Муниципальное
казенное общеобразовательное учреждение» Средняя общеобразовательная школа №14
пос. Приэтокского» Георгиевского района Ставропольского края
Доклад на
педсовет
Духовно-нравственное
просвещение на уроках
русского
языка и литературы
и во
внеурочной деятельности
Подготовила:
учитель
русского языка и литературы
Еремизина
Людмила Павловна
Под духовно-нравственным
просвещением понимается передача детям тех знаний, которые формируют их
нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, то есть
Православия, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на основе
духовно-нравственных ценностей.
Следует различать
духовно-нравственное просвещение и религиозное образование. Последнее
подразумевает вероучительное просвещение, которое осуществляется в воскресных
школах. Духовно-нравственное просвещение, будучи стержнем формирования
личности, гражданина и патриота России, является неотъемлемой частью общего
учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного
образования.
Работа по духовно-нравственному
просвещению предполагает обращение к творческому наследию таких отечественных
педагогов, как К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, С.А. Рачинский, В.В. Зеньковский,
П.Ф. Каптерев, которые в своих педагогических системах придавали большое
значение духовно-нравственному просвещению.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ.
В условиях современного
общественного кризиса России, который определяется, прежде всего кризисом
духовных и нравственных ценностей и поэтому сопровождается такими
разрушительными явлениями, как рост детской подростковой преступности, суицида,
наркомании, сектанства, особое значение имеет возвращение к традиционной для
нашего Отечества системе нравственных ценностей, сформированных Православием
(уважение к старшим, терпение и терпимость к окружающим (толерантность), умение
признавать свои ошибки, послушание, целомудрие, милосердие).
1. Особую
важность приобретает формирование чувства патриотизма у детей и подростков.
2. Патриот не
может не знать и не любить культуру своего народа. Мы живём во времена
глобализации всех процессов. И чтобы не потеряться в общем доме всех народов,
мы должны сохранить и познакомить другие нации с нашей культурой, нашей
самобытностью, которая в течение тысячи лет была кровно связана с Православием.
3. Но
православие не только культуросообразующая компонента отечественной
цивилизации, но и государствующая религия. Огромнейшее же число современных
деструктивных, стремящихся обосноваться в учебных заведениях, разрушает
государственность и деформирует сознание учащихся. Чтобы привить детям
иммунитет против сект, необходимо знакомить их с традиционной духовностью.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ:
- Приоритет
морально-нравственного воспитания перед рационально-информационным.
- Деятельный
характер работы (не только рассказ о милосердии, а дела милосердия;
организация исследовательской работы по духовному краеведению и т.д.)
- Воспитание
личности учащихся через духовно-нравственные качества педагога.
- Воспитание
на идеалах Святой Руси.
- Воспитание
любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
- Формирование
гражданских и патриотических чувств, любви к Отечеству.
7. Формирование
нравственных чувств ребенка: совести, долга, веры, надежды, ответственности,
гражданственности, патриотизма;
8. Развитие
нравственной позиции: способности к различению добра и зла, проявлению
самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;
9. Развитие
нравственного облика: кротости, смирения, терпения, милосердия, незлобивости;
способности прощать обиды, проявлять стойкость и мужество;
Для того чтобы духовно-нравственное
воспитание было успешным, необходима системная организация на всех его уровнях.
Организация духовно-нравственного
воспитания предусматривает разработку нормативно-правового сопровождения,
создания оптимальной системы подготовки и переподготовки педагогов,
взаимодействие социальных институтов: образовательное учреждение, семья,
социальные институты, церковь и т.д.
Самым же важным звеном
организационной работы является построение практической воспитательной работы,
что предполагает разработку соответствующих форм и методов. И здесь, видимо,
самый сложный участок работы, потому что именно на уровне форм и методов
содержание воспитания становится реальным живым воспитанием.
Задача духовно-нравственного
воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества
педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг,
честь, совесть, достоинство.
Формы воспитания. Воспитание
реализуется в разных формах: уроки, факультативы, кружки, мероприятия,
внешкольная, внеклассная работа и т.д.
