ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФГОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
НА ТЕМУ: «Модульная технология
обучения иностранному языку»
Преподаватель:
Н.В.Тарасова
&
2009
Иностранному языку нельзя научить.
Ему можно только научиться!
Так
гласит один из девизов личностно-ориентированного подхода, который реализуется
в практике преподавания иностранному языку. Базовыми положениями данного
подхода являются направленность на развитие личности обучаемого как активного
субъекта учебной деятельности; повышение роли самостоятельной работы, контроля
и самоконтроля за ходом и результатом овладения иностранным языком.
В
этой связи актуальной становится проблема изучения и использования
инновационных технологий, особенно на профильном уровне обучения иностранному
языку. Целью данного доклада является привлечение внимания преподавателей
ведущих иностранный язык, к использованию новой - модульной технологии, которая
направлена на развитие и воспитание способности и готовности обучаемых к
самостоятельному изучению иностранного языка. Термин «модуль» происходит от
латинского слова «modulus» - «мера» и широко применим в
ряде наук. С конца восьмидесятых годов прошлого столетия ведутся педагогические
исследования по использованию модульности в обучении (В.П.Беспалько, М.В.
Кларин, Н.А.Морозова, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, П.А.Юцявичене и др.).
Под
модулем в педагогике понимают «целевой функциональный узел, в котором объединены
учебное содержание и технология овладения им» Таким образом, модуль при
обучении иностранному языку трактуется двояко: как блок информации, подлежащий
самостоятельному усвоению, и как особая процедура, обеспечивающая овладение
оптимальным способом изучаемым материалом. Такая процедура называется модульной
технологией, специфика которой заключается в том, что обучаемый с большей долей
самостоятельности, чем в традиционном обучении, достигает конкретные цели:
Ø цель усвоения модуля (Где конкретно
пригодится изученный материал?);
Ø сам учебный материал (Где он
находится или где его найти?);
Ø основные способы его усвоения (Что
выучить? Какую серию тестов выполнить? Какое проектное или практическое
задание подготовить? и др.);
Ø виды самоконтроля (Как проверить себя
по ключу?);
Ø форма итогового контроля (В какой
форме и каким по содержанию будет итоговый тест?)
При использовании модульной технологии обучения
обучаемый поставлен в условия, когда он сам должен добывать знания с помощью
предоставленной ему информации, формировать навыки оперирования учебным
материалом, используя данные ему инструкции. Такие инструкции образно называют
«путеводителем», который, как лоцман, ведёт обучаемых по морю информации,
указывая наиболее эффективный маршрут. С помощью «путеводителя» преподаватель
управляет учебной деятельностью обучаемых, постоянно поощряет и мотивирует их
самостоятельную работу.
Реализация модульной технологии предусматривает
три цикла:
Ø цикл
первичного ознакомления с новым материалом по «путеводителю»;
Ø цикл самостоятельной
аудиторной или внеклассной работы и самоконтроля по ключам («мягкий» контроль);
Ø цикл
итогового (выходного) контроля на уроке. Итоговый контрольный тест по всему
пройденному материалу. Анализ проделанной работы.
В первом цикле преподаватель
знакомит обучаемых с особенностями работы по модульной технологии, сообщает
цель и задачи работы с модулем и оставляющими его подмодулями (блоками),
раздаёт «путеводители» и объясняет содержащийся в них учебный материал,
показывает, где найти необходимую информацию, указывает, как выполнять задания
и тесты, сообщает сроки выполнения работы.
Второй цикл является
центральным, так как именно в нём заключена полная технология самообучения и
самоконтроля. Материал для усвоения, скомпованный в обозримые и удобные для
учащихся блоки, предоставляется каждому обучаемому для самостоятельной работы.
В «путеводителе» обучаемый находит и закрепляет самостоятельно опорный конспект
объяснённого на уроке учебного материала, делает серию упражнений по его
усвоению и пошаговому самоконтролю по ключам, знакомится с требованиями и
планом проектного задания (если оно предусмотрено как завершающий этап усвоения
модуля), выясняет сроки работы над модулем и время проведения итогового теста.
