Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыДоклад на научно-практической конференции

Доклад на научно-практической конференции

Скачать материал

Родина , село, дом… улица… В нашем сознании эти слова находятся рядом. И Рано или поздно у каждого непроизвольно возникают вопросы: почему наши улицы, села  носят те или иные названия? Почему слово-название так необычно? Кто придумал его? Что оно значит? К сожалению, большинство моих ровесников никогда не задавало себе такого вопроса. Об этом свидетельствует анкета, проведенная  в старших классах Субботинской  средней общеобразовательной школы. Большинство учащихся не знает , почему улицы  наших сел так названы.  Анализ анкет показал, что 75 % учащихся ,отвечавших на первый вопрос(нужно было объяснить названия улиц), не смогли объяснить названия ни одной улицы, даже той, на которой живут; 25 % - объяснили название одной улицы .  Многие из тех, кто объяснил названия хотя бы половины улиц сел  приводили абсурдные толкования типа: «Ленин – русский президент,  вождь РФ», «Чапаев - пулеметчик» . Однако  проведенный ними опрос показал, что учащиеся хотят получить знания по топонимике, интересуются историей села.

Что же – мы растем Иванами, родства не помнящими? А ведь  названия улиц имеют прямое отношение к истории нашей Родины, по ним, как по раскрытой книге, можно прочитать историческую и культурную летопись страны. Этим и обусловлена актуальность темы нашей работы.,так как впервые предпринята попытка собрать и систематизировать топонимы нашего села и его окрестностей

В основу работы положены как научные источники, так и свидетельства старожилов   

Цель работы: исследовать, как в названиях улиц с. Субботино и его окрестностей отразилось время их образования, выявить факторы влияния действительности на наименования  улиц.

Объект исследования – топонимика  с. Субботино , с. Средняя Шушь, с.Ленск, с. Майск.

            Предмет исследования – годонимы, то есть названия улиц сел Субботино ,Средняя Шушь, с.Ленск, с. Майск.

Проблема:

 Изучение местной топонимики  помогает понять причины, по которым родные места названы так, а не иначе, обогащает знания о малой родине, но топонимия отдельных территорий Красноярского края остается мало изученной.Каким образом реалии жизни влияют на выбор топонимических наименований ?

Гипотеза исследования:  наименование улиц связано с конкретными историческими событиями, лицами, особенностями природы, местоположением, ставшими причиной их появления и названия 

Данная цель реализуется посредством решения ряда задач:

 

1.         Изучить теоретическую литературу, связанную с понятием «топонимика», и узнать, как могут появляться названия улиц, населенных пунктов, для чего необходимо наименование объектов.

2.         Собрать материал (опросить старожилов села, составить картотеку улиц сел.

3.         Выяснить, каким путем образовались названия улиц  сел, выделить характерные тенденции наименований  улиц до революции и в наше время.

4.         Создать топонимический словарь названий улиц.

            Методы исследования: теоретический, опрос жителей деревни;

этимологический, лексико-семантический, лексико-грамматический, словообразовательный, стилистический анализ слов;

работа с документами, научной литературой по теме, другими источниками

Назначение топонима(  греч. топос – “место, местность” ионома – “имя”.) – называть объект, идентифицировать его и выделять из среды ему подобных. Поэтому большинство топонимов возникает без экспрессии. В основу названия кладётся один из признаков самого объекта, его отношение к другим объектам или к человеку.

Географические названия региона возникли в разное время на языках различных народов и имели определенное смысловое содержание. Вначале появлялись и развивались элементарные  термины: река, лес… Шушь – река, давшая название пос. городского типа Шушенское. С освоением новых территорий состав географических названий обогащался и детализировался по объектам. Возникла необходимость в сложных названиях с определительным словом.: Большая Шушь, Малая Шушь.

Река Средняя Шушь - левый приток р. Большая Шушь, впоследствии давшая название селению. Село Средняя Шушь  находится между реками Большая и Малая Шушь, обозначает среднее расположение между 2 объектами. Название произошло от этнонима «шуш» - род (кость) кызыльцев (хызыл). Русское произношение - Шушь, шусты. В.Я. Бутанаев приводит другое проихождение слова. У хакасов словом «шуш» называлась утка крохаль.

По мере  экономического и социального прогресса в обществе зарождалась новая группа географических названий – топонимы от этнонимов и личных имен. С. Субботино названо по фамилии крестьянина Субботина, первым построившим на этом месте заимку, с. Белозеровка-  по фамилии Белозерова.

с. Майск (Майский) - по названию рудника «Майский»(1937 год)

с.Ленск (Ленский) образовано , по свидетельствам старожилов, в годы НЭПа, коллективизации, там нарезали  земельные наделы. Вероятно, название связано с име

        Таким образом, в названиях сел  отразилась история   края, района, села (процесс переселения людей в нашу местность  из Пермской и Вятской губерний, разработка золоторудного месторождения.).           

 

 3.Годонимы с.Субботино

 

 Годонимы — памятные языковые знаки жизни наших предков. «Улицы — это пространственные ориентиры, а их имена не только знаки, но показатель культуры и духовной оседлости …В них — память и традиция, созерцание и точность, любовь и благодарность» (12, с. 122).

Прежде всего хотелось бы отметить, что появление названий улиц связано с практической потребностью людей назвать объект, определяя его положение в пространстве. В крупных селах для удобства ориентации появились топонимы, обозначающие разные «концы» поселения. Дальнейший рост и развитие сел  повлекли за собой появление наименований улиц, введение нумерации квартир.