О
Боже, ты даёшь для родины моей
Тепло
и урожай, дары святого неба.
Но,
хлебом золотя простор её полей,
Ей
также, Господи, духовного дай хлеба.
А.Н.Майков.
Эти строки
стихотворения русского поэта Аполлона Николаевича Майкова звучат актуально и
злободневно. В настоящее время общество переживает ценностный, духовно-нравственный
кризис, который является причиной существенного падения нравственности
подрастающего поколения. Проблема духовно-нравственного воспитания является
первоочередной проблемой общества. На мой взгляд, сейчас России нужна не только
и не столько модернизация экономики – это шаг второй, сколько модернизация
человека, т.е. воспитание духовно-нравственной, ответственной, инициативной
личности.
Я думаю, сейчас
педагоги на вопрос, что они должны делать: обучать, воспитывая или воспитывать,
обучая и развивая - должны выбрать второе.
Воспитание и развитие
духовно-нравственного гражданина – одна из приоритетных задач общества и
государства 21 века. Проблема духовно-нравственного воспитания определена как
задача первостепенной важности и чрезвычайной значимости и в новом Федеральном
государственном стандарте общего образования, и в «Концепции модернизации
Российского образования». Особое место занимает эта проблема и в моей
педагогической деятельности. Работу по духовно-нравственному воспитанию и развитию
школьников я считаю задачей первостепенной важности.
Проблема нравственного воспитания
учащихся – одна из сложнейших проблем, стоящих в наше время перед школой.
Немаловажная роль в её решении отводится урокам литературы, на которых
происходит формирование чувства ответственности перед обществом, активного
понимания социальных функций, осмысление своих прав и обязанностей, этических
норм.
Наши ученики – подростки. Они
переживают самый трудный этап своего духовного становления – этап нравственного
самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров. Почти в
каждом художественном произведении ученики смогут найти ответы на вопросы,
связанные с постижением ими нравственного мира героев, особенностями их
поведения, взаимоотношений. Систему духовно-нравственного воспитания в условиях
социально-педагогического партнерства можно представить в виде схемы. Это
взаимодействие школы, семьи, учреждений культуры, общественных организаций и
СМИ.
Я считаю, что учитель
словесности – это художник, врач и скульптор, терпеливо, последовательно и
настойчиво осуществляющий духовную лепку человека.
Уроки русского языка и
литературы - это всегда уроки были, есть и будут уроками нравственности, добра
и красоты. Нравственно-эстетический потенциал литературы очень высок, степень
эмоционального воздействия на наших учеников исключительна, глубина
нравственной проблематики неисчерпаема.
Русская литература -
это воистину «неупиваемая чаша» нашей духовности.
Диалогическое
взаимодействие на уроках помогает успешно реализоваться в процессе учебной
дискуссии, обладающей большим педагогическим потенциалом для развития
духовности и нравственности учащихся. В качестве примеров можно привести
некоторые вопросы, которые я предлагаю моим ученикам для дискуссий при изучении
литературных произведений:
-Чацкий и Молчалин –
кто из героев комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» «вписался» бы в современную
жизнь и почему?
-Умен ли Чацкий?
-Печорин и Онегин -
«лишние люди» своего времени, а нужны ли они в XXI
веке?
-Смогла ли Татьяна
Ларина, любимая героиня А.С.Пушкина, спасти от духовной безысходности Евгения
Онегина?
- Грех, возмездие и
покаяние в драме А.Н.Островского «Гроза». Был ли иной путь у Катерины?
-Проблема «отцов» и
«детей» - актуальна ли данная проблема сегодня?
В процессе восприятия
художественного произведения ребёнок усваивает сложные мировоззренческие
понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждается в
правильности тех или иных решений, получает опыт нравственной оценки.
Иногда тема урока литературы
позволяет весь урок полностью посвятить духовно-нравственному просвещению.
Изучая сказ Н.С.
Лескова «Левша» в 7 классе уч-ся узнают, что автор увидел
российскую жизнь неблагополучной и неустроенной и нашёл возможность обновить и
улучшить её. Писатель считал, что надо поставить во главу угла человека, его
духовное возрождение. Поэтому во всех произведениях Лескова главное – это
человек и его стремление к добру. Работая над тремя первыми главами сказа,
наблюдаем над героями: царем Александром Павловичем и атаманом Платовым.
Выполняя домашнее задание, уч-ся работали над понятием слова «патриот» и
выяснили что:
Патриот - тот,
кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и на подвиги во
имя интересов своей Родины.
Отвечаем на вопрос:
- Кто же патриот – царь Александр
Павлович или атаман Платов? Уч-ся отвечают, что Платов и приводят цитаты из
текста, характеризующие обоих героев.(Александр Павлович: «Мы, русские, со
своим значением никуда не годимся», Платов: «И чуть если Платов заметит, что
государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, сейчас же скажет: так и
так, и у нас дома своё не хуже есть…».
И, конечно же, истинный патриот –
левша. Что вкладывает Левша в понятие «отечество, родина»? Прежде всего, для
него это дом и семья: «у меня дома родители есть». Родина для Левши – это вера:
«наша русская вера самая правильная». Никакие злые обстоятельства не убили в
Левше чувство патриотизма. Идея патриотизма – основная в произведении.
Лесков считал, что потребность
делать добро – самая главная в человеке. Такая потребность есть у Левши, такая
же потребность есть у учительницы Лидии Михайловны, героини рассказа В.Распутина
«Уроки французского» (6 класс). Ребятам понравилось это
произведение. Эстетическая задача изучения произведения состоит в том , чтобы
ученики опирались не только на содержательную сторону произведения, но и могли
сами проанализировать тот или иной эпизод, оценить поступок героя.
- Когда начинается для мальчика
самостоятельная жизнь? (в 12 лет)
- Почему мальчик играет «в чику» на
деньги? (чтобы купить себе кружку молока).
- Какие черты характера вас
привлекают в герое? (стойкость, жажда знаний, чувство собственного
достоинства).
Когда работа над произведением была
завершена, проводилось итоговое тестирование. 2 вопрос из 5 был такой:
«Название произведения говорит о том, что перед нами…» и варианты ответов:
1) рассказ о необходимости изучения иностранных языков
2) история дополнительных занятий
по французскому языку
3) рассказ героя о любимых уроках
французского языка
4) рассказ об уроках нравственности
и доброты.
8 человек из 12 выбрали правильный
ответ – рассказ об уроках нравственности и доброты.
Изучая рассказ А. Платонова
«Юшка» ( 7 класс), мы говорим о необходимости сострадания, милосердия,
недопустимости жестокости.
Всё творчество А. Платонова
нацелено на то, чтобы пробудить интерес и уважение, бережное отношение к
любому, даже самому пропащему человеку. Но писатель не требует «слепой любви».
Он учит своих читателей видеть в человеке хорошее. Платонов активно защищает
человека от посягательств других людей. Юшка, один из самых униженных его
героев, говорит обидчику: «Я жить родителями поставлен, я по закону родился. Я
тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя».
При изучении романа «Дубровский»
шестиклассники должны увидеть в А.С. Пушкине писателя, протестовавшего против
гнета самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в прошлом
и будущем родины. На уроках при анализе текста можно использовать
сопоставительную характеристику Троекурова и Дубровского, беседу, сообщение по
ранее составленному плану, устный рассказ по одной из иллюстраций, изложение с
элементами сочинения.
Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
(7 кл.) – это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики
отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе
за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса, его сына Остапа
вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные
представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине,
храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.
На уроках русского
языка также можно заниматься духовно-нравственным просвещением.
И здесь я стараюсь
использовать языковой материал с ярко выраженной нравственной окраской. Это
тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о
любви к Родине, которые побуждают обучающихся не только думать, но формировать
нравственную позицию.
