиваются его новые формы:
техническое, практическое, логические. Мышление приобретает абстрактный и
обобщенный характер.
Осмысленный труд помогает школьнику
понять, почему важны знания, придаёт дополнительный стимул учёбе. Но для этого
сам учитель должен много знать и уметь.
Ученические ошибки – в значительной
степени результат деятельности учителя. «Хорош педагог, над исправлением ошибок
работающий, ещё лучше – их предупреждающий». Тот, кто сумел проанализировать
будущее занятие, «проиграть» его и многое предусмотреть, не только добивается
качество обучения за меньшее время, но и создаст условия для успешной работы
учащихся, что очень важно в воспитательном плане.
В
условиях трудовой деятельности происходит развитие воображения. Стремление школьников указать условия происхождения и
построения каких-либо предметов способствует развитию у них творческого (продуктивного)
воображения.
Труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности ребенка.
Учебный труд едва ли не самый тяжелый для ребенка, ведь он требует
большого умственного напряжения, длителен и кропотлив. Но именно в процессе
учебного труда воспитывается отношение к трудовой деятельности в целом,
происходит целенаправленное, ежедневное развитие личности ребенка.
Общественно полезный труд является основой всей системы трудового
воспитания учащихся. Общественно полезный труд — это целенаправленная,
планомерная, сознательная, добровольная деятельность, имеющая четко выраженную
общественную значимость. В него вовлекаются все учащиеся.
Бытовой труд
в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка,
магазины и прочие дела – не перечислить, как их много. Изо дня в день
повторяется одно и тоже, никуда от этого не деться. Приучать детей к бытовому
труду необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей
самостоятельной жизни. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся
ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют
умственному развитию ребенка.
Ручной труд
является важнейшим видом труда в любой школе. Он направлен на обучение детей
работе с различными материалами. Кроме того, ручной труд оказывает
коррекционное влияние на умственное развитие младших школьников. Так, например,
специальное внимание на занятиях ручному труду уделено воспитанию у учащихся
привычки- обдумывать задание, не приступать сразу к его исполнению. В этом
отношении трудно переоценить значение аппликационных работ и изготовление
поделок (пособий), закладок для книг, при выполнении которых у учащихся
вырабатываются навыки организованности, умения действовать по заранее
составленному плану, осуществляются межпредметные связи, развиваются
конструкторские умения и навыки, творческие способности, расширяется кругозор
детей. В процессе труда дети знакомятся с простейшими
техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами,
учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
Дети на опыте усваивают элементарные
представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным
превращениям, из него можно делать разнообразные вещи.
Но какая бы работа не проводилась в
школе по трудовому воспитанию, основы его закладываются в семье. Подражание,
свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к
активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то
же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача учителей,
если они хотят вырастить трудолюбивое поколение.
Организуя целенаправленную,
ежедневную работу по трудовому воспитанию, следует помнить и о возможностях
произведений художественной литературы, иллюстраций, картин, фильмов, которые
помогут расширить представления ребенка о труде взрослых.
Нельзя противопоставлять
общеобразовательную и трудовую подготовку, улучшать первую за счёт второй.
Необходимо совершенствовать ту и другую, добиваясь их слияния в едином учебно-
воспитательном процессе.
Надо остановить свёртывание трудовой
подготовки в школе, обеспечить с учётом того , что её будущим выпускникам
предстоит работать уже в новых экономических условиях. Каждый учитель
технологии может внести свой вклад в улучшение трудовой подготовки. Прежде
всего следует лучше, эффективнее использовать возможность, которой почти нет у
учителей общеобразовательных школ –учить школьников не на словах, а на деле.
Вполне осуществимая самим учителем
труда задача – усилить внимание к формированию у учащихся политехнических
знаний и умений, культуры труда, без которых невозможно обладать ни одной
профессией, а затем успешно работать по ней. Задача эта реализуема тем
успешнее, чем активнее учитель добивается включения школьников в практические
дела, в современное производственное отношение. При этом очень важно не
скрывать от них недостатки и трудности экономики, ориентировать на перспективу,
приобщать к проблемам рыночных отношений, воспитывать чувство сопричастности к
этим проблемам, желание участвовать в их решении, создавать условия для такого
участия. Не менее важная задача – обеспечить у учащихся формирование
трудолюбия, других нравственных качеств без которых даже знающий и умелый
рабочий, специалист будет плохим работником. Роль учителя, конечно, состоит не
в чтении нравоучений о пользе этих качеств, а в таком педагогическом
руководстве практической работой, общественно полезном, производительным трудом
учащихся, которые обеспечило бы их воспитательную эффективность.
У учителя технологии много
возможностей помочь учащимся осознанно выбрать профессию с учётом своих
желаний, интересов, особенностей, а так же потребности народного хозяйства в
кадрах требований к его работникам.
Учащимся обязательно надо разъяснять,
что при рыночной экономики потребности в работниках различной профессии будут
изменчивы, а требования к ним возрастут. На рынке рабочей силы всегда была
конкуренция, компетентные добросовестные работники всегда были в цене Людям же
плохо подготовленным, не говоря уже о бездельниках и лентяях, может грозить
безработица. Главное в профориентационной работе учителя технологии – не
столько рассказывать о профессиях, сколько предоставлять школьникам широкие
возможности попробовать свои силы на практике, найти себя в работе. Особое
значение имеет организация деятельности у учащихся, у которых проявляются
технические, производственные способности, другие качества, обуславливающие
успешное овладение умениями и навыками тез или иных профессий промышленности,
сельского хозяйства, сферы обслуживания. Вообще внимание к индивидуальным
особенностям учащимся и на этой основе дифференцированный подход к их обучению
и воспитанию – важнейшее условие в работе учителя. Причём она окажется плодотворной,
если будет сопровождаться встречными усилиями учащихся, заинтересованных в том
чтобы стать отличными работниками, образованными и культурными людьми.
Овладение трудовой подготовки требует солидной материально – технической базы.
Сохраняя то, что уже есть, следует добиваться её дальнейшего расширения и
особенно качественного совершенствования. Экспозиция поделок бывших учеников
учит ценить, бережно относиться к тому, что сделано руками прошлых поколений, помогает
понять, что без прошлого не было бы настоящего.
«Сегодня «юные техники» – завтра -рабочие,
инженеры, изобретатели.»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.