Примерно в середине срока самостоятельной работы
по «путеводителю» преподаватель просит принести и показать выполненные задания,
индивидуально консультирует учащихся. А к концу указанного срока тем, из них,
кто выполнил более 80% запланированной работы, даёт ключ к итоговому тесту –
образцу, предназначенному для самоконтроля учебного материала всего модуля. в
тетради регистрации хода работы над модулем преподаватель отмечает успехи
обучаемых, поощряет тех, кто успешно выполняет программу самостоятельной
работы, выясняет причины отставания, помогает и консультирует в случае
возникновения трудностей. Хорошим мотивирующим стимулом служить вывешенный
график работы над модулем, где обучаемые совместно с преподавателем отмечают
объем выполненной работы каждым обучаемым. В атмосфере взаимной заинтересованности
заметно возрастает ответственность и удовлетворение от самостоятельной работы,
когда обучаемый оказывается в позиции « я -преподаватель» и сам управляет своей
учебной деятельностью (от постановки цели до самоконтроля и самооценки её
результата).
В завершение второго цикла преподаватель совместно
с обучаемым обобщает изученный самостоятельно материал, анализирует содержание
заданий примерного итогового теста «путеводителя» и сообщает о переходе к
завершаемому этапу работы.
Третий цикл – это
цикл итогового контроля изученного модуля, выполнение в классе итогового
контрольного теста по всему пройденному материалу и проверка его по следующим
критериям: 90% выполнения заданий – «отлично»; 70 - 75 % - «хорошо»; 50 – 55%
- «удовлетворительно». Завершает цикл – анализ результатов работы и выяснение
мнения учащихся об эффективности работы по модульной технологии.
На профильном уровне модульную технологию можно
использовать как при обучении иноязычной речевой деятельности, так и при работе
над лексико – грамматическим материалом, выделяя законченный блок учебной
информации для самостоятельной работы обучающихся.
Работа начинается с составления преподавателем
модульной программы, которая строится по принципу составления календарно –
тематического плана и включает в себя коммуникативную цель для модуля в целом и
конкретные речевые или языковые задачи для каждого (блока).
Преподаватель анализирует серию уроков и выделяет
ту её часть, которую он считает возможной отдать учащимся на самостоятельное
изучение.
В качестве примера приведу модульную программу для
обзорного сравнительно – сопоставительного анализа трех немецких временных форм
и русских временных форм «настоящее время», «прошедшее время» и «будущее
время».
Тема модульной программы: Сопоставление
трёх немецких временных форм (Prаsens, Imperfekt,
Futurum)
и русской временной формы (настоящее время, прошедшее время, и будущее время)
Коммуникативная цель –
рассказать на немецком языке о распорядке дня (в прошлом, в настоящем и в
будущем времени), а затем написать сочинение – эссе на эту тему.
Языковые задачи:
1) при рассказе о распорядке дня акцентировать
внимание на образование II формы сильных, слабых и
неправильных глаголов, при образовании прошедшего времени (Подмодуль I
– Imperfekt);
2 прокомментировать видеофрагмент, обращая особое
внимание на время происходящих событий и спряжение сливных, слабых и
неправильных глаголов (Подмодуль II – Prаsens);
3) прокомментировать видеофрагмент о распорядке
дня в будущем времени, обращая особое внимание на спрягаемый глагол «werden»
(Подмодуль III - Futurum ).
Основной принцип модульности – это цельность,
завершенность и кратность изложения информации, подлежащей самостоятельному
изучению. Поэтому в «путеводителе» каждый учащийся получает
сравнительно-сопоставительную табличку анализируемых временных форм,
учитывающую несколько базовых элементов: маркер, схему образования Imperfekt
образец, общую таблицу трех основных форм глагола, методические указания для
работы с модулем.
A k t i v
|
|
Imperfekt
|
Prаsens
|
Futurum
|
Marker
|
Употребляется для
обозначения действий произошедших в прошлом, в монологической речи.
|
Употребляется для
обозначения действия происходящего в момент, одновременный с данным
высказыванием.
|
Употребляется для
обозначения действий в будущем.
|
Схема
образования
Imperfect
|
Слабые глаголы:
основа Prаsens + (e) te
сильные глаголы:
основа Prаsens ( с изменением корневой гласной)
+
личные окончания
характерные для спряжения глаголов в Imperfekt
|
Окончание
( у слабых глаголов)
У сильных с изменением
корневой гласной
|
Werden + Infinitiv
|
Пример
|
Nach dem Fruhstuck wusch ich
das Geschirr.
