Инфоурок Иностранные языки Другие методич. материалыДоклад: «Модульная технология обучения иностранному языку»

Доклад: «Модульная технология обучения иностранному языку»

Скачать материал

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ  ДОКЛАД

 

НА ТЕМУ: «Модульная технология обучения иностранному языку»

 

 

 

 

 

Преподаватель:                                             Н.В.Тарасова

 

 

 

 

 

Надпись: технология


Надпись:  модульная&

 

 

 

 

 

 

2009


Иностранному языку нельзя научить.

Ему можно только научиться!

Так гласит один из девизов личностно-ориентированного подхода, который реализуется в практике преподавания иностранному языку. Базовыми положениями данного подхода являются направленность на развитие личности обучаемого как активного субъекта учебной деятельности; повышение роли самостоятельной работы, контроля и самоконтроля за ходом и результатом овладения иностранным языком.

В этой связи актуальной становится проблема изучения и использования инновационных технологий, особенно на профильном уровне обучения иностранному языку. Целью данного доклада является привлечение  внимания преподавателей ведущих иностранный язык, к использованию новой - модульной технологии, которая направлена на развитие и воспитание способности и готовности обучаемых к самостоятельному изучению иностранного языка. Термин «модуль» происходит от латинского слова «modulus» - «мера» и широко применим в ряде наук. С конца восьмидесятых годов прошлого столетия ведутся педагогические исследования по использованию модульности в обучении (В.П.Беспалько, М.В. Кларин, Н.А.Морозова, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, П.А.Юцявичене и др.).

Под модулем в педагогике понимают «целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им» Таким образом, модуль при обучении иностранному языку трактуется двояко: как блок информации, подлежащий самостоятельному усвоению, и как особая процедура, обеспечивающая овладение оптимальным способом изучаемым материалом. Такая процедура называется модульной технологией, специфика которой заключается в том, что обучаемый с большей долей самостоятельности, чем в традиционном обучении, достигает конкретные цели:

Ø цель усвоения модуля (Где конкретно пригодится изученный материал?);

Ø сам учебный материал (Где он находится или где его найти?);

Ø основные способы его усвоения  (Что выучить? Какую серию тестов выполнить?  Какое проектное или практическое задание подготовить? и др.);

Ø виды самоконтроля (Как проверить себя по ключу?);

Ø форма итогового контроля (В какой форме и каким по содержанию будет итоговый тест?)

При использовании модульной технологии обучения обучаемый поставлен в условия, когда он сам должен добывать знания с помощью предоставленной ему информации, формировать навыки оперирования учебным материалом, используя данные ему инструкции. Такие инструкции образно называют «путеводителем», который, как лоцман, ведёт обучаемых по морю информации, указывая наиболее эффективный маршрут. С помощью «путеводителя» преподаватель управляет учебной деятельностью обучаемых, постоянно поощряет и мотивирует их  самостоятельную работу.

Реализация модульной технологии предусматривает три цикла:

Ø цикл первичного ознакомления с новым материалом по «путеводителю»;

Ø цикл самостоятельной аудиторной или внеклассной работы и самоконтроля по ключам («мягкий» контроль);

Ø цикл итогового (выходного) контроля на уроке. Итоговый контрольный тест по всему пройденному материалу. Анализ проделанной работы.

В первом цикле преподаватель знакомит обучаемых с особенностями работы по модульной технологии, сообщает цель и задачи работы с модулем и оставляющими его подмодулями (блоками), раздаёт «путеводители» и объясняет содержащийся в них учебный материал, показывает, где найти необходимую  информацию, указывает, как выполнять задания и тесты, сообщает сроки выполнения работы.

Второй цикл  является центральным, так как именно в нём заключена полная технология самообучения и самоконтроля. Материал для усвоения, скомпованный в обозримые и удобные для учащихся блоки, предоставляется каждому обучаемому для самостоятельной работы. В «путеводителе» обучаемый находит и закрепляет самостоятельно опорный конспект объяснённого на уроке учебного материала, делает серию упражнений по его усвоению и  пошаговому самоконтролю по ключам, знакомится с требованиями и планом проектного задания (если оно предусмотрено как завершающий этап усвоения модуля), выясняет сроки работы над модулем и время проведения итогового теста.

