Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Нижегородской области
«КРАСНОБАКОВСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»
ДОКЛАД
Тема: Здоровьесберегающие технологии в образовательном
процессе
Автор:
преподаватель Ананьева Нина Ивановна
р.п. Красные Баки
2016 г
Содержание.
Введение. Понятие
здоровья……………………………………………….3 стр.
Цель и основы здоровьесберегающей
технологии в образовании……….3 стр.
Здоровьесберегающие моменты учебного
занятия………………………..5 стр.
Использование здоровьесберегающих
технологий
в педагогической
практике…………………………………………………6 стр.
Источники
информации…………………………………………………...10 стр.
«Здоровье до того перевешивает все остальные
блага,
что
здоровый нищий – счастливее больного короля»
А. Шопенгауэр
Здоровье – это главная человеческая ценность,
сохранение и приумножение которой становится первейшей обязанностью человека.
Здоровье – дело не только личное, но и общественное.
Анализ определений здоровья показывает, что чаще всего
встречается шесть его признаков:
• отсутствие болезней;
• нормальное функционирование организма;
• гармонизация организма и окружающей среды;
• способность человека к полноценному выполнению
основных социальных функций;
• полное физическое, психическое и социальное
благополучие;
• адаптация человека к усложняющейся и меняющейся
окружающей среде.
Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику образовательного
учреждения высокий уровень реального здоровья, вооружая
его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения
здорового образа жизни, и воспитывая у него культуру здоровья.
Тогда диплом о профессиональном образовании
будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством
умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к
здоровью других людей.
Прежде всего, педагог должен быть примером для своих
воспитанников в вопросах здоровьесбережения. Когда здоровый образ жизни - это
норма жизни педагога, тогда и студенты поверят и будут принимать педагогику
здоровьесбережения должным образом.
Прежде чем изменять мир, начни с самого себя.
Отношение к проблеме ортобиоза прежде всего надо
начать с личности преподавателя. Личностно-ориентированный подход к
здоровьесберегающим технологиям проявляется в изменении жизненных установок.
(ОРТОБИОЗ
— [< гр. orthos прямой, правильный + bios жизнь] термин, означающий
здоровый, разумный образ жизни; о. включает заботу о физическом здоровье,
оптимальный ритм работы и отдыха, двигательную активность, рациональное
питание, культуру общения и личную … Словарь
иностранных слов русского языка)
Самому педагогу необходимо изменить…
-> …мировоззрение преподавателя по отношению к
самому себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств,
переживаний с позиции проблем здоровьесбережения;
-> …отношение преподавателя к студентам. Педагог
должен полностью принимать студента таким, каков он есть, и на этой основе
стараться понять, каковы его способности;
-> …отношение педагога к задачам учебного процесса,
педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение
дидактических целей, но и их развитие с максимально сохраненным здоровьем.
Данные направления и определяют пути повышения
педагогического мастерства учителя через первоначальное осознание собственных
проблем и особенностей, их психологическую проработку и освоение на этой основе
методов эффективного здоровьесберегающего педагогического взаимодействия со
студентами.
Развернута программа разумно организованной
жизнедеятельности человека, которую можно было бы коротко назвать:
"искусство жить". И главным своим содержанием она обращена к
созиданию личного ортобиоза, разработке индивидуальной технологии здорового
образа жизни.
Я считаю, что педагогу в организации и проведении
урока необходимо учитывать:
1) обстановку и гигиенические условия в классе
(кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и
доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся,
письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на
вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены
одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных
усилий;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования
различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут; число
видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная
работа и т.д. Норма – не менее трех;
4) наличие и выбор места на уроке методов,
способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих
учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа,
выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и
т.д.); активные методы (студенты в роли преподавателя, обучение действием,
обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, студент как
исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта,
эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
5) место и длительность применения ТСО (в соответствии
с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности
инициирования дискуссии, обсуждения;
6) позы учащихся, чередование поз;
физкультминутки и другие оздоровительные моменты на
уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 30=45 минут урока
по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
7) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности
на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности,
интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения
этой мотивации;
8) психологический климат на уроке; наличие на уроке
эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
В конце урока следует обратить внимание на следующее:
1) плотность урока, т.е. количество времени,
затраченного студентами на учебную работу. Норма — не менее 60 % и не более
75-80 %;
2) момент наступления утомления учащихся и снижения их
учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных
и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
3) темп и особенности окончания урока:
быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы
учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность
задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом,
попрощаться с учащимися;
задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
Результаты:
создание экологически комфортной здоровьесберегающей
среды, психолого-педагогической здоровьесберегающей технологии сопровождения
учащихся в образовательном процессе;
обновление содержательной и методической базы
преподаваемых дисциплин, совершенствование ресурсного обеспечения
образовательного процесса школы и здоровьесберегающего пространства.
