Северо-Казахстанская
область
район
Магжана Жумабаева
КГУ
«Чистовская средняя школа»
ДОКЛАД
на
тему:
«Роль
и возможности предмета технологии в формировании личности на современном этапе»
Подготовил
учитель
технологии
высшей
категории
Биба А.М.
2014 год
«Лучшая
форма наследства, оставляемого
родителями
своим детям, это не деньги,
не вещи и
даже не образование,
а
воспитание трудолюбия, которое
является
одним из важнейших
условий
человеческого счастья»
К.Д.Ушинский
Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и
юности является объектом социализации. Социализация
личности школьника-процесс чрезвычайно значимый и сложный, результат реального взаимодействия
школы и общества. В процессе социализации ребенок приобретает качества,
необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, овладевает социальной
деятельностью, общением и поведением, осуществляется социальное становление
индивида.
Семья является самой естественной и самой
благотворной средой, в которой формируется личность ребенка, его
отношение ко всем сторонам жизни, в том числе и к труду. Вступив в период
рыночных отношений, семья и школа оказались в новых условиях трудового
воспитания подростков.
Качества личности, в воспитании которых должны
приложить усилия в семье - это честность и порядочность; предприимчивость и
деловитость, достоинство и личная ответственность; инициативность и высокая
дисциплина труда. Одна из проблем на сегодня – сохранение и поддержание авторитета
добросовестного труда, как основного средства
достижения материальных ценностей. Семья призвана помочь детям разобраться в современной
жизни, отделить главное от сиюминутного, второстепенного. Родители должны убеждать своих детей и показывать своим
личным примером, что без честного, добросовестного труда хорошего будущего не
построить. Достойный труд приносит пользу обществу, материальные блага и
моральное удовлетворение.
В большинстве
семей родители занимаются трудовым воспитанием своих детей, однако существует
ряд нерешённых проблем в подготовке подрастающего поколения к труду,
в первую очередь в формировании у него трудолюбия.
В
подростковый возраст дети вступают с разным
уровнем мотивации к труду, и далеко не одинаковыми навыками, умениями и
привычкой трудиться. Многие из них не приучены заниматься трудом как умственным,
так и физическим. Но у них есть немало положительных качеств, таких как
пытливость и стремление к познанию нового. Опираясь на это и вовлекая
подростков в занятия по интересам можно предотвратить отрицательные влечения и
склонности, формируя при этом положительные качества, в том числе и трудолюбие.
Родители
должны помнить, что только тот труд положительно влияет на ребенка, который
предстает перед ним как необходимость и осознается, как долг.
Наряду с пониманием необходимости труда
ребенок должен знать конечную его цель, достижению которой он подчинит свои
мысли, желания, волю.
Есть семьи, в которых родители освобождают
детей от обязанностей по дому, объясняя свое решение недостатком времени
ребенка на учебу. Такая позиция родителей наносит серьезный вред в комплексном
воспитании, не закладывается любовь и привычка к труду, формируется устойчивый
детский эгоизм. Мудрость воспитания родителей заключается в том, чтобы в
семье рационально сочетался умственный и посильный физический труд детей, забота
о близких членах семьи и, естественно, отдых.
Практика показывает, что уже в среднем звене у части
детей падает интерес к учебе, т.к. добавляются новые
предметы, усложняется программный материал. Если ребёнок с детства не приучен
трудиться, а учеба это его основной труд, естественно у него снижается
мотивация к учебе. Совместными усилиями семьи и школы надо учить детей работать
быстро, сосредоточенно, отключаться от посторонних дел и мыслей. Необходимо
больше предоставлять самостоятельности, создавать условия для проявления
инициативы и преодоления трудностей.
Семейный
бюджет и финансовое положение семьи не должно быть тайной от детей, они должны
принимать участие в обсуждении этих вопросов. В таких семьях дети приобретают
полезный жизненный опыт, учатся сопоставлять возможности семьи со своими
потребностями, ощущают за собой право голоса в решении семейных
финансовых проблем. Важно сформировать у детей четкое представление об
источнике заработка.
Воспитывая у ребенка трудолюбие, семья тем самым, готовит его к осознанному
выбору будущей профессии, к поиску дела по душе,
интересам и общественной значимости. Но подросток не всегда может остановить
выбор на той профессии, которая отвечает его умственным, физическим и
психологическим особенностям. У него не хватает жизненного опыта и реальной
оценки своих способностей. В данной ситуации кто, как не родители лучше
других знают склонности своего ребенка, его возможности, кто лучше них сможет
умело и ненавязчиво подсказать, убедить… Ну и когда идет речь о том «кем
стать» надо помнить, что в первую очередь надо стать настоящим человеком.
Наряду с
другими предметами учебного плана предмет «Технология» способствует не только
социализации ребенка, но и формированию личности в современных условиях. Поскольку
уроки технологии имеют в основном практическую направленность, у учителя
открываются широкие возможности вовлечь учащихся в самостоятельную творческую
деятельность. Любой учитель знает,
что заинтересованный школьник учится лучше. Если есть интерес, то у ребенка возникает
желание узнать, исследовать, расширить свой кругозор. Именно на развитие
устойчивого познавательного интереса школьника должна быть направлена
деятельность педагога. Считаю,
что можно превратить «пассивных» детей в «активных», вызвать интерес к учению,
если умело сформировать мотивацию ученика.
Повышение уровня мотивации детей к изучению
технологии является важным и актуальным направлением педагогического поиска,
поскольку сегодня намечается «угасание» интереса детей к обучению. Одна из
основных задач, которую я ставлю перед собой – повышение уровня мотивации к
изучению отдельных разделов технологии. Решению этой задачи мне помогает четкое
планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно
продуманные методы и приемы подачи учебного материала.
Особую роль в формировании мотивации
играет коллектив, среда, в которой находится ученик. В данной ситуации важная
роль в повышении активности принадлежит бригадному методу работы и в малых
группах. Это позволяет приобретать навыки работы в команде, развивать ключевые
компетенции и самостоятельность, сообща отвечать за результат. Еще одна из форм работы в коллективе,
которая успешно помогает повышать интерес к предмету – проектная деятельность
учащихся. Метод проектов дает школьникам отличный шанс исследовать,
придумывать, по-новому решать проблему, создавать изделие, испытывать его и
оценивать в реальных условиях. Использование проектной деятельности убедительно
доказывает возможность сформировать стойкий интерес к изучению предмета.
А если проект носит коллективный характер – дети учатся выполнять функции
принятой на себя роли, анализировать результаты совместной работы, т.е.
позволяет ученикам приобретать навыки работы в команде.
Предмет «Технология» - интегративный
предмет, синтезирующий полученные знания из математики, физики, химии и
биологии и показывающий их использование в работе промышленности, энергетике,
связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности
человека.
Изучение предмета «Технология» позволит
молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения и
обеспечить интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие учащихся и их
адаптацию к современным социально-экономическим условиям.
Главной целью учебного предмета
«Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни. Теория и практика
рождают новые технологии, охватывающие все сферы деятельности. Технология в
школе рассматривается как учебно-трудовая, преобразующая деятельность учащихся
на научной основе, наука о способах обработки различных материалов.
Предмет «Технология» позволяет синтезировать
познавательную и предметно-преобразовательную деятельность, учащиеся могут на
более реальной основе получить знания, умения и навыки о воздействии человека
на материальный мир, постичь единую логическую систему взаимодействия человека
с природой, с материальным миром.
Весь
учебно – воспитательный процесс на уроках технологии направлен на формирование
всесторонне и гармонично развитой личности учащихся, а трудовая подготовка –
необходимая составная часть процесса.
Целью
трудового воспитания и обучения на уроке технологии должно быть:
-привитие любви к
труду и уважения людям труда;
-ознакомление
учащихся с основами современного производства, строительства, транспорта, сферы
обслуживания;
-формирование у
ребят в процессе учебы и общественно полезной работы
трудовых навыков и
умений;
-побуждение к
сознательному выбору профессий и получение первоначальной профессиональной
подготовки.
В
процессе трудовой подготовки на уроках технологии школьники приучаются к
самостоятельности и настойчивости в решении трудовых задач, учатся планировать
и выполнять общественно-полезные дела, работать коллективно, ценить труд .
Трудовое
воспитание – органическая составная часть воспитания. Оно направленно на
формирование трудолюбия, трудовой активности, качеств человека , необходимых
для его трудовой деятельности на общую пользу .
Гармоническое
развитие ученика – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного
решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного
и эстетического воспитания
Понятие этики и
эстетики всегда тесно взаимосвязаны. В процессе формирования личности ученика велико
эстетическое воздействие искусства. Искусство воспитывает глубокие человеческие
эмоции и чувства.
Эстетическое
воспитание – это целенаправленный процесс формирования у человека
эстетического отношения к действительности. Особое внимание при этом придается
восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека
способности вносить красоту в процесс и результаты труда. Именно поэтому
эстетическое воспитание школьников на примере декоративно – прикладного
искусства имеет огромное значение для формирования культуры быта и труда,
культуры человеческих отношений в целом. Знакомясь с образами народного
творчества, школьники попадают в мир сказочных образов, ярких красок, узоров,
орнаментов, выразительных пластических форм, которые наиболее близки и созвучны
их чувствам и представлениям.
В
процессе обучения развивается умение видеть прекрасное в природе, разнообразие
форм, цвета, наблюдательность, зрительная память, образное мышление, формирование
навыков культуры труда, изготовление изделий отвечающих эстетическим нормам.
Предмет
технология развивает чувство прекрасного, формирует высокие эстетические вкусы,
умение понимать и ценить произведения искусства.
Эстетическое
воспитание это – воспитание способности восприятия и правильного понимания
прекрасного. Гармонически развитый человек не может не стремиться жить и
работать красиво.
Большую
роль в формировании личности играет применение на уроках элементов народного
творчества, декоративно – прикладного искусства.
Ручной творческий
труд, составляющий основу деятельности народных художественных промыслов
проявляющая в непрерывном целом способность человека чувствовать и творить,
работать и радоваться, познавать и учить других.
Изучение
декоративно-прикладного искусства казахского народа способствует развитию
стремления к прекрасному, воспитывает уважение к народным традициям, культурным
ценностям. Понятие наследия, традиции в обучении искусству художественных
ремесел всегда имело значение для преемственности всего лучшего и наиболее
ценного. Прекрасные образы декоративно – прикладного искусства помогают
воспитывать уважение и любовь к культуре своего края, своей Родины.
Педагогу
необходимо усвоить общие закономерности развития личности. Личность формируется
под влиянием воспитания, социализации и самовоспитания. Личность – результат
взаимодействия внешних влияний с внутренними условиями человека, к которым относятся
его направленность, способности, характер и другие личностные свойства. Обобщая
выше сказанное, следует отметить, что роль и возможности в формировании
личности предмета технологии огромны. Каждый из разделов программы влияет на развитие
творческих способностей, достижений учащихся, устойчивого интереса к предмету, расширяет
кругозор, знакомит с творческим наследием и воспитывает нравственно –
эстетические качества личности.
Значение
предмета технологии в формировании личности общепризнанна.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.