Основным
содержанием духовно - нравственного воспитания на уроках русского языка
являются базовые национальные ценности:
патриотизм — любовь к России, к
своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода
личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского
общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность — служение
Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок,
поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья — любовь и верность,
здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о
продолжении рода;
труд и творчество — уважение к
труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
наука — ценность знания, стремление
к истине, научная картина мира;
традиционные российские религии —
представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности
религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе
межконфессионального диалога;
искусство и литература — красота,
гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое
развитие, этическое развитие;
природа — эволюция, родная земля,
заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество — мир во всём мире, многообразие
культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество
Направления:
1. Внедрение на уроках русского
языка форм и методов работы с текстом, способствующих духовно – нравственному
развитию учащихся;
2. Подбор тематического текстового
материала, транслирующего духовно-нравственные ценности, разработка способов
практической работы с ним;
3. Разработка методического
материала, направленного на формирование ценностного отношения к здоровью.
Педагогические
условия, обеспечивающие развитие духовно-нравственных ценностей :
• опора на ценностный потенциал
содержания образования (прежде всего, предметов гуманитарного цикла);
• сочетание традиционных форм
обучения с инновационными, использование преподавания русский язык как
предмета, формирующего духовную сферу человека, а также разнообразных форм,
методов и средств внеурочной деятельности по предмету;
• интеграция учебных и внеклассных
форм деятельности, основного и дополнительного образования на основе единых
тематических линий
• использование святоотеческого
наследия как дополнения к ценностному ядру основного образования.
В основе формирования духовно –
нравственных ценностей методической системы лежит деятельностный подход,
который осуществляется через основные виды деятельности:
- эстетический (формирование
эстетического вкуса как ориентира самостоятельной учебной деятельности,
формирование основных теоретико-художественных понятий для овладения анализом и
оценкой литературно-художественных произведений);
- интеллектуальный (формирование и
развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью,
навыками логического мышления);
- познавательный (формирование
системы гуманитарных и духовных понятий, составляющих основу научных знаний);
- творческий (создание творческих
работ, проектов и т.п.);
- исследовательский (выполнение
различных исследовательских работ).
На уроке развития
речи в 8 классе «Описание памятника архитектуры нашего города »
учащиеся задумываются: какой в городе есть архитектурный памятник? И приходят
к ответу, что таким памятником является Никольская церковь. В сочинении можно
рассказать и об истории появления памятника, и о его архитектурных
достоинствах.
На уроке развития
речи в 7 классе по теме «Описание внешности человека» ребятам предлагается
сочинение по картине П.Д. Корина «Александр Невский». Цель его:
духовно-нравственное просвещение на примере жизни и деятельности Александра
Невского. Почему Александр Невский? Это – достойный пример для подражания.
Невский – это патриот своей страны. Он и прославленный военачальник, и мудрый
правитель, и талантливый дипломат, и просто князь, причисленный к лику святых.
Самое главное – это человек с активной жизненной позицией, а значит – он и есть
тот духовно-нравственный ориентир, который необходим в жизни наших детей.
Духовно-нравственное
просвещение во внеурочной деятельности
В моей воспитательной работе с
классом духовно-нравственное просвещение занимает основное место. И в
понятие духовно-нравственное просвещение входит и патриотическое, и половое
воспитание, и пропаганда здорового образа жизни, а именно отрицательного
отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотических веществ.
1
сентября
мы начинаем учебный год уроком по духовно-нравственному и гражданскому
воспитанию.
Классный час «10
заповедей Д.С. Лихачева»
праздник,
посвящённый Дню Матери «Под покровом любви»;
«Новогодний
классный час с рассказом о Рождестве Христовом».
Краеведение
( конкурс стихов « Природа в произведениях поэтов Ставрополья» )
И всё же особые впечатления
оставались у ребят, когда мы совершали поездки:
- Поездка
по лермонтовским местам и посещение домика Лермонтова в г. Пятигорске.
«Родной
край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на
которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Ежегодно ребята участвуют в краеведческих чтениях, где представляют свои
исследовательские работы не только по историческому, но и по литературному
краеведению
В заключение мне
хотелось бы обратиться к словам Святейшего Патриарха всея Руси Алексия II:
“Людям, занимающимся образованием, всегда следует помнить о том, что само слово
“образование” восходит к понятию “образ Божий”, который по учению Церкви,
необходимо восстановить в человеке”. Величие народа в том, что носит в сердце
он своём».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.