Факт исторической первичности микротопонимов «устно-разговорного типа» подчеркивается всеми исследователями. Распространяется это и на годонимы с. Субботино. Названия улиц возникали в разговорной речи людей. Называя улицу, человек выделял характерный ее признак, который был явным для всех. (Большая, Задинки, Прицепиловка) Затем это название закреплялось в сознании людей, в обиходе и переходило в официальную документацию — служебную переписку, делопроизводственные материалы, на  планы.

Годонимы - названия улиц - имеют в нашем селе исторически сложившиеся и современные наименования, поэтому 30 улиц дали 43 микротопонима. Мы составили таблицу старых и новых названий улиц и топонимический словарь годонимов. До начала 20-х годов XX века улицы имели названия, полученные с момента появления в этой местности первых поселенцев. Центральная улица, с которой и началась застройка села,  была самая большая, ее так и стали называть  Большая.  А чтобы было яснее, в какой части этой длинной улицы искать кого-нибудь, части улицы получили более точные названия: Зады (Задинки), Прицепиловка. Соломенка(по первому дому, крытому соломой).

Названия улицам давали: Жерлык, Ягошиха, Таловка, Сопатовка, Вероятно, эти названия перенесены первыми переселенцами с прежних мест проживания. Щелкунцы, •*яросл. орехи К сожалению, в селе осталось мало старожилов, которые помнят историю происхождения того или наименования. (Ягошиха, Сопатовка, Щелкунья, Вшивая горка). Проблема времени - одна из главных проблем выяснения семантики топонимов, сохранения топонимических легенд. Не выясненной осталась семантика названий Ягошиха, Вшивая горка (одна из версий: на этой улице жили очень бедны люди, нищие, поэтому такое презрительное название появилось) .Необычно название улицы: Щелкунья. В словаре В.И. Даля  мы нашли  такое толкование  этому слову : болтливая бабенка; сплетница .  До революции наши предки выбирали выразительные,  нешаблонные имена, которые только подчеркивают уникальность, самобытность и историческую неповторимость  улицы.

 В 20-е годы прошлого столетия многие улицы получили новые, идеологические названия. Новые власти во что бы то ни стало стремились увековечить революционные настроения, а не соответствующие духу времени названия  уничтожить». Но во всех населенных пунктах появились одинаковые названия улиц (Ленина, Комсомольская…) Сегодня многие имена революционеров и коммунистов забыты, поэтому топонимы, получившие названия по именам активных деятелей Коммунистической партии и революционного движения, были нами подробно изучены, в словарной статье указаны годы жизни, общественная и революционная деятельность.

 Словарь включает в себя топонимы, образованные от  нарицательных имён существительных с символическим значением «революционный, советский». Данные топонимы имеют помету  «революционный».     

Топонимы, образованные от названий географических объектов (гидронимов ), имеют следующие пояснения в словарной статье: указано название исходного объекта.

Топонимы, указывающие на местоположение улицы относительно какого-либо географического объекта (реки, леса) или на особенности рельефа, имеют помету «местоположение».

Разделив названия улиц  на группы по принципам называния (номинации), мы выделили наиболее продуктивный принцип, ставший основным в формировании названий улиц сел – это топонимы, связанные с фамилиями активных деятелей Коммунистической партии и революционного движения. Все данные топонимы появились в Советскую эпоху, когда такой способ наименования улиц был очень актуальным. Таким образом,  в номинации улиц нашла отражение действительность того времени, отражающая идеологию советской России

Название сберегает для нас память о минувшем, и чем древнее оно, тем больше притягивает к себе, заинтересовывает, заставляет думать о том, что было до нас, что сейчас окружает нас, и ещё больше любить и уважать всё это

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты  найдут применение в работе школьного краеведческого музея, могут служить определенным дидактическим материалом при изучении ряда тем на уроках истории, русского языка, географии

Работа по расширению, уточнению словарных статей топонимического словаря продолжается, как и дальнейший сбор данных для составления словаря лесных массивов сел Субботино, Средняя Шушь, Ленск,  Майск, Белозеровка.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Доклад на научно-практической конференции"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист контроля качества

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

С этим докладом выступала моя ученица на муниципальной научно- практической конференции,стала победителем.Предмет исследования – годонимы, то есть названия улиц сел Субботино ,Средняя Шушь, с.Ленск, с. Майск.

Проблема:

 Изучение местной топонимики  помогает понять причины, по которым родные места названы так, а не иначе, обогащает знания о малой родине, но топонимия отдельных территорий Красноярского края остается мало изученной.Каким образом реалии жизни влияют на выбор топонимических наименований ?

Гипотеза исследования:  наименование улиц связано с конкретными историческими событиями, лицами, особенностями природы, местоположением, ставшими причиной их появления и названия  

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 136 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2439
  • 356
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3152
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 311
    • DOCX 21.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Боброва Наталья Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Боброва Наталья Викторовна
    Боброва Наталья Викторовна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 1910
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 49 регионов

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 535 человек из 68 регионов

Мини-курс

Поиск работы: карьерные ориентиры и мотивы выбора профессии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продвинутые техники нарративного подхода в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продуктовый успех: стратегии и инструменты для создания, улучшения и продвижения продуктов на рынке

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе