Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыДоклад "Атрпедагогика как средство высококачественного обучения младших школьников"

Доклад "Атрпедагогика как средство высококачественного обучения младших школьников"

Скачать материал

Булачева Татьяна Алексеевна

учитель начальных классов

МБОУ г. Иркутска СОШ № 34

        

Артпедагогика как средство высококачественного образования детей.

 

В современном обществе резко повысился социальный престиж ин­теллекта и научного знания. Педагогическая установка, в первую очередь, на развитие мышле­ния превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстро решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Кроме того, многие дети не посещают детские сады, а куклы Барби  и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка.

Внутренний мир ребёнка сложен. Как помочь детям увидеть, услышать всё многообразие окружающей среды? Как помочь познать своё Я,  раскрыть его и войти в мир взрослых.  Полноценно существовать и взаимодействовать в нём?

Самый короткий путь преодоления проблем,  эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, сказку, фантазирование, сочинительство. Средством способным решить все эти проблемы  является артпедагогика. В школе была создана программа «Артпедагогика  как эффективное  средство высококачественного образования»

Целевая установка программы:

 - сохранить и поддержать способности и мотивацию ребёнка;

 - развить основные способности и ключевые компетенции   ребёнка средствами искусства.

Ключевая идея программы:

 - качество образования учащихся, личностный рост, духовное становление определяется эффективностью использования артпедагогики  как  дидактического  средства. 

Новизна программы – интеграция содержания и организационных форм  обучения и воспитания с искусством.

Основные направления работы.

 

Первое направление: классы, обучающиеся по системе Л. В. Занкова.

 

В системе общего развития Л. В. Занкова проблема детского творчества,  социализации решается благодаря богатому содержанию образования. При анализе текстов, работе над текстами, предложенными в соответствии с программой учебных предметов, создаётся естественная ситуация для высказывания детей, расширяются их представления и, обогащается их словарный запас, более разнообразными становятся языковые средства. Для возникновения эмоций нет движущих мотивов. Дети свободно, спокойно и уверенно чувствуют себя в классе. Положительный фон общения достигается при разыгрывании различных сценок: дети в семье, в школе,  посещение друзей, приём  гостей, поведение в транспорте, театре, кино и т. д.

Основное назначение "Театра" в системе Л. В. Занкова - освоение средств устного общения (социализация), опыт чтения, подготовка к выразительному чтению, через инсценирование литературных произведений. «Театр» предоставляет детям возможность выступить в несвойственных для них ролях: лидерам - в роли мышки или зайчика, а ведомым – в  роли петуха или лисы.

Большие возможности для реализации идей артпедагогики дают уроки литературного чтения авторы Чуракова Н. А., Свиридова В. Ю.

 

Вторым направлением в реализации программы «Артпедагогика» является введение факультатива «Сказочный алфавит», разработанный на основе пособия Тамары Петровны Лакоцениной. Планирование составлено на 4 года, 1 раз в неделю.

   У каждого учителя всегда найдется подборка сценариев по теме. Но «готовый» сценарий не всегда устраивает, да и равнодушие детей вызывает досаду. То, что интересно учителям, не всегда интересно детям. Чаще всего любая форма учебно-воспитательной работы – это театр одного актера- учителя. Дети, выйдя с урока, тут же забывают, о чем шла речь, или вообще не понимают, зачем им было это нужно.

  Обращение к сказке определяется органичностью её использования в учебно-воспитательном процессе.

   Представление материала в виде алфавита дано не только для облегчения работы, но и для использования разных форм деятельности, приёмов, творческих задании, этюдов, игровых ситуаций.

   На протяжении каждого занятия работа направлена на актуализацию чувственного опыта учеников, обращение к их личным переживаниям.

      Темы курса разнообразны: «Сказки из бабушкиной корзины», «Чудесные превращения», «Мелодии сказок», «Сад сказочных цветов», «Сказка в музыке русских композиторов».

    Содержание определяет форму занятия: мастерская сказочных проектов, школа сказочных наук, сочинение сказок, музей забытых вещей, издание книжек.

    Рисунки, поделки, сочинения, представление себя героем, персонажем сказки позволяют получить обратную связь и являются диагностическим материалом для учителя. Опираясь на него, мы можем оценить эмоциональное состояние ребенка, его удовлетворенность деятельностью.

 

            Для эффективной реализации программы «Артпедагогика» на базе начальной школы была создана детская организация «Университет Таинственных явлений», в сокращении УТЯ.

