УДК 541.124
ВЛИЯНИЕ КОЛЛАБОРАТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА
ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Парахина И.В.
ГКУ "Гимназия №2 им.Ш.уалиханова с
дошкольным мини-центром г.Капшагай"
kapchgimn2@mail.ru
Изменения происходящие в информационной,
коммуникационной, профессиональной сферах общества требуют пересмотрения
методических, содержательных и технологических аспектов образования. Главной
целью обучения становится формирование функциональной грамотности учащихся.
К сожалению многие учителя нашей школы, до сих пор
всё еще используют классно-урочную систему, интерес к которой давно пропал у
учеников. Детей интересуют уроки с использованием новых подходов: применение
ИКТ, опора на лидерство, групповая работа. В свою педагогическую деятельность я
старалась вносить инновационные методы, но это не давало тех результатов
которые я ждала.
Пройдя курсы повышения квалификации по 2 (основному)
уровню я поняла, что создавать коллаборативную среду нужно с первого дня
пребывания ребёнка в школе. Так как уже в начале обучения нужно приучать детей
слушать и слышать друг друга, учитывать мнение каждого, учиться делать выводы,
высказывать и доказывать своё мнение, вносить свой посильный вклад в работу группы.
Именно при такой организации обучения рождается диалог, спор и доказательство
правильного из предложенных вариантов. Важно научить малышей договариваться
друг с другом. Именно при выполнении групповой работы они учатся внимательно
слушать, помогать друг другу, просить о помощи, исправлять, дополнять и
оценивать свои ответы и ответы одноклассников.
Результатом обучения должна стать готовность детей к овладению современными
средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения
знаний. Предметные знания, умения и навыки всегда будут актуальны для начальной
школы, так как они являются мощным средством развития мышления. И чем прочнее и
шире знания, тем легче дети будут получать другие знания и, следовательно,
будет гибче мышление ребёнка.
Обычно, в своей практике я применяла различные формы
работы: ИКТ, применение дидактических игр, инсценировки, перфокарты,
разноуровневые задания. Но после прохождения курсов, понимаю, что этого очень
мало, для координального изменения своей педагогической деятельности с целью
активизации познавательного интереса учащихся.
Сейчас
я активно внедряю в свою практику такие формы работы как:
-использование групповой работы, создание атмосферы
взаимопомощи и сотрудничества;
-использование критического мышления для развития речи
и грамотного письма;
-развитие
умения задавать вопросы высокого порядка;
-учёт возрастных особенностей, позволяющий выбрать
методы работы, приемлемые данному возрасту;
-применение
разноуровневых заданий и дифференцированного подхода;
-формативное
и суммативное оценивание.
Для
организации учебной деятельности использую следующие методы:
а)
эвристический – усвоение знаний и умений путем рассуждений, требующих догадки,
поиска, находчивости, что должно быть предусмотрено в вопросе (задании);
б) исследовательский – добывание знаний и умений путем
проведения наблюдений, постановки опытов, измерения, путем самостоятельного
нахождения исходных данных прогнозирование результатов работы.
Свои усилия я направляла на активизацию
познавательного интереса учащихся в процессе обучения. В процессе обучения
менялись не только дети, но и я сама. Я поняла, что мне, как и моим ученикам,
более комфортно когда уроки проходят в форме коллаборативного сотрудничества.
Во время уроков у детей повысился интерес к изучаемым темам, они стали
проявлять взаимовыручку (чтобы группа смогла выбиться в лидеры по
результатам-итогам), у моих детей "горели глаза", а это самое важное!
На первых этапах моего исследования я видела, что дети
не могут договориться одни хотят главенствовать, другие не хотят подчиняться. Сложно
было и с отстаиванием собственной идеи и принятием чужой.
Мною было внесено предложение начать работу с разработки
обязанностей членов группы, которыми учащиеся будут придерживаться на
протяжении всей работы. Перед учащимися была поставлена задача:
"Подумайте и запишите какие обязанности нужно выполнять в группе, чтобы
правильно и быстро справиться с заданием, что должен делать каждый член группы
и как должна проходить ваша работа?" После обсуждения предложений,
выдвинутых каждой группой собрали общий "Свод ОБЯЗАННОСТЕЙ". В него
вошли:
-
обязанность слушать своих товарищей;
-
принимать и рассматривать каждое мнение
-
просить помощь, когда она необходима;
-
оказывать помощь, если об этом просят;
-
каждое дело обсуждается в общем кругу;
-
принимать активное участие в работе;
При
оценивании работы группы придерживались этим критериям.
В начале работы по исследованию я пришла к выводу, как
важно работая в сотрудничестве научить детей объяснять друг другу, задавать
вопросы высокого порядка и отвечать на них. В процессе работы мои дети
научились объяснять друг другу не только уже пройденную тему, но и новую. У них
повысился интерес к этим упражнениям. Проявляя креативный подход и заинтересованность
учащиеся готовили домашнее задание для напарника, с последующей проверкой.
Игра:
"Ты мне - я тебе"
Чтение
с пометами Игра:
"Кто быстрее"
Ещё одно упражнение "Подумай сам. Посоветуйся с
группой" направленное на повышение познавательного интереса. Класс был
разделён на 5 групп. Перед детьми стояла задача подобрать словарные слова по
теме "Урожай", и с помощью окончаний, записанных на доске, изменить
существительные на прилагательные. Вместе преобразовав слова из одной части
речи в другую добились успеха в выполнении данной работы. Такие упражнения учат
детей взаимодействуя друг с другом, анализировать предложенные варианты и
синтезируя делать правильный выбор.
Еще один плюс коллаборативного сотрудничества в том,
что учащиеся получая информацию, связывают её усвоение со знанием, которым они
обладают. Работая над постером "Части речи", каждый внёс свой вклад
не только в выполнение работы, но и при защите
проекта.