Анализируя урок с позиции здоровьесбережения, я
стараюсь учитывать представленные выше аспекты.
- Гигиенические условия в кабинете –
кабинет светлый, теплый, учебная доска имеет дополнительное освещение.
Проблема: кабинет находится на 3 этаже и часто в
коридоре во время занятий «проводят время» студенты. Видимо, либо отпросились в
туалет, либо обеденный перерыв не в традиционное время. Приходиться выходить и
наводить порядок. Входную дверь часто не закрываем, т.к. кабинет небольших
размеров, вентиляция отсутствует и приходиться проветривать, держа открытой
дверь.
- Число видов учебной деятельности,
используемых педагогом; средняя продолжительность и частота чередования
различных видов учебной деятельности. (Ориентировочная норма: 7–10 минут)
Использую в практике нестандартные уроки: уроки –
конкурсы (лучший проект цветника, лучший комплект вопросов по теме),
уроки-экскурсии (иногда виртуальные –видео с учебных сайтов), уроки — ролевые
игры, уроки – соревнования, и другие.
Приемы с элементами соревнования, благотворно влияют
на здоровье студентов.
Часто на уроках организую групповую работу, в ходе
которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, студентам,
особенно с заниженной самооценкой, значительно легче учиться вместе.
Проходит работа в группах по-разному: места
размещаются так, чтобы студенты могли видеть друг друга, или, ученики работают
стоя. Такая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации
здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.
Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Учитывая
это, я не требую от студентов сохранения неподвижной позы в течение всего урока
- Использование методов, способствующих
активизации инициативы и творческого самовыражения студентов;
Работа с информацией (учебник, конспект) составление
вопросов, отражающих тему учебного материала,
Описание объекта изучения – используется иллюстрации,
видео.
- Умение педагога использовать
возможности показа видеоматериалов;
Видео собственного производства, из источников учебных
сайтов и т.д.
- Физкультминутки и физкультпаузы;
В течении занятия 90 минут наступает момент
затруднений в работе- перерыв для разминки.
- Наличие у студентов мотивации к
учебной деятельности на уроке:
Мотивация студентов к получению информации слабая –
пытаюсь донести до них в форме фактов использования учебного материала в
дальнейшей жизни и работе.
Применение игровых технологий на уроках в комплексе с
другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на
изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть
индивидуальность студентов.
- Благоприятный психологический
климат на уроке;
Продумываю приемы, позволяющие активизировать в
процессе освоения новых знаний и умений самих студентов, стараюсь
прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в
зависимости от создавшейся в классе ситуации.
Для разрядки обстановки – адекватная шутка, рассказ
ситуации из жизненного опыта и т. д.
- Темп и особенности окончания
урока.
Темп разный на определенных этапах урока – в начале
занятия размеренный, далаю упор на тему и цель занятия; во время объяснения
моментов темы – четкий с дополнительными пояснениями, во время практических
заданий – бодрый ,активный для мотивации выполнения задания.
Реализуя
методы здоровьесбережения в своей деятельности, я пришла к выводу, что
педагог должен проявить следующие умения:
анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;
владеть основами здорового образа жизни;
устанавливать контакт с коллективом студентов;
наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;
прогнозировать развитие своих студентов;
моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;
личным примером учить студентов заботиться о своем здоровье и здоровье
окружающих людей.
Отдельная тема – лабораторно-практические
занятия на местности.
Обязательные условия –инструктаж по ТБ,
Соответствующая экипировка студентов (обувь в лесу, защита от гнуса), использование
инструментов по назначению. Поясняю последствия нарушений дисциплины, возможности
качественного выполнения практических заданий.
Недостатка в движении нет, но безопасность
обязательна (неровный рельеф, острые предметы и т.д.)
Оптимистический настрой на результативную
работу – общая работа в группах, настроение на положительной волне и желание
выполнить работу с нужным результатом.
Источники информации:
1. Кургузов, В.Л. Философия здоровья, гуманитарная культура и
образование как детерминанты интенсивного развития / В.Л. Кургузов // Советник
Президента. — 2004. — № 26. — С. 53-61.
2. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности
ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.-С.40-44.
Интернет ресурсы:
1.
http://afox.ru/referat/zdorovesberegaiushchie-tekhnologii-v-ramkakh-realizatcii-fgos/
2. http://garnett.ru/dokumenty/sozdanie-zdorovesberegaiushchei-obrazovatelnoi-sredy-v-usloviiakh-realizatcii-fgos/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.