Доклад
Формирование математических знаний у учащихся 1 класса
с ограниченными возможностями здоровья.
Принятые в первый класс школьники резко
отличаются друг от друга степенью выраженности основного дефекта–нарушения
развития познавательных возможностей.
При
поступлении в школу учащиеся имеют различный жизненный опыт, разную степень
подготовленности к обучению. Процесс формирования математических знаний
проходить в каждом классе нединамично.
В каждом
классе имеются учащиеся, которые успешно усваивают или могут усваивать
математические знания, овладевать умениями в объеме программы коррекционной
школы VIII вида. Но будут и такие ученики, которые смогут усвоить только часть
изучаемых знаний, умений, да и те будут отличаться недостаточной четкостью, фрагментарностью,
непрочностью.
Учитель может получить сведения проверяя тетради,
которые в коррекционной школе VIII вида проверяются ежедневно. Тетрадей, как
правило, две (так называемые круговые). Учитель, собирая тетради на проверку,
имеет для контроля две работы домашнюю и классную. Домашняя работа выполняется
под наблюдением воспитателя, а по качеству классной работы можно судить о
продвижении учащихся.
Изучение
школьников на уроках математики продолжается на всех годах обучения. Это
является тем средством, которое помогает учителю успешно осуществлять учебный
процесс.
Располагая достаточным количеством данных,
полученных из наблюдений, в ходе обсуждения с детьми способа выполнения ими
заданий, анализа работ учащихся, учитель сможет разделить своих учеников на группы по следующим
параметрам:
■
время,
необходимое для овладения новыми знаниями (новыми приемами вычислений,
решением простой задачи и др.);
■
способность
к анализу отношений числовых множеств, к количественной оценке их изменений в
связи с реальными действиями, событиями. Способность правильно производить
математические вычисления (не способны, способны, но нуждаются в конкретизации;
способны выполнять на уровне представлений);
■
умение
пояснять свои действия с предметными вокупностями, выдвигать, обсуждать
предполагаемые действия, предстоящие записи;
■
скорость,
точность запоминания, объяснений, хода рассуждений при выполнении заданий,
разобранных дач (вопросы, арифметические действия, ответ);
■
умение
пренебречь несущественными изменениями в привычном ходе работы, например
заменой одних предметов счета другими, новым расположением записей, их
порядком, переходом от одного приема счета к
■
другому,
от одного арифметического действия к другому, с присчитывания к
отсчитыванию.
Обычно в классе можно выделить несколько групп
учащихся с различными возможностями усвоения математических знаний.
Для первой группы детей овладение знаниями
по программе коррекционной школы VIII вида не представляет трудности. Они быстро
запоминают приемы вычислений, способы решения задач, редко нуждаются в предметной
наглядности — обычно бывает достаточно словесного указания на те наблюдения, те
явления, которые им уже известны. Учащимся доступно использование приобретенных
знаний в сходной ситуации. Можно отметин, щ носительную прочность и гибкость их
знаний.
Учащиеся второй группы испытывают на уроках математики некоторые затруднения.
Эти школьники не могут представить те явления, события, предметы и факты, о которых
им сообщается. Они способны осмыслить количественные отношения, изменения
количества, величины только при непосредственном их наблюдении. Осуществляя предметно-практические
действия, объединяя группы предметов, отделяя их часть, дети осознают характер
происходящих изменений и могут оформить их арифметическими действиями. Поэтому
они сознательно решают аифметическую задачу только тогда, когда она иллюстрирована
с помощью реальных групп предметов. Словесно сформулированная задача не
вызывает у них необходимых представлений. Эти дети медленнее, чем учащиеся
первой группы, , запоминают математические знания.
Учащиеся третьей группы испытывают
значительные трудности при изучении математических вопросов. Организация
предметно-практической деятельности, использование наглядных средств обучения
не гарантируют формирования у них полноценных знаний. Наблюдая изменения
предметных совокупностей, величин при выполнении ими
материализованных действий, эти ученики полностью их не осознают. Связи,
отношения, причинно-следственные зависимости ими не осмысляются. Их затрудняет
оценка количественных изменений (больше — меньше), тем более перевод их на язык
математики ( запись арифметических действий). Все свои усилия дети направляют
на запоминание того, что сообщает учитель. Безусловно, они удерживают в памяти
отдельные факты, требования, рекомендации к выполнению
заданий, но, так как запоминание происходит без должного осмысления,
дети нарушают логику рассуждений, последовальность умственных и даже реальных
действий. В результате происходит разрыв между реальными действиями и их
математическим выражением. Забывание у этих школьников протекам интенсивно,
особенно тех сведений, которые имеют отвлеченный характер. За время обучения в
школе они могут и не овладеть приемами отвлеченного счета.
В каждом классе имеются 2—3 ученика,
которые не могут быть отнесены к указанным выше группам. При поступлении в
школу и за все время обучения
они
резко отличаются от своих одноклассников. О них нельзя говорить как о детях,
страдающих локальными поражениями центральной нервной системы. Они отстают в усвоении
не только математических знаний, но и по другим предметам. Такие дети могут
усвоить значительно меньше, чем это предполагается программой. Обучение их в
классе представляет большую трудность для учителя, так как этих детей
невозможно включать во фронтальную работу класса. Их нужно обучать по другой,
более упрощенной программе.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.