Wusch ich das Geschirr nach
dem Fruchstuck?
Nach dem Fruhstuck wusch ich
das Geschirr nicht/
|
Er hilft seiner Mutter.
Hilft er seiner Mutter?
Er hilft seiner Mutter nicht.
|
Wir werden in die Disko gehen.
Werden wir in die Disko gehen?
Wir werden nicht in die Disko gehen .
|
Методические указания
♦ Интерактивная
цель модуля: подготовить видеофрагмент или альбом в стиле «кроки» о рабочем
или выходном дне ( членов семьи, друга, своём дне – по выбору),
прокомментировать его, используя все временные формы, и написать эссе после
окончания работы с модулем.
♦ Учебные
задачи:
- прочитать соответствующие разделы в
грамматическом справочнике (указаны конкретные справочники и страницы в них);
- к указанному сроку самостоятельно сделать
упражнения и тесты;
- показать результаты работы преподавателю и взять
у него «ключи» примерного итогового теста для сверки и самоконтроля.
♦ Коммуникативные
задачи:
- записать покадровый сценарий видеофрагмента или
рисованного фильма, используя все временные формы (Imperfekt, Prаsens, Futurum);
-
написать эссе по любому из подготовленных в группе видеофрагментов 9по выбору).
Далее рассмотрим подробнее этапы работы над блоком (подмодулем) под
руководством преподавателя. Он (как и модуль в целом) состоит из восьми учебных
элементов (УЭ)
& УЭ – о – интегрирующая цель
(коммуникативные задачи модуля и обслуживающие их языковые задачи);
& УЭ – 1 проверка изученного
материала после ознакомления с информативными материалами «путеводителя» в
форме ООД (ориентировочной основы действия по П.Я.Гальперину);
& УЭ – 2,3,4,5 – закрепление и
тренировка изученного материала, сопровождающиеся самоконтролем по ключам с
целью выявления пробелов и их устранения в ходе выполнения заданий и тестов
«путеводителя»;
& УЭ -6 – резюме в форме обобщающей
схемы с взаимоконтролем и выборочным контролем преподавателем;
& УЭ – 7 – подведение итогов, анализ
выполнения интегрирующей цели модуля.
Для
примера рассмотрим краткое содержание одного модуля (подмодуля).
Подмодуль
I
Тема: Imperfect
Установка:
Вы сняли несколько видеофрагментов о своих утренних процедурах и занятиях.
Сегодня мы будем просматривать один сюжет и комментировать его используя
прошедшее время Imperfect. Давайте вспомним его образование
и употребление.
Номер учебного
элемента
|
Цель и задачи
|
Управление усвоения
материалом
|
УЭ - 0
|
Интегрирующая цель:
Для комментирования видеофрагмента об
утре повторить способ образования и случаи употребления прошедшего времени Imperfect
|
Каждый студент получает ООД, содержащую
четыре компонента:
Установка: сегодня мы будем комментировать
видеофрагмент «Mein Morgen». Для этого вспомните с помощью
«путеводителя» образование и употребление Imperfect.
Обратите внимание на маркер, схему образования Imperfect.
|
УЭ – 1
Проверка изученного
материала
|
Входной контроль
Задача: Проверить степень усвоения повторяемого
материала.
|
Ответы на вопросы преподавателе и
«путеводителя» по содержанию ООД. Фронтальный контроль.
|
УЭ – 2
Закрепление материала
|
Задача: формировать навыки употребления 2-й формы
глаголов, необходимых для комментирования действий в видеофрагменте.
|
Устная работа в парах и индивидуально.
Самостоятельная проверка правильности выполнения теста.
|
УЭ -3
Тренировка изученного
материала
|
Задача: формировать грамматический навык
употребления вопросительных предложений в прошедшем времени Imperfect.
|
Самостоятельная работа с вопросительными
предложениями в Imperfect, необходимых для комментирования
действий в видеофрагменте. Контроль по ключу в парах.
|
УЭ – 4,5
Тренировка изученного
материала
|
Задача: формировать грамматический навык
употребления отрицательных предложений в прошедшем времени Imperfect.
|
Используя ООД и список дополнительных
глаголов, подготовиться к комментированию действий, не вошедших в
видеофрагмент. Контроль по ключу индивидуально и в парах.
|
УЭ - 6
|
Резюме: подготовиться к комментированию
видеофрагмента повторив способ образования и употребления Imperfect по обобщающей схеме.
|
Выполнение теста на продолжение высказывания
с фразами, составляющими сюжет видеофрагмента. Контроль по ключу и выборочно
преподавателем.
|
УЭ- 7
Подведение итогов
|
Интегрирующая цель: просмотреть и
прокомментировать видеофрагмент «Mein Morgen». Оценить уровень усвоения темы.
