Выступление на городской научно – практической
конференции
27 марта 2012 года
(доклад рекомендован на августовскую
педагогическую конференцию)
Познавательная активность, познавательный
интерес
Инновационные формы и методы активизации
Кузнецова И.Н.
КГУ « Средняя школа №9
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ,
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
«Труд школьника должен стать источником
умственного удовлетворения и душевной радостью. Учением можно и нужно
заниматься с увлечением, интересом, а не просто по обязанности…»
Я. А. Каменский
Перед современным учителем стоит
задача - обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках для
становления субъектной позиции. Ученик
не должен выступать в роли пассивного объекта деятельности педагога. Он должен учиться сам, а учитель должен
осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать,
организовывать, координировать, консультировать, контролировать. Для этого
необходимо, чтобы школьники проявляли активность и интерес к предмету,
стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и
получали удовлетворение от уроков.[1]
Активность необходимо
рассматривать как психическое качество, черту характера человека, выражающуюся
в его усиленной деятельности.
А.К.Маркова под проявлениями
познавательной активности понимает «все виды активного отношения к учению как
познанию: наличия смысла, значимости для ребенка учения как познания, все виды
познавательных мотивов...» Признавая за учащимися активное начало в
познавательном процессе, она утверждает, что на основе этого обучающийся
формируется как субъект учебной деятельности. [2]
Г.И.Щукина рассматривает
познавательную активность как «ценное и сложное личностное образование
обучающегося, которое выражает особое состояние обучающегося и его отношение к
деятельности» [3, с.160]
С данной трактовкой
познавательной активности перекликается определение Т.И. Шамовой: «Активность в
учении не просто деятельностное состояние обучающегося, а качество этой деятельности,
в которой проявляется личность обучающегося с его отношением к содержанию,
характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые
усилия, на достижение учебно-познавательной цели». [4, c. 209]
Познавательная активность школьника, как психическое
состояние человека, являющееся и условием, и сопутствующим фактором изменения
самой деятельности, может быть представлена совокупностью
психолого-педагогических характеристик, наличие и становление которых будет
выражаться в стремлении ученика к осознанному и качественному решению учебных
задач, в расширении и углублении знаний, в познании сущности выполняемых
действий. Критическое отношение к себе, самооценка, организованность,
внимательность, эрудированность, любознательность, инициативность,
эмоциональный интерес и творческое мышление как структурные компоненты
познавательной активности являются основой познавательного (когнитивного)
развития школьника в процессе занятий физической культурой на уроке в школе.
Среди
условий, при которых развивается познавательная активность учащихся, выделяются
следующие:
-
пробуждение интереса к изучаемому предмету. Этому способствует организация
обучения, при которой учащиеся действуют активно, потому что вовлекаются в
процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний;
-
разнообразие видов деятельности на уроке;
-
осознание учащимися важности, необходимости и целесообразности освоения
намеченных учителем действий на уроке;
-
связь нового материала с ранее изученным;
-
доступность учебного материала, характеризующегося определенной степенью
трудности, сложности;
- своевременность контроля и
оценки результатов деятельности учащихся; яркость, эмоциональность учебного
материала, создание положительного эмоционального тонуса. [1]
Исследования по проблеме
формирования познавательной активности включают, как изучение ее компонентов,
так и поиск средств и частично методов ее формирования. Наличие жесткой
регламентации в обучении двигательным действиям и в развитии физических качеств
ограничивало развитие методик, связанных с познавательной активностью. Долгие
годы господствовал принцип "делай, как я", в то время как ученик на
уроке должен чувствовать себя творческой личностью, осваивая упражнения,
задумываться над ними, запоминать, анализировать, понимать их значимость,
исследовать, т.е. развивать познавательные потребности:
Таблица 1. Познавательные потребности
Основные категории учебных целей
|
Типы постановочных задач
|
Параметры оценивания ученика
|
Знание
|
Типовые урочные задачи
|
Ученик знает терминологию, основные понятия, правила и принципы
(Назовите…, в каком году…,где проходило…, выполните упражнение…)
|
понимание
|
Типовые урочные задачи
|
Понимает основные правила, факты и принципы (объясните взаимосвязь…,
объясните закономерность..., придумайте собственное упражнение на развитие…)
|
Применение (Умение использовать изученный материал в конкретных
условиях и новых ситуациях)
|
Знакомить с кратким планом решения, или для полностью
самостоятельного применения
|
Использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет знания в
конкретных практических ситуациях (объясните цель применения данного
упражнения…, выполните самостоятельно…, выполните разными способами..)
|
Исследование (умение комбинировать элементы, чтобы получить целое)
|
Творческие задания
|
Ученик разрабатывает комплексы упражнений., предлагает план
проведения учебных игр или эксперимента, проектная деятельность учащихся
(предложите выполнить..., составьте из эл-ов..., каковы возможности
объяснения)
|
Оценка (умение оценить значение того или иного материала)
|
Творческие задания
|
Ученик оценивает значимость того или иного продукта деятельности
(соответствует ли..., что Вы думаете о..., опишите достоинства...., выделите
критерии
|
Перспективными являются такие формы работы
между учеником и учителем, которые активизируют процесс инициативы у учеников,
повышение самостоятельности, способствуют переходу от состояния «Я должен» к
состоянию «Я хочу» [5]
Интерес познавательной
деятельности к предмету - мощный двигатель обучения и учения. От него зависит
не только продуктивность овладения знаниями, способами познавательной
деятельности, но и общий тонус всей учебной деятельности. [1] В последнее время наблюдается тенденция к
снижению интереса к физической культуре. Интерес к физической культуре - одно из проявлений сложных процессов
мотивационной сферы. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив
учебной деятельности школьника. Он представляет собой избирательную
направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне
и самому процессу овладения знаниями. Успешная реализация мотивов и целей
вызывает у школьника вдохновение успехом, желание продолжать занятия по
собственной инициативе для своего физического совершенствования. Поддержание
интереса и целеустремленности у школьников во многом зависит от того,
испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры и формируется ли
у них удовлетворенность занятиями физическими упражнениями. [6, с.12]
Удовлетворение интереса не
приводит к его исчезновению, а наоборот интерес может укрепляться, развиваться,
становиться более глубоким и разносторонним. Каждого ребенка необходимо
ориентировать на доступный и подходящий для него результат, достижение которого
должно восприниматься им и оцениваться учителем, товарищами по классу,
родителями как успех, как победа школьника над собой. Без ориентации на результат
двигательная активность школьников неэффективна, как в плане формирования
активного интереса к ФК, так и в плане физической и технической подготовки.
Для активизации познавательной
активности и познавательного интереса у учащихся занимаюсь поиском и
апробацией различных инновационных активных форм, методов и средств. Применение инноваций на уроках физической
культуры стимулирует деятельность учащихся при выполнении всех этапов усвоения
учебного материала, способствует развитию стойкого познавательного интереса у
учащихся. Одной из таких
инновационных форм является роуп-скиппинг.
Роуп-скиппинг - одно из популярных средств двигательной активности за рубежом,
представляющий традиционные прыжки на скакалке, сложные комбинации прыжков,
акробатических элементов, танцевальных элементов с одной или двумя скакалками,
которые выполняются индивидуально или в группах под ритмичную музыку. Изучение
элементов роуп-скиппинга у девочек вызывает устойчивый познавательный интерес.
Это обусловлено новизной двигательной деятельности. Известно, что познавательная активность развивается из
потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения.
Также тем, что в подростковом возрасте девочки чаще
думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и походке. На уроках с
использованием элементов роуп-скиппинга девочки ставят себе цель физического
самосовершенствования. Понимая цель, к которой они стремятся, у них
формируется удовлетворенность занятиями, повышается уровень мотивации.
Повышению эмоционального уровня способствует использование функциональной
музыки. Под влиянием музыки активизируются физиологические и психические
функции организма: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются
кровеносные сосуды, активизируется обмен веществ. В результате обостряется
восприятие окружающего мира, повышается работоспособность. Игровой и
соревновательный метод при занятиях со скакалкой используется для комплексного
совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. Он
позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота
ориентирования, находчивость, самостоятельность, инициативность. Занятия, с
использованием данных методов повышают интерес к физической культуре,
стимулируют процесс усвоения техники отдельных элементов физических упражнений,
способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных перед
занимающимися задач.
Простота, доступность, высокая
эмоциональность позволяют использовать элементы роуп-скиппинга как на
уроках по физическому воспитанию в школе, так и во внеурочное время с
различной направленностью:
1.Оздоровительная направленность
- нагрузки умеренной интенсивности.
2.Рекреативная направленность - игры, эстафеты со
скакалками, шоу-программы.
3. Повышение уровня физической
подготовленности – развитие основных двигательных качеств: скоростных,
скоростно-силовых, выносливости, координационных способностей.
4. Спортивная направленность –
проведение соревнований по роуп-скиппингу. [7]
Этот вид двигательной активности
позволяет избежать монотонности и однообразия в уроках и является достаточно
эффективной, инновационной формой двигательной активности для активизации
познавательного интереса.
За три года работы по проблемной
теме ОЭР я пришла к выводу, что целенаправленное формирование познавательной
активности и познавательного интереса на уроках физической культуры будет
способствовать проявлению:
1.Устойчивого интереса к общей
цели и конкретным задачам занятий, а также эмоциональной удовлетворенности при
решении практических и интеллектуальных задач;
2.Активности в поиске информации,
тяги к знанию, а также уверенности и ориентации в полученных ранее знаниях;
3.Сознательного анализа,
самоконтроля и рационального использования сил при выполнении физических
упражнений;
4.Направленности, настроенности и
сосредоточенности сознания на каком-либо предмете или явлении,
самостоятельности и творческого отношения учащихся к выполняемым заданиям.
Ребенок является высшей ценностью
и ставится в центр воспитательного процесса. Это педагогическая аксиома, не
требующая, какого либо подтверждения. В работе со школьниками необходимо
помнить мудрость древних: «Ученик – это не сосуд, который необходимо наполнить,
а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит» [8].
ЛИТЕРАТУРА
1.
Познавательная
активность на уроке физической культуры: электронный ресурс http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65625b3bc68a4d43a89421206d27_0.html
2.
Маркова А.К.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя: электронный
ресурс
http://www.pedlib.ru/Books/1/0389/1_0389-50.shtml#book_page_top
3. Щукина Г.И. Активизация
познавательной деятельности у учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение,
1979. – 160с.
4. Шамова Т.И. Активизация учения
школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 209 с.
5. Подласый И.П. Педагогика. Новый
курс: электронный ресурс http://www.internet-biblioteka.ru/87-podlasyj-pedagogika-novyj-kurs.html
6. Михайлова Н.В. Как сформировать
интерес к физической культуре? // Физическая культура в школе, 1993 №5 с. 10-16
7. Берестецкая И.Ю., Окунская И.Ю.
Роуп-скиппинг на уроках физического воспитания в школе: электронный ресурс http://lib.sportedu.ru/books/xxpi/2002N3/p81-86.htm
8. Цитаты Плутарха: электронный
ресурс http://www.genialnee.net/authors/Plutarh/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.