Примерно в середине срока самостоятельной работы по «путеводителю» преподаватель просит принести и показать выполненные задания, индивидуально консультирует учащихся. А к концу указанного срока тем, из них, кто выполнил более 80% запланированной работы, даёт ключ к итоговому тесту – образцу, предназначенному для самоконтроля учебного материала всего модуля. в тетради регистрации хода работы над модулем преподаватель отмечает успехи обучаемых, поощряет тех, кто успешно выполняет программу самостоятельной работы, выясняет причины отставания, помогает и консультирует в случае возникновения  трудностей. Хорошим мотивирующим  стимулом служить вывешенный график работы над модулем, где обучаемые совместно с преподавателем отмечают объем выполненной работы каждым обучаемым. В атмосфере взаимной заинтересованности заметно возрастает ответственность и удовлетворение от самостоятельной работы, когда обучаемый оказывается в позиции « я -преподаватель» и сам управляет своей учебной деятельностью (от постановки цели до самоконтроля и самооценки её результата).

В завершение второго цикла преподаватель совместно с обучаемым обобщает изученный самостоятельно материал, анализирует содержание заданий примерного итогового теста «путеводителя» и сообщает о переходе к завершаемому этапу работы.

Третий цикл – это цикл итогового контроля  изученного модуля, выполнение в классе итогового контрольного теста по всему пройденному материалу и проверка его по следующим критериям: 90%  выполнения заданий – «отлично»; 70 - 75 % - «хорошо»;  50 – 55% - «удовлетворительно». Завершает цикл – анализ результатов работы и выяснение мнения учащихся об эффективности работы по модульной технологии.

На профильном уровне модульную технологию можно использовать как при обучении иноязычной речевой деятельности, так и при работе над лексико  – грамматическим  материалом, выделяя законченный блок учебной информации для самостоятельной работы обучающихся.

Работа начинается с составления  преподавателем модульной программы, которая строится по принципу  составления календарно – тематического плана и включает в себя коммуникативную цель для модуля в целом и конкретные речевые или языковые задачи для каждого (блока).

Преподаватель анализирует серию уроков и выделяет ту её часть, которую он считает возможной отдать учащимся на самостоятельное изучение.

В качестве примера приведу модульную программу для обзорного сравнительно – сопоставительного анализа трех немецких временных форм и русских временных форм «настоящее время», «прошедшее время» и «будущее время».

Тема модульной программы: Сопоставление трёх  немецких временных форм (Prаsens, Imperfekt, Futurum) и русской  временной формы (настоящее время, прошедшее время, и будущее время)

Коммуникативная цель – рассказать на немецком языке о распорядке дня (в прошлом, в настоящем и в будущем времени), а затем написать сочинение – эссе на эту тему.

Языковые задачи:

1)  при рассказе о распорядке дня акцентировать внимание на образование II формы сильных, слабых и неправильных глаголов, при образовании прошедшего времени (Подмодуль IImperfekt);

2  прокомментировать видеофрагмент, обращая особое внимание на время происходящих событий и спряжение  сливных, слабых и неправильных глаголов (Подмодуль IIPrаsens);

3) прокомментировать видеофрагмент о распорядке дня в будущем времени, обращая особое внимание на спрягаемый глагол «werden» (Подмодуль IIIFuturum ).

Основной принцип модульности – это цельность, завершенность и кратность изложения информации, подлежащей самостоятельному изучению. Поэтому в «путеводителе» каждый учащийся получает сравнительно-сопоставительную табличку  анализируемых временных форм, учитывающую несколько базовых элементов: маркер, схему образования Imperfekt образец, общую таблицу трех основных форм глагола, методические указания для работы с модулем.

A k t i v

 

Imperfekt

Prаsens

Futurum

Marker

Употребляется для обозначения действий произошедших в прошлом, в монологической речи.

Употребляется для обозначения действия происходящего в момент, одновременный с данным высказыванием.

Употребляется для обозначения действий в будущем.

Схема образования

Imperfect

Слабые глаголы:

основа Prаsens + (e) te

сильные глаголы:

основа Prаsens ( с изменением корневой гласной) +

личные окончания характерные для спряжения глаголов в Imperfekt

Окончание

( у слабых глаголов)

У сильных с изменением корневой гласной

Werden + Infinitiv

Пример

Nach dem Fruhstuck wusch  ich das Geschirr.

Wusch ich das Geschirr nach dem Fruchstuck?

Nach dem Fruhstuck wusch  ich das Geschirr nicht/

Er hilft seiner Mutter.

Hilft er seiner Mutter?

Er hilft seiner Mutter nicht.

Wir werden in die Disko gehen.

Werden wir   in die Disko gehen? Wir werden nicht in die Disko gehen .