Проанализировать ошибки. Выяснить мнение учащихся о работе с данным блоком
модульной программы.
|
Комментирование действий, которые герой
совершал в видеофрагменте. Самооценка ответа:
«5» - 0 ошибок
«4» - 1 ошибка
«3» - 2,3 ошибки.
|
Обязательным компонентом введения модульной
технологии является выяснение мнения учащихся об этой новой форме работы. При
анкетировании студентов при проведении модульного обучения отмечают
преимущества самостоятельной работы с помощью «путеводителя»; удобство проверки
по ключу; быстроту получения индивидуальной консультации у преподавателя; более
глубокое осознание изученного материала; возможность практического применения
полученных знаний, навыков и умений в конкретной иноязычной деятельности.
Действительно, каждый обучаемый включён в активную
учебно-познавательную деятельность, работает с программой «путеводителем» в
индивидуальном темпе, имеет возможность самореализации, что способствует
повышению мотивации усвоения иностранного языка.
Принципиально меняется и роль преподавателя
который с помощью модуля организует, управляет и консультирует учащихся,
поэтому изменяется и подготовка преподавателя к занятию: теперь он не столько
готовится к тому, как вести новый материал, сколько к тому, как эффективнее
управлять деятельностью обучающихся по усвоению этого материала с помощью
«путеводителя». Перед преподавателем встает новая задача выделения
интегративных целей модуля и структурирования материала под эти цели.
Продумывание целей деятельности учащихся, определение и методов их учения
требует высокой профессиональной компетенции самого преподавателя, что
способствует его самореализации и росту профессионального
самосовершенствования.
Таким образом, модульная технология основана на
главной идее – учащийся должен учиться сам, а преподаватель будет
осуществлять управление его обучением: мотивировать, организовывать,
координировать, консультировать и контролировать.
Необходимо отметить, что модульная технология не
является чем-то абсолютно новым, так как она вобрала в себя целый ряд инноваций
предшествующих лет, в том числе:
- материал подаётся в логической системе с
указанием серии наиболее важных ориентиров, и это есть не что иное, как
ориентировочная основа деятельности (ООД) по П.Я.Гальперину.
- Каждый модуль разбит на ряд учебных элементов
(УЭ), выполнение которых проверяется по ключу путём регулярного «мягкого»
контроля, т.е. самоконтроля обучаемого, работающего на алгоритмическом уровне с
учебной порцией материала при индивидуальном темпе его усвоения, что,
безусловно, заимствовано из программированного обучения.
- Гибкое управление деятельностью учащихся,
логично и планомерно переходящее в самоуправление, что свойственно
кибернетическому подходу к обучению.
- Рефлексия ( т.е. самооценка и взаимооценка)
заимствована из психологии.
Модульную технологию следует вводить постепенно,
сочетая её с привычными технологиями, поэтапно формируя у учащихся учебные
умения самостоятельной работы с иноязычной информацией «путеводителя» 9умение
читать схемы, выполнять тесты, проверять их по ключу, заполнять таблицы
самооценки, опросники и др) Важно наличие множительной техники, так как
комплект материалов для самообучения и самоконтроля необходимо дать каждому
учащемуся. но самое главное – это мотивировать преподавателей на использование
модульной технологии, показать, что модульная технология в сочетании с
проектной и интерактивной может стать востребованной в условиях реализации
личностно-ориентированного подхода, когда именно ученик становится не на
словах, а на деле реальным центром процесса обучения иностранному языку.
Литература:
1. Конышева А.В. Современные методы обучения
английскому языку. – Минск: Тетра Системс,2004
2. Третьяков П.И. Сенновский И.Б. Технология
модульного обучения в школе. – М.: Новая школа, 1997.
3. Юцявичене П.А. основы модульного обучения. –
Вильнюс: Минвуз Лит ССР, 1989.
4. Научно-методический журнал «Иностранные языки в
школе», 2007 №7.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.