Формирование
дивергентного мышления у учащихся как способ развития функциональной
грамотности.
Бралина
Гульзия Джантемировна
учитель
русского языка и литературы
СОШ
№24 инновационного типа
г.Экибастуз
Формирование
дивергентного мышления у учащихся как способ развития грамотного чтения.
Существенные
изменения во всех сферах социальной и духовной жизнедеятельности общества
отражаются на состоянии современного образования, содержании, организации и
результата учебно-воспитательного процесса в школе. Прочно утверждается
личностно-ориентированная модель образования, которая принципиально меняет роль
учителя на уроке. Возникновения новых для нашей страны экономических процессов,
связанных с переходом на конкурентную основу производства, требует от
выпускника школы быстрой социальной и психологической адаптации. Будущее
поколение должно уметь <<добывать>>знание и приобретать навыки, необходимые для практической
деятельности. Это ставит перед учителем задачу-развивать у обучаемых
способности находить эти знания, что в дальнейшем облегчит успешность принятия
ими самостоятельных решений в постоянно меняющихся социальных условиях.
Но
ученик в настоящее время зачастую не может осущестить правильное решение в той или
иной проблемы из-за линейного (одномерного, конвергентого) стиля мышления,
предполагающего жестко определённый ход, однозначную связь между явлениями.
Ярко выраженная одномерность мышления препятствуют адекватному пониманию
ситуации, восприятию других людей и затрудняет межличностное общение. В средней
школе в большинстве случаев на уроках в средних и старших классах формируется
именно конвергентное мышление, которое, безусловно, необходимо, но как
начальная ступень в формировании конвергентного мышления к формированию
дивергентого. Для него характерно отсутсвие жесткой связи между
явлениями,причинами и следствиями.
Дивергентное
мышление- расходящееся мышление , предполагает несколько или множество ответов
на один вопрос. Человек , обладающий дивергентным мышлением , не только может
генерировать большое количество ответов на какой- либо вопрос , но и становится
способным к толерантности. В исследованиях Е.Торранса , Д.Гилфорд , К.Тэйлора,
Г.Груберра подчеркивается,что целью дивергентного мышления является развитие
исследовательского интереса,ориентированность на поиск новых форм деятельности.
Кроме того,дивергентность активизирует способность оценивать,сравнивать,строить
гипотезу,анализировать и классифицировать полученный материал. Фактически
дивергентное мышление позволяет порождать множество разнообразных оригинальных
идей в нерегламентированных условиях действительности.
Формированию данного типа мышления могут способствовать спецкурсы «Основы
искусства речи» , «Рождение слова», « Критическое мышление» ведь главная их
задача – научить учащихся умению самостоятельно мыслить и излагать свою позицию
через текст. Одно из главных достоинств этих курсов – плюрализм мнений ,
подходов и решений.
На
занятиях данных спецкурсов предоставляется возможность превратить классную
аудиторию в «сообщество исследователей», где в качестве одного из средств
формирования дивергентного мышления можно использовать диалог. В ходе диалога
учащимся предоставляется возможность свободно интерпретировать учебный
материал, возвращать его собеседникам в преломленом, обогащенном виде. именно посредством
интерпретации рождается множество точек зрения на тот или иной феномен. Диалог
предполагает уникальность каждого партнёра и их принципиальное равенство;
различие и оригинальность их точек зрения партнёров; ожидание ответа и его
предвосхищение в собственном высказывании.
Какие
же требования преъявляются к построению диалога и что должен помнить учитель,
организуя диалог на уроках? прежде всего это нормативные требования : избыточности:чем
больше учащихся выступает с собственными суждениями, тем больше шансов на
результативность;
отстраненности:
диалог пойдёт успешно лишь тогда, когда его участники умеют встать выше
собственного мнения и способны посмотреть на него со стороны; критицизма: при
развитии учебного познавательного диалога возникает необходимость отбора мнений
за счёт сокращения числа суждений, их группировки, выделения перспективных
направлений поиска и отбрасывания явно неэффективных мнений; сотрудничества:
развитие диалога идет путём соревнований идей, Здесь проявляется главеная черта
диалога, связанная с общностью стремлений к достижению истины. Чем более
партнёры способны отказаться от своей предубежденности, личных склонностей, чем
более они объективны, тем успешнее и результативнее диалог.
Развитие
дивергентного мышления, как показывает практика, осуществляется в ходе
выполнения таких учебных заданий, которые связаны с обсуждением собственных
вариантов определений тех или иных общественных категорий. При выполнении
заданий ученики находятся в раных условиях по освоению новой для них информации
и новых форм учебной деятельности, что позволяет им преодолеть страх и
неуверенность в себе. Это обеспечивается простотой заданий, возможностью
успешного их выполнения, чёткостью поставленных учебных целей. Рассмотрим
некоторые методы и приёмы, применяемые , в частности, на занятиях спеукурсов.
Написание
эссе – метод, используемый для развития в первую очередь системности
дивергентного мышления, а также критичности. Возможно, написние эссе на
свободную или заданную тему:
-
сформулирована
проблема – необходимо предложить её различными способами;
-
дано
высказывание – необходимо его опровергнуть и поддержать, представив аргументы;
-
поставлен
вопрос на него нужно всеобъемлюще ответить;
-
предлагается
текст – нужно самостоятельно вычленить проблему и предложить несколько её
решений.
Для эссе характерны ярко выраженная авторская позиция,
искренность, эмоциональность. Жанр даёт право на субъективное изложение
заявленной проблемы и свободную композицию. Эссе даёт возможность увидеть
личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения к
миру.
Структура эссе определяется предъявляемыми к нему
требованиями. Мысли автора эссе по проблематике излагаются в форме кратких
тезисов. Мысль автора должна быть подкреплена доказательствами – поэтому за
тезисом следуют аргументы. Аргументы – это факты, явления общественной жизни,
события, жизненные ситуации и опыт, научные доказательства, ссылки на мнения
учёных, писателей и критиков.
Структура эссе: вступление- тезис, аргументы-тезис,
аргументы- заключение.
Форма эссе даёт простор субъективности, а содержание
ориентирует автора на владением терминами и понятиями.
Оценивание эссе:
-
представлена
собственная точка зрения;
-
проблема
раскрыта на теоретическом уровне;
-
представлены
аргументы и факты из общественной жизни или из личного опыта.
Итак, при работе над эссе необходимо делать акцент на
изложение и обоснование собственной позиции учащегося, которая является характеристикой
дивергентного мышления.
Интерпретация – метод для развития рефлективности и гибкости
мышления. Учащиеся осуществляют интепретацию либо текстов, либо устных
высказываний.Среди требований к уровню подготовки есть и умения осуществлять
поиск социальной информации, извлекать изнеадаптированных оригинальных текстов(
философских, научных, научно – популярных, художественных) знания по заданным
темам, анализировать и обобщать информацию. Метод интерпретации способствует
формированию дивергентного мышления учащихся , что позволит им быстро
ориентироваться в большом потоке сведений из газет, журналов, радио,
телевидения, Интернета.
Требования метода интерпретации:
-
владение
соответствующей лексикой;
-
использование
специальными понятиями и терминами;
-
сооотнесение
авторских слов с изученным материалом;
-
определение
логической связи в тексте;
-
видение
подтекста;
-
понимание
мыслей автора и общей идеи;
-
соотнесение
с реалиями современности;
-
определение
личного отношения к идеям текста.
Анализ содержания текста позволяетвзглянуть на него с позиции
нашего времени, в контексте проблем. Здесь преобладает логическое суждение и
доказательства, сопоставление различных данных, анализ их согласованнности друг
с другом.
Исследование структуры и содержания источника позволяет
синтезировать выводы,полученные в процессе интерпретации и анализа.
Дискуссия. Среди современных поисков дивергентного мышления
дискуссии принадлежит одно из главных мест. Она диалогична, она помогает
развитию критического мышления, приобщению к культуре демократического
общества. Чрезвычайно значим «сопутствующий результат» учебной дискуссии –
формирование коммуникативной и информационной компетенций у учащихся.
Приоритеты дискуссии :
-
развитие
творческих способностей;
-
возможность
самим принимать решения;
-
самим
анализировать возникшие идеи и подходы;
-
строить
действия в соответствии со своими решениями.
Формы дискуссий:
-
«круглый
стол»- беседанебольшой группы (около 5 человек)- обмен мнениями членами
«круглого стола» и «аудитории»;
-
«заседание
экспертной группы»- «панельная дискуссия»(4-6 человек) – намеченная проблема
обсуждается вначале в группе, затем излагают всему классу;
-
«форум»-
обмен мнениями группы с классом;
-
«дебаты»,
«симпозиум»- построены на основе заранее фиксированных выступлений участников,
представляющих противоположные точки зрения.
Основное средство учителя на дебатах – это вопросы.
Характер вопросов : вопросы открытого типа, «дивергентных» либо «оценочных» по
содержанию. Эти типы вопросов , по мнению М.И Махмутова, «вызывают
интеллектуальные затруднения у обучаемых, поскольку ответ на них содержится не
в прежних знаниях , а в предъявляемых учителем информации», а также «оценочные»
вопросы связаны с выработкой собственной оценки того или иного суждения.
Учитель должен помнить, что решение спорного вопроса как
такового не является дидактической целью, она связана с развитием дивергентного
мышления и коммуникативных компетенций учащихся. Рефлексия в обучении
дивергентному мышлению помогает ученикам сформулировать полученные результаты,
скорректировать свой образовательный путь, исследовать осуществленную
деятельность с целью фиксации результатов и повышения её эффективности.
Способы рефлексии: устное и письменное обсуждение,
анкетирование, графическое изображение изменений, происходящих с учеником в
течение урока, дня, недели.
Предполагаемые результаты.
Умения и навыки:
1). отбирать необходимую информацию, анализировать и
структуировать её;
2). мотивировать собственную деятельность и определять конечные
результаты;
3). планировать деятельность и предвидеть результаты работы;
4). организовывать деятельность в соответствии с целями;
5). осуществлять самоконтроль и самодиагностику;
6). регултровать и корректировать собственную деятельность.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.