Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение
средняя общеобразовательная школа №
86
имени контр-адмирала И. И. Вереникина
Доклад
«Эстетическое воспитание младших
школьников»
Учитель начальных классов
Горина Светлана Витальевна
Тема: « Эстетическое воспитание младших
школьников»
В настоящее
время, эстетическое воспитание детей стало одним из важных средств воспитания
подрастающего поколения.
Растить человека
восприимчивым к прекрасному – это проблема, в которой неразрывно связаны задачи
эстетики-науки об искусстве – и задачи этики - учения– это проблема, в которой
неразрывно связаны задачи эстетики-науки об искусстве – и задачи этики – учения
о морали, о нормах отношений людей к обществу и друг другу.
И именно
учителю начальных классов, отведена особая роль в процессе эстетического
воспитания школьников. Именно он призван заложить основы трудовых навыков
ребёнка, его творческого потенциала, художественного развития.
Искусство учит нас и
наших детей видеть и чувствовать глубже и тоньше. Чудодейственная сила искусства
в том, что оно влияет на чувства, через них прокладывая путь к разуму,
пониманию, выводам.
Из этого ещё
яснее наша задача: надо воспитывать чувства, развивать данную человеку природой
драгоценную способность воспринимать прекрасное.
А вот
вторая задача эстетического воспитания – развитие в подрастающем поколении
способности воспринимать прекрасное.
Склонности к
эстетическому воспитанию проявляются у детей рано. Ярким примером служат
выставки детского творчества.
В.А.Сухомлинский
писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель
мира» Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и
трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте,
воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку,
фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу
ребенка.
Приобщение ребенка
к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни,
способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном
его познании, преобразовании.
Способность
воспринимать прекрасное – великий дар природы нам, людям. Но это и дар
человечества самому себе, потому что человек развивает в себе эту способность,
учит глубже и тоньше чувствовать прекрасное и активнее создает его в любой
области жизни, куда бы ни прикладывал он свою мысль и свой труд.
Ручная
умелость развивает творческое интуитивное мышление. Но происходить это может
только за счет очень внимательного, «заинтересованного» отношения к предметам и
материалам, с которыми ребенок имеет дело в процессе работы. Считаю, что уроки
технологии помогают формировать у ребенка любовь к искусству и творчеству,
часто вспоминаю слова В.А. Сухомлинского «мастерство рук – это материальное
воплощение пытливого ума, смекалки, творческого воображения очень важно, чтобы
в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел».
Одним из
эффективных средств воспитания, в котором тесно взаимосвязаны формирование
трудовых навыков и художественное развитие учащихся младших классов, может быть
работа по украшению изделия аппликацией. Она позволяет детям другими глазами
взглянуть на окружающий мир, пробуждает у них радость труда, жажду творчества.
Аппликация относится
к декоративно-прикладному искусству и является разновидностью вышивки,
применяемой для украшения одежды, предметов быта, для создания декоративных
панно. Декоративно-прикладное искусство живет вокруг нас в коврах, тканях,
одежде, керамической посуде, оформлении книг.
На уроках технологии
я учу ребят видеть прекрасное, стараюсь воспитывать у детей интерес и любовь к
творчеству, развитию художественного вкуса ребенка, привить навыки культурного
труда, взаимопомощи друг другу.
Как всего этого
достичь?
Во-первых,
очень важно, чтобы на уроке дети имели все необходимые инструменты. Рабочее
место, с точки зрения культуры труда, должно отвечать определенным требованиям:
порядок размещения материалов, инструментов, отсутствие лишних предметов и
мусора.
В процессе
работы ребенок сразу должен настраиваться на творческую деятельность. Этому
помогает установка, которую дети формулируют в начале урока: «Сегодня нам
понадобятся…».
Во-вторых,
большая роль в аппликации принадлежит ее цветовому оформлению, что оказывает
огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Цвет эмоционально
влияет на ребенка, увлекая его красочностью, яркостью. Поэтому важно
целенаправленно развивать чувство цвета, как наиболее доступное представление о
красоте окружающего мира и произведений искусства.
На уроках технологии
я разъясняю детям, почему надо брать для аппликации тот или иной цвет, какие к
нему подходят сочетания, чтобы наиболее выразительно передать определенное
содержание. Обращаю внимание ребят на многоцветие реального мира: ведь небо
бывает не только голубое, но и алое, и фиолетовое, и насквозь позолоченным
солнцем. Стараюсь, чтобы при выполнении работ ребята использовали различные
оттенки одного цвета. Считаю, что гармоничные сочетания, составленные из
близких по звучанию тонов, помогают передать лучше явления природы, составить
композиции.
В-третьих,
творчество и мастерство – это еще и качество. Поэтому на уроках технологии
настраиваю детей на выполнение работы без спешки, уделив тем самым внимание к
качеству изделия, его аккуратности.
Важно, чтобы
значительную часть работы учащиеся выполняли самостоятельно, поэтому учу
анализировать конструкцию изделия, выделять детали, из которых оно состоит,
определять взаиморасположение и последовательность выполнения работы.
На уроках я
поощряю желание ребенка дополнить изделие мелкими деталями, которые гармонично
вписываются в изделие. Даже если ребенок выполнил работу, изменив только
цветовую гамму, это уже успех. Такое восприятие существенно расширяет
художественно-эстетический кругозор учащихся.
Дети рано
начинают воспринимать окружающее. Но чтобы они могли оценить увиденное,
отличить действительно красивое от пестроты и пошлости, этому необходимо учить.
Нужно стараться создать благоприятные условия для художественной деятельности
детей, беседовать с ними о красоте окружающего мира, закреплять самостоятельно
найденные ребенком средства художественной выразительности.
Многие изделия можно
выполнить из тех материалов, которые обычно не находят применение и
выбрасываются. Использование их для поделок приучает детей к бережливости,
экономному расходованию.
Наглядное представление о результатах работы,
проводимой на уроке, дают выставки детских работ. Основной задачей выставок
является эстетическое воспитание, формирование у детей художественного вкуса.
Дети стремятся выполнить работу аккуратнее, чтобы она оказалась среди самых
лучших
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.