Одним
из эффективных приёмов повышения познавательного интереса - создание ситуации
успеха. На этапе закрепления темы урока работали по разноуровневым карточкам.
Эффективным приёмом в повышении познавательного
интереса является применение стратегий критического мышления. Так, например,
стратегия "Зигзаг". Разработана на теории Ж. Пиаже, Л. Выготского, М.
Монтессори, Песталоцци. В основе этом учебном приёме лежит идея
взаимообучения. После определения темы урока учащиеся разделились на малые
группы по 4–6 человек в каждой. Перед каждой группой ставится задача в
результате работы создать общий проект по предложенной теме. После того, как
каждая группа ознакомиться с предложенной информацией и определит основные
ключевые идеи и создаст план выполнения работы, учащиеся пересаживаются в новые
группы. Деление групп происходит способом расчета на первый-четвертый. Первые
номера организуют первую группу, вторые – во вторую и так далее. Теперь каждая
группа работает в определенном направлении с конкретным разделом. После
обработки информации, дети возвращаются в исходные группы для завершения работы
над поставленной задачей. Теперь в каждой группе есть "специалист"
конкретного раздела, перед которым стоит задача раскрыть суть одного из
аспектов изучаемой темы и затем применить в работе для решения основной задачи.
После создания проекта учащиеся представляют его всему
классу. Таким образом данная стратегия используется для развития у школьников
анализировать текст совместно с одноклассниками, вести исследовательскую работу
в группе, доступно передавать информацию другому человеку, самостоятельно
определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.
Коллаборативное сотрудничество влияет не только на
интеллектуальное развитие но и на психологическое развитие. Проводя наблюдение
за коллективом учащихся можно отметить, сплочение коллектива. Я заметила, что
даже по окончанию уроков дети обговаривают итоги работы, оценивают вклад
каждого, если что-то не получилось анализирую почему. Климат в коллективе стал
доброжелательнее. Дети стремятся помогать друг другу, заботятся друг о друге.
Одни стали терпимее, другие активнее. Есть и такие, кто раскрылся, стал свободно
выражать свои мысли вносить идеи.
Почему это произошло? Я считаю, что повышение интереса
учеников к предмету изменилось за счёт того что уроки стали проходить в
атмосфере сотрудничества. Во время работы учащиеся чувствуют поддержку и
взаимопонимание со стороны одногруппников. Многие стали выступать в роли
"наставников - консультантов", проявляя лидерские качества направляют
и ведут за собой остальных. Изменился в лучшую сторону психологический климат
в классе, ведь обучение в сотрудничестве сближает и объединяет школьников.
Все новое всегда встречается с препятствиями. Нужно отметить,
что я столкнулась с новым для меня и моих детей видом работы. Поэтому при
построении учебного сотрудничества я обращала внимание на любую мелочь: начала
работу с простого: как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как
обычно), а на товарища; как соглашаться и возражать; как помогать и просить о
помощи. Не доведя да автоматизма эти простые "ритуалы" взаимодействия
невозможно организовать более сложные формы совместной работы учащихся.
На первых этапах своей работы мне было сложно выбрать
правильный подход: комплектования групп. Для преодоления этого барьера я старалась
распределить группы так, чтобы в одну группу попали разнополые дети с разной
успеваемостью, для того чтобы учащиеся почувствовали личную ответственность за
то, как работает группа. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет
определенную роль при выполнении задания. Для этого
распределили следующие роли:
·
чтец читает вслух;
·
секретарь - записывает что-то от лица группы;
·
докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;
·
хронометрист следит за временем.
Учащиеся в
группах не всегда могут самостоятельно разобрать сложный учебный материал и
выбрать правильный путь его изучения. Для решения этой проблемы использовала
групповую дискуссию. Это способ совместной деятельности учеников и
учителя для решения групповых задач и воздействие на мнения участников в
процессе общения. Использование этого метода позволяет дать ученикам
возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения,
выработать общее решение группы, повысить интерес учеников к проблеме. Мозговой
штурм или свободное выражение мыслей. Во время проведения мозгового штурма
дети концентрируются на том, чтобы высказать все свои идеи . В ходе работы не
обсуждается, какая идея плохая, какая хорошая. Принимаются все предложенные
идеи. Оценка идей делается позже, после мозгового штурма.
Трудности возникли и в объективном оценивании каждого
учащегося. Так как в группе разные по силам ученики, а одинаковая для
всех участников группы оценка не отражает вклад отдельно взятого ученика, и
поэтому будет несправедливой.
Для решения этой задачи устанавливаются правила
работы группы и критерии оценивания её достижений. Разработка правил проводится
в группе и выноситься на обсуждение всего класса. Правила работы в группах и
критерии оценивания выносятся на интерактивную доску и повторяются ежедневно
перед началом работы.
Нужно ли исследование в действие современной школе?
Какую роль в данной работе играю я ? Как его проводить в будущем? Вот вопросы
на которые мне предстояло ответить по окончанию практики. Безусловно, эта
работа необходима в современной школе. Во первых идёт оценивание учеников: их
старания и стремление, усилия приложенные на выполнение заданий, поведение на
уроках, их прилежности и обязательности. Себя как учителя: все ли я смогла
вложить в работу, что я смогу изменить в будущем? Во вторых идёт
осмысление запланированной и выполненной работы. Смотришь на себя со стороны.
Смотришь на урок с другой стороны. Подходишь к образовательному процессу по
другому.
ЛИТЕРАТУРА
1. Руководство
для учителя
2. Smith and MacGregor, 1992
3. Beckman, 1990
4. Chickening and
Gamson,1991
5. Johnson, Johnson,
and Smith, 1991
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.