     Программа детской организации  рассчитана на активное включение участников педагогического процесса, среди которых учащиеся с 1 по 4 классы, их родители, учителя, воспитатели групп продленного дня.

       Содержание направлений рассчитано на непрерывный процесс.

      Практическая деятельность организации строится на основе приоритетных ценностей школы.

     Чтобы эмоциональная и рациональная сфера у младшего школьника развивалась в единстве, мы используем следующие формы организации деятельности:

- посещение театров, музеев, библиотек;

-организация викторин;

- творческих презентаций;

-фестиваля искусств (спектакли и театрализованные игры);

- представление научно- исследовательских проектов.

                  Практическая деятельность детской-организации начинается с общего девиза, который знает каждый школьник:

Поиски, открытия и клады

Нам откроет этот мир.

Подберем ключ к тайнам знаний.

УТЯ- ты наш ориентир.

 

          А.С. Макаренко сказал: «Воспитывает не сам воспитатель, а среда. Мы разработали и воплотили в жизнь проект «Эстетизация рекреационного пространства», для того  чтобы учащиеся увидели личное значение, личный смысл и свои достижения в приобретении знаний.   

 

         Прошло несколько лет, результат налицо:

    Формирование коммуникативных умений, социализация учащихся - один из важнейших результатов нашей экспериментальной работы

    Поэтому для нас важно создавать для школьника ситуации успеха, уделять основное внимание организации целенаправленной учебной деятельности, в которой искусство выступает как средство познания.

       Артпедагогам нашей школы  особенно удаются уроки с применением технологии «Мастерская».

 Использование образовательных технологий дает положительную динамику и возможность прогнозировать положительные изменения, спроецированные в Программе развития школы.

Одним из показателей качества образования является успеваемость учащихся. Анализ итогов успеваемости учащихся начальной школы свидетельствует о положительной динамике результатов работы по повышению качества обучения.

Можно с уверенностью сказать, что решение стратегических вопросов, заложенных в Программе развития школы «Образование для всех», дает свои результаты:

- начальная школа приобрела устойчивую репутацию, высокий имидж;

-  расширила образовательные услуги;

- ввела в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии; выросло качество образования.

 «Может быть, то, что мы делаем, не лучше известных аналогов, но оно – другое».

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Доклад "Атрпедагогика как средство высококачественного обучения младших школьников""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Овощевод

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Булачева Татьяна Алексеевна учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ № 34 Артпедагогика как средство высококачественного образования детей. В современном обществе резко повысился социальный престиж ин теллекта и научного знания. Педагогическая установка, в первую очередь, на развитие мышле ния превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстро решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Кроме того, многие дети не посещают детские сады, а куклы Барби и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка. Внутренний мир ребёнка сложен. Как помочь детям увидеть, услышать всё многообразие окружающей среды? Как помочь познать своё Я, раскрыть его и войти в мир взрослых. Полноценно существовать и взаимодействовать в нём? Самый короткий путь преодоления проблем, эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, сказку, фантазирование, сочинительство. Средством способным решить все эти проблемы является артпедагогика. В школе была создана программа «Артпедагогика как эффективное средство высококачественного образования» Целевая установка программы: - сохранить и поддержать способности и мотивацию ребёнка; - развить основные способности и ключевые компетенции ребёнка средствами искусства. Ключевая идея программы: - качество образования учащихся, личностный рост, духовное становление определяется эффективностью использования артпедагогики как дидактического средства. Новизна программы – интеграция содержания и организационных форм обучения и воспитания с искусством. Основные направления работы. Первое направление: классы, обучающиеся по системе Л. В. Занкова. В системе общего развития Л. В. Занкова проблема детского творчества, социализации решается благодаря богатому содержанию образования. При анализе текстов, работе над текстами, предложенными в соответствии с программой учебных предметов, создаётся естественная ситуация для высказывания детей, расширяются их представления и, обогащается их словарный запас, более разнообразными становятся языковые средства. Для возникновения эмоций нет движущих мотивов. Дети свободно, спокойно и уверенно чувствуют себя в классе. Положительный фон общения достигается при разыгрывании различных сценок: дети в семье, в школе, посещение друзей, приём гостей, поведение в транспорте, театре, кино и т. д. Основное назначение "Театра" в системе Л. В. Занкова - освоение средств устного общения (социализация), опыт чтения, подготовка к выразительному чтению, через инсценирование литературных произведений. «Театр» предоставляет детям возможность выступить в несвойственных для них ролях: лидерам - в роли мышки или зайчика, а ведомым – в роли петуха или лисы. Большие возможности для реализации идей артпедагогики дают уроки литературного чтения авторы Чуракова Н. А., Свиридова В. Ю. Вторым направлением в реализации программы «Артпедагогика» является введение факультатива «Сказочный алфавит», разработанный на основе пособия Тамары Петровны Лакоцениной. Планирование составлено на 4 года, 1 раз в неделю. У каждого учителя всегда найдется подборка сценариев по теме. Но «готовый» сценарий не всегда устраивает, да и равнодушие детей вызывает досаду. То, что интересно учителям, не всегда интересно детям. Чаще всего любая форма учебно-воспитательной работы – это театр одного актера- учителя. Дети, выйдя с урока, тут же забывают, о чем шла речь, или вообще не понимают, зачем им было это нужно. Обращение к сказке определяется органичностью её использования в учебно-воспитательном процессе. Представление материала в виде алфавита дано не только для облегчения работы, но и для использования разных форм деятельности, приёмов, творческих задании, этюдов, игровых ситуаций. На протяжении каждого занятия работа направлена на актуализацию чувственного опыта учеников, обращение к их личным переживаниям. Темы курса разнообразны: «Сказки из бабушкиной корзины», «Чудесные превращения», «Мелодии сказок», «Сад сказочных цветов», «Сказка в музыке русских композиторов». Содержание определяет форму занятия: мастерская сказочных проектов, школа сказочных наук, сочинение сказок, музей забытых вещей, издание книжек. Рисунки, поделки, сочинения, представление себя героем, персонажем сказки позволяют получить обратную связь и являются диагностическим материалом для учителя. Опираясь на него, мы можем оценить эмоциональное состояние ребенка, его удовлетворенность деятельностью. Для эффективной реализации программы «Артпедагогика» на базе начальной школы была создана детская организация «Университет Таинственных явлений», в сокращении УТЯ. Программа детской организации рассчитана на активное включение участников педагогического процесса, среди которых учащиеся с 1 по 4 классы, их родители, учителя, воспитатели групп продленного дня. Содержание направлений рассчитано на непрерывный процесс. Практическая деятельность организации строится на основе приоритетных ценностей школы. Чтобы эмоциональная и рациональная сфера у младшего школьника развивалась в единстве, мы используем следующие формы организации деятельности: - посещение театров, музеев, библиотек; -организация викторин; - творческих презентаций; -фестиваля искусств (спектакли и театрализованные игры); - представление научно- исследовательских проектов. Практическая деятельность детской-организации начинается с общего девиза, который знает каждый школьник: Поиски, открытия и клады Нам откроет этот мир. Подберем ключ к тайнам знаний. УТЯ- ты наш ориентир. А.С. Макаренко сказал: «Воспитывает не сам воспитатель, а среда. Мы разработали и воплотили в жизнь проект «Эстетизация рекреационного пространства», для того чтобы учащиеся увидели личное значение, личный смысл и свои достижения в приобретении знаний. Прошло несколько лет, результат налицо: Формирование коммуникативных умений, социализация учащихся - один из важнейших результатов нашей экспериментальной работы Поэтому для нас важно создавать для школьника ситуации успеха, уделять основное внимание организации целенаправленной учебной деятельности, в которой искусство выступает как средство познания. Артпедагогам нашей школы особенно удаются уроки с применением технологии «Мастерская». Использование образовательных технологий дает положительную динамику и возможность прогнозировать положительные изменения, спроецированные в Программе развития школы. Одним из показателей качества образования является успеваемость учащихся. Анализ итогов успеваемости учащихся начальной школы свидетельствует о положительной динамике результатов работы по повышению качества обучения. Можно с уверенностью сказать, что решение стратегических вопросов, заложенных в Программе развития школы «Образование для всех», дает свои результаты: - начальная школа приобрела устойчивую репутацию, высокий имидж; - расширила образовательные услуги; - ввела в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии; выросло качество образования. «Может быть, то, что мы делаем, не лучше известных аналогов, но оно – другое».

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 831 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.07.2020 105
    • DOCX 41.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Беликова Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Беликова Елена Владимировна
    Беликова Елена Владимировна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 75795
    • Всего материалов: 244

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 35 регионов

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 943 человека из 81 региона

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по физической культуре у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теория, методика и практика обучения младших школьников основам шахматной игры в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 25 регионов

Мини-курс

Методы решения нестандартных математических задач

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Сельский и индустриальный туризм

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы маркетинговых исследований в интернете

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе