Инфоурок Другое Другие методич. материалыДоклад на тему «Социализация и адаптация детей с ограниченными способностями в условиях современного общества на уроках английского языка»

Доклад на тему «Социализация и адаптация детей с ограниченными способностями в условиях современного общества на уроках английского языка»

Скачать материал

В настоящее время главным социальным заказом общества является воспитание, развитие и образование личности. Развитие личности как общественно - социального существа начинает осуществляться в детском возрасте. И именно в этот период особенно важным является процесс социализации ребенка.

Социализация -  по мнению американского социолога Ф.Г. Гиддингса  – развитие социальной природы или характера  индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни.

Согласно самому общему определению, социализация – это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития, то есть преобразование его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения. Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка – с другой стороны. Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, взаимодействия с окружающим миром. Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания.

    Сущность социализации состоит в сочетаемости приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества.

Существует два главных способа овладения социальным опытом. Первый способ – присвоение социального опыта через окружающий мир. Причем ребенок не пассивно вбирает воздействия окружающей среды, а, включаясь в совместные с другими людьми акты поведения, присваивает социальный опыт. Второй способ – присвоение опыта через целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение. Сочетание обоих способов дало бы возможность ребенку быстро набирать опыт для своего полноценного развития. Я считаю, что задачи социализации легко могут быть решены на уроках иностранного языка, который, таким образом, является одновременно и целью и средством обучения. На уроках учащиеся постигают средствами английского языка окружающую действительность и самих себя. В значительной степени этому способствуют ролевые и деловые игры, в ходе которых учащиеся:

 -выступают в конкретных социальных ролях,

-вырабатывают цепочку решений,

-подходят к результату, целью которого является  в нахождении правильного решения  на определенный социальный вопрос в  ситуации наиболее распространенной в реальной жизни. Все это помогает учащимся адаптироваться в окружающем социуме. Таким образом, через деловые социальные игры стимулируется приобретение опыта общения в роли семьянина, домохозяйки, делового партнера и т.д.

Включаясь в ролевые игры на уроках английского языка, ученики представляют себя в роли кого-то другого в конкретной ситуации, ведут себя надлежащим образом согласно правилам этой ролевой игры. Социальные (врач, продавец), межличностные (друзья, одноклассники), психологические (нейтральные, позитивные, негативные персонажи) роли, которые исполняют ученики, способствуют тому, что они учатся общаться и обсуждать вопросы, понимать и оценивать чувства других людей, решать проблемы. Ролевые игры позволяют моделировать другие виды деятельности, знакомят детей с поведенческими штампами, приучают их в выполнению конкретной личностно-социальной роли. Конечной целью любой ролевой игры на уроках английского языка является получение новых знаний и отработка их до навыков, которые необходимы им в повседневной жизни. Другими словами, процесс социализации личности ребенка будет происходить эффективнее, если на уроках английского языка он будет вовлечен в ролевые игры и конкретные ситуации общения.

Чтобы играть в ролевые игры на уроках английского языка надлежащим образом, необходимо сформировать у ученика нужные социальные умения общения и ознакомить их с диалогической речью на английском языке. Поэтому важнейшим и первым этапом работы станет совершенствование умений диалогической речи. В этом помогают различные упражнения на тренировку выражений этикетного плана, развитие навыков разговора по телефону, микродиалоги на заданную тему из нескольких реплик, проигрывание диалога в парах и т.д. Необходимо следовать определенным этапам внедрения ролевых игр в учебный процесс. Целесообразным представляется использование ролевых игр не на каждом уроке, а на обобщающих, либо заключительных уроках по теме, поскольку ролевая игра на английском языке требует от учеников достаточно легкого владения пройденным материалом. Следующим шагом будет создание условий, необходимых для того, чтобы вовлечь детей в ролевую игру. К таким условиям относятся различные аудиозаписи шумов окружающего мира (поезда, машины, стук в дверь и т.п.), различные визуальные подкрепления разыгрываемой ситуации (вывески, таблички, надписи, рисунки), наличие специальных шаблонов диалогов по ситуациям и т.д. И, наконец, заключительным этапом должен быть анализ результатов того, чего смогли достигнуть дети в процессе обучения.

Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, которые незримыми социальными нитями- правами, обязанностями, отношениями- связаны с другими ролями.   Основой взаимодействия личности  с социальной средой является участие в деятельности. На начальном этапе отработки материала обычно использует имитационную игру, которая имеет следующие признаки:

1\ наличие модели социальной системы (т.е. конкретной ситуации общения: магазин, библиотека, вокзал и т.д. );

2\ наличие шаблона, схемы общения, доведенных до автоматизма;

3\ наполнение этого шаблона лексическим и смысловым содержанием, соответствующим данной ситуации.

Пример:

Из учебника берется диалог «В библиотеке», отрабатывается и обыгрывается в парах. После  чего  учащиеся входят в роль, внося свои личностные элементы, индивидуальные особенности (запрашивают именно ту книгу, которую они хотели прочитать, предлагают прочитать книгу, написанную определенным автором). Учащиеся воспроизводят знакомый текст, наполняя его новым содержанием, используя  такие экстралингвистические средства как: темп, мимику, интонацию. Доведение до автоматизации осуществляет при помощи трансакционного общения (ритуальному обмену фразами), используя такие схемы как:

-стимул- реакция

-Can I help you?

-Yes, please.

Такая схема позволяет процессу коммуникации проходит гладко, поскольку учащемуся не приходится задумываться над правильным ответом;

-схема постепенно усложняется, особенно в тех случаях, когда учитель задействует для обмена репликами разные психологические роли

-You must be careful

-I am always careful! Don’t worry!

