Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыДоклад «Эстетическое воспитание младших школьников»

Доклад «Эстетическое воспитание младших школьников»

Скачать материал

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение                                                                     средняя общеобразовательная школа № 86                                                                                                       имени контр-адмирала И. И. Вереникина

 

 

 

 

 

 

Доклад

 «Эстетическое воспитание младших школьников» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов

Горина Светлана Витальевна

 

 

 

 

Тема: « Эстетическое воспитание младших школьников»                                   

       В настоящее время, эстетическое воспитание детей стало одним из важных средств воспитания подрастающего поколения.

Растить человека восприимчивым к прекрасному – это проблема, в которой неразрывно связаны задачи эстетики-науки об искусстве – и задачи этики - учения– это проблема, в которой неразрывно связаны задачи эстетики-науки об искусстве – и задачи этики – учения о морали, о нормах отношений людей к обществу и друг другу.

      И именно учителю начальных классов, отведена особая роль в процессе эстетического воспитания школьников. Именно он призван заложить основы трудовых навыков ребёнка, его творческого потенциала, художественного развития.

Искусство учит нас и наших детей видеть и чувствовать глубже и тоньше. Чудодейственная сила искусства в том, что оно влияет на чувства, через них прокладывая путь к разуму, пониманию, выводам.

         Из этого ещё яснее наша задача: надо воспитывать чувства, развивать данную человеку природой драгоценную  способность воспринимать прекрасное.

          А вот вторая задача эстетического воспитания – развитие в подрастающем поколении способности воспринимать прекрасное.

Склонности к эстетическому воспитанию проявляются у детей рано. Ярким примером служат выставки детского творчества.

          В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира» Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка.

         Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании.

         Способность воспринимать прекрасное – великий дар природы нам, людям. Но это и дар человечества самому  себе, потому что человек развивает в себе эту способность, учит глубже и тоньше чувствовать прекрасное и активнее создает его в любой области жизни, куда бы ни прикладывал он свою мысль и свой труд.

        Ручная умелость развивает творческое интуитивное мышление. Но происходить это может только за счет очень внимательного, «заинтересованного» отношения к предметам и материалам, с которыми ребенок имеет дело в процессе работы. Считаю, что уроки технологии помогают формировать у ребенка любовь к искусству и творчеству, часто вспоминаю слова В.А. Сухомлинского «мастерство рук – это материальное воплощение пытливого ума, смекалки, творческого воображения очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел».

 

      Одним из эффективных средств воспитания, в котором тесно взаимосвязаны формирование трудовых навыков и художественное развитие учащихся младших классов, может быть работа по украшению изделия аппликацией. Она позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир, пробуждает у них радость труда, жажду творчества.

Аппликация относится к декоративно-прикладному искусству и является разновидностью вышивки, применяемой для украшения одежды, предметов быта, для создания декоративных панно. Декоративно-прикладное искусство живет вокруг нас в коврах, тканях, одежде, керамической посуде, оформлении книг.

На уроках технологии я учу ребят видеть прекрасное, стараюсь воспитывать у детей интерес и любовь к творчеству, развитию художественного вкуса ребенка, привить навыки культурного труда, взаимопомощи друг другу.

Как всего этого достичь?

      Во-первых, очень важно, чтобы на уроке дети имели все необходимые инструменты. Рабочее место, с точки зрения культуры труда, должно отвечать определенным требованиям: порядок размещения материалов, инструментов, отсутствие лишних предметов и мусора.

     В процессе работы ребенок сразу должен настраиваться на творческую деятельность. Этому помогает установка, которую дети формулируют в начале урока: «Сегодня нам понадобятся…».

      Во-вторых, большая роль в аппликации принадлежит ее цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Цвет эмоционально влияет на ребенка, увлекая его красочностью, яркостью. Поэтому важно целенаправленно развивать чувство цвета, как наиболее доступное представление о красоте окружающего мира и произведений искусства.

На уроках технологии я разъясняю детям, почему надо брать для аппликации тот или иной цвет, какие к нему подходят сочетания, чтобы наиболее выразительно передать определенное содержание. Обращаю внимание ребят на многоцветие реального мира: ведь небо бывает не только голубое, но и алое, и фиолетовое, и насквозь позолоченным солнцем. Стараюсь, чтобы при выполнении работ ребята использовали различные оттенки одного цвета. Считаю, что гармоничные сочетания, составленные из близких по звучанию тонов, помогают передать лучше явления природы, составить композиции.

       В-третьих, творчество и мастерство – это еще и качество. Поэтому на уроках технологии настраиваю детей на выполнение работы без спешки, уделив тем самым внимание к качеству изделия,  его аккуратности.

Важно, чтобы значительную часть работы учащиеся выполняли самостоятельно, поэтому учу анализировать конструкцию изделия, выделять детали, из которых оно состоит, определять взаиморасположение и последовательность выполнения работы.

        На уроках я поощряю желание ребенка дополнить изделие мелкими деталями, которые гармонично вписываются в изделие. Даже если ребенок выполнил работу, изменив только цветовую гамму, это уже успех. Такое восприятие существенно расширяет художественно-эстетический кругозор учащихся.

        Дети рано начинают воспринимать окружающее. Но чтобы они могли оценить увиденное,  отличить действительно красивое от пестроты и пошлости, этому необходимо учить. Нужно стараться создать благоприятные условия для художественной деятельности детей, беседовать с ними о красоте окружающего мира, закреплять самостоятельно найденные ребенком средства художественной выразительности.

Многие изделия можно выполнить из тех материалов, которые обычно не находят применение и выбрасываются. Использование их для поделок приучает детей к бережливости, экономному расходованию.

       Наглядное представление о результатах работы, проводимой на уроке, дают выставки детских работ. Основной задачей выставок является эстетическое воспитание, формирование у детей художественного вкуса. Дети стремятся выполнить работу аккуратнее, чтобы она оказалась среди самых лучших

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Доклад «Эстетическое воспитание младших школьников»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный администратор

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

       В настоящее время, эстетическое воспитание детей стало одним из важных средств воспитания подрастающего поколения. Растить человека восприимчивым к прекрасному – это проблема, в которой неразрывно связаны задачи эстетики-науки об искусстве – и задачи этики - учения– это проблема, в которой неразрывно связаны задачи эстетики-науки об искусстве – и задачи этики – учения о морали, о нормах отношений людей к обществу и друг другу.    

  И именно учителю начальных классов, отведена особая роль в процессе эстетического воспитания школьников. Именно он призван заложить основы трудовых навыков ребёнка, его творческого потенциала, художественного развития.

Искусство учит нас и наших детей видеть и чувствовать глубже и тоньше. Чудодейственная сила искусства в том, что оно влияет на чувства, через них прокладывая путь к разуму, пониманию, выводам.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 842 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 463
    • DOCX 50 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Горина Светлана Витальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Горина Светлана Витальевна
    Горина Светлана Витальевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 18824
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 34 регионов
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации ФГОС НОО

Учитель по подготовке к школе (педагог)

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 305 человек из 58 регионов

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1215 человек из 82 регионов

Мини-курс

Психология обучения и развития детей: от садика до школы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 17 регионов

Мини-курс

От Зейгарника до Личко: путь к пониманию человеческой психологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 15 регионов

Мини-курс

Проектный анализ: стратегии и инструменты управления успешными проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе