Доклад
на педагогический совет
Роль
личности учителя в повышении качества образования в современной школе
Зорина
Елена Валерьевна,
учитель
русского языка и литературы
МАОУ
СОШ №54,
г.п.Октябрьский
2014 год
Говорят,
«кто не думает о будущем, тот его и не имеет». Общество сегодня проявляет
активную заинтересованность в будущем образования. На государственном уровне
поставлена масштабная цель - привести образование к системным изменениям,
повысить его качество, подготовить к жизни конкурентоспособную личность.
Что
такое современная школа сегодня? Это высокий профессионализм педагогов,
инновационные технологии, сотрудничество и единство в решении поставленных
задач между всеми участниками образовательного процесса.
И
в решении задачи построения Новой школы учитель является ключевой фигурой.
Учитель
управляет деятельностью учащихся в процессе обучения, и чем выше будет его
профессионализм, тем выше будет качество обучения.
Какой
учитель нужен современной школе? Об этом я хочу сегодня поговорить с вами.
Без
всяких сомнений, учитель – это не просто профессия, это мировоззрение, стиль
жизни, когда для детей просто необходимо быть внимательным слушателем, честным
другом, строгим критиком и добрым советчиком. При этом важно помнить, что работа
учителя – это особый, жертвенный труд, который дает видимый результат, конечно
же, не сегодня и не завтра. И педагогу нужно запастись немалым терпением, чтобы
через годы увидеть настоящий большой результат своих внимания, усилий и
ежедневного труда. А для этого, как известно, нужно уметь жертвовать, щедро
отдавать и бескорыстно дарить детям тепло души и сердца, вселять надежду в себя
и свои силы. Как подсказывает педагогический опыт, это возможно лишь тогда,
когда наши отношения с учениками определяются в первую очередь внутренней
культурой учителя. Именно внутренняя культура, по моему глубокому
убеждению, дает моральное право учителю быть учителем, главное дело которого не
назидать, а вести ученика по дороге света, добра и знаний. Возможно, кто-то
скажет, что это само собой разумеющиеся очевидные вещи, автоматически
сочетающиеся с образом учителя. Но, к большому сожалению, это далеко не так.
Многие
думают, что внутренняя культура - это прежде всего синоним к слову
«интеллигентность», а в педагогической профессии – проявление внутреннего
достоинства. Я считаю, что внутренняя культура учителя - осознание высокой
роли и огромной ответственности за свое дело.
Заметьте,
мы всегда внутренне тянемся к тем людям, вблизи которых легче дышится. Наше
интуиция подсказывает нам, что их культура и воспитание не позволит отказать
нам в помощи, сорваться на крик, обидеть невниманием. Что же говорить о детях,
которые особенно чутки к тону взрослых! Им достаточно услышать интонацию наших
первых слов и увидеть учительские глаза, чтобы ясно понять наши чувства и
настроение. Вот почему в краткой учительской фразе: «Иди к доске!» для ученика
заключена целая гамма чувств, от радости открытия до панического страха
неудачи. Можно только предполагать, как по-разному может быть прокомментирована
учителем ситуация с неподготовленным домашним заданием, забытой дома тетрадью
или опозданием на урок. И что услышит ребенок в свой адрес: гневную речь
педагога или твердое обращение-разъяснение о последствиях случившегося –
зависит, конечно, от такта и этики самого учителя.
Педагогу
доверено самое бесценное и святое - судьба ребенка, его путь взросления. Это
ответственная ежедневная работа, которая, как известно, требует от учителя не
только любви и доброты. Согласитесь, что в обучении так или иначе есть момент
принуждения, поскольку некоторый программный материал нужно просто выучить и
отработать, чтобы перейти на следующую ступень знаний. Вопрос в том, насколько
это удается делать с пониманием взаимных интересов и уважения к ребенку. Нужно
ли говорить, что наши отношения с детьми во многом зависят от того, что
именно нами руководит в данный момент: совесть, долг, великодушие, власть или
всепрощающая любовь? По большому же счету, как я понимаю, руководит нами в
профессии наша внутренняя культура. Это значит: культура слова, диалога,
отношений, поступка. И если всему этому учитель придает свое особое место, он
настоящий учитель, который умеет извлечь урок из своего урока.
А это, согласитесь, уже педагогическое искусство.
Научиться
извлекать урок из своего урока поможет сложный путь диалога с самим собой: как
меняются мои дети? Как меняюсь рядом с ними я? Где моя главная победа на уроке
и что осталось на его полях? Что запомнят дети из сегодняшней встречи со мной,
а к чему следовало бы вернуться? Наверное,
размышления на сей счет становятся
для многих учителей большим внутренним монологом с многоточием в конце. Точки никогда не будет, потому что, отвечая на один вопрос, мы задаем себе следующий.
Где-то прочитала, что известный актер Ростислав Плятт различал сорок оттенков тишины в
зрительном зале. И
сразу подумалось про эти сорок оттенков в школьном классе на уроке. Ведь согласитесь, есть, существует
на уроке тишина недоверия, неприязни, равнодушия и даже страха. И полная противоположность этому - оттенки тишины детского удивления, восхищения, творческого озарения, когда еще минута - и работа буквально закипит. Как опасны одни и как окрыляют другие!
И
немного о любви. Невозможно представить, чтобы все назначение учителя в школе - преподавать предмет. Да даже в том, как мы утром говорим детям "Здравствуйте!" определяется наша мера любви к ребенку. Интонация первых слов, безусловно, важна. Но придаем ли мы значение тому,
как выходим из класса: торопливо? безучастно?
в плотном окружении
детей? Можно это считать мелочью, но даже в банальном выходе с урока виден учитель. Это к тому,
что считать в педагогике главным, а что -
нет.
И значимость учителя определяется не его
положением и, в конце концов, не разрядом и категорией, а тем, как к нему относятся дети. Не все одинаково должны любить твой предмет, но ты одинаково
должен любить всех детей. Мне кажется это правильным. И нельзя быть любимым на один
день, на неделю. Тебя или принимают и относят в число любимых, или ты так и будешь в сознании ребят только учителем биологии, физики, химии и никем больше. А разве правильно говорить:
завоевать любовь учеников? Почему боем, наступлением на сердца и души? Она
должна возникнуть сама по себе, без усилий и напора.
Мне жаль тех педагогов, которые уходят из школы, так
и не узнав, как много
определяет в школьной жизни слово "любовь". Наверное, это не было главным в их ежедневной работе, где объяснение,
закрепление,
контроль заслоняли живого ребенка.
Осталось
сказать и об оптимизме учителя. Если он не дает каждому ребенку веру в его силы
и будущие удачи, то стоит задуматься над тем, почему дети в его классе плохо
учатся и не хотят идти на урок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.