-более сложные, скрытые трансакции, требующие одновременного участия более чем двух состояний

Shop-assistant: Look! This pair of shoes is very nice, but it is expensive.

Customer: I haven’t much money, but I like it so much, that I’ll buy it.

Именно эта категория   чаще всего используется учителем для основы игры.

   Ролевая игра используется учителем на более продвинутом этапе. От имитационной она отличается тем, что роли учащиеся не заучивают, а используют материал,  усвоенный ранее, дополняют  его по-своему. Большое внимание уделяется при этом использованию оценочных суждений, разговорных клише типа:

I think……

I guess……

To my mind……

 Sure….

As for me…..etc.

При подготовке к ролевой игре  всегда учитываются следующие ее признаки:

1.     Ситуация должна быть наиболее приближенной к жизни.

2.     Роли, выбираемые учащимися должны в наибольшей степени подходить/ соответствовать  данной ситуации.

3.     Участники ролевой игры должны учитывать наличие различных ролевых целей (если кассир продает билет и дает определенную информацию покупателю, то покупатель не только  покупает билет, но и запрашивает необходимую информацию, а также отсчитывает деньги, справляется о багаже и т.д.)

4.     Участники ролевой игры не должны действовать индивидуально, а только коллективно, реплики одного должны вызывать ответную реакцию другого, а за реакцией следует действие партнера.

5.     Наличие общей цели у всего коллектива.

6.     Участники игры приходят к собственному решению, подсказанному ситуацией и наклонностями самого учащегося; куда поехать отдыхать, какую книгу прочитать и т.д.

7.     Наличие систему группового и индивидуального оценивания деятельности участников игры. Каждый участник игры в зависимости от выполнения заданной ролью задачи оценивается либо экспертом из числа самих участников, либо преподавателем.

8.     Наличие управляемого эмоционального напряжения. Создания доброжелательной атмосферы.

Чаще всего провожу игру на завершающем этапе при закреплении речевых навыков. Однако подготовка к ней  осуществляется  заблаговременно с самого начала изучения той или иной темы. В ходе работы по подготовке к ролевой игре проигрываются микро ситуации, небольшие сценки, разыгрываются диалоги.

Следующий этап- введение новой лексики по теме, а также новых реалий: The Supreme Soviet, the Supreme Court, Duma, the Council of Ministers и т.д. лексика закрепляется в ситуация и диалогах приближенных к теме: покупка билета из одного города в другой на вокзале, обсуждение лучшего места отдыха, беседа о выборах.

At the railway station

Clerk: Can I help you?

Customer: Yes, please. I need one ticket to Perm.

-Single or return?

-Single, please.

-You know that you must change a train in Ekaterinburg.

-Really? How much must I stay there between the trains?

-For two hours. The train to Perm will start at 20.40.

-Is there another train?

-I’m afraid not. There will be one to St. Petersburg, but it is fast. You’ll arrive at night.

-       No, it isn’t convenient. Give me the tickets on the first one.

-       OK 300 rubles, please

-       Here there are

Отработка монологического высказывания идет по листам опорных сигналов.

 

Таким образом, школа не должна бороться с окружающим миром - она должна создать для ребенка свою среду, такую, чтобы, проживая в ней школьные годы, он выходил в большую жизнь и был адекватен окружающей его реальности. И одним из способов гармоничного развития личности являются ролевые игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

На тему «Социализация и адаптация детей с ограниченными способностями в условиях современного общества на уроках английского языка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воротынцева Е.В

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Доклад на тему «Социализация и адаптация детей с ограниченными способностями в условиях современного общества на уроках английского языка»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по кредитованию

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В настоящее время главным социальным заказом общества является воспитание, развитие и образование личности. Развитие личности как общественно - социального существа начинает осуществляться в детском возрасте. И именно в этот период особенно важным является процесс социализации ребенка.

      Существует два главных способа овладения социальным опытом. Первый способ – присвоение социального опыта через окружающий мир. Причем ребенок не пассивно вбирает воздействия окружающей среды, а, включаясь в совместные с другими людьми акты поведения, присваивает социальный опыт. Второй способ – присвоение опыта через целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение. Сочетание обоих способов дало бы возможность ребенку быстро набирать опыт для своего полноценного развития. Я считаю, что задачи социализации легко могут быть решены на уроках иностранного языка, который, таким образом, является одновременно и целью и средством обучения. На уроках учащиеся постигают средствами английского языка окружающую действительность и самих себя. В значительной степени этому способствуют ролевые и деловые игры, в ходе которых учащиеся:

 

 -выступают в конкретных социальных ролях,

-вырабатывают цепочку решений,

-подходят к результату, целью которого является  в нахождении правильного решения  на определенный социальный вопрос в  ситуации наиболее распространенной в реальной жизни. Все это помогает учащимся адаптироваться в окружающем социуме. Таким образом, через деловые социальные игры стимулируется приобретение опыта общения в роли семьянина, домохозяйки, делового партнера и т.д.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 913 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 343
    • DOCX 47 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Воротынцева Елена Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Воротынцева Елена Викторовна
    Воротынцева Елена Викторовна
    • На сайте: 8 лет и 11 месяцев
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 5606
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 503 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 338 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 291 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 853 человека

Мини-курс

Стратегии B2C маркетинга: от анализа до взаимодействия с клиентом

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Литература и культура

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Психология позитивных изменений: как повысить самооценку, справиться с тревогой и достичь целей

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе