«Использование
коллективных способов обучения (КСО)
и инструментов формирующего оценивания на уроках биологии
как условие повышения качества образования»
Чтобы
не превратить ребенка в хранилище знаний,
кладовую
истин, правил и формул, надо учить его думать.
В.А.
Сухомлинский
1.
Введение.
Педагогическое
сознание
уже
приняло
новые
образовательные
ценности,
поставив
в
центр
образовательного
процесса
активного
и
самоорганизующегося
ученика,
предложив
учителю
занять
позицию
тьютора,
консультанта, посредника либо
сотрудника
в
его
учебной
деятельности.
Эти
трансформации
были
укоренены
и
осмыслены
настолько,
что
язык
зафиксировал
их,
разделив
«обучение» на
«преподавание» учителя
и
«учение» учащегося,
которому
отдан
безусловный
приоритет.
Проблема:
Современный
урок биологии строится с использованием различных методических приемов, методик
и новых технологий. Но по-прежнему актуальной для учебного процесса остается
проблема активизации деятельности ученика на уроке. Чтобы каждый учащийся на
уроке смог продемонстрировать свои способности, принять участие в обсуждении
материала, ответить на вопросы, следует уделить внимание активным методам
обучения.
Кроме
этого возникает
еще одна довольно острая
на
сегодняшний
день,
особенно
для
нашего
образования,
проблема.
Поскольку,
для
того
чтобы
реализовался
на
практике
переворот
в
педагогике
и стал необратимым,
ученику
необходим
доступ
к
оцениванию.
То
есть
учитель,
всегда
остававшийся
контролёром
– монополистом, должен
поделиться
с
учеником
инструментами
оценивания,
раскрыть
ему
основания,
или
критерии,
по
которым
производится
оценивание,
и
дать
возможность
воспользоваться
результатами
оценивания
в
своих
интересах.
Актуальность: технология коллективного способа обучения
(КСО) наиболее соответствует содержанию обучения в соответствии с требованиями
ФГОС. Преимуществом технологии коллективного способа обучения является
возможность использования на уроках почти всех дисциплин при изучении любой
темы, где целесообразна совместная деятельность.
Цель: доказать преимущества
использования активных методов обучения, использование методик формирующего
оценивания, возможности их использования на практике.
Задачи:
1. Демонстрация применения КСО на уроках биологии
2. Использование инструментов формирующего
оценивания
3. Диссеминация опыта работы
2.Основная часть
В педагогической литературе
принято считать, что коллективные учебные
занятия были введены в школах еще во времена Я. А.Коменского, но автором
метода коллективной учебной деятельности являются А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко.
А.Г. Ривин и В.К.Дьяченко используют идею
взаимного обучения, не выделяя
наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог общение всех
детей, используя форму меняющихся (динамических) пар, в которой ребенок
выступает поочередно то учеником, то учителем.
КСО - это включение в учебный процесс
естественной структуры общения между людьми - диалогических пар.
Коллективный
способ обучения включает четыре формы общения учащихся: коллективную,
групповую, парную и индивидуальную. Важным является такая его организация, при
которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда
каждый учит каждого.
В организации работы учащихся на
уроках с использованием технологии коллективного способа обучения должна
прослеживаться систематичность и последовательность, в основе которой
усложнение деятельности учащихся.
Работа организуется так, чтобы весь учебный
материал был последовательно проработан сначала
в позиции ученика, затем в позиции учителя.
Работа в парах сменного состава по
определенным правилам позволяет плодотворно развивать у обучаемых
самостоятельность и коммуникативные умения.
В начале нужно правильно определить структурные формы организации
обучения. Учащиеся учились вначале работать в парах постоянного состава. Перед
учащимися стояла задача: научиться общаться в конструктивном диалоге, научиться
говорить, выражать свои мысли. Учащиеся читали друг другу текст, анализировали
и изучали его. На данном этапе использовалась методика поабзацной проработки
текста (методика Ривина). Получив тему, ученик находит себе партнера (чаще это
сосед по парте, но можно выбрать партнера и произвольно) и работает с ним над
первым абзацем своей темы. Учащиеся вместе читают абзац, находят незнакомые и
малопонятные слова и словосочетания, обсуждают их, выясняют значения. Ученик,
над темой которого идет работа, записывает их в свою тетрадь. Затем ребята
вместе выделяют основную мысль абзаца, озаглавливают его. Заголовок абзаца
хозяин темы записывает себе в тетрадь. После этого он работает над первым
абзацем своего партнера, т.е. вместе с ним читает, обсуждает, озаглавливает
абзац, помогает объяснить значение новых слов. Работа в паре заканчивается,
когда у партнера в тетради появляется запись новых для него слов и заголовок
первого абзаца. На этом пара распадается, и ученик ищет себе нового партнера.
Лучше, если ученик выбирает партнера, у которого темы отличны от его. Начиная
работу в новой паре, ученик должен сказать название темы, по заголовку в
тетради восстановить содержание первого абзаца, объяснить значение новых слов.
После этого начинается совместная работа с партнером над вторым абзацем по
алгоритму. Когда эта работа закончилась, и в тетради появились новые слова и
заголовок второго абзаца, ученик слушает своего партнера по тем абзацам,
которые тот успел проработать. Таким образом, в каждой новой паре ученик
восстанавливает содержание предыдущих абзацев, объясняет значение новых слов и прорабатывает
совместно с партнером очередной абзац своей темы, а после этого помогает своему
товарищу.
Когда вся тема проработана в парах совместного состава, ученик,
также в паре, пересказывает свою тему по заголовкам абзаца и письменно
выполняет задание к теме. После этого в таблице учета делается отметка о
прохождении учащимся данной темы, и он берет следующую тему.
Затем проводится итоговый контроль. Он показывает не только
уровень усвоения материала, умение формулировать свои мысли, описывать свою позицию,
но и иной уровень взаимоотношений. Меньше становится зависти к тем, кто учится
на «5»- ведь появилась возможность получить новые знания от этого ученика.
Ученики стали преодолевать собственную робость, научились свободно высказывать
свое мнение. Такую форму работы можно использовать в всех классах.
3.
Заключение. Выводы, практическая
значимость:
Внедрение
технологии КСО предполагает исключение методов принуждения к учению и
использованию лишь тех методов, которые вовлекают детей в общий труд учения,
вызывая чувства успеха, движения вперед, развития.
Формирующее
оценивание
помогает
каждому
учителю
получить
информацию
о
том,
как
много
и
насколько
успешно
учатся
его
ученики.
Педагоги
могут
на
основе
полученной
обратной
связи
переориентировать
преподавание
так,
чтобы
дети
учились
более
активно
и
более
эффективно.
Представленный
опыт работы будет полезен при работе учителям. Ведь у каждого из нас своя
система работы. Нельзя перенести опыт одного человека к другому. А вот инновационные
основания можно, которые затем, адаптируясь к личности будут становиться его
личным опытом.
Список
использованной литературы:
1. Витковская И.М. Как организовать групповую
работу школьников, 2007,
2.
Брайтермен
М.Д., Соколов А.С, Архипов В.В. Коллективный способ
обучения. СПб, 2001.
3.
Дьяченко
В.К. Сотрудничество в обучении. - М, 2011
4.
Колеченко
А.К. Энциклопедия педагогических технологий.-
СПб,2001.
5.
Ривин
А.Г. - Технология коллективного способа действия,2012г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.