 

Методические  указания

Интерактивная цель модуля: подготовить видеофрагмент или альбом в стиле «кроки» о рабочем или выходном дне ( членов семьи, друга, своём дне – по выбору), прокомментировать его, используя все временные формы, и написать эссе после окончания работы с модулем.

Учебные задачи:

- прочитать соответствующие разделы в грамматическом справочнике (указаны конкретные справочники и страницы в них);

- к указанному сроку самостоятельно сделать упражнения и тесты;

- показать результаты работы преподавателю и взять у него «ключи» примерного итогового теста для сверки и самоконтроля.

Коммуникативные задачи:

-  записать покадровый сценарий видеофрагмента или рисованного фильма, используя все временные формы (Imperfekt, Prаsens, Futurum);

- написать эссе по любому из подготовленных в группе видеофрагментов 9по выбору). Далее рассмотрим подробнее этапы работы над блоком (подмодулем) под руководством преподавателя. Он (как и модуль в целом) состоит из восьми учебных элементов (УЭ)

& УЭ – о – интегрирующая цель (коммуникативные задачи модуля и обслуживающие их языковые задачи);

& УЭ – 1 проверка изученного материала после ознакомления с информативными  материалами «путеводителя» в форме ООД (ориентировочной основы действия по П.Я.Гальперину);

& УЭ – 2,3,4,5 – закрепление и тренировка изученного материала, сопровождающиеся самоконтролем по ключам с целью выявления пробелов и их устранения в ходе выполнения заданий и тестов «путеводителя»;

& УЭ -6 – резюме в форме обобщающей схемы с взаимоконтролем и выборочным контролем  преподавателем;

& УЭ – 7 – подведение итогов, анализ выполнения интегрирующей цели модуля.

Для примера рассмотрим краткое содержание одного модуля (подмодуля).

Подмодуль I

Тема: Imperfect

Установка: Вы сняли несколько видеофрагментов о своих утренних процедурах и занятиях. Сегодня мы будем  просматривать один сюжет и комментировать его используя прошедшее время Imperfect. Давайте вспомним его образование и употребление.

 

Номер учебного элемента

Цель и задачи

Управление усвоения материалом

УЭ - 0

Интегрирующая цель:

Для комментирования видеофрагмента  об утре повторить способ образования и случаи употребления прошедшего времени Imperfect

Каждый студент получает ООД, содержащую четыре компонента:

Установка: сегодня мы будем  комментировать видеофрагмент «Mein Morgen». Для этого  вспомните с помощью «путеводителя» образование и употребление Imperfect. Обратите внимание на маркер, схему  образования Imperfect.

 

УЭ – 1

Проверка изученного материала

Входной контроль

Задача: Проверить степень усвоения повторяемого материала.

Ответы на вопросы преподавателе и «путеводителя» по содержанию ООД. Фронтальный контроль.

УЭ – 2

Закрепление материала

Задача: формировать навыки употребления 2-й формы глаголов, необходимых для комментирования действий в видеофрагменте.

Устная работа в парах и индивидуально. Самостоятельная проверка правильности выполнения теста.

УЭ -3

Тренировка изученного материала

Задача:  формировать грамматический навык употребления вопросительных предложений в прошедшем времени Imperfect.

Самостоятельная работа с вопросительными предложениями в Imperfect, необходимых для комментирования действий в видеофрагменте. Контроль по ключу в парах.

УЭ – 4,5

Тренировка изученного материала

Задача: формировать грамматический навык употребления отрицательных предложений в прошедшем времени Imperfect.

Используя ООД и список дополнительных глаголов, подготовиться к комментированию действий, не вошедших в видеофрагмент. Контроль по ключу индивидуально и в парах.

УЭ - 6

Резюме: подготовиться к комментированию видеофрагмента повторив способ образования и употребления Imperfect по обобщающей схеме.

Выполнение теста на продолжение высказывания с фразами, составляющими сюжет видеофрагмента. Контроль по ключу и выборочно преподавателем.

УЭ- 7

Подведение итогов

Интегрирующая цель: просмотреть и прокомментировать видеофрагмент «Mein Morgen». Оценить уровень усвоения темы. Проанализировать ошибки. Выяснить мнение учащихся о работе с данным блоком модульной программы.

Комментирование действий, которые герой совершал в видеофрагменте. Самооценка ответа:

«5» - 0 ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2,3 ошибки.

 

Обязательным компонентом введения модульной технологии является выяснение мнения учащихся об этой новой форме работы. При анкетировании студентов при проведении модульного обучения отмечают преимущества самостоятельной работы с помощью «путеводителя»; удобство проверки по ключу; быстроту получения индивидуальной консультации у преподавателя; более глубокое осознание изученного материала; возможность практического применения полученных знаний, навыков и умений в конкретной иноязычной деятельности.

Действительно, каждый обучаемый включён в активную учебно-познавательную деятельность, работает с программой «путеводителем» в индивидуальном темпе, имеет возможность самореализации, что способствует повышению мотивации усвоения иностранного языка.

Принципиально меняется и роль преподавателя который с помощью модуля организует, управляет и консультирует учащихся, поэтому изменяется и подготовка преподавателя к занятию: теперь он не столько готовится к тому, как вести новый материал, сколько к тому, как эффективнее управлять деятельностью обучающихся по усвоению этого материала с помощью «путеводителя». Перед преподавателем встает новая задача выделения интегративных целей модуля и структурирования материала под эти цели. Продумывание целей деятельности учащихся, определение и методов их учения требует высокой  профессиональной компетенции самого преподавателя, что способствует его самореализации и росту профессионального самосовершенствования.

Таким образом, модульная технология основана на главной идее – учащийся должен учиться сам, а преподаватель будет осуществлять управление  его обучением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать и контролировать.

Необходимо отметить, что модульная технология не является чем-то абсолютно новым, так как она вобрала в себя целый ряд инноваций предшествующих лет, в том числе:

- материал подаётся в логической системе с указанием серии наиболее важных ориентиров, и это есть не что иное, как ориентировочная основа деятельности (ООД) по П.Я.Гальперину.

- Каждый модуль разбит на ряд учебных элементов (УЭ), выполнение которых проверяется по ключу путём регулярного «мягкого» контроля, т.е. самоконтроля обучаемого, работающего на алгоритмическом уровне с учебной порцией материала при индивидуальном темпе его усвоения, что, безусловно, заимствовано из программированного обучения.

- Гибкое управление деятельностью учащихся, логично и планомерно переходящее в самоуправление, что свойственно кибернетическому подходу к обучению.

- Рефлексия ( т.е. самооценка и взаимооценка) заимствована из психологии.

Модульную технологию следует вводить постепенно, сочетая её с привычными технологиями, поэтапно формируя у учащихся учебные умения самостоятельной работы с иноязычной информацией «путеводителя» 9умение читать схемы, выполнять тесты, проверять их по ключу, заполнять таблицы самооценки, опросники и др) Важно наличие множительной техники, так как комплект материалов для самообучения и самоконтроля необходимо дать каждому учащемуся. но самое главное – это мотивировать преподавателей на использование модульной технологии, показать, что модульная технология в сочетании с проектной и интерактивной может стать востребованной в условиях реализации личностно-ориентированного подхода, когда именно ученик становится не на словах, а на деле реальным центром процесса обучения иностранному языку.

Литература:

1. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. – Минск: Тетра Системс,2004

2. Третьяков П.И. Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. – М.: Новая школа, 1997.

3. Юцявичене П.А. основы модульного обучения. – Вильнюс: Минвуз Лит ССР, 1989.

4. Научно-методический журнал «Иностранные языки в школе», 2007 №7.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Доклад: «Модульная технология обучения иностранному языку»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по экологии

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Иностранному языку нельзя научить.

Ему можно только научиться!

Так гласит один из девизов личностно-ориентированного подхода, который реализуется в практике преподавания иностранному языку. Базовыми положениями данного подхода являются направленность на развитие личности обучаемого как активного субъекта учебной деятельности; повышение роли самостоятельной работы, контроля и самоконтроля за ходом и результатом овладения иностранным языком.

В этой связи актуальной становится проблема изучения и использования инновационных технологий, особенно на профильном уровне обучения иностранному языку. Целью данного доклада является привлечение  внимания преподавателей ведущих иностранный язык, к использованию новой - модульной технологии, которая направлена на развитие и воспитание способности и готовности обучаемых к самостоятельному изучению иностранного языка.


Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 671 826 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 816
    • DOCX 81 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тарасова Надежда Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тарасова Надежда Валерьевна
    Тарасова Надежда Валерьевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 55104
    • Всего материалов: 17

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основные методики обучения немецкому языку

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 83 человека

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания английского языка с учетом требований ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 379 человек из 72 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 489 человек

Курс профессиональной переподготовки

Французский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель французского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Налогообложение и компенсация потерь: предотвращение ошибок и снижение рисков

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инструменты и операции на финансовом рынке

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

ФАОП: регулирование образовательного процесса и программ

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе